Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
Вː˛˘и˜ˋˑ 33 ǾЛИПЕʭКАЯ ГАЗЕТАǿ ͝6Ȁ͜͝Ȁ 2͠ РЕРИХ ЛЮБИЛМУЗЫКУ И ВСЕГДА ГОВОРИЛ О СИНТЕЗЕ ИСКУССТВ. ОН СЧИТАЛ, ЧТО У КАЖДОЙ КАРТИНЫ ЕСТЬ СОБСТВЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ. А У МУЗЫКИ — СВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Ирина Карачурина НʜʧАЗʚАʛАННʲʜ КАʧТИНʲ В Липецке открылись сразу 2 выставки репродукций картин Николая Рериха. Одна из них, «Святая Русь», ждёт своего зрителя в «lsнионе». Другая, «Высокое искусство детям», — в детской художественной школе № 2 . Организаторы уверены, что картины известного художника и мыслителя говорят нам о л̞бви, единстве и красоте Божьего мира. Дарья Шпакова П сихолог Ирина Карачурина считает, что красота образов на картинах Рериха созидательно влияет на наше сознание. В 2024 году ей предоставилась возможность показать репродукции картин мастера липчанам благодаря помощи самарского выста- вочного центра. Его сотрудники пере- дали коллекцию фотокопий бесплатно, но привезти их нужно было на собствен- ные средства. И тогда Ирина и её едино- мышленники обратились в соцсетях к неравнодушным к искусству липчанам с просьбой поддержать этот проект. Люди откликнулись, и благотворительная ак- ция стала народной. —И теперь в Липецке можно увидеть картины живописца: пейзажи, храмы, образы святых подвижников. За 2 неде- ли мы собрали нужную сумму. Нам ещё хватило средств на рекламные проспек- ты и оформление самих выставок. Такая акция говорит о том, что липчане заин- тересованы, чтобы в культурной жизни города было как можно больше ярких событий, — говорит Ирина Карачурина. Жː˘ˤ˓˘ˋ Ȅ ˓˜˝˙ˢ˘˓˕ ˑ˓˒˘˓ На выставке «Святая Русь» представ- лены 23 работы разных периодов творче- ства художника. Его известный триптих с преподобным Сергием Радонежским, Франциском Ассизским и Мадонной Орифламмой на открытии экспозиции собрал возле себя больше всего зрителей. Инеудивительно, ведь эта работа говорит нам о предназначении женщины, кото- рая держит в своих руках «Знамя Мира». Этот знак, на котором в кругу помещены ещё 3 маленьких круга, придуман самим Николаем Рерихом. Он символизирует триединство прошлого, настоящего и бу- дущего в кольце вечности. — В семье Рерихов женщину всегда боготворили. Она — источник жизни. Художник считал, что все войны и беды человечества начинаются с унижения женщины, обесценивания её природы. Поэтому его Мадонна на картине дер- жит «Знамя Мира». У этого знака есть ещё трактовки. Это триединство куль- туры, искусства и знания. Изображение на триптихе Сергия Радонежского не- случайно. Он, по мнению художника, спаситель и защитник Руси. АФранциск Ассизский символизирует милосердие и сострадание, — утверждает Ирина Кара- чурина. Картины Рериха до конца не разга- даны, считают многие поклонники его таланта. Работы художника неоднослож- ны и полны глубоких смыслов. Но есть В этом году отмечается 150 -летие со дня рождения Николая Рериха. В честь юбилея по всей России проводятся различные мероприятия и выставки полотна, где торжествует простота и про- зрачность мысли. В них показана русская жизнь, о которой можно сказать одной фразой: чем проще, тем лучше. Рерихи вообще считали, что простота в человеке говорит о высоте его души. И сами, живя в Индии, не любили роскоши. Нː˚˙˜˝˓ˑ˓˗˦ː Г˓˗ˋ˖ˋ˓ В работах художника и мыслителя можно увидеть историю России. Он сам много путешествовал по нашей стране и участвовал в археологических экспе- дициях. Живописец создавал картины, в центре которых были простые люди, монастыри, храмы, образы святых. На выставке есть репродукция работы «Имы трудимся». На ней изображены идущие с вёдрами воды монахи. А за ними видне- ются горы, купола церквей, которые уто- пают в золотом цвете. Это свет святости и целомудрия. — Художник своими работами гово- рит нам, что человек всегда трудится и физически, и духовно. Монахи изобра- жены на расстоянии друг от друга — это значит, что у них нет праздной речи, лишь молитвенное погружение. Россия всегда сильна в молитве и единстве. Это художник показывает на картине «Город строят». Здесь люди работают вместе как единое целое. Их белые одежды симво- лизируют чистоту помыслов. А ладья на другой картине представлена зрителю как образ будущего. Вся выставка «Свя- тая Русь» рассказывает о том, что Россия всегда служила миру и служит до сих пор. Картины Рериха во многом о силе, духов- ной мощи и единстве, — считает Ирина Карачурина. Вторая часть выставки посвящена ве- личию и непостижимости Гималаев. Горы на рассвете и на закате, разноцветные вершины и утопающие в солнце скло- ны. Нет ни одной повторяющейся кар- тины. Некоторые из них художник писал в экспедиции Алтай — Гималаи. Рерих вспоминал, как при 50 градусах мороза на высоте стыли краски, не слушались кисти, но он всё равно продолжал рабо- тать над картинами. Только вдумайтесь: живописец оставил после себя более 7 тысяч таких разных и манящих пейзажей. —Эта часть выставки неслучайно раз- местилась в детской школе искусств. Нам хотелось рассказать ребятам, что горы символизируют наше духовное восхож- дение. Каждый человек должен постичь свою вершину. Зайти на высоту своих способностей. Важно, чтобы детская аудитория понимала, что, преодолевая сложности, мы раскрываем свой потен- циал, — рассказывает куратор выставки. Экспозицию репродукций картин Николая Рериха можно увидеть в детской художественной школе №2 до 9 ноября, в «Унионе» — до 20 ноября (0+). Её орга- низаторы предлагают задержаться возле картин и послушать аудиогида, который был записан специально к выставке. И поразмышлять о мире, любви, духовном единстве. Фото АлександраЮшкова Знаменитый триптих Николая Рериха вызвал особый интерес у посетителей выставки «Святая Русь» C. Рерих. Портрет Н.К. Рериха в тибетском одеянии Н. Рерих. «Старый Псков» Н. Рерих. «Строят ладьи»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz