Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

человеку сообщают, что надо явиться в Пенсионный фонд для перерасчёта пенсии. А чтобы не терять зря время, лучше заранее записаться в электронную оче- редь. Для этого надо всего лишь переслать код из СМС. По той же схеме действуют мошенники, якобы предоставляющие услуги доставки. Человеку отправляют цветы или какой-то недорогой подарок, а спустя день-два за- прашивают «код подтверждения доставки». Сразу после отсыл- ки кода они получают доступ к Личному кабинету потерпевше- го на Госуслугах и его банков- ским счетам. ʘ˞д˧ ˘аˢе˕˞Ǩ В июле 2024 года вступил в силу закон, который повыша- ет ответственность банков за осуществление операций по переводу денег клиентов. Закон обязывает кредитные организа- ции до списания средств прове- рять все денежные переводы на наличие признаков мо- шенничества, включая сверку с базой данных Банка России о случаях и попытках несанкцио- нированных переводов. Если деньги переводятся на сомнительные счета, или сомнения вызывает сама операция, банк мо- жет приостановить такие переводы или операции на 2 дня. Кроме того, банки должны отключать дистанционное об- служивание мошенника при на- личии информации от МВД о возбуждённом уголовном деле либо записи в книге учёта заяв- лений и сообщений о престу- плениях. Если банк, получив такую информацию и видя, что средства переводятся на счёт, ко- торый используется злоумыш- ленниками, все же осуществит перевод, то будет обязан воз- местить эти средства в полном объёме в течение 30 дней после получения заявления клиента, а при трансграничном переводе — в течение 60 дней. Но прежде всего бдитель- ность должны проявлять сами граждане. Если подозреваете, что с вашего счёта пытаются украсть деньги, первым делом позвоните в свой банк для от- мены операции. И даже если деньги не успели украсть, обя- зательно обратитесь в поли- цию. В заявлении укажите вре- мя звонка и номер телефона, ФИО и «должность» того, кто вам звонил, содержание разго- вора. Если перевели деньги — сообщите отправленную сум- му. Основание для уголовного расследования — статья 159 УК РФ, если мошенник уже по- лучил от вас деньги, и часть 3 статьи 30 УК РФ (если ему это не удалось сделать). Если у вас есть запись звонка — приложите её к заявлению. Можно будет также заявить гражданский иск о возмещении ущерба, причи- нённого в результате действий мошенника. Иллюстрация Александра Затонских Слова , которые часто используют телефонные аферисты: «ФСБ», «МВД», «Центральный банк», «безопасный счёт», «сообщите код из СМС», «данные карты, паспорта, СНИЛС». будет использована такая двух- ступенчатая схема. Как было не поверить, когда о звонке из спецслужб тебя предупреждает твой же начальник! При этом аферисты точно знали, где я работаю и как его зовут! Впро- чем, как считают специалисты в области электронных техно- логий, все базы данных россиян уже давно гуляют по просторам Интернета. Часть похище- на злоумышленниками, а порой мы сами легкомыс- ленно предоставляем свои персональные данные. И число мошенничеств с ис- пользованием социальной инженерии, когда гражда- не добровольно передают сведения злоумышленни- кам, постоянно растёт. Техника телефонного обмана сродни «цыганско- му гипнозу». Сначала чело- века оглушают неприятным известием. Это делается для того, чтобы выбить его из 1. Не вступать в разговор с неизвестными людьми по телефону. 2. Не отвечать «да» на телефонный вызов. Используйте нейтральное «алло». 3. Не сообщать по телефону информацию о себе, паспортные данные, номера пин- кодов и карт. 4. Если пришло известие о несчастном случае с близким человеком, попытайтесь дозвониться до него или до его родственников и знакомых. 5. Можно поставить услугу от оператора телефонной связи, чтобы отсекать мошеннические вызовы. 6. Не переходите по сомнительным ссылкам в сообщениях. 7. Для оформления крупных кредитов приходите в банк лично. 8. Внимательно проверяйте адреса сайтов банков, интернет- магазинов, салонов красоты, чтобы не попасть на фишинговые (поддельные) сайты. 9. Не храните пароли в браузере или файле и чаще меняйте их. 10. Если всё же попались на удочку кибермошенников, как можно быстрее обратитесь в полицию. 10 ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ ОТ КИБЕРАФЕРИСТОВ пытались её предупредить —не поверила. А когда поняла, что её обманули, пришла к нам с просьбой найти преступников и вернуть ей деньги. Много случаев мошенни- чества совершается при сдел- ках на сайтах купли-продажи. Например, «продавец» просит скинуть ему на карту аванс в подтверждение сделки, а потом исчезает. Или «покупатель» для оплаты просит номер карты продавца, а затем код из СМС якобы для совершения банков- ского перевода, а на самом деле пытается войти в онлайн-банк продавца и списать деньги с его счёта. Порой покупателю приходит ссылка на сайт, где можно посмотреть фото или видео продаваемой вещи, ма- шины или квартиры. Но, пе- рейдя по ней, человек предо- ставляет мошенникам доступ к онлайн-банку. Одноизпоследнихноу-хау— кража денег через маскиров- ку вредоносных программ под баннеры с рекламой «обновле- ния браузера». Не секрет, что массирован- ные телефонные атаки на жите- лей России идут через кол-цен- тры, размещённые за рубежом и подконтрольные украинским спецслужбам. Найти и наказать преступников нет возможности, так как нет соответствующего соглашения с этими странами. Но часто телефонные аферисты используют дропперов —живу- щих в России людей, которые за вознаграждение предоставляют реквизиты своих банковских карт для совершения мошенни- ческих сделок и обналичивания добытых таким путём средств. Их легче вычислить, и уже го- товится к принятию закон об уголовной ответственности за такое посредничество. ещё обвинения в пособничестве террористам! Решив, что достаточно на- пугал меня, собеседник пере- шёл к тому, ради чего затевался весь этот хорошо поставленный спектакль. — Зная ваши персональные данные, злоумышленники могут похитить все ваши сбережения. У вас есть деньги на счёте в бан- ке? —Нет, все сбережения ушли на ремонт квартиры... — А дома есть деньги? — Осталось немного до зар- платы, — честно ответила я, всё ещё уверенная, что разговари- ваю с офицером госбезопасно- сти. —Сколько вы получае- те? Когда у вас зарплата? — продолжал допытываться лже-сотрудник ФСБ. И тут у меня в голове словно зажглась красная лампочка: «Стоп! Что-то не так!» — А почему вы задаё- те мне такие вопросы по телефону? Я вас не вижу, вашего удостоверения тоже не видела и отвечать не обязана, — твёрдо ска- зала я. Видимо, смекнув, что «жертва» начала о чём- то догадываться, человек на том конце провода пригрозил уголовным СПОСОБОВ психологического равнове- сия и лишить способности мыслить здраво. В таком со- стоянии его потом легче за- ставить выполнять все указа- ния злоумышленников. В некоторых случаях жертву обрабатывают сразу несколько несколько участ- ников спектакля: «офицер полиции», «сотрудник бан- ка», «сотрудник службы безо- пасности» и так далее. А в подтверждение своих полно- мочий могут даже пересылать в мессенджер сканы удосто- верений. Популярны звонки от «со- трудника службы безопасности банка», когда клиента пугают известием о том, что с его кар- ты прямо сейчас пытаются спи- сать крупную сумму. А чтобы помешать краже, надо назвать номер карты, CVV-код и код из СМС. Узнав их, аферисты получают доступ к денежным средствам клиента. С внедрением банковских электронных сервисов проце- дура получения кредита упро- стилась не только для честных граждан, но и для мошенников. Если раньше для этого надо было не только лично посетить банк, но и привести с собой од- ного-двух поручителей, то те- перь всё можно сделать онлайн. Пользуясь этим, аферисты при- сылают «сообщение от банка» об одобренном вам кредите, а для его оформления просят пе- рейти по ссылке. Как только вы открываете её, деньги улетают жуликам, а на вас повисает долг. Ещё один популярный спо- соб — запрос «цифрового кода подтверждения». Например, преследованием за нежелание помочь спецслужбам и отклю- чился. «Ц˦ˎа˘˜˕˓й ˎ˓˚˘˙з» О том, что от имени сотруд- ников полиции и ФСБ могут звонить мошенники, я, разу- меется, слышала и раньше. Но совершенно не ожидала, что 04 / 12 /24 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 27 О˜тороˑноǡ мошенн˓к˓Ǩ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz