Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
к примеру , подпись иконо - писца добавили для увели - чения стоимости иконы . Эти изменения светятся в другом цвете . Делаю фото в инфракрасных лучах . В микроскоп осматриваю тре щины ó кракелюры , чтобы найти ниже лежащие слои . Дальше выписываю ´ лечение ª , составляю план реставрационных процес - сов . Укрепляю специаль - но приготовленным клеем красочный слой и левкас , укладываю вздутия , краке - люр , наношу профзаклейку . Специальными утюжками проглаживаю икону для луч - шего проникновения клея . С тыльной стороны обра - батываю отверстия и ходы жука - точильщика , если есть . Из - за них древесина стано - вится деструктивной , рых - лой , мягкой , некоторые ико - ны , как сито . Иногда может не хватать угла или даже ча - сти основы иконы . Значит , нужно наращивание . Часто применяю армирование в сложных случаях . Основа должна быть монолитной . находятся в государствен - ных или частных коллекци - ях . Очень большая редкость ó в руках простых людей . Это великая ценность , по - дарок судьбы . Наши предки в революцию , во времена гонения на церковь прятали иконы в подвалах и на чер - даках , закрашивали золото масляной краской . Потом случайно их потомки или посторонние находили . У меня был заказчик , экскава - торщик . Сносил бесхозный дом , отлетела доска ó явно не кусок стены . Не поленил - ся выйти , подобрать . Ока - залось , весьма интересная икона . Такое случается . Ещё история . Рыбаки в Азовском море заметили в сетях что - то прямоугольное , тёмное . Потёрли ó икона . Лик Николая Чудотворца ó покровителя путешествен - ников и мореплавателей . Цвета фона на ней , как пасмурное морское небо , серо - голубое ó очень кра - сивый образ . Как попала в воду , остаётся только гадать : может быть , куда - то перево - зили или находилась внутри корабля как святыня и зато - нула вместе с ним . Сколь - ко пробыла в воде , сложно сказать . Спас толстый слой олифы и два слоя масляной краски с тыльной стороны . Олифа и краска сработали как консерваторы . Моряки её , конечно , высушили и отвезли в храм в Таганроге . Сухой климат , солнце , пере - пады температуры и влаж - ности сделали своё дело ó основа иконы распалась на шесть неравных частей . И каждая ещё деформирова - лась . Такой ко мне и попала . В работе долго была , не - простые реставрационные процессы требовались для возвращения иконе экспо - зиционного вида . Под верхним слоем об - наружила живопись ранне - го периода ó тоже Нико - лай Чудотворец . Батюшка предлагал её раскрыть , но я настояла на рентгене . Мы не видели , насколько ниж - ний слой сохранился , ó Затем удаляю профзаклейку с лицевой стороны . Дальше подвожу левкас в утраты , за - тем расчищаю живопись от олифы или лака . Процесс раскрытия ико - ны ó один из сложнейших . Работаю с растворителя - ми . И не каждый из них справится с толстым слоем олифы или стойким лаком . Бывают иконы , для которых подбираешь 3 разных соста - ва : для фона , одежды , лица и рук . В соцсетях у меня часто просят рецепт ´ универсаль - ного растворителя ª , даже жадиной называют , когда я отвечаю , что такого ещё не придумали . Всё индивиду - ально , в этом и сложность работы реставратора . Лю - бители всегда начинают рас - чистку с лика , глаз , пользу - ются чистящими средствами и просто стирают изобра - жение с иконы . Грамотный реставратор всегда делает пробы на неответственном участке . Когда икона рас - крыта , в местах утрат выпол - няю тонировки ó дописы - ваю утраченную живопись . Если у иконы есть золочение или резьба , восстанавливаю . ó Почему икона темнеет ? ó Образ после написа - ния покрывают олифой ó вываренным маслом . Оно со временем темнеет . Чем хуже условия , тем быстрее . В XV ñ XIX веках храмы в основном не отапливались , окна маленькие , свет толь - ко лучины и свечи . От них ó копоть и даже ожоги . То - гда прямо поверх старого тёмного изображения писа - ли новый сюжет , порой со - всем другой . На одной доске получался такой ´ пирог ª ó встречается и по 2 слоя , и по 5. ó Какие материалы вы используете ? ó Практически все нату - ральные , а значит , дорогие . Одно из главных правил ре - ставрации ó обратимость . Синтетика впитывается так сильно , что её невозможно удалить . А может потребо - ваться повторная реставра - ция , например , из - за паде - ния , другого механического воздействия . Поэтому всем рекомендую заказывать киот ó ´ домик со стеклом ª для иконы . Киот ó идеальный способ хранения . В прак - тике был сложный случай : доска без углов , полностью изъеденная жуком . Уже по - сле моей работы владельцы случайно уронили икону с полки при уборке , она раско - лолась на две части , отколол - ся нарощенный угол . Сейчас снова работаю над ней . ó А какие ещё правила хранения ? ó Нельзя протирать мо - крой тряпкой , только мягкой из микрофибры . А ещё луч - ше ó смахивать пыль бели - чьей кистью . Не хранить над отопительными приборами и на сквозняке . Сразу изме - нения заметны не будут , но вдруг там утраты большие , а удалённый верхний слой уже не вернёшь . Икону изучила с помощью рент - геновских снимков и ока - залось , что цело всё , кроме лика . Только левый зрачок остался . Дописывать ? Это уже реконструкция , ново - дел . Ценность от этого в целом не уменьшается , но ситуация двоякая . В итоге решили оставить позднюю запись . Месяц назад икона вернулась в храм Таганрога . Оˑоги от свечи ó Когда вам приносят об - раз , каков порядок действий ? ó Реставратор ó врач , икона ó пациент . Начинаю с визуального осмотра , за - тем назначаю анализы , то есть провожу исследова - ния . Беру пробу левкаса для определения его наполни - теля . Изучаю живопись под ультрафиолетом . УФ - лучи покажут , вмешивались ли в целостность изображения иконы после автора ó где - то руку дописали , где - то складочки на одеждах , или , через несколько лет основа древесины иконы может дать трещину . В киоте создаётся собственный микроклимат , поэтому такой способ хране - ния эффективный . ó Не могу не спросить про ´ Троицу ª Андрея Рублёва . С точки зрения реставратора , что вы думаете о её переносе из Третьяковской галереи в храм ? ó Самый большой вред ó сам процесс транспорти - ровки . Пока ´ Троица ª в спе - циальном киоте и находится неподвижно на одном месте , всё хорошо . В её киоте созда - ны определённые условия : влажность и температура для сохранности . Открывают его только реставраторы для осмотра на предмет новых повреждений . не по течению ó Почему вы открыли ма - стерскую именно в Ельце ? ó Это мой родной город , не хочу отсюда уезжать . К тому же , в конце XVIII ó на - чале XIX века в Знаменском женском монастыре были ре - ставрационные мастерские . Сейчас в Ельце нет подобных мест . И получается , я возро - ждаю это редкое и уникаль - ное ремесло , утраченное око - ло двух веков назад . Заказчики у меня со всей России , транспортные компании и службы достав - ки работают по всей стране . Некоторые предпочитают привозить иконы лично . Едут из Тамбова , Воронежа , Москвы , Санкт - Петербур - га , Омска , Норильска . Моя мастерская служит точкой притяжения : люди совмеща - ют её посещение с отдыхом в нашем регионе . Ещё в своей мастер - ской я провожу экскурсии , рассказываю про реставра - цию икон , процессы , по - казываю их на примерах , проводим вместе с гостя - ми исследования . Это мой вклад в развитие туризма в нашей области . Приезжают как организованные груп - пы , так и небольшие : семьи , компании друзей . ó Вы активно участвуете в общественной жизни Ель - ца , в реализации программы ´ Навстречу переменам ª . Яв - ляетесь заместителем пред - седателя местного отделения ´ Опоры России ª . Почему вы занимаетесь этими проекта - ми ? ó ´ Опора России ª со - здаёт предпринимателям условия для развития , обще - ния , даёт защиту . Помогает наладить коммуникацию между всеми администра - тивными ведомствами и бизнесом , знакомит людей из разных сфер . Один в поле не воин , а вместе мы стано - вимся заметнее . В проекте ´ Навстречу переменам ª я стала настав - ником . Он помогает ребятам из детдомов , опекунских и многодетных семей научить - ся правильно ставить и до - стигать цели , выстраивать жизненный путь , адаптиро - ваться . Когда занимаешься сво - им делом , стал профессио - налом , наладил бизнес и быт , хочется кому - то пере - дать накопленный опыт . Не только самому учиться , но и делиться знаниями . Для меня это совсем новый , очень ин - тересный этап . Фото Екатерины Степановой , из архива Ирины Семенихиной У Ирины Семенихи - ной 2 первых об - разования ó мате - матические . Преподаватель естественных наук и эконо - мист . После 14 лет работы с цифрами Ирине захотелось кардинальных перемен ó творческая жилка взяла своё . Увлеклась живописью и графикой , поступила в колледж , случайно занялась реставрацией , прошла ста - жировку в Москве . подарки суд˧бы ó Ирина , какая самая древняя вещь попадала к вам на реставрацию ? ó Икона XVII века из Лебедянского Свято - Троиц - кого женского монастыря . Вообще заказы из Липец - кой области ó это около 3% моей работы . В том случае путь тоже оказался непря - мым : матушка - настоятель - ница монастыря обратилась к знакомому священнику в Ростове - на - Дону , а он уже доставил мне образ , кото - рый был в удручающем со - стоянии . Сколько гвоздей вытащила из иконы ó пере - стала считать на 121- м . В монастыре икона появилась во время правления Алексея Михайловича Романова ó вторая половина XVII века . Кстати , этот же батюшка привёз мне на реставрацию Казанскую икону Божией Матери конца XVIII века . Перед ней испытываешь невероятный трепет , она такая Ö пронзительная ! Слышала , что верующие со - бирали документы , чтобы признать её чудотворной . Я стала уже третьим реставра - тором . ó Что влияет на ценность иконы кроме времени ? ó Иконописная шко - ла и манера автора , сюжет , наличие золочения , резь - бы . Образ , написанный в XX веке , тоже может быть культурным наследием , ко - торое нельзя , например , вы - везти за пределы России . А все иконы до XVI века ó это экспонаты музейного уров - ня . Они преимущественно по обраʞу и подобию Олифа, левкас, кракелюр. приглушённый свет свечей, запах воска, гулкие своды храма. что скрывается за потемневшими от времени изображениями на иконахǫ как работает мастерская по их реставрации в самом центре города ͳͳ церквей — ельцеǫ Анастасия Берестюкова серебряное постоянство гребцов В командном чемпионате России в Ростове - на Дону воспитанники СШОР по водным видам спорта были в числе лучших . Сильнейшие спортсмены из 16 регионов страны боролись за медали в 14 классах судов на дистанции 2000 метров . В заездах восьмёрок с рулевым 2- е место занял липецкий экипаж в составе : Никиты и Олега Лукьяно - вых , Данилы Тихонова , Артура Владимирова , Алексан - дра Слюсаря , Дмитрия Гунькина , Максима Иванова и Ильи Тарасова с рулевым Евгением Суворовым . Быстрее липчан финишировали только столичные гребцы , замкнули призовую тройку саратовцы . Аналогичного достижения в гонках двоек без руле - вого у женщин добилась Виктория Луганская , высту - павшая в тандеме с подмосковной спортсменкой Ольгой Иноземцевой . Обладательницами золотых медалей ста - ли москвички , на 3- м месте дуэт из Санкт - Петербурга . Ещё одна серебряная награда в активе Екатерины Севостьяновой в составе четвёрки парной , где компанию липчанке составили хозяйки турнира . И в этом виде про - граммы первенствовали спортсменки из Москвы . Зам - кнули тройку представительницы Краснодарского края . В общекомандном зачёте сборная Липецкой обла - сти заняла 5- е место . реванш евгении в финале Евгения Бизина стала победительницей всероссий - ских соревнований ´ На призы общества ´ Динамо ª по дзюдо среди спортсменов до 21 года , прошедших в сто - лице Чеченской Республики . Евгения , выступавшая в весовой категории до 57 килограммов , была единственной представительницей Липецкой области на турнире . На групповом этапе воспитанница ОК СШОР одержала чистую победу над дзюдоисткой из Дагестана Марьям Муридовой и проиграла ещё одной спортсменке из этой южной республики Джаният Гаджиевой . Со 2- го места Евгения вышла в полуфинал , где боролась с победительницей другой группы Инной Михеенковой из Краснодарского края . Поединок за - вершился победой липецкой спортсменки . В финале Бизину поджидала её обидчица Гаджи - ева , в поединке с которой Женя взяла убедительный реванш и завоевала золотую медаль . наши сервисы лучшие в россии 3 интернет - сервиса , разработанных в регионе , стали победителями Всероссийского конкурса проектов регио - нальной информатизации ´ ПРОФ -ITª в номинации ´ Народное признание ª . Лидером по количеству голосов стала платформа ´ Патронаж Многодетные ª . В областном управлении соцполитики её называют личным менеджером роди - телей , которые воспитывают троих и больше детей . За каждой семьёй закреплён соцкуратор , к которому мож - но обратиться по любому вопросу : от записи к врачу до получения юридической помощи , а также узнать о положенных льготах и субсидиях . Изначально ´ Патро - наж ª был создан для помощи семьям участников СВО , потом к нему подключили и другие категории граждан , нуждающиеся в соцподдержке . 2- е место занял сервис ´ Спорт рядом ó Липецкое долголетие ª для участников одноимённой програм - мы . В мобильном приложении они могут посмотреть актуальное расписание досуговых занятий и выбрать понравившиеся . 3- е место ó у ´ Цифрового помощника в сфере имущественных и земельных отношений ª . Это нави - гатор , который помогает самостоятельно определить правильную услугу , подходящую к ситуации на осно - вании ответов на вопросы . премиальное качество и детали Ǿпод ключǿ На Грязинском культиваторном заводе продолжается крупнейшая модернизация производства . В сентябре заработало оборудование , позволяю - щее не только повысить производительность труда , но и добиться премиального качества выпускаемых машин . Новые обрабатывающие центры выполняют широкий спектр токарных и фрезерных операций , выпуская детали ´ под ключ ª с минимальным участием человека . Качество сварных конструкций с точностью до 0,03 миллиметра проверяет контрольно - измери - тельная машина , похожая на руку робота , а покра - сочный комплекс позволяет в несколько раз ускорить финальный процесс обработки . Модельный ряд сельхозмашин также расширяется , в этом году началось серийное производство навесно - го плуга и машины для уплотнения почвы . от липчан мариупольцам Ǿаллея дружбыǿ ´ Аллею дружбы ª высадила делегация Липецкой об - ласти в Мариуполе : возле школы № 27 теперь растут кусты можжевельника . В прошлом году это учебное заведение готовили к 1 сентября при поддержке региона . Липчане заменили окна , закупили парты , стулья и доски , а также технику ó интерактивные панели и 60 ноутбуков . Во главе липецкой делегации в Мариуполе был ди - ректор центра патриотического воспитания и военной подготовки ´ ПатриотЦентр 48ª Владимир Посульчен - ко . Он провёл для учащихся интеллектуальную игру # Россияхочуздесьжить . Это разработка Липецкой области . Квиз посвящён популяризации знаний об истории России , её культуре и экономике , а также рассказывает о стратегии развития страны и достиже - нии национальных целей . спорт события РЕСТАВРАТОР ó ВРАЧ , ИКОНА ó ПАЦИЕНТ . НАЧИНАЮ С ВИЗУАЛЬНОГО ОСМОТРА , ЗАТЕМ НАЗНАЧАЮ АНАЛИЗЫ , ТО ЕСТЬ ПРОВОЖУ ИССЛЕДОВАНИЯ . БЕРУ ПРОБУ ЛЕВКАСА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО НАПОЛНИТЕЛЯ . ИЗУЧАЮ ЖИВОПИСЬ ПОД УЛЬТРАФИОЛЕТОМ ПРОЦЕСС РАСКРЫТИЯ ИКОНЫ ó ОДИН ИЗ СЛОЖНЕЙШИХ . РАБОТАЮ С РАСТВОРИТЕЛЯМИ . И НЕ КАЖДЫЙ ИЗ НИХ СПРАВИТСЯ С ТОЛСТЫМ СЛОЕМ ОЛИФЫ ИЛИ СТОЙКИМ ЛАКОМ . БЫВАЮТ ИКОНЫ , ДЛЯ КОТОРЫХ ПОДБИРАЕШЬ 3 РАЗНЫХ СОСТАВА : ДЛЯ ФОНА , ОДЕЖДЫ , ЛИЦА И РУК 04/ 10 / 24 3 ДОВЕРЯЮТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ . По данным сервиса SuperJob, доверие чаще испытывают женщины , чем мужчины . 23% не доверяют руководителю в профессиональной сфере . Чем старше работники , тем больше скепсиса по отношению к компетенции начальника . 19% опрошенных затруднились с ответом : ´ Не вижу развития с моим руководителем . Нет мотивации и сплошные переработки ª . 58% липчан «липецкая газета» БЫЛО БЫЛО СТАЛО СТАЛО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz