Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 30 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 106 /26848/24 СЕНТЯБРЯ 2024 лесозащитного районирования , утвержденным приказом Министерства природ - ных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 года № 1 « Об утверждении Порядка лесозащитного районирования ». Лесозащитное районирование осуществляется в целях обеспечения санитар - ной безопасности в лесах и заключается в организации зон слабой , средней и сильной лесопатологической угрозы , а также зон использования наземных и ( или ) дистанционных методов осуществления государственного лесопатологического мониторинга , проведения лесопатологических обследований . Для отнесения объекта лесозащитного районирования к той или иной зоне ле - сопатологической угрозы используются следующие критерии : объем санитарно - оздоровительных мероприятий ; объем мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов ; площадь очагов вредных организмов , в отношении которых требуется приня - тие мер по их ликвидации ; площадь лесного участка , занятого погибшими и поврежденными насаждени - ями ; площадь защитных лесов , в том числе особо охраняемых природных террито - рий . Леса Задонского лесничества отнесены к зоне сильной лесопатологической угрозы . Государственный лесопатологический мониторинг Государственный лесопатологический мониторинг ( далее – ГЛПМ ) представ - ляет собой систему наблюдений ( с использованием наземных и ( или ) дистанци - онных методов ) за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и за про - исходящими в них процессами и явлениями , а также анализа , оценки и прогноза изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов . ГЛПМ является частью государственного экологического мониторинга ( госу - дарственного мониторинга окружающей среды ). ГЛПМ осуществляется в соответствии с Порядком осуществления государ - ственного лесопатологического мониторинга , утвержденным приказом Мини - стерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05 апреля 2017 года № 156 « Об утверждении порядка осуществления государственного лесопатологического мониторинга ». Целями ГЛПМ являются своевременное обнаружение , анализ , оценка и про - гноз изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов для осу - ществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной без - опасности в лесах . К наземным методам осуществления ГЛПМ относятся следующие способы проведения ГЛПМ : регулярные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим со - стоянием лесов ; выборочные наблюдения за популяциями вредных организмов ; выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим со - стоянием лесов ; инвентаризация очагов вредных организмов ; экспедиционные обследования ; оценка санитарного и лесопатологического состояния лесов , в том числе по актам лесопатологических обследований . К дистанционным методам осуществления ГЛПМ относятся дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов . Погрешность определения показателей санитарного и лесопатологического состояния лесов зависит от зоны лесопатологической угрозы : зона сильной лесопатологической угрозы – не более 10 %; зона средней лесопатологической угрозы – не более 15 %; зона слабой лесопатологической угрозы – не более 20 %. Основными результатами ГЛПМ являются составляемые уполномоченными органами : реестр лесных участков , занятых поврежденными и погибшими лесными на - саждениями в разрезе лесничеств ( ежемесячно ); реестр лесных участков , на которых рекомендуется проведение мероприятий по защите лесов в разрезе лесничеств ( ежемесячно ); реестр лесных участков , на которых действуют очаги вредных организмов , от - несенных к карантинным объектам ( ежемесячно ); реестр лесных участков , на которых действуют очаги вредных организмов , не отнесенных к карантинным объектам ( ежемесячно ); реестр лесных участков , на которых рекомендуется проведение мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов ( ежегодно до 1 ноября текущего года ); прогноз санитарного и лесопатологического состояния лесов Российской Фе - дерации ( один раз в шесть месяцев ); обзор санитарного и лесопатологического состояния лесов по субъектам Рос - сийской Федерации и в целом по России ( ежегодно до 1 мая года , следующего за отчетным ). Проведение лесопатологических обследований Лесопатологические обследования ( далее - ЛПО ) проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга , а также иной ин - формации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов . ЛПО осуществляются в соответствии с Порядком проведения лесопатологиче - ских обследований , утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года № 910 « Об утверждении Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопато - логического обследования ». ЛПО проводятся в целях получения информации о текущем санитарном ( ха - рактеристика , которая определяется по количеству деревьев разных категорий состояния ) и лесопатологическом ( характеристика , которая определяется по ко - личеству вредных организмов и степени повреждения ими деревьев ) состоянии лесных участков , а также для обоснования и назначения мероприятий по пред - упреждению распространения вредных организмов . Проведение ЛПО обеспечивается органами государственной власти или ор - ганами местного самоуправления в пределах их полномочий , определенных ста - тьями 81 – 84 Лесного кодекса Российской Федерации , либо гражданами , в том числе индивидуальными предпринимателями , и юридическими лицами , осущест - вляющими использование лесов . В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах , утвержден - ными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года № 2047 « Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах », граж - дане и юридические лица , осуществляющие использование , охрану , защиту и воспроизводство лесов , в случае обнаружения признаков появления вредителей , болезней , неблагополучного состояния , значительного или массового поврежде - ния , или поражения обязаны в пятидневный срок с даты обнаружения проинфор - мировать об этом уполномоченные органы . Информация , указанная выше , направляется в письменном или электронном виде с указанием места выявления повреждения , причины повреждения ( с опи - санием признаков повреждения ), поврежденной породы деревьев , примерной площади повреждения и контактных данных заявителя : фамилия , имя , отчество ( при наличии ) и телефон . Проверка информации , указанной выше , проводится уполномоченными орга - нами в 30- дневный срок с момента ее получения . ЛПО проводятся с использованием наземных и ( или ) дистанционных методов , визуальными и ( или ) инструментальными способами , обеспечивающими необхо - димую точность оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов . ЛПО проводятся в лесных насаждениях во время вегетационного периода с момента распускания листвы ( хвои ) и до момента начала сезонной дехромации ( изменения цвета хвои или листьев в результате воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов ). В чистых по составу вечнозеленых лесных насаждениях , а также лесных на - саждениях , поврежденных ветрами ( ветровал , бурелом ) и верховыми пожарами , лесопатологические обследования проводятся в течение года . В процессе ЛПО производятся : определение причин повреждений ( или гибели ) лесных насаждений , а также выявление аварийных деревьев ; определение местоположения и границ поврежденных лесных участков ; определение текущего санитарного и лесопатологического состояния лесных участков ; назначение мероприятий по предупреждению распространения вредных ор - ганизмов , в том числе профилактических мероприятий по защите лесов , а также агитационных мероприятий в первую очередь на лесных участках , предоставлен - ных для осуществления рекреационной деятельности , в ценных лесах . По результатам осуществления ЛПО составляется акт лесопатологического обследования по форме , утвержденной приказом Министерства природных ре - сурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года № 910 « Об ут - верждении Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования ». При изменении характеристик санитарного и лесопатологического состояния лесных участков , повлекших ухудшение санитарного и ( или ) лесопатологического состояния лесных участков ЛПО проводятся повторно . Объемы лесопатологических обследований в Лесном плане субъекта Россий - ской Федерации и лесохозяйственном регламенте лесничеств не указываются и определяются ежегодно , в том числе с учетом данных государственного лесопа - тологического мониторинга и иной информации о санитарном и лесопатологиче - ском состоянии лесов . Предупреждение распространения вредных организмов Предупреждение распространения вредных организмов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов , утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года № 912 « Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов ». Предупреждение распространения вредных организмов включает в себя про - ведение : профилактических мероприятий по защите лесов ; санитарно - оздоровительных мероприятий , в том числе рубок погибших ( утра - тивших жизнеспособность в результате воздействия неблагоприятных факторов ) и поврежденных ( имеющих видимые признаки повреждения неблагоприятными факторами ) лесных насаждений , уборки неликвидной древесины ( древесины , утратившей потребительские свойства из - за повреждений гнилью , стволовыми вредителями , а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздей - ствий ), рубки аварийных деревьев ; агитационных мероприятий . Мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках , предоставленных в постоянное ( бессрочное ) пользование , аренду , осуществляются лицами , использующими леса , на основании проекта ос - воения лесов ; на лесных участках , не предоставленных в постоянное ( бессрочное ) пользование , аренду – органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий , определенных в соответствии со ста - тьями 81 – 84 Лесного кодекса Российской Федерации ( далее – уполномоченные органы ). Не допускается осуществление мероприятий по предупреждению распро - странения вредных организмов : в случае если такие мероприятия не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования ; в случае если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти направлено предписание об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений ; в течение двадцати дней после размещения в соответствии с частью 3 статьи 60.6 Лесного кодекса Российской Федерации акта лесопатологического обсле - дования на официальном сайте уполномоченных органов в информационно - теле - коммуникационной сети « Интернет ». Профилактические мероприятия Профилактические мероприятия направлены на повышение устойчивости ле - сов и предотвращение неблагоприятных воздействий на леса . Основанием для планирования профилактических мероприятий являются ре - зультаты ЛПО . Результаты планирования профилактических мероприятий отража - ются в лесохозяйственных регламентах и проектах освоения лесов . По результатам ЛПО визуальным способом в акте лесопатологического об - следования прогнозируется развитие очагов вредных организмов , изменение площади ослабленных и усыхающих лесных насаждений , указываются площади лесных насаждений с нарушенной и утраченной устойчивостью , а также указыва - ются назначенные профилактические мероприятия по защите лесов , агитацион - ные мероприятия . Профилактические мероприятия подразделяются на лесохозяйственные и биотехнические . К профилактическим лесохозяйственным мероприятиям относятся : использование удобрений и минеральных добавок для повышения устойчи - вости лесных насаждений в неблагоприятные периоды ( засуха , повреждение на - секомыми ); лечение деревьев ; применение пестицидов для предотвращения появления очагов вредных ор - ганизмов . Профилактическими биотехническими мероприятиями являются : улучшение условий обитания и размножения насекомоядных птиц и других на - секомоядных животных ; охрана местообитаний , выпуск , расселение и интродукция насекомых - энто - мофагов ; посев травянистых нектароносных растений . Агитационные мероприятия К агитационным мероприятиям относятся : беседы с населением ; проведение открытых уроков в образовательных учреждениях ; развешивание аншлагов и плакатов ; размещение информационных материалов в средствах массовой информа - ции . Параметры профилактических и других мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов Таблица 2.17.2.1 № п / п Наименование мероприятия Единицы изме - рения Объем ме - ро - приятия Срок про - ве - дения Ежегод - ный объем меро - при - ятия 1. Профилактические 2. Лесохозяйственные 3. Использование удобрений и минеральных добавок для повышения устойчивости лесных насаждений в неблагоприятные периоды - - - - 4. Лечение деревьев - - - - 5. Применение пестицидов для предотвращения появ - ления очагов вредных организмов - - - - 6. Биотехнические 7. Улучшение условий обитания и размножения насеко - моядных птиц и других насекомоядных животных - - - - 8. Охрана местообитаний , выпуск , расселение и интро - дукция насекомых - энтомофагов - - - - 9. Посев травянистых нектароносных растений - - - - 10. Другие мероприятия 11. Агитационные мероприятия 12. Беседы с населением - - - - 13. Проведение открытых уроков в образовательных уч - реждениях - - - - 14. Развешивание аншлагов и плакатов - - - - 15. Размещение информационных материалов в сред - ствах массовой информации - - - - Примечание : По результатам проведенных ЛПО профилактические и другие мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов не на - значались . В дальнейшем планирование профилактических и других мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов осуществляется по результатам последующих ЛПО . Санитарно - оздоровительные мероприятия Санитарно - оздоровительные мероприятия ( далее – СОМ ) проводятся с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений , уменьшения угрозы рас - пространения вредных организмов , обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций , а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов ( вредные организмы , воздействие огня , погодные условия , почвенно - климатические факторы и другие , биотические и абиотические факторы , нанося - щие ущерб устойчивости или целевой функции лесов ). К СОМ относятся рубка погибших и поврежденных лесных насаждений , уборка неликвидной древесины , а также аварийных деревьев . Сведения о видах и объемах СОМ , планируемых к проведению лицами , ис - пользующими леса на основании договора аренды , права постоянного ( бессроч - ного ) пользования лесным участком , отражаются в лесной декларации . Планирование объемов СОМ на лесных участках , не переданных в пользова - ние , отражается в лесохозяйственном регламенте лесничества на основании дан - ных государственного лесопатологического мониторинга и ЛПО . На основании государственного лесопатологического мониторинга реко - мендованы следующие объемы санитарно - оздоровительных мероприятий ( таб . 2.17.2.2). Нормативы и параметры санитарно - оздоровительных мероприятий Таблица 2.17.2.2 № п / п Показатели Ед . изм . Рубка погибших и поврежден - ных лесных насаждений Уборка ава - рийных дере - вьев Уборка нелик - видной древе - сины Итого всего в том числе : сплошная Выбороч - ная 1. Хозяйство – хвойное 2. Порода – сосна обыкновенная 3. Выявленный фонд по лесо - водственным требованиям га 280,0 90,0 190,0 - 51,6 331,6 м 3 38130 28090 10040 - 2428 40558 4. Срок вырубки или уборки лет 2 2 2 - - 2 5. Ежегодный допустимый объ - ем изъятия древесины : - - - - - - - 6. площадь га 140,0 45,0 95 - 25,8 165,8 7. выбираемый запас , всего : м 3 8. - корневой м 3 19065 14045 5020 - 1214 20279 9. - ликвидный м 3 10356 8028 2328 - - 10356 10. - деловой м 3 963 963 - - - 963 11. Хозяйство – твердолиственное 12. Порода – дуб нагорный 13. Выявленный фонд по лесо - водственным требованиям га 62,8 - 62,8 - - 62,8 м 3 3340 - 3340 - - 3340 14. Срок вырубки или уборки лет 2 - 2 - - 2 15. Ежегодный допустимый объ - ем изъятия древесины : - - - - - - - 16. площадь га 31,4 - 31,4 - - 31,4 17. выбираемый запас , всего : м 3 - - - 18. - корневой м 3 1670 - 1670 - - 1670 19. - ликвидный м 3 1170 - 1170 - - 1170 20. - деловой м 3 - - - - - - 21. Всего по лесничеству : 22. Выявленный фонд по лесо - водственным требованиям га 342,8 90,0 342,8 - 51,6 394,4 м 3 41470,0 28090,0 13380 - 2428,0 43898,0 23. Срок вырубки или уборки лет 2 2 2 - - 2 24. Ежегодный допустимый объ - ем изъятия древесины : 25. площадь га 171,4 45,0 126,4 - 25,8 197,2 26. выбираемый запас , всего : 27. - корневой м 3 20735 14045 6690 1214 21949 28. - ликвидный м 3 11526 8028 3498 - - 11526 29. - деловой м 3 963 963 - 963 Примечание : данные в таблице носят рекомендательный характер . В дальней - шем объемы санитарно - оздоровительных мероприятий должны определяться на основе государственного лесопатологического мониторинга и лесопатологиче - ских обследований . СОМ планируются в лесах любого целевого назначения и всех категорий за - щитных лесов , кроме заповедных участков . Размер лесосек для проведения СОМ не лимитируется . Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений проводится в форме сплошной ( для погибших и поврежденных насаждений ) и выборочной ( для по - врежденных насаждений ) санитарной рубки . Отвод лесосек под санитарные сплошные и выборочные рубки производится по результатам ЛПО , проводимого инструментальным способом в соответствии с Правилами заготовки древесины . Отвод лесосек для проведения СОМ в лесных насаждениях ( лиственных и ли - ственничных ) (30 % и более в составе насаждений ) проводится в вегетационный период ( кроме лесных участков , поврежденных ветрами – ветровал , бурелом – деревьев 5 « а », « б » и 6 « а », « б » категорий состояния и верховыми пожарами ). Уменьшение периметра лесосеки ( уменьшение количества столбов на углах лесосеки ) при отводе в сплошную и выборочную санитарную рубку допускается в пределах , не превышающих 10 % от площади погибшего или поврежденного участка леса . На визирах лесосек , отводимых в выборочную санитарную рубку , деревья не срубаются , и визиры расчищаются за счет обрубки сучьев и веток , а также рубки кустарника . При назначении в сплошную и выборочную санитарную рубку в обязательном порядке отбираются деревья 5 – 6- й категорий состояния . Ветровал , бурелом и снеголом относят к 5 – 6- й категориям состояния . Допускается назначение в сплошную и выборочную санитарную рубку дере - вьев категорий состояния в следующих случаях : деревья хвойных пород 4- й категории состояния ; деревья 3 – 4- й категорий состояния ( сильно ослабленные и усыхающие ) на - значаются в рубку при повреждении корневой губкой ( в сосняках ), деревья осины – при повреждении осиновым трутовиком и деревья различных видов вяза – при повреждении голландской болезнью ; в лесных насаждениях , пройденных лесным пожаром : деревья с наличием прогара корневой шейки не менее 3/4 окружности ствола ( при этом обязательно наличие пробной площади с раскопкой корневой шейки не менее чем у 100 дере - вьев ) или высушивание луба не менее 3/4 окружности ствола ( наличие пробной площади также обязательно ); деревья хвойных пород , имеющие повреждения коры лосем и другими живот - ными более трети окружности ствола , или поселения стволовых вредителей , за - нимающие более половины окружности ствола . При выборочной санитарной рубке жизнеспособные деревья с дуплами в ко - личестве 5 – 10 шт ./ га оставляются в целях обеспечения естественными укрытия - ми представителей животного мира . После проведения выборочных санитарных рубок полнота лесных насаждений не должна быть ниже минимальных допустимых значений , при которых обеспечи - вается способность древостоев выполнять функции , соответствующие их катего - риям защитности или целевому назначению . Санитарная рубка считается сплошной , если вырубается весь древостой на площади 0,1 га и более . Запрещается проводить сплошную санитарную рубку на всем выделе , если куртины деревьев без признаков ослабления превышают по - ловину площади данного выдела . Сплошная санитарная рубка проводится в лесных насаждениях , в которых по - сле уборки деревьев , подлежащих рубке , полнота становится ниже предельных величин , при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функ - ции , соответствующие категориям защитных лесов или целевому назначению . Расчет фактической полноты древостоя обеспечивается при проведении ЛПО . Порубочные остатки после выборочных и сплошных санитарных рубок под - лежат сжиганию , мульчированию или вывозу в места , предназначенные для пере - работки древесины . Уборка неликвидной древесины проводится в местах образования ветровала , бурелома , снеголома , верховых пожаров и других повреждений при наличии не - ликвидной древесины более 90 % от общего запаса погибших деревьев . По результатам осуществления СОМ вносятся изменения в лесной план субъ - екта Российской Федерации , лесохозяйственный регламент лесничества . Рубка аварийных деревьев проводится в целях недопущения вреда жизни и здоровью граждан или ущерба государственному имуществу и имуществу граж - дан и юридических лиц . Ликвидация очагов вредных организмов осуществляется в соответствии с Правилами ликвидации очагов вредных организмов , утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноя - бря 2020 года № 913 « Об утверждении Правил ликвидации очагов вредных орга - низмов ». Мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов , в том числе на лес - ных участках , предоставленных в аренду для заготовки древесины , осуществля - ются в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации орга - нами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий , определенных в соответствии со статьями 81 – 84 Лесного кодекса Российской Федерации . Ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя следующие меры : проведение обследований очагов вредных организмов ; уничтожение или подавление численности вредных организмов , в том числе с применением химических препаратов ( препаратов , в которых действующим нача - лом являются химические вещества ); рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного со - ставов лесных насаждений , зараженных вредными организмами . В лесах , расположенных на особо охраняемых природных территориях , прове - дение мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов осуществляется с учетом особенностей правового режима особой охраны территорий . До начала проведения мероприятий по уничтожению или подавлению числен - ности вредных организмов лесных насаждений уполномоченными органами осу - ществляется комплекс подготовительных работ . Основными подготовительными работами являются : а ) организация авиационных и наземных работ ; б ) организация и контроль завоза пестицидов , феромонных , световых и меха - нических ловушек , биологических средств защиты леса и временное их хранение ; в ) проведение обследования очагов вредных организмов ; г ) проведение мероприятий по ограничению пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств . д ) информирование населения о проведении мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов , их сроках , методах , применя - емых препаратах , ограничениях по использованию лесов . Проведение обследований очагов вредных организмов Для назначения рубок лесных насаждений , зараженных вредными организ - мами , проводится обследование . Результаты обследования оформляются ак - том обследования , в котором указываются : лесничество , субъект Российской Федерации , фамилия , имя , отчество ( при наличии ) исполнителя , дата и место проведения , площадь запланированного мероприятия , информация о фактиче - ской таксационной характеристике , причинах ее несоответствия таксационному описанию , причины повреждения насаждений , с указанием вида вредителя , его встречаемости , степени заселения , расчета процента выборки деревьев , полноты после уборки деревьев , заключения о виде и площади мероприятия с дополни - тельным заполнением ведомости перечета деревьев , подлежащих вырубке с при - ложением абриса лесного участка . Акт обследования утверждается органом государственной власти или органа - ми местного самоуправления в пределах их полномочий , определенных в соот - ветствии со статьями 81 – 84 Лесного кодекса Российской Федерации , и в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в ин - формационно - телекоммуникационной сети « Интернет ». Контроль за достоверностью сведений и обоснованностью мероприятий , предусмотренных актами обследований , осуществляет уполномоченный феде - ральный орган исполнительной власти в пределах полномочий , определенных в соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федера - ции . Для подтверждения необходимости проведения мероприятий по уничтоже - нию или подавлению численности вредных организмов проводится контрольное обследование . Контрольные обследования в соответствии с биологическими особенностями вредителя проводятся не позже , чем за месяц до начала работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов . Контрольные обследования проводятся комиссией , сформированной уполно - моченным органом . Результаты обследования оформляются актом контрольного обследования , в котором указываются : лесничество , субъект Российской Федерации , фамилия , имя , отчество ( при наличии ) исполнителя , дата и место проведения , фазы разви - тия очагов , период обработки насаждения , плотность популяции на единицу уче - та , дополнительно заполняется ведомость учета численности вредных организ - мов , в которой указываются : участковое лесничество , номер обрабатываемого участка , квартал , выдел , повреждаемая порода , вид вредного организма , номера пунктов и точек учета , фазы развития вредителя , прогнозируемое повреждение насаждения . На основании данных контрольных обследований комиссиями , сформирован - ными уполномоченным органом , могут быть изменены ( сокращены или продлены ) сроки проведения мер по ликвидации очагов вредных организмов , но не более чем на десять дней . Уничтожение или подавление численности вредных организмов Планирование мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесах , в том числе на лесных участках , переданных в поль - зование , проводится в соответствии с документом , являющимся основанием для проведения указанных мероприятий ( Обоснованием ). Обоснования составляются уполномоченными органами по результатам ин - вентаризации очагов вредных организмов , проводимой , в том числе , на основа - нии данных государственного лесопатологического мониторинга . В соответствии с подготовленными Обоснованиями , а также по итогам прове - дения контрольных обследований , уполномоченные органы принимают решение о проведении мероприятий , и включают выбранные лесные участки в план меро - приятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов . При проведении обследований для оценки результата эффективности про - веденных мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов определяются техническая эффективность и лесозащитный эффект ( результат применения пестицида ( биологических и химических препаратов ), вы - раженный показателями снижения степени повреждения лесных насаждений или снижения интенсивности питания гусениц ( личинок ). Техническая эффективность определяется на основе данных учета гибели вредителей по результатам проведения мероприятий по уничтожению или пода - влению численности вредных организмов . Лесозащитный эффект определяется на основе данных о сохранности листвы ( хвои ) на деревьях после проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов . Мероприятия по уничтожению или подавлению численности вредных организ - мов могут осуществляться наземным и авиационным способами . В целях уничтожения или подавления численности вредных организмов мо - гут использоваться следующие средства : пестициды ; биологические фунгициды ( биологически активные вещества органического происхождения , подавляющие жизнеспособность или вызывающие гибель микроорганизмов ), энтомофаги ( хищные и паразитические насекомые , являющиеся естественными врагами вре - дителей леса ); вирусы ; и иные ( например , аэрозоли или вещества , образующие на поверхности кладок яиц воздухонепроницаемые пленки ), а также следующие виды работ : развешивание феромонных ловушек ; сбор и уничтожение яйцекла - док , гнезд вредителей ; обработка нетоксичными средствами ; нанесение ловчих клеевых поясов . Препараты для обработки насаждений уполномоченные органы выбирают из числа разрешенных к применению на территории Российской Федерации ( в соот - ветствии с Государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов , разрешен - ных к применению на территории Российской Федерации ). В лесах , расположенных на особо охраняемых природных территориях , в водоохранных зонах , в лесах , выполняющих функции защиты природных и иных объектов ( леса , расположенные в лесопарковых зонах , леса , расположенные в зе - леных зонах ), в городских лесах , на особо защитных участках лесов ( заповедные лесные участки ) использование токсичных химических препаратов ( химических препаратов , обладающих токсическим воздействием ) запрещается в соответ - ствии со статьями со статьями 112 – 114, 116, 119 Лесного кодекса Российской Федерации . По результатам обследований для оценки технической эффективности ме - роприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов оформляется акт , в котором указываются : лесничество , субъект Российской Фе - дерации , фамилия , имя , отчество ( при наличии ) исполнителя , дата и место про - ведения , количество пунктов учета , способы обработки , техническая эффектив - ность , степень повреждения насаждения на обработанных лесных участках , до - полнительно заполняется ведомость учетов эффективности мер по уничтожению ( подавлению ) численности вредных организмов , в которой указываются номера обрабатываемых участков , кварталов , выделов , вид вредного организма , его чис - ленность до и после обработки , единица учета , эффективность обработок . Рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений , зараженных вредными организмами Рубки лесных насаждений , зараженных вредными организмами , проводятся на основании утвержденного в установленном порядке акта обследования . Рубка лесных насаждений , зараженных вредными организмами , включает в себя следующие мероприятия : рубку и выкладку ловчих деревьев с их последующей уборкой ; рубку лесных насаждений , являющихся очагами вредных организмов . Выкладка ловчих деревьев направлена на частичный отлов и уничтожение стволовых вредителей . После заселения ловчих деревьев они должны быть во - время окорены или обработаны инсектицидами и вывезены из леса в соответ - ствии с требованиями Правил санитарной безопасности в лесах , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года № 2047 « Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах ». Рубка лесных насаждений , являющихся очагами вредных организмов , плани - руется в случае развития активного процесса заражения деревьев от первой до третьей категорий состояния , определенных в соответствии с Правилами сани - тарной безопасности в лесах , утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года № 2047 « Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах », стволовыми вредителями или возбудителями сосудистых и бактериальных заболеваний . Рубка лесных насаждений , являющихся очагами вредных организмов , прово - дится сплошным способом . Отвод лесосек для рубки лесных насаждений , являю - щихся очагами вредных организмов , осуществляется в соответствии с Правилами заготовки древесины . Продолжение . Начало на 18–29- й стр . Продолжение на 31- й стр .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz