Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Тˋкˋя рˋботˋ 23 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 02/ 10/ 24 УЧИТЕЛЬ — ЭТО ПРОФЕССИОНАЛ, ПОСТОЯННО СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЙСЯ В СВОЁММАСТЕРСТВЕ И УМЕЮЩИЙ ПЕРЕДАТЬ СВОИ ЗНАНИЯ ДРУГИМ. ЭТО ЭРУДИТ, КОТОРЫЙ ИНТЕРЕСЕН СВОИМ УЧЕНИКАМ КАК СОБЕСЕДНИК В ЛЮБЫХ ВОПРОСАХ. ЭТО ДРУГ, СПОСОБНЫЙ ПОМОЧЬ И ПРЕДОСТЕРЕЧЬ ИХ ОТ ОШИБОК Светлана Уткина РОМАНТИКА ʬИМИЧЕСКИʬ lzОРМУЛ ХИМИЯ Ȅ ПОСЛЕДНИЙ НОВЫЙ ПРЕДМЕТ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ. К НАЧАЛУ Е̦ ИЗУЧЕНИЯ МНОГИЕ ШКОЛЬНИКИ УЖЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ИНТЕРЕСАМИ. ПО̝ТОМУ УЧИТЕЛЮ ХИМИИ ТРЕБУЕТСЯ ПРИЛОЖИТЬ НЕМАЛО УСИЛИЙ, ЧТОБЫ УВЛЕЧЬ ДЕТЕЙ СВОИМИ УРОКАМИ. СВЕТЛАНЕ УТКИНОЙ, РАБОТАЮ̙ЕЙ В ЛИПЕЦКОЙ ШКОЛЕ № 20 , УДА̦ТСЯ НЕ ПРОСТО ЗАХВАТИТЬ ВНИМАНИЕ РЕБЯТ РАССКАЗАМИ О СВОЙСТВАХ ВЕ̙ЕСТВ, НО И ǼПЕРЕМАНИТЬǽ К СЕБЕ ИЗ ДРУГИХ НАУК. Олеся Скворцова Т ак, Дмитрий Кузнецов, 3 года подряд становив- шийся победителем за- ключительного этапа Всерос- сийской олимпиады, а также серебряным призёром Меж- дународной Менделеевской олимпиады по химии, понача- лу и не планировал углублён- но изучать этот предмет. Он увлекался литературой, зани- мался в художественной школе. Но Светлана Анатольевна на первом же уроке разглядела в нём склонность к её любимой науке и смогла его замотиви- ровать. Дмитрий, как и дру- гие ребята, занимавшиеся под её руководством, поступил на химфак МГУ. Эти талантливые выпускники продолжают ис- следовательскую работу уже в выбранных вузах, научные ста- тьи некоторых из них сегодня печатают в известных междуна- родных журналах. Ежегодно в списке стобал- льников региона по результатам ЕГЭ есть и ученики Уткиной. В этом году максимум по химии получили Анна Третьяк и Ана- стасия Сотникова, на 1 балл от них отстала Кира Гревцева. А в 2021 году среди выпускников 20-й школы было 2 стобалльни- ка и трое ребят, получивших по 99 баллов! Неудивительно, что Светла- на Анатольевна в 2024 году стала обладательницей федеральной премии лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности на территории Липецкой области. К слову, та- кую награду она получает уже во второй раз. Вл˩ˌить с первоˎо урока Как удаётся держать такую планку? У Светланы Анатольев- ны секретов нет. — Самое главное — любить детей, свою профессию и сам предмет, — говорит она. — Если лишь стоять у доски и объяснять новую тему, успеха не жди. Каж- дый урок— это всегда сотрудни- чество. Важно увлечь ребёнка, чтобы ему самому хотелось от- крывать для себя что-то новое. Не боюсь ставить высокие цели перед каждым учеником и убеж- даю его в том, что у него всё по- лучится, если только поверит в себя! Но детей нужно заинтересо- вать. Влюбить в химию с первого урока — такую установку даёт себе Светлана Анатольевна. На этом занятии она обязательно задаёт нестандартные вопросы, берёт на заметку тех, кто спо- собен предложить свои ответы. Многие из этих ребят в дальней- шем идут в профильный класс, где благодаря сотрудничеству с педагогом создаётся особая доверительная атмосфера. Ув- лечённые школьники работают не ради отметок, а на результат. Им настолько комфортно на уроках Светланы Анатольевны, что, даже отсутствуя в школе по болезни, они обязательно при- соединяются к классу по видео- связи, чтобы ничего не пропу- стить. Ка˟е ǼКислинкаǽ Ещё один из педагогических приёмов учителя химии — удив- лять ребят на каждом уроке. По- ложительные эмоции обеспече- ны, а значит, интерес к предмету возрастёт. Так, занятие в виде химического кафе «Кислинка» стало уже традиционным для каждого нового 8-го класса. Оно вдохновляет ребят настолько, что они даже пишут стихи и по- свящают своей наставнице. К слову, одно из любимых выра- жений, которое Светлана Ана- тольевна претворяет в жизнь, так и звучит: «Химия — это так романтично!». На уроке, посвящённом кис- лотам, педагог воссоздаёт атмо- сферу кафе, где можно отведать фрукты, в которых есть разные виды химических соединений. Светлана Анатольевна вдруг на- чинает говорить по-английски, изображая иностранного посе- тителя. Готовясь к занятию, она дополнительно консультируется с учителем иностранных язы- ков, чтобы отработать произно- шение. Однажды после такого урока она узнала, что в классе была подгруппа, изучающая не английский, а немецкий язык. Но и эти ребята усвоили ма- териал — так мастерски умеет донести информацию Светлана Анатольевна. Неудивительно, что прош- лый выпускной профильный класс Светланы Уткиной пока- зал блестящие результаты: око- ло 60% сдали ЕГЭ на 90 и более баллов. А школа №20, не без весомого вклада учителя химии, по итогам прошлого учебного года заняла 1-е место в регио- не по числу старшеклассников, поступивших в ведущие вузы страны. Е˱ ǼДневникǽ Несколько лет назад Свет- лана Уткина создала автор- скую программу по выявлению одарённых детей «Формула успеха» и работе с ними. Каж- дый год педагог обновляет дан- ные включённого в неё «Днев- ника успеха», который позволяет каждому выстроить свою дорож- ную карту. На начальном этапе детям интересны предметные конкур- сы и олимпиады с подробными характеристиками и возможно- стями, которые открываются победителям. Большой раздел посвящён спискам литературы и тематических сайтов, работе «Кванториума», «Стратегии», «Сириуса» — всему тому, что позволит лучше подготовиться к этим испытаниям. Есть и Доска почёта — внушительный список школьников, уже добившихся серьёзных успехов. В авторском «Дневнике» ребята найдут и ответы на во- просы, зачем сдавать химию и где она пригодится. Светлана Анатольевна составила список профессий и вузов, в которые можно поступить по каждому из направлений. Таким обра- зом, увлечённый химией уче- ник уже видит конкретную цель, а наставник помогает идти к ней. Вдохновля˩т успехи учеников «Я прикасаюсь к будущему, я учитель» — эти слова аме- риканского педагога Кристы Маколифф Светлана Уткина считает своим кредо. Профес- сию в своё время она выбрала по примеру мамы и 2 её сестёр, трудившихся учителями. Од- нажды под напором семьи сме- нила работу, но, несмотря на комфортные условия и более высокую зарплату, не чувство- вала себя на своём месте. И вернулась в школу, где с тех пор отработала 30 лет. Сегодня она уже делится знаниями с детьми своих выпускников. Влюблённую в своё дело Светлану Анатольевну часто спрашивают, как ей удаётся из- бежать профессионального вы- горания. — Мне посчастливилось работать с талантливыми деть- ми, — говорит она. — Сначала я зажигала эти звёздочки, а сегод- ня уже их успехи заряжают меня двигаться дальше. Источник вдохновения пе- дагог также находит в обмене опытом с коллегами со всей России и, конечно, в обратной связи от детей. В начале школь- ного курса она любя называ- ет ребят «несмышлёнышами», которым только предстоит познать новую для них науку. И все дети своим трудом при- ближают важный для всех мо- мент, когда наставник вслух признает, что пора избавлять- ся от приставки «не» в этом слове. А на заключительном уро- ке перед Последним звонком Светлана Уткина дарит каждо- му ученику тематическую от- крытку собственной работы с индивидуальными наставле- ниями. Дети в свою очередь оставляют слова благодарно- сти. Когда что-то в работе идёт не так, Светлана Анатольевна перечитывает стопки этих от- зывов и, вдохновлённая, вновь с улыбкой идёт в класс заряжать на изучение химии уже других учеников. Фото из архива СветланыУткиной Светлана Уткина в 2024 году во второй раз стала за достижения в педагогической деятельности обладательницей федеральной премии лучшим учителям

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz