Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

П˛˙˟ː˜˜и˙˘ˋ˖˦ 9 ǾЛИПЕʭКАЯ ГАЗЕТАǿ ͟͞ Ȁ ͜͝Ȁ ͞͠ ПОВЕРЬТЕ, ЭТО БОЛЬШАЯ РАДОСТЬ, КОГДА ВСТРЕЧАЕШЬ СВОИХ ВЫПУСКНИКОВ, ТРУДЯЩИХСЯ В АВТОМАСТЕРСКИХ, НА СТАНЦИЯХ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ, СЛЫШИШЬ ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОХВАЛУ В ИХ АДРЕС ЗА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ Валерий Закутний ʣʗСТЕʧǡ ПЕДʗГОГǡ ВОСПИТʗТЕЛʳ Валерий Закутний учит студентов Липецкого колледжа транспорта и дорожного хозяйства кузовному ремонту автомобилей. В ̝том году он победил в региональном конкурсе ǼМастер года Ȅ ͜͞͞ ͠ ǽ и представлял Липецкую область в Тюмени, где соревновались лучшие педагоги про̔ессионального образования страны. Эмма Меньшикова Н адо сказать, что Вале- рий Николаевич в сис- теме профобразования работает всего 5 лет, но уже успел заслужить уважение и авторитет как среди руководителей своего учебного заведения и коллег «по цеху», так и среди студентов, с которыми ему удаётся выстраи- вать конструктивный диалог. Мастером производствен- ного обучения Закутний стал, имея за плечами большой прак- тический опыт ремонта авто- мобилей. Придя в колледж, он получил ещё дополнительное образование — педагога. Всё это позволило ему быстро адапти- роваться в новом профессио- нальном статусе и даже завое- вать звание лучшего в регионе педагога СПО. За р˞л˱м ˜ тр˱ˠ лет И это не преувеличение. Сколько помнит себя, Валерий Закутний всегда был связан с техникой и автомобилями. Ведь все мужчины в родне — отец, дяди, дед — профессионально водили машины. Уже с трёх лет отец сажал вместе с собой пар- нишку за руль грузовика —пусть к делу привыкает. А в 12 — 13 Ва- лерий уже сам ездил по окраи- нам родного тогда Лугового, что в Казахстане. И не просто ездил, а знал, как устроен автомобиль, как со- бирать-разбирать узлы. У дяди Валерий учился кузовному ре- монту, отец мастерски справлял- ся с двигателями. Конечно, пар- нишка не предполагал, как эти «семейные» уроки будут связаны с его будущей профессией. Но не сомневался, что жизнь свою свяжет с техникой. До службы в армии он уже был своим в автопарке — мог автобус загнать на стоянку, ве- сти машину по маршруту, пока дядя-шофёр «обилечивает» пассажиров. Срочную Валерий отслужил в 1989 году, а в 1990-е семья перебралась из Казахста- на в Липецкую область, которая стала для неё второй родиной. Окончив Воронежский кол- ледж железнодорожного транс- В Тюмени многие конкурсанты Ǽгрешилиǽ общностью подходов к выполнению заданий. На ̝том ̔оне заразительную увлеч̦нность Закутнего ̝ксперты отметили как главное его достоинство. порта, имея разносторонние интересы и навыки, Валерий перепробовал, как он сам гово- рит, несколько профессий. Был автоэлектриком, водителем, де- журным электромехаником в тя- говой подстанции «Российских железных дорог». Но своего увлечения автомо- билями не оставлял, совершен- ствовался в их ремонте, восста- новлении после ДТП, заслужил репутацию классного автомас- тера. Что в конечном итоге и стало решающим, когда жизнь поставила его перед очередным выбором. Вл˩бит˧ ˜т˞дентоˍ ˍ ˚ро˟е˜˜и˩ О педагогике он никогда не помышлял — повода не было. Неожиданно для себя Валерий получил предложение стать мастером производственного обучения в Липецком колледже транспорта и дорожного хозяй- ства, где студентов предстояло обучать кузовному ремонту. Но быть докой в своём деле — это одно. А учить других, по сути ещё подростков, дела- ющих первые шаги в освоении выбранной профессии, — это другое. — По складу характера мне проще сделать работу самому, чем объяснять другому. При- шлось учиться методике и пе- дагогическим приёмам у своих коллег, — говорит Валерий Ни- колаевич. Находить контакт с ребя- тами Закутнему не составляет труда. Да, сейчас это поколение сложное, в чём-то они более продвинутые, чем их сверст- ники в прежние времена, а в чём-то значительно уступают — мало читают, не склонны раз- мышлять, анализировать. И его задача как педагога – влюбить студентов в будущую профес- сию. На первых порах небольшие сложности у Валерия были с составлением планов, ведени- ем учебно-планирующей до- кументации. Но с помощью коллег и руководства он вник во все тонкости. К тому же прошёл курсы и профессио- нальную переподготовку по своему профилю в Шадринске, Саратове, Ростове-на-До- ну. Всё это помогло ему стать успешным педагогом. На одном д˦ˠании Когда Валерию Николаеви- чу предложили поучаствовать в региональном конкурсе «Мастер года — 2024», он засомневался. Ведь в Липецкой области нема- ло профессионалов с большим опытом работы в сфере произ- водственного обучения. Неожи- данно для себя он стал победи- телем! Конкурс проходил на базе колледжа, где преподаёт Закут- ний, поскольку здесь лучшая в регионе материальная база по кузовному ремонту. Но помогли не только родные стены, а все те качества, которые он перечис- ляет как основные для педаго- га профобразования — знание своего дела, творческий подход, умение слышать и слушать сту- дентов, способность к самораз- витию, коммуникабельность, адаптивность, то есть готовность меняться в соответствии с обсто- ятельствами, уверенно действо- вать в нестандартных ситуациях, импровизировать. А конкурс — это всегда экс- траординарное событие. Вале- рий готовился к нему по всем правилам: писал технологиче- скую карту занятия, определял дидактические цели, формы и методы обучения, проверял ра- боту учебного оборудования. Подготовка дала свои результа- ты — открытый урок прошёл на одном дыхании. Ключевыми мо- ментами, как отметила комис- сия, были профессиональные навыки Валерия Николаевича и умение выстраивать живой диа- лог со студентами. В целом же конкурсные ис- пытания подарили липецкому мастеру незаменимый опыт уча- стия в мероприятиях подобного уровня, а заодно открыли пути дальнейшего профессиональ- ного роста. Готоˍил˜˪ ˍе˜˧ от˚˞˜к Победа на региональном этапе не только почётна, она ещё и возлагает особую ответ- ственность — представлять наш регион во Всероссийском конкурсе среди педагогических работников системы среднего профессионального образова- ния «Мастер года». К поездке в Тюмень, где проходил в этом году финал, Валерий Закутний готовился весь отпуск. Федеральный уровень вклю- чал несколько этапов испыта- ний. Первый — «Конкурс об- разовательных кейсов» — носил командный характер. Как в игре «Что? Где? Когда?», несколько участников вырабатывали педа- гогическое решение конфликт- ной ситуации в учебном заве- дении, а отвечал за всех кто-то один. Поэтому итоги этого этапа во многом зависели от состава и собранности команды. Кстати, такой формат учит единению, работе в коллективе, и это очень полезная практика, говорит Ва- лерий. Второе испытание — «От- крытый урок» — наш липецкий участник провёл на одном дыха- нии. Это была проверка на про- фессиональную компетенцию, и Валерий Закутний блестяще её выдержал. Конечно, сказался и опыт работы в Липецком кол- ледже, обеспеченном прекрас- ным учебным оборудованием, а также скрупулёзная подготовка к занятию и помощь принима- ющей стороны — Тюменского транспортного колледжа. Членами экспертной комис- сии был высоко оценён уровень знаний нашего земляка, его способность буквально за счи- танные минуты овладевать вни- маниемребят инаправлять его на увлекательнейшее занятие—рих- товку крыла автомобиля. Мало того что студенты делали это впервые, многие даже молоток ранее в руках не держали. Погру- жение в тему было полнейшее. В третьем испытании «Влю- бить в профессию» участвова- ли 10 сильнейших финалистов. Абсолютным победителем стал мастер из Курской области. Сре- ди представителей 89 регионов, участвовавших в конкурсе, Ва- лерий Закутний вошёл в золо- тую середину. Для него, как и для колледжа, это был первый и очень ценный опыт. Фото Ольги Беляковой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz