Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
Третьей симфонии (Симфони- ческой поэмы) Арама Хачатуря- на, а также уникальный цикл из пяти программ, посвящённых 150-летию великого композито- ра Сергея Рахманинова. Вместе с липецкими солистами в этом проекте участвовали известные столичные музыканты: скрипачи Родион Замуруев иЮлияИгони- на, органист Олеся Кравченко. В прошлом году оркестр вме- сте с камерным хором и соли- стами завершил работу в рам- ках грантового проекта «Сергей Василенко. Оживляя легенду», реализованного по инициа- тиве художественного руково- дителя Дома музыки Натальи Сосновской. Посвящён он был памяти незаслуженно забытого земляка-композитора. Главным итогом проекта ста- ло возрождение сочинения Ва- силенко «Сказание о невидимом граде Китеже и о тихом озере Светояре». Партитура, которую я отредактировал, теперь хра- нится в библиотеке Московской консерватории. Вслед за Домом музыки это произведение на- шего земляка было исполнено в Большом зале Московской кон- серватории. Впереди у оркестра много творческих планов. Зрителей ждут встречи с новыми про- граммами и интересными ис- полнителями. И, конечно же, юбилейный концерт коллектива, которым мы планируем завер- шить сезон. Записала Татьяна Щеглова Фото из архива симфонического оркестра ни Константина Игумнова, в котором участвовали китайские музыканты, им аккомпанировал наш оркестр. В выборе репертуара для га- стролей в КНР мы ориентируем- ся на пожелания приглашающей стороны. Обычно одну половину номеров занимают произведе- ния русских, и другую полови- ну — китайских композиторов. Китайцы традиционно про- сят включить в концертную про- грамму музыку Михаила Глин- ки и Петра Чайковского, песни «Подмосковные вечера» и «Ой, цветёт калина». Когда они ис- полняются, весь зал обязатель- но подпевает на русском языке. Примечательно, что хотя оркестр и вернулся на Родину только в начале января, нас ангажирова- ли выступить в Китае уже этим летом. Такое предложение, со- гласитесь, говорит об очень вы- сокой оценке нашего оркестра! Конечно же, взаимное про- никновение культур—китайской и русской—обогащает обе сторо- ны. Это смогли почувствовать и липецкие зрители. На днях вДоме музыки состоялся концерт «Му- зыка дружбы. Россия — Китай». Он представлял собой полную версию того, что мы показывали за границей — с теми же соли- стами и исполнением несколь- ких песен на китайском языке. Путь в 35 лет Организованный в 1988 году, наш оркестр ни разу не менял своего названия. Но два года на- зад в Липецке появился ещё один симфонический оркестр. Чтобы избежать путаницы, я бы пред- почёл называть наш симфони- ческим оркестром Дома музыки. Вразное время коллектив воз- главляли дирижёры Елена Бой- ко, Николай Губин, Александр Сиднев. Но только при Гаррии Минеевиче Оганезове, руково- дившемс 1996 по 2010 год, оркестр приобрёл международную из- вестность, завоевал лауреатские звания не только в России, но и в Германии, Австрии. Этим же дирижёром в содру- жестве с директором оркестра Тамарой Дмитриевной Леоно- вой был запущен проект «Сорке- стром играют дети». В этом году талантливые стипендиаты Меж- дународного фонда Владимира Спивакова — пианисты, скри- пачи, виолончелисты, испол- нители на духовых и эстрадных инструментах—теперь уже в 22-й раз соберутся в Липецке, чтобы Н а первом же выступле- нии липчан торжествен- но встретили представи- тели администраций 7 городов, в которых были запланирова- ны гастроли. О том, почему в Китае любят и ждут артистов Дома музыки, а также о 35-ле- тии симфонического оркестра рассказал его художественный руководитель и главный дирижёр Константин БАРКОВ. Многолетняя дружба — Если вспомнить историю, договор о дружбе, союзе и вза- имной помощи между СССР и КНР был заключён в 1950 году во время пребывания в Моск- ве китайской партийно-прави- тельственной делегации во главе с Мао Цзэдуном. Старшее по- коление до сих пор с удоволь- ствием вспоминает фирменные полотенца, текстиль, чайники, термосы и иную утварь, которую нам поставляли из Поднебесной. В последние годы отношения между нашими странами разви- ваются особенно динамично, это касается и творческих связей. Недавняя поездка Липецкого симфонического оркестра в Ки- тай—десятая по счёту. У нас был четырёхлетний перерыв, когда китайская сторона не принимала гостей из-за пандемии. Но как только граница открылась, нас сразу же пригласили. Почему на- ших артистов там любят и ждут? Липецкий симфонический ор- кестр — это стабильный коллек- тив профессионалов. Именно поэтому мы выступаем в Китае в великолепных залах, вмеща- ющих от 3 до 5 тысяч зрителей. Согласитесь, такой приём ко многому обязывает. Дружба с китайскими му- зыкантами у нас многолетняя. В Союзе композиторов России есть интересный композитор и музыковед Чжень Гуань Цзо с русскими и китайскими этниче- скими корнями. Он привозил в Липецк большую программу, где звучали в том числе и его произ- ведения. На этом концерте, пол- ностью посвящённом китайской музыке, за пультом стоял про- фессор Харбинской консерва- тории дирижёр Тао Я Бин. А на Международном конкурсе име- выступить на одной сцене с на- шим симфоническим оркестром. Многие из тех, кто преж- де играл в этом проекте, стали известными музыкантами не только у нас в стране, но и за рубежом. Это пианист Алексей Сычёв, аккордеонист Сергей Крутских, Сергей Басукинский, скрипач Давид Махмудов. 35 лет — это долгий путь. За годы работы оркестр подготовил более тысячи программ из акаде- мической музыки отечественных и зарубежных композиторов. В разное время с нашим симфо- ническим оркестром выступали композиторы, дирижёры и со- листы с мировым именем, вклю- чая Родиона Щедрина и Андрея Эшпая, которые доверили кол- лективу свои авторские вечера. Липецкие меломаны слу- шали композитора Владислава Казенина, дирижёров Юргена Бёме, Мака Калока, Владислава Булахова, пианистов Юрия Ро- зума и Марию Гамбарян, скри- пачей Ирину Бочкову, Степана Яковича, Родиона Замуруева и многих других. Я руковожу оркестром 14 лет. Меня называют «демократич- ным» дирижёром и за реперту- арную политику, и за бережное отношение к артистам. За эти годы мы не только исполняли классику, но и работали с груп- пой «Кино» и другими рок-му- зыкантами. Это были гастроли по нескольким городам России. Не боимся экспериментировать, включать в программы популяр- ную музыку из кинофильмов, композиции из репертуара ор- кестра Поля Мориа, сюиты на музыку АВВА и «Битлз». Ожившая легенда 2023 год стал для нас плодо- творным. Оркестр дал 46 кон- цертов, включая выступления в районах и городах области, а также в соседних Тамбове, Ми- чуринске и на небольших сцени- ческих площадках. Наиболее важными события- ми стали региональная премьера Недавно Липецкий симфонический оркестр Дома музыки побывал на гастролях в Китае. Они прошли в городах Сиань, Баоцзи, Иньчуань, Баотоу, Карамай, Дунъин, Вэйхай. Я ВЫБРАЛ ТУ ПРОФЕССИЮ, К КОТОРОЙ ТЯНУЛАСЬ ДУША. ВСЕГДА С РАДОСТЬЮИДУ НА РАБОТУ. НАДЕЮСЬ, ЧТО И ВЕСЬ ОРКЕСТР РАЗДЕЛЯЕТ СОМНОЙ ЭТОТ НАСТРОЙ Константин Барков «ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА» В ПОДНЕБЕСНОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА Творчество 24 № 11 (26753) Константин Барков (в центре) во время гастролей в Китае Когда в Китае симфонический оркестр выступал с концертом, посвящённом Великой Отечественной войне, и исполнял песни «Священная война» и «День Победы», то зрители подпевали на русском языке. Артисты Дома музыки Денис Гридасов, Никита Карпенко и Кирилл Руденко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz