Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА П˛ː˗˧ː˛ˋ 32 № 11 3 (26855) СЛУʮАЙǡ СКАЗКАǡ АНʜКʛОТ Иной раз человек думает, что обойдётся малым, что благоразумие Ȅ его конёк, а на деле выходит прямо противоположное. Пример тому Ȅ история Германна, рассказанная классиком отечественной литературы Александром Пушкиным. Ольга Шкатова «М истический анекдот» — таков жанр премьерного спектакля Липецкого дра- матического театра, поставленного Ген- надием Балабаевым по повести «Пиковая дама». «Историю давно минувших дней» рассказывает зрителям сам Воланд. Т˛˙˔˕ˋ, ˜ː˗˱˛˕ˋ, ˝˞˒ Мистика на сцене начинается с едва покачивающегося тончайшего занавеса, за которым угадывается фигура в кресле. Это Воланд. Именно он, без сомнения, то выходя на передний план, то оставаясь в тени, руководит событиями, придавая происходящему необычайную динамику. А случай-то пустячный на первый взгляд: молодой офицер Германн захотел выиграть в карты, но проиграл. С кем не бывает?! Но с ним-то точно не должно было случиться такого. Получается, Во- ланд попутал. Очень бережливый Германн, имея от отца небольшой капитал, не позво- лял себе лишнего. «Игра занимает меня сильно, но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести из- лишнее», — объясняет он своё нежела- ние играть в штосс. Но рассказанный одним из приятелей анекдот о трёх вол- шебных картах, тайну которых знает старая графиня, распаляет «огненное воображение» Германна до такой сте- пени, что он отказывается от прежних своих убеждений. «Расчёт, умеренность и трудолюбие – вот мои 3 верные карты, вот что утроит, усемерит мой ка- питал и доставит мне покой и не- зависимость», — повторяет он, как мантру. Но уже не может прео- долеть же- л а н и я мигом ВАЖНО НЕ ОСОВРЕМЕНИВАТЬ КЛАССИКУ, ОДЕВАЯ ГЕРОЕВ В ДЖИНСЫ И СТАВЯ ИХ НА РОЛИКИ, А ДОБИТЬСЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗАЛ ПОНИМАЛ ГЛАВНЫЙ ПОСЫЛ АВТОРА Геннадий Балабаев Заслуженный артист России Олег Пономарёв в роли Воланда разбогатеть, просто выиграв в штосс благодаря 3 волшебным картам. Охваченный жаждой денег, Германн ставит на кон и своё доброе имя, и лю- бовь девушки, поверившей ему, и жизнь графини. Тайна 3 карт раскрывается для него вдруг, но не приносит желанного счастья. Тройка, семёрка, туз становятся для главного героя приговором. Вːˢ˘˦ː ˍ˙˚˛˙˜˦ По глубокому убеждению Геннадия Балабаева, спектакль складывается, когда возникает прочная незримая связь между зрителем и актёром. Напряже- ние от пристального внимания к происходящему на сцене не ослабевает в зале ни на минуту. Оба действия спектакля идут на одном дыхании. А ведь это Пушкин, которого прохо- дят в школе, чьи стихи сопровождают нас с детства. Но вопроса, насколько он современен, не возникает. По словам Геннадия Балабаева, к выбору матери- ала для новой постановки подтолкнуло 225-летие Александра Пушкина, которое отмечается в этом году. Наиболее созвуч- ной нашему времени показалась повесть «Пиковая дама». — Как сказал однажды Михаил Бул- гаков, москвичей испортил квартирный вопрос. Современного же человека ис- портили деньги, — рассуждает режиссёр, определяя главную идею своего спек- такля. Но Пушкин в репертуаре театра обя- зывает ко многому. Он задаёт высокую планку, которой должна соответствовать постановка. — Произведения Пушкина вечно бу- дут вызывать к себе интерес, это лите- ратурная классика. Но зритель, придя на спектакль, должен понять его сюжет, про что он, а не разбирать сценическую версию всемирно известной повести. Вот почему так важно поставить актёрам верные задачи, объяснить им замысел режиссёра. И тогда зритель обязательно поймёт спектакль, — убеждён Геннадий Балабаев. Классическая литература тем и ценна, что поднимает вечные вопросы, которые и сейчас не теряют своей актуальности. За ответами на них и приходят зрители в театр. Фото Павла Острякова Режиссёр Геннадий Балабаев считает «Пиковую даму» созвучной нашему времени Метания бедного Германна передаёт зрителю Владимир Терновых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz