Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

шись домой, обязательно захотел прочитать что-то его авторства. А наследие писатель оста- вил немалое: помимо повестей, романов, рассказов есть у него сценарии к фильмам, много- численные заметки и неопубли- кованная автобиографическая книга, которуюАстафьев предва- рил словами: «Расскажу о себе сам, чтобы другие потом не вра- ли». Любопытно, что огромная работа по созданиюцентра позво- лила открыть ранее неизвестный факт из жизни знаменитого пи- сателя: родился он вовсе не 1 мая, а 22 марта 1924 года. Но музей всё же реши- ли открыть к «старой» дате. Создатели экспозиции по- работали над тем, чтобы тури- сты получили незабываемые впечатления. Необычен сам подход к экскурсии. Сначала гостей поражают масштабом личности писателя. В фойе — целая россыпь его наград, в том числе полученных на фронтах Великой Отечественной войны. По ходу движения — подборка зарубежных изданий. Астафьев переведён на 14 иностранных языков. Хотя стиль писателя так ярок и цветист, что передать его на другом языке очень трудно. Однажды в Лондоне книга «По- следний поклон» вышла под на- званием «Кивок головы». Вторая часть экскурсии — погружение в мир произве- дений автора, во многом авто- биографичных. Турист может пройти через казёнку —жилище лесосплавщиков, описанное в рассказе «Перевал». Дальше по- любоваться на игарских комаров, которые страшнее медведя: он-то один, а их — тьма. Или деревян- ной ложкой помешать в котелке с рыбой из «Ухи на Боганиде». «Пастух и пастушка», «Весёлый солдат», «Последний поклон», «Печальный детектив» — герои произведений словно оживают в этом музейном пространстве. Эффект присутствия автора создаётся множеством деталей. Вот — телефонный аппарат, взяв трубку которого, на том конце провода можно услышать голос писателя. Под стеклом — рас- крытые листы рукописи. Про- читать хотя бы несколько стро- чек — дело непростое. В центре зала — ковёр, который вышива- ли оба супруга для обустройства дома. Эта семейная реликвия переезжала с ними, куда бы ни забрасывала судьба, и стала сим- волом их брачных уз. Мария и Виктор Астафьевы вместе про- жили 57 лет. В одном из переходов мож- но познакомиться с затесями. Этим словом, обозначающим зарубки для ориентирования в тайге, Астафьев называл свои небольшие лирические замет- ки. Прочитать некоторые из них можно прямо на стволах импро- визированных деревьев в новом музее. Есть и воссозданный ра- бочий кабинет писателя. Венчает экскурсию посеще- ние небольшой смотровой пло- щадки, с которой открывается вид на реку Енисей и величе- ственный лес, всегда воодуше- влявший писателя. За вдохно- вением можно отправиться и на набережную, где на небольших мостках расположены прозрач- ные конструкции с цитатами из произведений Астафьева и ил- люстрациями к его книгам. Завершить посещение цен- тра стоит поездкой на смот- ровую площадку недалеко от Красноярска, где любил на воз- вышенности сидеть писатель. На этом месте 20 лет назад устано- вили скульптуру «Царь-рыба» — в честь знакового его произ- ведения. Отсюда открывается шикарный вид на Енисей. Есть примета: если подержать осётра за усы, мечта обязательно сбу- дется. Не надо быть провидцем, чтобы понять, что желание у многих одно и то же — приехать в эти края ещё раз. Фото автора З аписаться на экскурсию практически невозможно — туристов очень много. Однако для участников фести- валя «Спас на Енисее» сделали исключение. Конечно, почитатели твор- чества Виктора Петровича и ра- нее приезжали в Овсянку. Здесь расположены реконструирован- ная усадьба воспитывавшей его бабушки, здание, в котором он жил последние годы. К слову, в нём всё по-прежнему так, как расположил и расставил сам пи- сатель: время словно застыло. И создаётся впечатление, что хозяин дома на минутку вышел куда-то и вот-вот вернётся. К слову, это было последней волей Астафьева — ничего не менять. Так и поступи- ли, сделав маленькое исключение для па- мятника, изобража- ющего писателя с вер- ной супругой Марией Семёновной. Компо- зиция размещена у ке- дра, посаженного Вик- тором Петровичем. Сотрудники музей- ного комплекса уха- живают за деревьями, кустарниками и цветниками и даже разбивают грядки, созда- вая эффект присутствия. Новый Астафьев-центр вырос рядом со старым музе- ем, можно сказать, дополнив и осовременив его. Побывать в нёминтересно не только поклон- никам творчества писателя. Здесь всё сделано для того, чтобы человек, не знакомый с произ- ведениями Астафьева, вернув- ЕСТЬ В КРАСНОЯРСКЕ СВОЯ ПРИГОВОРКА ПРО ЗНАМЕНИТЫ̕ ЗЕМЛЯКОВǣ НА̘Е ВСЁ Ȅ ̝ТО АСТА̔ЬЕВǡ СУРИКОВǡ ʬВОРОСТОВСКИЙ. ВЕЛИКОГО ̕УДО̆НИКА И ИЗВЕСТНОГО ОПЕРНОГО ПЕВ̖А ПО КОЛИ̗ЕСТВУ УПОМИНАНИЙ В ̝ТОМ ГОДУ СЛЕГКА ПОТЕСНИЛ ЗНАМЕНИТЫЙ ПИСАТЕЛЬ. В КАНУН ͱͰͰǦЛЕТИЯ СО ДНЯ РО̆ДЕНИЯ НА ЕГО МАЛОЙ РОДИНЕǡ В СЕЛЕ ОВСЯНКАǡ ОТКРЫЛСЯ СОВРЕМЕННЫЙ НА̖ИОНАЛЬНЫЙ ̖ЕНТР ВИКТОРА АСТА̔ЬЕВА. ЗНАʠ НАʯИʬ Журналист «Липецкой га- зеты» Олеся Скворцова стала победителем профессиональ- ного конкурса VI межрегио- нального гуманитарно-просве- тительского фестиваля «Спас на Енисее», который состоялся в Красноярске. На суд жюри было пода- но 986 заявок из 24 регионов России и Беларуси. Побе- ду Олесе в спецноминации «Край, в котором хочется жить» принёс материал «Си- бирь ближе, чем кажется». К слову, эстафету побед «Липецкой газеты» подхвати- лиМарина Полякова и Дарья Шпакова, которая стали фи- налистками всероссийского конкурса «Семья и будущее России» в Москве. Памятник «Астафьевы в Овсянке» 2͡ Ȁ ͜9 Ȁ24 ǾЛИПЕʭКАЯ ГАЗЕТАǿ ʦ˞˝ːˣː˜˝ˍ˞ː˗ ˚˙ ʧ˙˜˜˓˓ 33 ОТКУДА ʦЛʲВʽТ ʭАʧЬǧʧʲБА Только в июле Астафьев-центр посетило > 40 тысяч человек. На смотровой площадке у Енисея Для создания эффекта присутствия задействовано всё пространство, даже потолки В центре — тот самый ковёр

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz