Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 15 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 118 /26860/1 НОЯБРЯ 2024 году доля финансирования отрасли составила 3,48 % от бюджета региона (2022 год – 3,37 %). В регионе наблюдается рост уровня заработной платы работников областных организаций культуры и муниципальных учреждений культуры . Средняя заработная плата в районных учреждениях культуры за 2022 год составила 33 591 руб ., за 2023 год – 41 981 руб ., в областных — 39 465 руб . за 2022 год , 50 641 – за 2023 год . Регион обладает большим туристским потенциалом : выгодное географическое положение , высокая транспортная доступность , богатое историческое и культурное наследие . На территории области функционирует более 280 коллективных средств разме - щения , 100 туристических агентств , установлено более 510 знаков туристской нави - гации к ключевым объектам региона . В регионе активно развиваются культурно - познавательный , событийный , дет - ский , сельский , экологический , гастрономический , паломнический туризм . Разрабо - таны туристские маршруты для разных категорий населения . С целью информирования жителей и гостей региона на территории региона осу - ществляют свою деятельность три туристско - информационных центра . Действуют 10 профессиональных аудиогидов (150 аудиоисторий ) к туристским объектам . В 2022 году запущено мобильное приложение для путешественников по Липецкой об - ласти « Липецкая Земля ». С 1 июля 2022 года вступил в силу Федеральный закон № 93- ФЗ « О внесении из - менений в Федеральный закон « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации » в части правового регулирования деятельности экскурсоводов ( гидов ), гидов - переводчиков и инструкторов - проводников », в соответствии с которым на территории Липецкой области и других регионах для осуществления экскурсионных услуг будет необходим аттестат экскурсовода ( гида ) или ( и ) гида - переводчика . С на - чала действия данного нормативно - правового акта экскурсоводы Липецкой области успешно сдают квалификационные экзамены по аттестации экскурсоводов ( гидов ), гидов - переводчиков . В Липецкой области насчитывается более 3000 объектов культурного наследия , многие из которых являются точками притяжения туристов . В области активно развиваются современные направления размещения тури - стов — кемпинги и глэмпинги . Существующая в регионе сеть кемпингов и глэмпингов включает уже более 10 таких мест размещения . Детский туризм является одним из приоритетных направлений в Липецкой обла - сти , и в целях его развития с 2018 года предоставляются субсидии социально ориен - тированным некоммерческим организациям на реализацию детских туристических проектов . За шесть лет в тематических программах приняло участие более 2000 школьников региона , в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья . Экскурсии школьников на современное промышленное производство являются важным элементом системы профориентационной работы с подрастающим поколе - нием , позволяющим познакомить детей с современным производством , с особен - ностями технологических процессов , с условиями труда работников предприятий , узнать подробности о рабочих профессиях . Более 10 предприятий ежегодно прини - мают школьников региона . Липецкая область входит в число 15 самых популярных российских направлений гастрономического туризма . Шесть старинных традиций и обычаев из нашего регио - на входят в Реестр объектов нематериального культурного наследия , среди них глав - ные бренды Липецкой области — Романовская игрушка и Елецкое кружево . В 2022 году завершена реконструкция Центра романовской игрушки в с . Троицкое . Конкурентные преимущества : наличие опыта организации и проведения международных , всероссийских и межрегиональных мероприятий ; развитая система непрерывного образования в сфере культуры ; активная цифровизация услуг , предоставляемых учреждениями культуры . Ключевые проблемы развития : ликвидация учреждений культуры в сельской местности в связи с оттоком насе - ления ; старение кадров сферы культуры и отсутствие квалифицированных специалистов по продвижению деятельности учреждений культуры среди молодого поколения с целью их эстетического и культурного развития ; изношенность основных конструктивных элементов зданий учреждений культуры и материально - технической базы в учреждениях . Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры остаются нерешенными , в их числе : значительное количество памятников истории и культуры , находящихся в неудов - летворительном состоянии ; здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношен - ности , остаются острыми проблемы состояния материально - технической базы муни - ципальных культурно - досуговых учреждений , библиотек и музеев ; недостаток квалифицированных кадров в сфере культуры , а также специалистов для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия , в фондах музеев и библиотек ; отсутствие индексации объемов государственной поддержки отечественного ки - нопроизводства , что негативно отражается на количестве новых проектов . Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры и туризма в соответствии с приоритетами и целями государственной национальной политики и окажет существенное влияние на достижение стратегических целей развития Липец - кой области . 1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере культуры и туризма , сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами , определенными в стратегии социально - экономического развития области , иных документах стратегического планирования области в сфере культуры и туризма Приоритеты государственной политики определены : Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 « Об утверждении Основ государственной культурной политики »; Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 « О наци - ональных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на пер - спективу до 2036 года »; Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 « О Стра - тегии национальной безопасности Российской Федерации »; Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года , ут - вержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2024 года № 2501- р . Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 « О меро - приятиях по реализации государственной социальной политики »; Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года , утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 года № 2129- р ; Стратегией социально - экономического развития Липецкой области на период до 2030 года , утвержденной Законом Липецкой области от 25 октября 2022 года № 207- ОЗ . Реализация Государственной программы Липецкой области « Развитие культуры и туризма в Липецкой области » ( далее — Государственная программа ) оказывает влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации , опре - деленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 « О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года »: Реализация потенциала каждого человека , развитие его талантов , воспитание патриотичной и социально ответственной личности : — создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой , патри - отичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно - нравственных и культурно - исторических ценностей ; — увеличение к 2030 году доли молодых людей , вовлеченных в добровольческую и общественную деятельность , не менее чем на 45 процентов ; — обеспечение продвижения и защиты традиционных российских духовно - нрав - ственных ценностей в рамках не менее 70 процентов проектов в сфере культуры , искусства и народного творчества , финансируемых государственными институтами развития , к 2030 году и не менее 80 процентов таких проектов к 2036 году ; — повышение к 2030 году удовлетворенности граждан работой государственных и муниципальных организаций культуры , искусства и народного творчества . Устойчивая и динамичная экономика : — создание к 2030 году эффективной системы подготовки , профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей эко - номики исходя из прогноза потребности в них ; — увеличение к 2030 году доли туристской отрасли в валовом внутреннем про - дукте до 5 процентов ; — увеличение к 2030 году экспорта туристских услуг в три раза по сравнению с уровнем 2023 года . Цифровая трансформация государственного и муниципального управления , эко - номики и социальной сферы : — достижение к 2030 году « цифровой зрелости » государственного и муниципаль - ного управления , ключевых отраслей экономики и социальной сферы , в том числе здравоохранения и образования , предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных , машинного обучения и искусственного интеллекта . Приоритетами государственной политики в сфере культуры и туризма , архивного дела являются : — сохранение , рациональное использование объектов культурного наследия Ли - пецкой области ; — развитие межкультурного взаимодействия , расширение международного и межрегионального культурного сотрудничества , интеграция культуры Липецкой об - ласти в российское и мировое культурное пространство ; — обеспечение государственной поддержки творческого состава населения об - ласти , увеличение количества областных стипендий для выдающихся деятелей куль - туры и искусства и молодых талантливых авторов ; — привлечение к участию в творческих мероприятиях детей с целью выявления и поддержки юных талантов ; — модернизация отрасли , учреждений , услуг и технологий работы с посетителя - ми на основе внедрения современных информационных , телекоммуникационных и медийных технологий ; — развитие дистанционных и нестационарных форм библиотечно - информацион - ного обслуживания населения , включая особые категории — инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности , создание публичных электронных библиотек ; — превращение музеев области в культурно - образовательные , досуговые и ин - формационные центры общественной жизни ; — сохранение традиций российского репертуарного театра , создание новых спектаклей по лучшим образцам произведений отечественной и зарубежной класси - ки , современной драматургии , новых спектаклей для детей и юношества , семейного посещения ; — развитие гастрольной деятельности театральных и концертных организаций ; — обеспечение государственной поддержки приобщения детей и молодежи к те - атральному и музыкальному искусству , музейно - выставочным проектам ; — активное внедрение современных технических ( в том числе мультимедийных ) средств для художественного оформления театральных постановок , концертных про - грамм и музейно - выставочных экспозиций ; — расширение объемов и видов услуг для населения в сфере культурно - досуго - вой деятельности ; — подготовка и переподготовка кадрового резерва отрасли , кадров нового типа — менеджеров , экономистов в области культуры , руководителей учреждений культу - ры , работников творческих профессий ; — реализация проектов по созданию туристско - рекреационных кластеров на основе государственно - частного партнерства , проведение активной имиджевой по - литики региона ; — развитие комплекса объектов туристской инфраструктуры на территории Ли - пецкой области — коллективные средства размещения туристов , предприятия пи - тания , объекты конференциальной , спортивно - оздоровительной , развлекательной , сервисной и торговой инфраструктуры ; — привлечение инвесторов к сотрудничеству и реализации инвестиционных про - ектов по развитию туристских кластеров в Липецкой области ; — продвижение регионального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках ; — сохранение комплекса архивных документов и формирование полноценной документальной базы новейшего времени . При разработке Государственной программы особое внимание уделяется поли - тике Российской Федерации в сфере туризма , требования к которой содержатся в следующих документах : Федеральном законе от 24 ноября 1996 года № 132- ФЗ « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации »; Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 « О нацио - нальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на пер - спективу до 2036 года »; Указе Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 « О Страте - гии национальной безопасности Российской Федерации »; распоряжении Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г . № 2129- р « Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года ». Государственной программой предусмотрено достижение следующих целей : обеспечение граждан современной туристской инфраструктурой ; создание и внедрение системы поддержки общественных и предприниматель - ских инициатив , направленных на развитие внутреннего туризма ; создание условий для обеспечения доступности гражданам поездок по стране в условиях комфортной и безопасной транспортной и туристской инфраструктуры ; создание и внедрение цифровых решений , обеспечивающих гражданам доступ к информации о возможностях отдыха внутри страны , а также к туристским цифровым сервисам ; реализация мероприятий по цифровизации государственного управления в сфе - ре туризма ; усовершенствование государственного управления в сфере туризма . Меры государственного регулирования ( налоговые , тарифные , кредитные , га - рантии , залоговое обеспечение ) не применяются . 1.3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами , целями и показателями государственных программ Российской Федерации Государственная программа разработана в соответствии с государственной про - граммой Российской Федерации « Развитие культуры », утвержденной постановлени - ем Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317 ( далее — государственная программа « Развитие культуры »), в рамках которой предусмотрено развитие деятельности организаций культуры , повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры , развитие инфраструктуры и внедрение цифровых технологий в сфере культуры . Государственной программой « Развитие культуры » установлены цели , достиже - ние которых планируется к концу 2030 года : увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 4,5 млрд . единиц в год ; повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры , в том числе поддержка не менее 50 тысяч творческих инициатив и проектов ; повышение уровня сохранности объектов культурного наследия и развития ин - фраструктуры в сфере культуры , в том числе уровня обеспеченности организациями культуры до 85 процентов ; увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры до 690 миллионов единиц . Государственная программа взаимосвязана со стратегическими приоритетами , целями и показателями государственной программы Российской Федерации « Раз - витие культуры » и предусматривает увеличение к 2030 году до 46 млн . ед . числа по - сещений мероприятий организаций культуры в Липецкой области . Также Государственная программа разработана в соответствии с государствен - ной программой « Развитие туризма », утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года № 2439 ( далее — государственная программа « Развитие туризма »), в рамках которой установлены следующие цели , до - стижение которых приведет к росту конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта Российской Федерации : обеспечение граждан современной туристской инфраструктурой ; создание и внедрение системы поддержки общественных и предприниматель - ских инициатив , направленных на развитие внутреннего туризма ; создание условий для обеспечения доступности гражданам поездок по стране в условиях комфортной и безопасной транспортной и туристской инфраструктуры ; создание и внедрение цифровых решений , обеспечивающих гражданам доступ к информации о возможностях отдыха внутри страны , а также к туристским цифровым сервисам ; создание сквозной системы финансовой и нефинансовой поддержки , направлен - ной на развитие экспорта туристских услуг ; увеличение числа рабочих мест и повышение кадрового потенциала отечествен - ной туристской отрасли ; реализация мероприятий по цифровизации государственного управления в сфе - ре туризма ; усовершенствование государственного управления в сфере туризма . Государственная программа взаимосвязана со стратегическими приоритетами , целями и показателями государственной программы « Развитие туризма » и предус - матривает увеличение к 2030 году до 400 тыс . чел . числа размещенных в коллектив - ных средствах размещения . Приоритетами государственной программы являются формирование гармонич - но развитой личности , разделяющей традиционные российские духовно - нравствен - ные ценности , и укрепление единства и сплоченности российского общества по - средством приоритетного культурного и гуманитарного развития , а также развитие современной , технологичной , диверсифицированной и экономически устойчивой инфраструктуры , предоставляющей разнообразный турпродукт в сфере туризма . 1.4. Задачи государственного управления в сфере культуры и туризма , способы их эффективного решения Стратегией национальной безопасности Российской Федерации , Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года , Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года и Стратегией социально - экономического развития Липецкой области на период до 2030 года установлены ключевые интересы и стратегические приоритеты . Во исполнение вышеуказанных стратегических документов государственной про - граммой предусмотрены следующие задачи : развитие деятельности организаций культуры ; повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры ( создание условий для реализации творческого потенциала , воспитания на основе духовно - нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации ); развитие инфраструктуры в сфере культуры ; внедрение цифровых технологий в сфере культуры ; создание конкурентоспособного туристского продукта региона ; стимулирование спроса и повышение доступности туристского продукта региона на внутреннем и внешнем рынках . В рамках реализации государственной программы « Развитие культуры и туризма в Липецкой области » планируется реализация приоритетных направлений в сфере туризма , закрепленных в Стратегии социально - экономического развития Липецкой области : — реализация проекта « Усадебное кольцо »; — привлечение новых сегментов туристического рынка ( бэкпекеры , автотуристы , семейные туристы , сегменты , интересующиеся нишевыми видами туризма ); — разработка мастер - планов новых и существующих кластеров ; — разработка системы маркетинговых мероприятий в рамках единой стратегии продвижения бренда « Липецкая земля »; — реализация проекта « Липецкая земля — детям !». Эффективное решение данных задач обеспечит достижение целей , установ - ленных государственной программой Российской Федерации « Развитие культуры », утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317, и государственной программой Российской Федерации « Развитие туризма », утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года № 2439. Основные направления государственной программы , планируемые мероприя - тия , а также ожидаемые результаты с указанием планируемых значений показателей приводятся в паспорте государственной программы . На динамику достижения целевых показателей государственной программы ока - зывают влияние объемы ее финансового обеспечения . В целях выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 « О национальных целях развития Российской Федерации на пе - риод до 2030 года и на перспективу до 2036 года » и привлечения всех действующих мер государственной поддержки , направленных на развитие культуры и туризма , необходимо обеспечить вовлечение всех муниципальных образований в реализацию государственной программы . Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на ре - ализацию муниципальных программ , направленных на организацию библиотечного обслуживания населения в части комплектования книжных фондов библиотек муни - ципальных районов , муниципальных округов , городских округов и поселений , приве - ден в Разделе III к государственной программе . Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ , направленных на поддержку творческой деятельности и укрепление материально - технической базы муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тысяч человек , приведен в Разделе IV к государственной программе . Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реа - лизацию муниципальных программ , направленных на создание условий для органи - зации досуга и обеспечения услугами организаций культуры жителей муниципальных районов , муниципальных округов , городских округов и поселений в части подготовки кадров учреждений культуры , приведен в Разделе V к государственной программе . Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на ре - ализацию муниципальных программ , направленных на модернизацию ( капитальный ремонт , реконструкция ) муниципальных детских школ искусств по видам искусств , приведен в Разделе VI к государственной программе . Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на ре - ализацию муниципальных программ , направленных на оснащение музыкальными инструментами , оборудованием и учебными материалами детских школ искусств , приведен в Разделе VII к государственной программе . Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на ре - ализацию муниципальных программ , направленных на создание и модернизацию учреждений культурно - досугового типа в сельской местности , включая строитель - ство , реконструкцию и капитальный ремонт зданий , приведен в Разделе VIII к госу - дарственной программе . Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реа - лизацию муниципальных программ , направленных на техническое оснащение муни - ципальных музеев , приведен в Разделе IX к государственной программе . Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на ре - ализацию муниципальных программ , направленных на оснащение муниципальных театров , находящихся в городах с численностью населения более 300 тыс . человек , приведен в Разделе X к государственной программе . Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реа - лизацию муниципальных программ , направленных на создание модельных муници - пальных библиотек , приведен в Разделе XI к государственной программе . Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ , направленных на создание виртуальных кон - цертных залов , приведен в Разделе XII к государственной программе . Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на ре - ализацию муниципальных программ , направленных на создание школ креативных индустрий , приведен в Разделе XIII к государственной программе . Постановление Правительства Липецкой области № 594 от 23.10.2024, г . Липецк О внесении изменения в постановление Правительства Липецкой области от 27 декабря 2023 года № 794 « Об утверждении государственной программы Липецкой области « Развитие культуры и туризма в Липецкой области » Правительство Липецкой области постановляет : Внести в постановление Правительства Липецкой области от 27 декабря 2023 года № 794 « Об утверждении государственной программы Липецкой области « Раз - витие культуры и туризма в Липецкой области » ( Официальный интернет - портал пра - вовой информации (www.pravo.gov.ru), 2023, 30 декабря ; 2024, 25 марта ) следующее изменение : приложение к постановлению изложить в следующей редакции : « Приложение к постановлению Правительства Липецкой области « Об утверждении государственной программы Липецкой области « Развитие культуры и туризма в Липецкой области » Раздел I. Стратегические приоритеты государственной программы Липецкой обла - сти « Развитие культуры и туризма в Липецкой области » 1.1. Оценка текущего состояния сферы культуры и туризма Липецкой области , тенденции , факторы и проблемные вопросы , определяющие направления развития сферы культуры и туризма Липецкой области Липецкая область характеризуется ростом числа посещений учреждений культу - ры , организацией и проведением международных , всероссийских и межрегиональ - ных мероприятий , активной цифровизацией услуг , предоставляемых учреждениями культуры , модернизацией муниципальных библиотек , развитой системой непре - рывного образования в сфере культуры , наличием уникального материального и нематериального культурно - исторического наследия области . При этом наблюда - ется сокращение числа учреждений культуры и культурно - досугового типа , нехватка качественной культурно - досуговой инфраструктуры , в том числе инфраструктуры креативных индустрий , недостаточное финансирование сферы культуры , дисбаланс уровня заработной платы в муниципальных образованиях . В период 2014 — 2019 гг . число посещений учреждений культуры Липецкой об - ласти увеличилось на 64,3% и составило в 2019 году 11,8 млн . (2014 год — 7,18 млн .). За период 2019 — 2020 гг . число посещений сократилось в 2 раза до 6 млн . посещений , что обусловлено введением Правительством Российской Федерации и региональной администрацией ограничений в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. За период 2022 — 2023 гг . число посещений культурных мероприятий вновь увеличилось и составило в 2023 году 20,5 млн . В Липецкой области регулярно проводится ряд международных , всероссийских , межрегиональных и областных фестивалей и конкурсов , призванных организовать содержательный досуг , правовое и патриотическое воспитание детей и молодежи , привлечь их к занятию творчеством : Международный открытый конкурс - фестиваль юных пианистов им . К . Н . Игумнова ; Всероссийский фестиваль народного творчества им . А . П . Мистюкова « Ты , Россия , и сердце , и песня моя !»; Всероссийский музыкаль - ный фестиваль имени Т . Н . Хренникова ; межрегиональный фестиваль детских хорео - графических коллективов « В гостях у « Родничка » и пр . Число видов поощрительных выплат в сфере культуры и искусства достигает 16 ед . Количество лауреатов областных премий и областных стипендиатов в сфере культуры и искусства в 2023 году составило 345 человек . По состоянию на 01.01.2024 в Липецкой области действуют организации культу - ры различной ведомственной принадлежности : театры – 4, в том числе 2 – детские ( театр юного зрителя и театр кукол ), музеи – 27, библиотеки – 475, учреждения куль - турно - досугового типа – 454, концертные организации – 3, учреждения среднего профессионального образования – 2, детские школы искусств – 38. В регионе созда - ны и действуют 6 виртуальных концертных залов . Количество учреждений культуры , действующих в сельской местности , в 2023 году составило около 841 ( учреждения культурно - досугового типа и библиотеки ), или 90,5% общего количества учреждений культуры . При этом за период с 2010 по 2023 год количество сельских клубных учреждений уменьшилось на 9,2% ( с 926 уч - реждений в 2010 году до 841 учреждения в 2023 году ), что объясняется следующими объективными причинами : сокращение численности населения в сельских пунктах ; укрупнение сельских населенных пунктов и объединение в рамках реформы мест - ного самоуправления нескольких сел в сельские поселения на фоне снижения чис - ленности населения ; оптимизация части сельских учреждений культуры путем объ - единения клубов , музеев и библиотек в единые многофункциональные учреждения ; слабая материально - техническая база сельских учреждений культуры , являющихся муниципальными ( значительная часть из них была сформирована в 1970 — 1980- е годы — здания , помещения , строения , досуговые объекты ) и находящихся в аварий - ном состоянии или требующих капитального ремонта . На период до 2024 года включительно одним из ключевых инструментов дости - жения целей и задач государственной культурной политики остается национальный проект « Культура », состоящий из 3 проектов – « Культурная среда », « Творческие люди » и « Цифровая культура ». Данные региональные проекты направлены на обеспечение доступности куль - турных благ , развитие творческого потенциала , в том числе через модернизацию инфраструктуры культуры , развитие гастрольной и выставочной деятельности , под - держку самодеятельного народного творчества , гражданских творческих инициатив , добровольческого движения в сфере культуры , непрерывное повышение квалифика - ции , внедрение цифровых технологий в культурное и образовательное пространство страны . В рамках реализации федерального проекта « Культурная среда » в Липецкой области построено 10 домов культуры , 14 домов культуры капитально отремонти - рованы . Завершён ремонт в 8 детских школах искусств , реконструированы 3 ДШИ ( в том числе в рамках реализации нацпроекта « Культура »). Впервые за 45 лет прове - дён капитальный ремонт крыши и фасада областной научной библиотеки . На территории Липецкой области статус модельных библиотек получили 12 уч - реждений культуры (2,5% от общего числа библиотек ). Оснащены 37 ДШИ и 2 колледжа искусств музыкальными инструментами , обору - дованием , учебными материалами . В Липецке в 2022 г . открыта одна из первых в стране Школа креативных инду - стрий . В 2023 году в рамках НП « Культура » проведены ремонтно - реставрационные рабо - ты государственного театра кукол , открыта летняя сцена в театре . В 2023 проведён капитальный ремонт государственного академического театра драмы им . Л . Н . Толстого . Впервые в рамках НП « Культура » оснащены 3 муниципальных музея ( г . Липецк , г . Лебедянь , г . Елец ). В рамках реализации федерального проекта « Творческие люди » в регионе соз - даются условия для творческой самореализации , развития знаний и компетенций в сфере культуры и искусства , большое внимание уделяется разработке и продвиже - нию различных творческих проектов , создаваемых в том числе некоммерческими ор - ганизациями ( ежегодная поддержка писателей , художников , театральных деятелей в форме предоставления субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям ), оказанию государственной поддержки лучшим сельским учреждени - ям культуры и их работникам . За период 2021-2023 гг . оказана государственная под - держка в форме предоставления гранта 34 лучшим сельским учреждениям культуры и 37 работникам . Федеральный проект « Цифровая культура » направлен на развитие цифровых сервисов в сфере культуры и предполагает создание виртуальных концертных залов , интерактивных выставок и мультимедийных гидов , онлайн - трансляцию мероприя - тий ведущих учреждений культуры , оцифровку книжных памятников . На 01.01.2024 в Липецкой области созданы 15 мультимедиа - гидов с использованием технологии дополненной реальности в Липецком областном краеведческом музее , Липецким областным художественным музеем приобретены аудиогиды , позволяющие полу - чить информацию о произведениях и организовать индивидуальное экскурсионное обслуживание . Учреждениями культуры Липецкой области ежегодно осуществляют - ся онлайн - трансляции мероприятий , размещаемых на портале « Культура . РФ ». Оциф - ровано 60 изданий . Создано 6 виртуальных концертных залов ( в т . ч . 4 – в рамках нацпроекта « Культура ») В целях расширения возможностей для использования потенциала культуры в достижении национальных целей развития действует программа социальной под - держки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности органи - заций культуры « Пушкинская карта ». По состоянию на 01.01.2024 участниками про - граммы являются 40 организаций культуры , действующих карт – более 58 тысяч . В 2023 году проведено 1847 мероприятий , продано более 170 тысяч билетов . В 2024 году завершается реализация федерального проекта « Придумано в Рос - сии », в рамках которого в 2022 году была открыта школа креативных индустрий в г . Липецке ; в 2025 году планируется создание второй школы также в г . Липецке . Реализуются следующие мероприятия по модернизации кинозалов в Липецкой области : открыто 16 кинозалов (15 в рамках национального проекта « Культура »), зри - тели получили доступ к услугам современного цифрового кинопоказа . В Липецкой области библиотечным обслуживанием населения занимаются 475 библиотек , 86% из которых расположены в сельской местности . Доступ к сети « Интернет » в 2023 году имеют 97% библиотек . На 01.01.2024 открыты виртуальные читальные залы Национальной электронной библиотеки в 11 библиотеках области , а всего доступ к НЭБ на договорной основе имеют 53 библиотеки . На территории Липецкой области функционирует Региональный ресурсный центр культуры и художественного образования . Повышение квалификации специалистов организовано по 16 дополнительным профессиональным программам повышения квалификации . Дистанционные курсы повышения квалификации специалистов из учреждений культуры региона проводятся на базе 5 крупнейших вузов по профилю культуры и искусства . В 2023 году контингент обучающихся по дополнительным программам в области искусств составил 17,5 тыс . чел . ( на 2,3% больше , чем в 2022 году ). Контингент обучающихся по предпрофессиональным программам составляет 786 студентов , которые обучаются по дневной заочной форме . В регионе обучение молодых специалистов осуществляют 2 колледжа . В 2023 году более 80% студентов колледжей и учащихся ДШИ ( по видам ис - кусств ) от общего числа принявших участие стали победителями и лауреатами кон - курсов международного , всероссийского , межрегионального , областного уровней . На территории Липецкой области расположено 746 объектов культурного насле - дия , включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры ) Российской Федерации . Из них 187 федерального значения ( в т . ч . 121 объект археологического наследия ). С 2017 года функционирует сайт « Электронный каталог нематериального куль - турного наследия « Наследие Липецкой области ». К нематериальному наследию Ли - пецкой области относятся частушечно - инструментальная форма « Матаня », свадеб - ные традиции сел бывшего Романова городища , традиция изготовления и бытования глиняной игрушки и пр . В период 2010 — 2020 гг . наблюдается значительное сокращение учреждений культуры и культурно - досугового типа на территории Липецкой области . Общий спад составил 11,74%. Основная доля приходится на киноустановки — 52,73% за 10 лет . Стабильным остается количество театров — 4 ед . Число общедоступных библиотек сократилось на 8,68%. За 2022 — 2023 гг . наблюдается увеличение доли финансирования от - расли культуры от консолидированного бюджета Липецкой области . В 2023 Продолжение на 16- й стр .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz