Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
Рет˛˙˜˚е˕т˓ва 25 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 20 / 11 / 24 С КОСʣОНАВТОʣ НА Тʲ Время службы подарило знакомства со многими людьми. На память об одном из них в фотоальбоме Степенко хранится снимок с надписью «Лёха, с присвоением звания!» и автографами тех, кто запечатлён на нём: Юрия Гагарина и Германа Титова. Кос- монавт номер 2 в своё время проходил в Липецком авиацентре переобучение, он и подарил фото. Как человек общительный и не заносчивый, за 9 месяцев в Липецке обзавёлся товарищами среди лётчиков. Однажды в их компании, в которой был и Сте- пенко, Герман Степанович отправился порыбачить на Дон. Парни были после полётов, поэтому решили сначала покушать. Только расположились на траве, как кто-то заметил, что машина Титова, оставленная на пригорке, начинает катиться в сторону реки. — Эх, всё равно не успеем! — сказал космонавт и продолжил трапезу. Автомобиль, скрывшийся под воду по самую крышу, потом, конечно, вытащили. А эту историю всегда вспоминали с улыбкой. КОГДА Я ПЕРЕСТАЛ ЕЗДИТЬ НА МАШИНЕ, ПРИНЯЛ ЭТО КАК ДОЛЖНОЕ. А ВОТ КОГДА ПЕРЕСТАЛ ЛЕТАТЬ, ПЕРЕЖИВАЛ ЖУТКО. И СЕГОДНЯ, УВИДЕВ САМОЛЁТ, ПОНИМАЮ: ЭТА ТЯГА К ПОЛЁТАМ НЕ ПРОШЛА И СПУСТЯ ГОДЫ Алексей Степенко данских судах, чувствует себя в воздухе как дома. И, конечно, следит за развитием военной авиации — с начала его первого полёта она шагнула вперёд семи- мильными шагами. И он этим очень гордится. Лётˢик по гос˒ака˒˞ В юности Степенко мечтал стать строителем—война, на ко- торой в апреле 1945 года на тер- ритории Чехословакии погиб его отец, породила желание созидать, возрождать разрушенную страну из руин. Однако его по госзаказу (был так называемый сталинский набор — по состоянию здоровья для службы отбирали крепких парней) направили учиться во Фрунзенское военное авиаци- онное училище лётчиков ВВС СССР. Жизнь по уставу сложно- стей не вызывала. Педантичному по натуре, любящему порядок во всём, Алексею она пришлась по душе. Даже ранний подъём его, в отличие от городских курсан- тов, не напрягал: помогая матери вести домашнее хозяйство, с дет- ства привык вставать на зорьке. Так что тут ещё и подольше по- лучалось поспать. Лучших выпускников, сре- ди которых был и Степенко, по окончании училища направили на укрепление дальневосточных рубежей. В общей сложности в Приморье и на Сахалине Алек- сей Петрович прослужил 10 лет, охраняя воздушные рубежи на- шей Родины. Все попытки про- никновения метеошаров с раз- ведывательной техникой жёстко пресекались. А уж с самолётами и не совались — знали, что нет никаких шансов пройти незаме- ченными, хотя в то время были совсем другие технические воз- можности по сравнению с днём нынешним. Освоил и вертолёт Помнит как сейчас Степен- ко и ошарашившую в своё вре- мя новость: первый секретарь ЦККПСС Хрущёв вдруг решил, что истребительная авиация стране особо не нужна, и сделал ставку на развитие вертолётной техники. — Чтобы не остаться не у дел, пришлось переучиваться на вертолётчика, — рассказы- вает Алексей Петрович. — Мо- рально было очень сложно. Мы привыкли к определённым ус- ловиям, высоким скоростям, принятию решения в одиночку, а тут всё иное. В общем, понял, что летать на вертолётах — не моё, хотя и на этом этапе жиз- ни не позволил себе схалтурить, честно выполнял свою военную работу. В итоге, хоть и не без труд- ностей, Степенко всё же смог вернуться к любимым истреби- телям. На них летал до 48 лет, но даже по выслуге лет не расстался с делом своей жизни. Опытного лётчика пригласили поработать преподавателем самолётовож- дения в штурманский отдел авиацентра (в Липецк Степенко перебрался ещё в 1963 году). 5 лет он обучал молодёжь. За это вре- мя среди молодых пилотов при- обрёл репутацию «серьёзного и хмурого полковника» — так вос- принимали они педантичность наставника и его нетерпимость к небрежности в изучении ма- териала. Но кому, как не ему, знать, что решения в воздухе принимаются за считанные секунды, а успех куётся на земле. Осознав это, ученики смогли оценить профессиона- лизм Степенко и с удивлением обнаружить, что он очень жизне- радостный человек. К слову, чув- ство юмора Алексей Петрович не растерял и спустя годы. Так, на вопрос, каким должен быть лётчик, он сразу улыбается: «Как каким? Конечно же, красивым!» Свя˒˧ поколений И сегодня опыт Степенко востребован новым поколением лётчиков. Несмотря на возраст, а Алексею Петровичу 90 лет, он подтянут и статен, чему способ- ствуют военная выучка и заня- тия спортом (3 раза в неделю Степенко посещает бассейн). И по-прежнему интересуется исто- рией авиацентра и развитием современной авиации. Ему есть что рассказать, что посоветовать. В этом стремлении поддержива- ет и семья. ДочьМарина, препо- дающая английский язык, даже на своих уроках поднимает темы истории родного края, нераз- рывно связанной с авиацентром. Не стал лётчиком сын Виктор, но всё-таки выбрал профессию военного, связанного с авиаци- онным вооружением. Традицию служения Отечеству продолжил внук, тоже Виктор. Около года назад он ушёл добровольцем на СВО. Алексей Петрович уверен, что победа будет за нами, и ждёт возвращения внука. Им будет о чём поговорить и о чём помол- чать. Фото АлександраЮшкова и из архива Алексея Степенко КАК СОʬʧАНЯЕТСЯ ПАʣЯТʳ В 1968 году была написана песня «Огромное небо», ставшая очень популярной в нашей стране. На события, произошед- шие двумя годами ранее с советскими лётчиками в Герма- нии, стихотворениемотреагировал поэт Роберт Рождествен- ский. Автором музыки стал композитор Оскар Фельцман. 6 апреля 1966 года капитан Борис Капустин и старший лей- тенант Юрий Янов получили задание перегнать бомбарди- ровщик Як-28 на другой аэродром. В самолёте отказали оба двигателя, и советские лётчики ценой своей жизни отвели боевую машину от густонаселённых районов Берлина. Спустя 2 года, 17 декабря 1968 года, такой же подвиг в Ли- пецке совершили Леонтий Кривенков и Сергей Шерсто- битов. На месте их гибели по инициативе заместителя начальника Липецкого авиацентра полковника Суламбека Осканова установлен закладной камень. А через 24 года уже сам Осканов погиб, уводя свой неисправный самолёт на пустырь от села Хворостянка Добринского района. В честь подвига липецких лётчиков появилась площадь Ави- аторов (позже — и скульптура Игоря Мазура иЮрия Гришко), названы улицы города. Алексей Степенко с дочерью Мариной живут душа в душу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz