Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

К˛ˋːˍːˏː˘˓ː ОʘʰЕʨТʙЕʤʤОǧПОЛИТИʮЕʨКАЯ ГАЗЕТА 22 ͚ 11͵ (26857) Н о не этим дорога Татья- не Ильиничне церковь. Она уверена: красоту, созданную предками, нужно со- хранить и для будущих поколе- ний. 10 лет назад взвалив на себя большую ответственность, она и сегодня не сворачивает с это- го пути, продолжая объединять благим делом сельчан и других неравнодушных людей. ʨтроили на ве˕а Церковь Святого Крещения (Богоявленская церковь) — са- мая молодая из дореволюци- онных в Хлевенском районе. Начали возводить её в 1905 году рядом с местом, где прежде стоял небольшой деревянный храм, построенный в 1842 году. Трудились лишь в тёплый сезон, поэтому работы затянулись на целых 7 лет. Уже кирпичный храм от- крылся в 1912 году, 30 сентября, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и ма- тери их Софии. Любопытная деталь — строители активно ис- пользовали местные материалы. Глину для кирпича подвозили из карьера в окрестностях села, а мастерили и обжигали кирпи- чи неподалёку от площадки под строительство храма. И рабочие руки нашлись тоже здесь: мно- гие крестьяне из Крещенки и окрестных деревень участвовали в возведении церкви, помогая приезжим мастерам. Ме с т н а я жи т ел ь ниц а , 93-летняя Мария Гладунец, чей дом расположен рядом с храмом, вспоминает рассказы родных об этом масштабном строительстве: ʤОТРǧДАʣls ʟ ʤЕ СʤʟЛОСʳ Более 200 денежных переводов на восстановление храма было сделано за 10 лет земляками и неравнодушными людьми ʮТО ОБ̚ЕДИНЯЕТ АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ, СОБОР ПАРИЖСКОЙ ʘОГОМАТЕРИ И ХРАМ В ʬЛЕВЕНСКОМ РАЙОНЕǫ ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС НА̘ЛА УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И КРАЕВЕД ТАТЬЯНА ʨМОЛИНА В ХОДЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦЕРКВИ СЕЛА КРЕ̙ЕНКА. ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ХРАМА ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ ТОТ ЖЕ, ЧТО И В ИЗВЕСТНЫХ ЗАГРАНИЧНЫХ ЗДАНИЯХ, МАТЕРИАЛ. Олеся Скворцова Внешняя часть храма уже приведена в порядок, следующая на очереди — колокольня ПО БОЛЬ̘ИМ ПРАВОСЛАВНЫМ ПРАЗДНИКАМ В ВОССТАНАВЛИВАЕМОМ ХРАМЕ ПРОХОДЯТ СЛУЖБЫ. — По дворам собирали яйца— каждый хозяин давал по десятку, — говорит Мария Ан- тоновна. —Их добавляли прямо в основу для кирпича для проч- ности. Обжигали его рядом со стройкой — в специально уста- новленном горне. Умели делать на века! ʨ Т˞рˎеневы˗ в родстве И сегодня ещё до конца не отреставрированный храм пора- жает своим величием и мощью. Его размеры и внешний вид, заметно разнящиеся с приземи- стыми церквушками соседних сёл, дают основание предпола- гать, что он задумывался для по- сещения не только представите- лей низших сословий. Хотя было кому приходить сюда помолить- ся. По данным Справочной кни- ги для духовенства Воронежской области за 1900 год, приход на- считывал 256 дворов, где прожи- вали около 2150 человек. — Крестьяне жили в наших краях небогато, так что вряд ли потянули бы такое строи- тельство, — поясняет Татьяна Ильинична. — А вот неподалё- ку от Крещенки стоял барский дом, хозяевами которого были некие Лутовиновы. По данным родословной книги Воронеж- ской губернии, минимум с 1628 года эти поместья принадлежали потомкам Алексея Ивановича Лутовинова. К слову, к одной из веток этого рода относилась мать знаменитого писателя Ива- на Тургенева. О «барском происхождении» церкви говорит и её нехарак- терный для Центрального Чер- ноземья стиль: классический с элементами барокко. Те, кто бывал в Санкт-Петербурге, лег- ко проведут параллели с Петро- павловским собором в Северной столице: очень уж похожа на этот храм крещенская колокольня. Подтверждение своей версии Татьяна Ильинична неожиданно получила во время реконструк- ции здания. На каждом листе кровельного железа, которым был покрыт купол, стояли пе- чати Лысьвенского завода графа Шувалова и штампы высшей награды Всемирной выставки в Париже 1900 года. Производи- тель получил за свою продукцию Гран-при и Большую золотую медаль. К слову, в тот год на Лысьвенском заводе было про- катано 600 тысяч пудов кровель- ного железа. И после столь вы- сокой оценки материал, как бы сказали сегодня, премиум-клас- са хотели заполучить многие. Достаточно назвать 3 здания, ко- торые были покрыты таким кро- вельным железом: британский парламент, собор Нотр-Дам-де- Пари и… церковь в Крещенке. Жˎли и˕оны и ˕ниˎи О том, как выглядела цер- ковь внутри, рассказывает Ма- рия Гладунец. Там крестили двух старших сестёр, а саму её, рож- дённую в 1931 году, возили уже в соседнюю Большую Верейку. В Крещенке к тому времени на дверях православного храма ви- сел замок. До того представи- тели новой власти, приехавшие из района, сбросили на землю большой колокол, сожгли иконы и церковные книги. Лишь не- большую их часть сумели спасти местные жители. Побывать внутри Марии Антоновне удалось позже тех трагических событий благода- ря заезжим артистам, которым предоставили храм в качестве концертной площадки. — В те годы убранство ещё сохранялось, — вспоминает Мария Антоновна. — В память врезались голубые своды. Две огромные люстры. Красивые витражи. Потом, когда окна разбивали, мы бегали подбирать для игр осколки разноцветных стёкол. Иконостас был отде- лён деревянным ограждением. Находился он довольно высо- ко — батюшке минимум на три ступеньки нужно было подни- маться. Паперть — вся в плитке, её ограда была кованой. А как чисто было в церкви! Что ещё не растащили в на- чале прошлого века, разобрали в конце. В 80-х годах при стро- ительстве школы потребовались доски для пола и потолка. Тогда и решили разобрать иконостас. А кто-то не нашёл ничего зазор- ного в том, чтобы в качестве ми- шеней для стрельбы использо- вать две единственные фрески, Татьяна Смолина признаётся, что как только появляется план следующего этапа реконструкции, обязательно находятся добрые люди, жертвующие на храм немалые суммы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz