Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
ОʘʰЕʨТВЕННОǧПОЛИТИʮЕʨКАЯ ГАЗЕТА ʙера 32 ͚ 1 2 4 (26866) Н аши обиды начинаются в детстве. С той поры и до могилы каждый со- бирает и как бы бережёт неот- мщённые обиды. И тащит их, вспоминая уколы и проколы, просыпаясь в поту ночью, хва- таясь за сердце и пузырёк вало- кордина. Но есть мудрые люди, которые расстаются с этим сво- им грузом в церкви, у амвона с батюшкой. И потом замечают, что груз становится легче, а го- лова светлей. Это происходит в ту минуту, когда священник, выслушав покаянное слово, покрывает голову исповедника епитрахилью и говорит: «…и аз властью мне данной прощаю и разрешаю…». ʨˌр˙˜˓˝˧ ˌ˞л˦ˑ˘˓˕˓ У каждого свои грехи, из- вестные не только ему самому, но и Господу. Это Ему, а не свя- щеннику на исповеди рассказы- ваем мы о них, вздыхая и вол- нуясь. А каяться — что камни на колокольню таскать, так учат старцы. И важно успеть сбро- сить эти булыжники на землю. И неважно, где упадёт твоя по- каянная слеза. Но всегда ли так получается? Эх, если бы… Был как-то у меня конфликт. Один человек совершил плохой поступок. По отношению не только ко мне, но и к делу, ко- торым мы вместе занимались. Дело это было разрушено. Я обиделся, но знал, куда нужно идти со своими обидами. Свя- щенник, выслушав меня, объ- яснил всё очень просто:«Тот че- ловек, может быть, и виноват. Но не в нём же дело. Господь дал тебе испытание, шанс, а ты им не воспользовался. Если бы ты простил, тогда бы из первого класса перешёл во второй. А ты затаил обиду и остался на вто- рой год». Но, если честно, я так и остался второгодником. Умом всё понимаю, но сердце затаи- лось. Не дорос, сознаю. П˙ˎ˙в˙р˓˝˧ ˜ ˜˙ˌ˙й Вопросы всепрощения, христианского смирения всег- да были главными в практике человеческого общежительства. Вот, к примеру, держим ли мы обиду на родителя, который «по- знакомил» нас с ремнём? Меня пороли ровно 3 раза. И — ещё много раз. Почему та- кая странная арифметика? В первом случае меня порол отец, царствие ему небесное! Во вто- ром—мать. Собственно, поркой это назвать было нельзя — так, больше затрещины или поло- тенцем по чём попало. А вот батя…О! Это была музыка, и всё тут было основательно. Голова моя зажималась меж колен, так что плацдарм для офицерского ремня со звездой на бляхе был подготовлен — всё было серьёз- но и неотвратимо. Зато на тот ремень в шкафу, как на «Велико- лепную семёрку», я водил смо- НЕЛЕПʲМИ ОʘИДʲǥǿ ǾʡАЖlsТСЯ 2ͤ ноября в православном мире начался ʧождественский пост. Время молитвы, смирения и про̙ения ближних. Александр Косякин ʣожно ли себе представить обиженного ʨпасителяǫ Конечно, нетǨ Обида — это свидетельство духовной слабости. А Он смог простить даже мучителей в самую трагическую для себя минуту — на кресте. треть пацанов, а каждый из тех трёх эпизодов я запомнил на всю жизнь и теперь с удовольствием пересказываю внуку. Внук хоть и таращит глаза, но, пожалуй, не верит, он — дитя расшалив- шейся демократии в педагогике и жертва родительского либера- лизма. Обижался ли я тогда на отца? Вряд ли. Ведь после пор- ки он брал меня на рыбалку, мы вместе с ним выхаживали подо- бранного на улице воронёнка со сломанным крылом. А вот теперь, в Рождествен- ский пост, важно поговорить с самим собой и спросить: а сколь- ким людям ты помог? Скольких обидел и не попросил проще- ния? И если посмотреть изда- лека, то как в песне поётся — «Кажутся нелепыми обиды»… Классики много писали на эту тему. Вот два противополож- ных примера. «Ступайте, Иван Иванович, ступайте! да глядите, не попа- дайтесь мне: а не то я вам, Иван Иванович, всюморду побью!» — это апофеоз ссоры двух друзей из-за совершенно пустячного повода (Гоголь «Как поссори- лись Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). А у Чехова есть пронзитель- ный рассказ «Враги». У земского доктора только что умер шести- летний сын. Жена в обмороке, сам доктор тоже на грани. И вот в этуминуту кнему приезжает со- сед и умоляет ехать к его заболев- шей жене. Доктор отказывается, но тот, что называется, достаёт, и они едут. Дома мужчина выясня- ет, что его жена, притворившись больной, сбежала с любовником. Мужчины ссорятся и становятся врагами. Ну как мог бы простить доктор этого соседа, если судить по человеческиммеркам? Вред˘˙ дл˪ зд˙р˙в˧˪ Даже медики говорят, что не- проходящая обида негативно ска- зывается на здоровье. Она держит человека в постоянном стрессе, повышается давление, ухудша- ется сон, обостряются сердеч- но-сосудистые заболевания. Что же делать? Учиться у мудрых. Помните, святитель Тихон простил помещика, кото- рый в гневе ударил его? Но это смирение тут же, как бумеранг, вернулось: уже барин, опом- нившись, упал на колени перед угодником. Можно ли себе представить обиженного Спасителя? Конеч- но, нет! Обида — это свидетель- ство духовной слабости. А Он смог простить даже мучителей в самую трагическую для себя минуту —на кресте. Христос во- обще поднял для нас планку на недосягаемую высоту: «Блажен- ны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить заМеня». То есть хо- рошо, когда незаслуженно, не- праведно злословят. Хо-ро-шо. Но куда нам, маловерным, гор- дым, слабым, дотянуться до этой истины. Однако стараться надо. ГЛАВНОЕ ȅ ДlsʬОВНОЕ ОʮИʰЕНИЕ Рождественский пост по строгости делится на 3 периода. Первый—с 28 ноября по 19 декабря (день святителя Нико- лая или Никола Зимний). По- недельник — горячая пища без масла, среда ипятница—сухоя- дение (можно есть овощи, фрук- ты, хлеб, пить воду), во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешается рыба. Второй — с 20 декабря по 1 января. Понедельник — го- рячая пища без масла, среда и пятница — сухоядение, втор- ник и четверг — горячая пища с растительным маслом, суббо- та и воскресенье —разрешает- ся рыба. Третий период — со 2 по 6 января—самый строгий.Поне- дельник, среда, пятница—сухо- ядение, вторник и четверг—го- рячая пища без масла, суббота и воскресенье — горячая пища с маслом. В Сочельник, 6 января, счи- тается необходимым воздержи- ваться от еды до первой звезды. А после того как она появится, можно поужинать кутьёй или рисовой кашей с сухофруктами. При этом во время Рожде- ственского поста есть послаб- ления. В 2 больших церковных праздника —Введение во храм ПресвятойБогородицы(4 дека- бря) и в день святителя Нико- лая Чудотворца (19 декабря) — разрешается рыба, а также не- много вина. Церковь подчёркивает, что суть любого поста не в воздер- жании от скоромной пищи. Главное — пройти путь духов- ного очищения, освободиться от плохих мыслей, раскаяться в дурных поступках, заглянуть глубоко в себя. Пост — это прежде всего духовное испытание, и воцер- ковлённые христиане в это вре- мя подражают Христу, который держал пост в пустыне и устоял перед искушением дьявола. А воздержаниеотскоромнойеды— всего лишь физическое выраже- ние этого испытания, возмож- ность освободиться от влияния земных удовольствий и сосре- доточиться на духовнойжизни и внутреннемпреображении. Важно освободиться от плохих мыслей, раскаяться в дурных поступках. Пост — это прежде всего духовное испытание, люди в это время подражают ʬристу, который держал пост в пустыне и устоял перед искушением дьявола.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz