Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
Тво˛ˢː˜˝во ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 32 № 11 9 ȋ26ͤ61Ȍ ОДИʤ В ДВУʬ ИПОСТАСЯʬ ЭТОГО АКТЁРА И РЕЖИССЁРА ХОРОШО ЗНАЮТ НЕ ТОЛЬКО МЕСТНЫЕ ТЕАТРАЛЫ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АКТЁРСКОЙ ДИНАСТИИ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РОССИИ ОЛЕГ ПОНОМАРЁВ Ȅ ОДИН ИЗ СТОЛПОВ ЛИПЕЦКОЙ СЦЕНЫ. Ольга Шкатова М ного лет Олег Витальевич явля- ется художественным руководи- телем Липецкого государствен- ного театра кукол. И все 25 сезонов играет на сцене Липецкого драматического теа- тра. Очередным открытием для публики стала его роль Инферно в премьерном спектакле «Пиковая дама» по повести Александра Пушкина. А был ли Воландǫ С первых минут спектакля становится понятно, что этот персонаж, придуман- ный режиссёром-постановщиком Генна- дием Балабаевым (и названный в репети- ционный период Воландом), чуть ли не самый главный. Именно ему подвластны все происходящие события. И, кажется, сам Пушкин тоже это предполагал, но предпочёл скрыть этого героя и заменить его присутствие в повествовании тайной. У Олега Пономарёва несколько иной взгляд на свою роль. — Играл разное. Но в этом спектакле роль особенная. Я играю то, чего нет. По- стоянно видишь происходящее на сцене, но это стороннее наблюдение. Мой персо- наж—проводник в ад или в рай, а это уже философия. Он наблюдает за персонажа- ми и удивляется их поступкам, тому, как они куда-то спешат, суетятся. А в итоге и герои Пушкина, и все мы будем через это проходить. И нас однажды кто-то будет встречать и куда-то провожать. А вот куда, это вопрос, — рассуждает Олег Виталье- вич. —Но я, создавая образ, отталкивался не толлько от этих рассуждений. Мой ге- рой – не абстракция, а живое существо. Одни ему нравятся, другие – нет. Кого-то он вынужден взять с собой и проводить в тёмную сторону, которой он служит. А ко- го-то, наоборот, защищает, предупреждая, чтобы туда не ходили. 1 сентября 2000 года начал свою работу Липецкий муниципальный театр. Возглавили его художественный руководитель Яков Лившиц и директор, народная артистка России Валентина Бражник. 20 декабря состоялась премьера «Ханумы», а ровно через месяц — премьера «Маугли». Главную роль в нём сыграл старший сын Олега Витальевича Артём. МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО ЛИПЕЦКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ — ЖИВОЙ ТЕАТР С ИСТОРИЕЙ, ТРАДИЦИЯМИ И СВОИМ ЗРИТЕЛЕМ Олег Пономарёв Олег Пономарёв в роли Инферно в спектакле «Пиковая дама» Учили не уча На сцену одного театра он выходит в драматических ролях. В другом ставит спектакли и при необходимости тоже вы- ступает в качестве актёра. Да ещё и ру- ководит творческим составом. Нагрузка колоссальная. Как уживаются в Олеге Пономарёве эти две ипостаси – режис- сёра, руководящего постановочным про- цессом, и актёра? — Просто! Я, можно сказать, родил- ся в театре! И всю жизнь провёл здесь. Поэтому для меня эти две ипостаси – естественное состояние, моя жизнь. Я на это положил уже 30 лет, — отвечает Олег Витальевич. –И всегда равнялся на отца, учился у него и у того старшего поколения актёров, которого уже нет. Повторюсь: к сожалению, ушли из жизни те, кто делал мне замечания. Они нас учили не уча. Учился Олег Витальевич и у Якова Лившица, создавшего в Липецке новый театр. На сцене тогда ещё молодого Ли- пецкого муниципального театра Олег Пономарёв начинал свою режиссёрскую карьеру. С Лившицем они познакомились в Липецком государственном академиче- ском театре драмы имени Л.Н. Толстого, где оба работали почти десятилетие. Яков Михайлович, продолжая свою творче- скую деятельность, ставил музыкальные спектакли. Олег Витальевич начинал свой путь в актёрскую профессию. И как было режиссёру, мечтавшему о своём те- атре, не обратить внимания на молодого артиста, которому хорошо удавались са- мые разные роли. К слову, свои дипломные спектакли Олег Витальевич сыграл в Воронежском государственном театре юного зрителя и Воронежском государственном теа- тре оперы и балеты. В одном – главную роль в спектакле «Пришёл мужчина к женщине» по пьесе Семёна Злотнико- ва. В другом — Труффальдино в комедии «Слуга двух господ» Карло Гольдони. Уже тогда проявились его талант драматиче- ского актёра, унаследованный от отца, народного артиста России Виталия По- номарёва, и великолепные пластичность и музыкальность, необходимые для боль- шинства комедийных постановок. — Яков Михайлович – часть меня. Он поверил в меня и разрешил сделать первые режиссёрские шаги, объявив кол- лективу о моём желании поставить «Мау- гли». Кто-то из молодых возмутился: «Как можно без режиссёрского образования ставить спектакли»? Но у нас всё полу- чилось, — вспоминает Олег Витальевич. «Никогда не бывает легко» Рассказывая о времени создания Ли- пецкого драматического театра, Олег Витальевич вспоминает, как Яков Ми- хайлович пригласил его, стоявшего в творчестве на перепутье, к себе и рас- сказал об идее открыть в Липецке новый театр. Пономарёв-младший поделился тогда планами — учиться режиссуре. Идею Якова Лившица поддержали и в городском управлении культуры, и в мэрии Липецка, и в городском Совете депутатов. И тогда уже Яков Михайлович озвучил своё желание доверить Олегу По- номарёву молодую часть труппы. — В театре никогда не бывает легко. Даже если есть своё здание и цеха, слу- чаются другие проблемы. Если есть усто- явшаяся труппа, её надо омолаживать. Может случиться так, что театр, заслу- живший важный статус, перестаёт зву- чать, и надо что-то менять в его жизни. Нужен другой лидер, который создаст новое, важное, современное, не ломая сложившихся традиций. У театра, если он живой, всегда есть своё место в куль- турной жизни города, региона, страны. Пусть Липецкий драматический работает в трудных условиях, но живёт полноцен- ной жизнью, — итожит Олег Пономарёв. Фото Павла Острякова В Липецком государственном театре кукол Олег Пономарёв ставит спектакли и при необходимости выступает в качестве актёра Олег и Виталий Пономарёвы в спектакле «Часы с боем»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz