Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 45 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 108 /26850/27 СЕНТЯБРЯ 2024 Продолжение на 46- й стр . Особенности осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах средней и низкой степени загрязнения лесов Охрана лесов от пожаров в зонах средней и низкой степени загрязнения лесов должна осуществляться с учетом следующих особенностей : обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием должно осущест - вляться с пожарных наблюдательных пунктов и ( или ) с использованием авиационных средств ( авиационное патрулирование ); минерализованные полосы или противопожарные барьеры должны создаваться и обновляться в период повышенного увлажнения почвы , избегая образования пыли ; на пожароопасный период должно ограничиваться движение транспорта по лес - ным дорогам и дорогам необщего пользования , за исключением специальных транс - портных средств , предназначенных для проведения радиационных обследований , дезактивационных работ , профилактических и реабилитационных мероприятий в зо - нах радиоактивного загрязнения лесов , а также для предупреждения , обнаружения , локализации и ликвидации лесных пожаров ; должно ограничиваться использование лесов для отдыха граждан и доступ на - селения в них ; на лесных дорогах , ведущих в наиболее пожароопасные массивы , должны уста - навливаться шлагбаумы с информацией о причине ограничения доступа в леса ; остановка и тушение лесных пожаров в зоне средней степени загрязнения лесов должны осуществляться без выполнения работ на кромке огня путем создания загра - дительных и опорных химических полос при помощи наземных механизмов , а также с использованием вертолетов , оборудованных водосливными устройствами , и само - летов - танкеров ; остановка и тушение лесных пожаров в зоне низкой степени загрязнения лесов должны осуществляться с выполнением работ на кромке огня преимущественно аналогичными способами как на незагрязненных территориях , с принятием допол - нительных мер по защите работников , а также путем создания заградительных и опорных химических полос при помощи наземных механизмов и с использованием вертолетов , оборудованных водосливными устройствами , и самолетов - танкеров ; тушение сильных очагов горения на захламленных участках лесов и в усыхающих и погибших насаждениях должно осуществляться сплошными дальнобойными стру - ями , создаваемыми пожарными лафетными стволами на пожарных автоцистернах ; локализация и тушение водой почвенных ( подстилочных , торфяных ) пожаров должны осуществляться при помощи торфяных стволов , водой со смачивателем ; дотушивание лесных пожаров в зоне средней степени загрязнения лесов должно проводиться с использованием пожарных автоцистерн с установленными пожарны - ми лафетными стволами , а также с использованием пожарных мотопомп ; дотушивание лесных пожаров в зоне низкой степени загрязнения лесов должно производиться наземными силами и средствами , преимущественно при помощи воды и водных растворов химических огнетушащих веществ . Рубки лесных насаждений в зонах средней и низкой степени загрязнения лесов должны осуществляться с учетом следующих особенностей : в целях заготовки древесины должны осуществляться только выборочные рубки ; вывоз древесины с лесосеки возможен только в случае , если в ходе радиацион - ных обследований установлено , что удельная активность радиоактивных веществ , содержащихся в древесине , не превышает 370 Бк / кг . В зонах средней и низкой степени загрязнения лесов не допускается использова - ние для воспроизводства лесов семенного и посадочного материала , заготовленно - го либо выращенного в зонах крайне высокой и высокой степени загрязнения лесов . Лесовосстановление должно осуществляться путем создания лесных культур , в том числе под пологом лесных насаждений преимущественно хозяйственно ценными лиственными породами . Охрана лесов от нефтяного загрязнения В целях охраны лесов , включая лесные насаждения , лесные почвы , среду оби - тания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах , от нефтяного загрязнения осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации раз - ливов нефти и нефтепродуктов . Подвергшиеся нефтяному загрязнению земли , на которых расположены леса , подлежат рекультивации . Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев , кустарников , лиан , иных лесных растений Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев , кустарников , лиан , иных лесных растений , занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу Липецкой области , осуществляется в соответствии с Федераль - ным законом от 10 января 2002 года № 7- ФЗ « Об охране окружающей среды ». 2.17.2. Требования к защите лесов Согласно статье 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат за - щите от вредных организмов ( жизнеспособных растений любых видов , сортов или биологических типов , животных либо болезнетворных организмов любых видов , био - логических типов , которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам ). Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и пред - упреждение их распространения , а в случае возникновения очагов вредных организ - мов - на их локализацию и ликвидацию . Защита лесов осуществляется органами государственной власти , органами местного самоуправления в пределах их полномочий , определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации , если иное не предусмо - трено Лесным кодексом Российской Федерации , другими федеральными законами . Защита лесов обеспечивается в соответствии с Правилами санитарной безопас - ности в лесах , утвержденными Постановлением Правительства Российской Федера - ции от 9 декабря 2020 года № 2047 « Об утверждении Правил санитарной безопас - ности в лесах », приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 года № 1 « Об утверждении порядка лесозащитного рай - онирования », приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05 апреля 2017 года № 156 « Об утверждении порядка осуществления государственного лесопатологического мониторинга », приказом Министерства при - родных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года № 910 « Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования », приказом Министерства природных ре - сурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года № 912 « Об утверж - дении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов », приказом Министерства природных ресурсов и экологии Рос - сийской Федерации от 9 ноября 2020 года № 913 « Об утверждении Правил ликвида - ции очагов вредных организмов ». Защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов . Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя : лесозащитное районирование ; государственный лесопатологический мониторинг ; проведение лесопатологических обследований ; предупреждение распространения вредных организмов ; иные меры санитарной безопасности в лесах . Лесозащитное районирование Защита лесов от вредных организмов строится на основе лесозащитного райо - нирования . Лесозащитное районирование осуществляется в соответствии с Порядком ле - созащитного районирования , утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 года № 1 « Об утверж - дении Порядка лесозащитного районирования ». Лесозащитное районирование осуществляется в целях обеспечения са нитарной безопасности в лесах и заключается в организации зон слабой , средней и сильной лесопатологической угрозы , а также зон использования наземных и ( или ) дистанци - онных методов осуществления государственного лесопатологического мониторинга , проведения лесопатологических обследований . Для отнесения объекта лесозащитного районирования к той или иной зоне лесо - патологической угрозы используются следующие критерии : объем санитарно - оздоровительных мероприятий ; объем мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов ; площадь очагов вредных организмов , в отношении которых требуется принятие мер по их ликвидации ; площадь лесного участка занятого погибшими и поврежденными насаждениями ; площадь защитных лесов , в том числе особо охраняемых природных территорий . Леса Чаплыгинского лесничества отнесены к зоне сильной лесопатологической угрозы . Государственный лесопатологический мониторинг Государственный лесопатологический мониторинг ( далее – ГЛПМ ) представляет собой систему наблюдений ( с использованием наземных и ( или ) дистанционных ме - тодов ) за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и за происходящими в них процессами и явлениями , а также анализа , оценки и прогноза изменения сани - тарного и лесопатологического состояния лесов . ГЛПМ является частью государственного экологического мониторинга ( государ - ственного мониторинга окружающей среды ). ГЛПМ осуществляется в соответствии с Порядком осуществления государствен - ного лесопатологического мониторинга , утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05 апреля 2017 года № 156 « Об утверждении порядка осуществления государственного лесопатологическо - го мониторинга ». Целями ГЛПМ являются своевременное обнаружение , анализ , оценка и прогноз изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах . К наземным методам осуществления ГЛПМ относятся следующие способы про - ведения ГЛПМ : регулярные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоя - нием лесов ; выборочные наблюдения за популяциями вредных организмов ; выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состо - янием лесов ; инвентаризация очагов вредных организмов ; экспедиционные обследования ; оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов , в том числе по ак - там лесопатологических обследований . К дистанционным методам осуществления ГЛПМ относятся дистанционные на - блюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов . Погрешность определения показателей санитарного и лесопатологического со - стояния лесов зависит от зоны лесопатологической угрозы : зона сильной лесопатологической угрозы - не более 10 %; зона средней лесопатологической угрозы - не более 15 %; зона слабой лесопатологической угрозы - не более 20 %. Основными результатами ГЛПМ являются составляемые уполномоченными орга - нами : реестр лесных участков , занятых поврежденными и погибшими лесными насаж - дениями в разрезе лесничеств ( ежемесячно ); реестр лесных участков , на которых рекомендуется проведение мероприятий по защите лесов в разрезе лесничеств ( ежемесячно ); реестр лесных участков , на которых действуют очаги вредных организмов , отне - сенных к карантинным объектам ( ежемесячно ); реестр лесных участков , на которых действуют очаги вредных организмов , не от - несенных к карантинным объектам ( ежемесячно ); реестр лесных участков , на которых рекомендуется проведение мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов ( ежегодно до 1 ноября текущего года ); прогноз санитарного и лесопатологического состояния лесов Российской Феде - рации ( один раз в шесть месяцев ); обзор санитарного и лесопатологического состояния лесов по субъектам Рос - сийской Федерации и в целом по России ( ежегодно до 1 мая года , следующего за отчетным ). Проведение лесопатологических обследований Лесопатологические обследования ( далее - ЛПО ) проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга , а также иной информа - ции о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов . ЛПО осуществляются в соответствии с Порядком проведения лесопатологиче - ских обследований , утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года № 910 « Об утверждении По - рядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологиче - ского обследования ». ЛПО проводятся в целях получения информации о текущем санитарном ( характе - ристика , которая определяется по количеству деревьев разных категорий состояния ) и лесопатологическом ( характеристика , которая определяется по количеству вред - ных организмов и степени повреждения ими деревьев ) состоянии лесных участков , а также для обоснования и назначения мероприятий по предупреждению распростра - нения вредных организмов . Проведение ЛПО обеспечивается органами государственной власти или орга - нами местного самоуправления в пределах их полномочий , определенных статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации , либо гражданами , в том числе ин - дивидуальными предпринимателями , и юридическими лицами , осуществляющими использование лесов . В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах , утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года № 2047 « Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах », граждане и юри - дические лица , осуществляющие использование , охрану , защиту и воспроизводство лесов , в случае обнаружения признаков появления вредителей , болезней , неблаго - получного состояния , значительного или массового повреждения или поражения обязаны в пятидневный срок с даты обнаружения проинформировать об этом упол - номоченные органы . Информация , указанная выше , направляется в письменном или электронном виде с указанием места выявления повреждения , причины повреждения ( с описани - ем признаков повреждения ), поврежденной породы деревьев , примерной площади повреждения и контактных данных заявителя : фамилия , имя , отчество ( при наличии ) и телефон . Проверка информации , указанной выше , проводится уполномоченными органа - ми в 30- дневный срок с момента ее получения . ЛПО проводятся с использованием наземных и ( или ) дистанционных методов , визуальными и ( или ) инструментальными способами , обеспечивающими необходи - мую точность оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов . ЛПО проводятся в лесных насаждениях во время вегетационного периода с мо - мента распускания листвы ( хвои ) и до момента начала сезонной дехромации ( изме - нения цвета хвои или листьев в результате воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов ). В чистых по составу вечнозеленых лесных насаждениях , а также лесных насажде - ниях , поврежденных ветрами ( ветровал , бурелом ) и верховыми пожарами , лесопато - логические обследования проводятся в течение года . В процессе ЛПО производятся : определение причин повреждений ( или гибели ) лесных насаждений , а также вы - явление аварийных деревьев ; определение местоположения и границ поврежденных лесных участков ; определение текущего санитарного и лесопатологического состояния лесных участков ; назначение мероприятий по предупреждению распространения вредных орга - низмов , в том числе профилактических мероприятий по защите лесов , а также аги - тационных мероприятий в первую очередь на лесных участках , предоставленных для осуществления рекреационной деятельности , в ценных лесах . По результатам осуществления ЛПО составляется акт лесопатологического об - следования по форме , утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года № 910 « Об утверждении Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологи - ческого обследования ». При изменении характеристик санитарного и лесопатологического состояния лесных участков , повлекших ухудшение санитарного и ( или ) лесопатологического со - стояния лесных участков ЛПО проводятся повторно . Объемы лесопатологических обследований в Лесном плане субъекта Россий - ской Федерации и лесохозяйственном регламенте лесничеств не указываются и определяются ежегодно , в том числе с учетом данных государственного лесопато - логического мониторинга и иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов . Предупреждение распространения вредных организмов Предупреждение распространения вредных организмов осуществляется в со - ответствии с Правилами осуществления мероприятий по предупреждению распро - странения вредных организмов , утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года № 912 « Об ут - верждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распростране - ния вредных организмов ». Предупреждение распространения вредных организмов включает в себя прове - дение : профилактических мероприятий по защите лесов ; санитарно - оздоровительных мероприятий , в том числе рубок погибших ( утра - тивших жизнеспособность в результате воздействия неблагоприятных факторов ) и поврежденных ( имеющих видимые признаки повреждения неблагоприятными факто - рами ) лесных насаждений , уборки неликвидной древесины ( древесины , утратившей потребительские свойства из - за повреждений гнилью , стволовыми вредителями , а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий ), рубки аварий - ных деревьев ; агитационных мероприятий . Мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лес - ных участках , предоставленных в постоянное ( бессрочное ) пользование , аренду , осу - ществляются лицами , использующими леса , на основании проекта освоения лесов ; на лесных участках , не предоставленных в постоянное ( бессрочное ) пользование , аренду - органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий , определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации . Не допускается осуществление мероприятий по предупреждению распростране - ния вредных организмов : в случае если такие мероприятия не предусмотрены соответствующим актом ле - сопатологического обследования ; в случае , если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти направлено предписание об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений ; в течение двадцати дней после размещения в соответствии с частью 3 статьи 60.6 Лесного кодекса Российской Федерации акта лесопатологического обследова - ния на официальном сайте уполномоченных органов в информационно - телекомму - никационной сети « Интернет ». Профилактические мероприятия Профилактические мероприятия направлены на повышение устойчивости лесов и предотвращение неблагоприятных воздействий на леса . Основанием для планирования профилактических мероприятий являются ре - зультаты ЛПО . Результаты планирования профилактических мероприятий отражают - ся в лесохозяйственных регламентах и проектах освоения лесов . По результатам ЛПО визуальным способом в акте лесопатологического обсле - дования прогнозируется развитие очагов вредных организмов , изменение площади ослабленных и усыхающих лесных насаждений , указываются площади лесных насаж - дений с нарушенной и утраченной устойчивостью , а также указываются назначенные профилактические мероприятия по защите лесов , агитационные мероприятия . Профилактические мероприятия подразделяются на лесохозяйственные и био - технические . К профилактическим лесохозяйственным мероприятиям относятся : использование удобрений и минеральных добавок для повышения устойчивости лесных насаждений в неблагоприятные периоды ( засуха , повреждение насекомыми ); лечение деревьев ; применение пестицидов для предотвращения появления очагов вредных орга - низмов . Профилактическими биотехническими мероприятиями являются : улучшение условий обитания и размножения насекомоядных птиц и других насе - комоядных животных ; охрана местообитаний , выпуск , расселение и интродукция насекомых - энтомофагов ; посев травянистых нектароносных растений . Агитационные мероприятия К агитационным мероприятиям относятся : беседы с населением ; проведение открытых уроков в образовательных учреждениях ; развешивание аншлагов и плакатов ; размещение информационных материалов в средствах массовой информации . Параметры профилактических и других мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов Таблица 2.17.2.1 № п / п Наименование мероприятия Единицы измерения Объем меро - приятия Срок проведе - ния Ежегодный объем меро - приятия 1. Профилактические 2. Лесохозяйственные 3. Использование удобрений и минеральных добавок для повышения устойчивости лесных насаждений в неблагоприятные периоды - - - - 4. Лечение деревьев - - - - 5. Применение пестицидов для предотвращения появления очагов вредных организмов - - - - 6. Биотехнические 7. Улучшение условий обитания и размножения насекомоядных птиц и других насекомоядных животных - - - - 8. Охрана местообитаний , выпуск , расселение и интродукция насекомых - энтомофагов - - - - 9. Посев травянистых нектароносных растений - - - - 10. Другие мероприятия 11. Агитационные мероприятия 12. Беседы с населением - - - - 13. Проведение открытых уроков в образовательных учреждениях - - - - 14. Развешивание аншлагов и плакатов - - - - 15. Размещение информационных материалов в средствах массовой информации - - - - Примечание : По результатам проведенных ЛПО профилактические и другие мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов не назна - чались . В дальнейшем планирование профилактических и других мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов осуществляется по резуль - татам последующих ЛПО . Санитарно - оздоровительные мероприятия Санитарно - оздоровительные мероприятия ( далее – СОМ ) проводятся с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений , уменьшения угрозы распро - странения вредных организмов , обеспечения лесными насаждениями своих целе - вых функций , а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов ( вредные организмы , воздействие огня , погодные условия , почвенно - климатические факторы и другие , биотические и абиотические факторы , наносящие ущерб устойчи - вости или целевой функции лесов ). К СОМ относятся рубка погибших и поврежденных лесных насаждений , уборка неликвидной древесины , а также аварийных деревьев . Сведения о видах и объемах СОМ , планируемых к проведению лицами , использу - ющими леса на основании договора аренды , права постоянного ( бессрочного ) поль - зования лесным участком , отражаются в лесной декларации . Планирование объемов СОМ на лесных участках , не переданных в пользование , отражается в лесохозяйственном регламенте лесничества на основании данных го - сударственного лесопатологического мониторинга и ЛПО . На основании государственного лесопатологического мониторинга рекомендо - ваны следующие объемы санитарно - оздоровительных мероприятий ( таб . 2.17.2.2). Нормативы и параметры санитарно - оздоровительных мероприятий Таблица 2.17.2.2 № п / п Показатели Ед . изм . Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений Уборка аварийных деревьев Уборка неликвидной древесины Итого всего в том числе : сплош - ная выбо - рочная 1. Хозяйство - хвойное 2. Порода – Сосна 3. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 440,0 40,0 400,0 24,8 464,8 м 3 27736 6716 21020 1574 29310 4. Срок вырубки или уборки лет х 2 2 х 2 х 5. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины : 6. площадь га 220,0 20,0 200,0 - 12,4 232,4 7. выбираемый запас , всего : м 3 8. — корневой м 3 13868 3358 10510 - 787 14655 9. — ликвидный м 3 8066 2266 5800 - 8066 10. — деловой м 3 1533 1133 400 - 1533 11. Итого хвойных : 12. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 440,0 40,0 400,0 24,8 464,8 м 3 27736 6716 21020 1574 29310 13. Срок вырубки или уборки лет х х х х х х 14. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины : 15. площадь га 220,0 20,0 200,0 - 12,4 232,4 16. выбираемый запас , всего : м 3 17. — корневой м 3 13868 3358 10510 - 787 14655 18. — ликвидный м 3 8066 2266 5800 - 8066 19. — деловой м 3 1533 1133 400 - 1533 20. Хозяйство - твёрдолиственное 21. Порода – Дуб 22. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 21,2 1,2 20,0 2,0 23,2 м 3 360 140 220 20 380 23. Срок вырубки или уборки лет 2 2 2 2 2 24. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины : 25. площадь га 10,6 0,6 10,0 - 1,0 11,6 26. выбираемый запас , всего : м 3 27. — корневой м 3 180 70 110 10 190 28. — ликвидный м 3 123 48 75 - 123 29. — деловой м 3 11 3 8 - 11 30. Итого твёрдолиственных : 31. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 21,2 1,2 20,0 2,0 23,2 м 3 360 140 220 20 380 32. Срок вырубки или уборки лет 2 2 2 2 - 33. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины : 34. площадь га 10,6 0,6 10,0 - 1,0 11,6 35. выбираемый запас , всего : м 3 36. — корневой м 3 180 70 110 10 190 37. — ликвидный м 3 123 48 75 - 123 38. — деловой м 3 7 7 - - 7 39. Всего по лесничеству : 40. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 461 41,2 420,0 - 26,8 487,8 м 3 2809 6856 21240 1594 4403 41. Срок вырубки или уборки лет 42. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины : 43. площадь га 230,6 20,6 210,0 - 13,4 244,0 44. выбираемый запас , всего : м 3 45. — корневой м 3 14048 3428 10620 797 14845 46. — ликвидный м 3 8189 2314 5875 - 8189 47. — деловой м 3 1540 1140 400 - 1540 Примечание : Данные в таблице носят рекомендательный характер . В дальней - шем объемы санитарно - оздоровительных мероприятий должны определяться на основании данных государственного лесопатологического мониторинга и лесопато - логических обследований СОМ планируются в лесах любого целевого назначения и всех категорий защит - ных лесов , кроме заповедных участков . Размер лесосек для проведения СОМ не лимитируется . Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений проводится в форме сплош - ной ( для погибших и поврежденных насаждений ) и выборочной ( для поврежденных насаждений ) санитарной рубки . Отвод лесосек под санитарные сплошные и выборочные рубки производится по результатам ЛПО , проводимого инструментальным способом в соответствии с Пра - вилами заготовки древесины . Отвод лесосек для проведения СОМ в лесных насаждениях ( лиственных и ли - ственничных ) (30 % и более в составе насаждений ) проводится в вегетационный период ( кроме лесных участков , поврежденных ветрами – ветровал , бурелом – дере - вьев 5 « а », « б » и 6 « а », « б » категорий состояния и верховыми пожарами ). Уменьшение периметра лесосеки ( уменьшение количества столбов на углах лесосеки ) при отводе в сплошную и выборочную санитарную рубку допускается в пределах , не превышающих 10 % от площади погибшего или поврежденного участка леса . На визирах лесосек , отводимых в выборочную санитарную рубку , деревья не срубаются , и визиры расчищаются за счет обрубки сучьев и веток , а также рубки ку - старника . При назначении в сплошную и выборочную санитарную рубку в обязательном по - рядке отбираются деревья 5 - 6- й категорий состояния . Ветровал , бурелом и снего - лом относят к 5 - 6- й категориям состояния . Допускается назначение в сплошную и выборочную санитарную рубку деревьев категорий состояния в следующих случаях : деревья хвойных пород 4- й категории состояния ; деревья 3 - 4- й категорий состояния ( сильно ослабленные и усыхающие ) назна - чаются в рубку при повреждении корневой губкой ( в сосняках ), деревья осины - при повреждении осиновым трутовиком и деревья различных видов вяза - при поврежде - нии голландской болезнью ; в лесных насаждениях , пройденных лесным пожаром : деревья с наличием прога - ра корневой шейки не менее 3/4 окружности ствола ( при этом обязательно наличие пробной площади с раскопкой корневой шейки не менее чем у 100 деревьев ) или высушивание луба не менее 3/4 окружности ствола ( наличие пробной площади также обязательно ); деревья хвойных пород , имеющие повреждения коры лосем и другими животны - ми более трети окружности ствола , или поселения стволовых вредителей , занимаю - щие более половины окружности ствола . При выборочной санитарной рубке жизнеспособные деревья с дуплами в количе - стве 5 - 10 шт ./ га оставляются в целях обеспечения естественными укрытиями пред - ставителей животного мира . После проведения выборочных санитарных рубок полнота лесных насаждений не должна быть ниже минимальных допустимых значений , при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции , соответствующие их категориям за - щитности или целевому назначению . Санитарная рубка считается сплошной , если вырубается весь древостой на пло - щади 0,1 га и более . Запрещается проводить сплошную санитарную рубку на всем выделе , если куртины деревьев без признаков ослабления превышают половину пло - щади данного выдела . Сплошная санитарная рубка проводится в лесных насаждениях , в которых после уборки деревьев , подлежащих рубке , полнота становится ниже предельных величин , при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции , соответ - ствующие категориям защитных лесов или целевому назначению . Расчет фактиче - ской полноты древостоя обеспечивается при проведении ЛПО . Порубочные остатки после выборочных и сплошных санитарных рубок подлежат сжиганию , мульчированию или вывозу в места , предназначенные для переработки древесины . Уборка неликвидной древесины проводится в местах образования ветровала , бурелома , снеголома , верховых пожаров и других повреждений при наличии нелик - видной древесины более 90 % от общего запаса погибших деревьев . По результатам осуществления СОМ вносятся изменения в лесной план субъекта Российской Федерации , лесохозяйственный регламент лесничества . Рубка аварийных деревьев проводится в целях недопущения вреда жизни и здо - ровью граждан или ущерба государственному имуществу и имуществу граждан и юридических лиц . Ликвидация очагов вредных организмов Ликвидация очагов вредных организмов осуществляется в соответствии с Прави - лами ликвидации очагов вредных организмов , утвержденными приказом Министер - ства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года № 913 « Об утверждении Правил ликвидации очагов вредных организмов ». Мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов , в том числе на лесных участках , предоставленных в аренду для заготовки древесины , осуществляются в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации органами го - сударственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномо - чий , определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации . Ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя следующие меры : проведение обследований очагов вредных организмов ; уничтожение или подавление численности вредных организмов , в том числе с применением химических препаратов ( препаратов , в которых действующим началом являются химические вещества ); рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного соста - вов лесных насаждений , зараженных вредными организмами . В лесах , расположенных на особо охраняемых природных территориях , прове - дение мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов осуществляется с учетом особенностей правового режима особой охраны территорий . До начала проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численно - сти вредных организмов лесных насаждений уполномоченными органами осущест - вляется комплекс подготовительных работ . Основными подготовительными работа - ми являются : а ) организация авиационных и наземных работ ; б ) организация и контроль завоза пестицидов , феромонных , световых и механи - ческих ловушек , биологических средств защиты леса и временное их хранение ; в ) проведение обследования очагов вредных организмов ; г ) проведение мероприятий по ограничению пребывания граждан в лесах и въез - да в них транспортных средств . д ) информирование населения о проведении мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов , их сроках , методах , применяемых препаратах , ограничениях по использованию лесов . Проведение обследований очагов вредных организмов Для назначения рубок лесных насаждений , зараженных вредными организмами , проводится обследование . Результаты обследования оформляются актом обсле - дования , в котором указываются : лесничество , субъект Российской Федерации , фамилия , имя , отчество ( при наличии ) исполнителя , дата и место проведения , пло - щадь запланированного мероприятия , информация о фактической таксационной характеристике , причинах ее несоответствия таксационному описанию , причины повреждения насаждений , с указанием вида вредителя , его встречаемости , степени заселения , расчета процента выборки деревьев , полноты после уборки деревьев , за - ключения о виде и площади мероприятия с дополнительным заполнением ведомости перечета деревьев , подлежащих вырубке с приложением абриса лесного участка . Акт обследования утверждается органом государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий , определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации , и в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте орга - на государственной власти или органа местного самоуправления в информационно - телекоммуникационной сети « Интернет ». Продолжение . Начало на 34–44- й стр .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz