Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
Ж˓˒˘˧ ˓ ˜˞ˏ˧ˌˋ 23 ǾЛИПЕʭКАЯ ГАЗЕТАǿ 13 Ȁ 11 Ȁ 2͠ — Во все времена село жило песней, главное — чтобы был музыкант, — говорит Евгения Николаевна. — Мне всегда удавалось не просто собрать, но и удержать коллектив. Костяк в основном женский, и мужья со спокойной душой отпускали супруг на репетиции: баянист-то не мужчина, ревновать не придётся. А наши общие успехи воодушевляли семьи: где бы ни работала, мои коллективы в конкурсах никогда ниже 3-го места не опускались! Причём перемена мест на качество труда не влияла. Везде и всегда — с полной самоотдачей и радостью. — Я всегда на оптимизме, — говорит Евгения Николаевна. — Знаю, уныние — грех. Поэтому, когда сообщили, что у меня онкология, даже не вздрогнула. Не просто держу себя в руках, но нахожу повод для радости даже тогда, когда всё очень плохо. Говорю себе, что, значит, так и должно быть, и перестраиваюсь. И нахожу в себе силы, энергию творить, возможность жить и открывать что-то новое. РАДОСТЬ ТВОРʮЕСТВА В ОДНИ РУКИ стандартно и красиво. Неудивительно, что вслед за подругами Евгения отпра- вилась учиться на ткачиху, аж в Вышний Волочёк! Швейное мастерство кормило семью Евгении Николаевны и в 90-е годы, когда вовремя не платили зарплату. Бралась за всё—от ярких ситцевых детских платьев с приутюженными термоаппликациями до модных «адидасовских» спортивных ко- стюмов и даже купальников. Да и сегодня на углу дома висит объявление ошвейных услугах: как в селе без человека, умеющего и брюки подшить, и штору подрезать, и блузку подогнать по размеру? Во˜˜оед˓нен˓е та˖антоˍ Оба таланта, швейный и музыкаль- ный, слились воедино благодаря любви к народному творчеству. Также не оста- вались незамеченными её неуёмный ха- рактер и организаторские способности. Однажды в Вышнем Волочке к ней, ещё студентке, обратились с просьбой со- брать агитбригаду. К удивлению многих, справилась за неделю. Секрет был прост: задолго до просьбы она каждый вечер со- бирала у себя девчонок и пела с ними под баян. Так что оставалось только выбрать номера и немного порепетировать. По- сле Вышнего Волочка Евгения рванула на ударную комсомольскую стройку — в Донецке открывался хлопчато-бумаж- ный комбинат. Осваивая новые ткацкие станки, она и сама в передовики выби- лась, и ученицам свои умения переда- вала. И уже там стала художественным руководителем творческого коллектива цеха — переманили! А потом романтика позвала уже в Якутию, Казахстан, Воронежскую об- ласть. Умеющий играть, петь и организо- вывать других — везде нарасхват. В 1985 году Евгения Николаевна приехала на хлевенскую землю. 22 года она была ху- дожественным руководителем ДК села Елец-Маланино. Здесь смогла реализо- вать многие свои творческие задумки: создала фольклорный коллектив, детский танцевальный ансамбль, хор, который во многом благодаря её труду через 11 лет получил звание народного. А в 2007 году переехала в места своего детства в Воро- нежскую область. Устроилась худруком в село Садовое Аннинского района, уже через 2 недели с нуля организовала ан- самбль «Раздолье», который за короткое время снискал себе не меньшую славу, чем существующий много лет коллектив «Аннушка». Тяга к перемене мест побудила переехать в Воронеж, но связь с Хле- венским районом Кузнецова не теря- ла. Однажды откликнулась на просьбу о помощи Конь-Колодезскому ДК, где нужно было переформатировать работу местного хора. Всего за 2 месяца Евге- ния Николаевна создала несколько ярких концертных номеров. После чего приня- ла решение переселиться в Липецкую об- ласть уже навсегда. Место нашлось в Во- робьёвском ДК, не отказалась она взять на себя и обязанности худрука в соседней Ворон-Лозовке. Это было невероятное время. Порой в один день в обоих сёлах проводила концерты, причём с разной по тематике программой. Воробьёвский ансамбль «Прялица» в то время заявил о себе не только в районе, но и во всей об- ласти. А уж наряды какие были, переоде- вались за отделение не раз! Сама Евгения Николаевна всегда шила себе костюмы для выступлений, подбирая образ к конкретному номеру. Если уж делать, то делать красиво. И од- нажды села за швейнуюмашинку, чтобы и другие участницы концерта выглядели на сцене празднично. Как-то за 4 дня сши- ла 4 шикарных костюма! А в другой раз смастерила сразу 13 платьев в народном стиле для всего коллектива! Новые наря- ды, которые она шила такими больши- ми комплектами ещё не раз, не просто удивляли зрителей и давали возможность артистам обновить гардероб артистам. Евгения Николаевна стала своего рода законодательницей мод. Вслед за Кузне- цовой в Хлевенском районе стали уделять внимание сценическим нарядам: яркие одинаковые костюмы, несомненно, вы- глядят на сцене гораздо эффектнее самых красивых платьев из домашнего шкафа. К слову, головные уборы мастерит её коллега и подруга Татьяна Пономаренко, жительница села Садовое Воронежской области. Второ˔ го˖о˜ Выходит на сцену Евгения Никола- евна и в качестве исполнителя. На фе- стивале «Крылья Победы», к примеру, выступала с авторскими песнями «На горе крутой» и «Что же ты наделала, вой- на», за что получила высокую оценку жюри. Но чаще поёт вторым голосом, оттеняя основного певца. Где бы ни жила, всегда выступала в таком формате. Уже 12 лет дуэту «Бабье лето» с директором Воробьёвского ДК Татьяной Ушаковой, а в Елец-Маланино её напарницей была Вера Журавлёва. После с дочерью Свет- ланой создала дуэт «Родославие». Та в юности увлеклась иностранными языками — зарубежные страны манили новыми возможностями. На волне успеха Светлана уехала в Испанию. И всё вро- де там складывалось прекрасно: семья, высокооплачиваемая работа, уважение коллег и знакомых. — Мне везде хо- рошо, но там я была словно в вакууме, одна , оторв ан- ная от родной культуры, — рассказывает Светлана. — Еду по офисным делам, а в голове пишу сценарий или пою фольк- лорные песни. Мне потребовался не один год, чтобы найти в себе смелость ответить на вопрос, кто я и кем быть моим детям. Русская культура, русская природа, рус- ские традиции — только за границей я оценила их значение в жизни каждого из нас. После 10 лет в Испании Светлана вер- нулась в Россию, чтобы остаться здесь навсегда. Теперь она снова — главная помощница и единомышленница своей матери. Теперь они не только поют, но и живут в унисон. Евгения Николаевна счастлива: есть кому передать свой опыт, есть кому продолжать семейные и на- родные традиции, переплетённые самой судьбой. Фото Александра Юшкова и из архива Евгении Кузнецовой ЕВГЕНИЯ КУ̇НЕЦОВА ЖИВЁТǡ НЕ С̗ИТАЯ ГОДЫ. И УВЕРЕННО ̗УВСТВУЕТ СЕБЯ И ̇А РУЛЁМ АВТОǡ И НА О̇ДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГУЛКЕ БОСИКОМ ПО СНЕГУǡ И НА С̚ЁМКАХ ПРОГРАММЫ «ПОЕДЕМǡ ПОЕДИМ» С ДЖОНОМ lsОРРЕНОМǡ Иǡ КОНЕ̗НОǡ НА МИЛЫХ СЕРДЦУ ВСТРЕ̗АХ С ВНУКАМИ И ПРАВНУКАМИ. АДЕЛʳ ȅ ʴТО СlsДʳБА Несмотря на занятость, Евгения Кузнецова ещё и книгу пишет. Её ра- бочее название — «История моей жиз- ни». В неё войдут автобиографические заметки о семье и творчестве, размыш- ления о малой родине и своём месте на этой земле, а также песни и стихи, которые написаны за годы. Судя по десяткам толстых папок с фотографи- ями и вырезками из газет, рассказать действительно есть о чём. Одна только история знакомства её родителей чего стоит. Отец Николай Яковлевич, уроженец Воронежской области, в 1950 году приехал в Севасто- поль на работу по восстановлению го- рода после войны. Однажды он увидел фотографию девушки по имени Адель из Костромской области у комсомоль- ского вожака — её тёти. И сразу понял, что это судьба! Выпросил адрес и на- писал послание. Переписка длилась 2 года, после чего Николай пригласил костромичку в Крым с намерением со- здать семью. Однако приехавшая Адель дома жениха не застала: его неожидан- но отправили в длительную команди- ровку. Когда же Николай вернулся, долго не раздумывали, расписались в Ялте. Вырастили четверых детей. Дуэт «Родославие»: мать и дочь вместе и на сцене Номер «Там, вдали за рекой», 1979 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz