Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Рет˛˙˜˚е˕т˓ва ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 24 № 122 ȋ2ͤ͢͢4Ȍ ǾРАССʡАЖУ ʦРАʙДУǿ КАЖДЫЙ РАЗ, ПРОХОДЯ МИМО МЕСТА ГИБЕЛИ Л̦ТЧИКОВ СЕРГЕЯ ʯЕРСТОБИТОВА И ЛЕОНТИЯ КРИВЕНКОВА, ПОЛКОВНИК ЗАПАСА АЛЕКСЕЙ СТЕПЕНКО ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ У ПАМЯТНОГО ЗНАКА В СКВЕРЕ У «ЗВ̦ЗДНОГО». В ТОТ ДЕНЬ, 1 7 ДЕКАБРЯ 1 9 ͤ͢ ГОДА, ОН ТАКЖЕ ВЫПОЛНЯЛ ЗАДАНИЕ В НЕБЕ, НЕВОЛЬНО СТАВ СВИДЕТЕЛЕМ ПОСЛЕДНЕГО ПОЛ̦ТА СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ. Олеся Скворцова Более 4000 часов налетал на истребителях Алексей Степенко за время службы. Это немало, если принять во внимание, что один полёт может занимать всего 5—7 минут ОФОРМИТЬ ПЕНСИ̞ СТЕПЕНКО УДАЛОСЬ НЕ СРАЗУǣ МОЛОДАЯ СОТРУДНИЦА НЕ МОГЛА ПОНЯТЬ, КАК У 53 ǦЛЕТНЕГО ЧЕЛОВЕКА МОЖЕТ БЫТЬ СТАЖ ͢ 3 ГОДА. ОНА НЕ ЗНАЛА, ЧТО ВЫСЛУГА ЛЕТ Л̦ТЧИКОВ ВЫСЧИТЫВАЕТСЯ ПО КО̝ФФИЦИЕНТУ ГОД ЗА ДВА. А лексея Петровича рас- страивают публикации в СМИ, где полно домыс- лов и трактовок этого события. Он знает, как всё было на самом деле, поэтому обратился в «Ли- пецкую газету», чтобы рассказать правду и сохранить память о про- шлом для будущих поколений. lsст˞пил место С майором Шерстобитовым Степенко даже жил в одном доме, не сказать, чтобы дружи- ли, но, по воспоминаниям, он был простой и внимательный человек, общался со всеми до- брожелательно. В тот плановый полёт с Сер- геем Шерстобитовым штурма- ном должен был отправиться командир эскадрильи Иван Гу- сев. Когда в небе происходило ЧП, все полёты разом прекра- щались. Так в семьях лётчиков понимали, что что-то случилось. После известия об упавшем Як- 28 Гусевы посчитали, что беда постучалась именно в их дом. Однако вышло иначе. Подполковник Кривенков получил назначение к новому месту службы в другом городе, но для подтверждения звания штурмана первого класса ему не хватало одного полёта. Поэтому вместо Гусева с Шерстобитовым полетел ЛеонтийАлександрович. — Что только не читал: и что по неправильной траектории экипаж взлетал, и что бомбар- дировщик был неисправен, и что загорелся он чуть ли не на взлётной полосе, и что над горо- дом лететь не должны, да ещё и с комментариями лиц, которые якобы были непосредственны- ми участниками событий, — говорит Алексей Петрович. — На самом деле в тот день полё- тами руководил замкомандира полка Лев Андреевич Серпо- крылов. И все, кто находился в небе, слышали его переговоры с экипажем Як-28, в том числе и я. — Взлетели Шерстобитов и Кривенков планово, — расска- зывает дальше Степенко. — За- ходили под определённым углом, как всегда над городом. Все знали маршрут настолько, что распоз- навали под крышами конкрет- ные здания, например тот же дом №67 на улице Гагарина, который чаще всего попадал в поле зрения перед посадкой. Спустя время на Як-28 загорелся двигатель. Эки- паж включил режим пожароту- шения, огонь погас. Прекращая задание, Кривенков и Шерсто- битов зашли на стандартный круг перед посадкой. Инструкция, которую все мы хорошо знали, гласила, что Як-28 может лететь на одном двигателе без потери высотыи скорости. Однако в ней нигде не было указано, что гене- ратор переменного тока, который питает автоматику второго двига- теля для его нормальной работы, находится в другом, вышедшем из строя. Лётчики поняли это, когда уже сделали половину кру- га: самолёт стал резко терять ско- рость и высоту. — Слышал даже такую не- лепую версию, что пилот не дал катапультироваться штурма- ну, — продолжает Алексей Сте- пенко. — Однако если бы они откинули фонарь (так называ- ется прозрачная часть кабины самолёта), сопротивление воз- духа дополнительно возросло и последствия были бы более ката- строфическими. Они оба знали это, как и то, что оставшийся без управления самолёт упал бы на школу №36 и детский сад №18, которые ко всему прочему по- сещали дети и их товарищей по авиацентру. Поэтому поступили как настоящие мужчины: сде- лали всё, чтобы увести машину на пустырь. Для меня, как и для многих моих коллег, это герои- ческий поступок. Нередко пи- шут о том, что подвиг Шерсто- битова и Кривенкова оставили без внимания. Но и это не так, хотя звания Героев им всё же не присвоили. Орден Красной Звезды, который им вручили посмертно, — значимая и ве- сомая награда. В центре города также установили скульптуру в их честь, ещё бы привести в по- рядок памятный камень на месте падения самолёта — это наша история, это наша благодарность за сотни спасённых жизней. Командир для генерала Полковник запаса Алексей Степенко и сам является обла- дателем ордена Красной Звезды. Им его наградили за освоение новой авиационной техники и за переучивание личного состава. Большую часть службыАлек- сей Петрович провёл за практи- ческим изучением определённых характеристик истребителей. Он не только сам освоил несколь- ко видов самолётов, но и внёс сотни ценных предложений, ко- торые вошли в методички для пилотов, — их знание не раз выручало в сложных случаях в небе. К слову, одно из них и стало следствием нестандартной ситуации, из которой Степенко смог достойно выйти. Однажды он перегонял самолёт из Липец- ка в Таганрог. На середине пути на высоте в 11 тысяч метров со- рвало фонарь (потом оказалось, что это заводская недоработка), задело и защитный шлем. За бортом — минус 56 градусов, а лётчик — в лёгкой рубашке. А на небольшой высоте расход то- плива значительно выше, горю- чего явно не хватит добраться до места. Тогда Степенко, как бы тяжело ни было управлять само- лётом, принял решение добрать- ся до Таганрога, поочерёдно то набирая высоту, то спускаясь. Приземлился на аэродроме, а с полосы вырулить не смог — то- пливо на нуле. Почти идеально рассчитал! Этот опыт Алексея Петровича с тех пор учитывают и другие лётчики. На всю жизнь Степенко за- помнил и отзыв одного гене- рала, летавшего в эскадрилье в середине 60-х. Как-то после взлёта на его истребителе отка- зал двигатель. Лётчик принял решение катапультироваться и перед этим, как и советовал Алексей Петрович, вручную сде- лал притяжку ремней к спинке сиденья, не надеясь на автомати- ку, которая в итоге не сработала. Это спасло ему жизнь, о чём он не стеснялся говорить вслух. А младшего по званию Степенко генерал с тех пор стал звать ко- мандиром. На долгие годы небо стало судьбой для Алексея Петровича, и хотя теперь он летает только в качестве пассажира на граж- Новое поколение авиаторов на связи с опытным лётчиком Памятный камень на месте гибели Кривенкова и Шерстобитова врос в землю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz