Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Т˛аˏ˓ˡ˓˓ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 26 № 10 4 ȋ2͢84͢Ȍ ЕСЛИ ВЗЯЛ КУСОК ГЛИНЫ, ПОЛЮБИ УЖЕ В НЁМ СВОЁ БУДУЩЕЕ ИЗДЕЛИЕ. ОТБРОСЬ НЕГАТИВНЫЕ МЫСЛИ, ВЕДЬ НАСТРОЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТРАЗИТСЯ НА ОБРАЗЕ. А РАЗВЕ КОМУ ПОНРАВИТСЯ ИГРУШКА, КОТОРАЯ ВЫЗЫВАЕТ НЕ РАДОСТЬ, А ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ? Валентина Ахметова ДЫʣКОВʨКʗʶ ʢИПʮʗНОʮКʗ На ярмарке, проходив̘ей во время ̔естиваля «Бродячие сказки» в Еле̖ком районе, мы не смогли пройти равноду̘но мимо одного прилавкаǣ яркие игру̘ки заметно выделялись на ̔оне остальных, вызывая улыбку. Олеся Скворцова Семья в липецких стилизованных костюмах Э та особенность — рож- дать положительные эмоции — в своё время поразила липчанку Валентину Ахметову, когда она впервые увидела работы дымковских ма- стеров. В детстве юную Валю мно- гие считали фантазёркой. По де- ревенским меркам заниматься тем, что не несёт в себе практи- ческого применения, — чудаче- ство. По настоянию мамы она много вышивала, от скатертей до подзоров (это свисающая к полу часть простыни, укра- шенная узорами). Но тянуло-то совсем к другому: в её умелых руках появлялись то объёмные фигурки из бумаги, то хрупкие скульптурки из кусков мела, ко- торый в белгородском селе до- стать было гораздо легче, чем глину. лентина отправилась на биржу труда. Однако вакансии пред- ложили лишь в торговле. В от- вет на просьбу подобрать что-то творческое, сотрудница отвела её в кооператив «Славяне», куда сама бегала в обед любоваться работами мастеров. — Там я впервые и увидела дымковскую игрушку. Это была любовь с первого взгляда, — рассказывает Валентина Васи- льевна. —Такая она была яркая, нарядная, жизнерадостная! Хо- зяева компании специально на- няли мастеров из Вятки, откуда родом этот промысел. Я с удо- вольствием стала их ученицей. Однако наставники попа- лись строгие. От их взгляда не укрывалось мельчайшее несо- ответствие канонам дымков- ской игрушки, и тогда то, над чем корпели ученики часами, с размаху летело в ёмкость с глиной. Валентина вспомина- ет, что порой за неделю напря- жённого труда оставались лишь 1 или 2 фигурки. Не все выдер- живали такое отношение. Од- нако Валентина не сдавалась, и со временем всё больше её работ стали проходить жёсткий отбор мастеров. Лучше всего у неё получались мужские фигу- ры и лошади. Как шутит лип- чанка, сказались деревенские корни. Есть ˚ечка и дети Однако кооператив, как и многие фирмы того времени, просуществовал недолго. И Валентина снова осталась без работы. Найти новую удалось случайно. На встрече с подру- гами одна из них посетовала, что в доме творчества «Совет- ский» студентка пединститу- та вела кружок глиняной игрушки, хотя обжигать их было негде. Печку купили, а девушка уволилась. На ва- кансию отклик- нулась Валенти- на — и опыт, и образование позволяли. Любовь с ˚ервого в˒гляда Поняв, что Валя не мыслит себя без творчества, родные по- советовали ей поступить в пе- дагогическое училище недалеко от дома, в Валуйках. Девушка выбрала отделение дошкольно- го образования. По окончании учебного заведения 18 лет отра- ботала воспитателем в детском саду. Параллельно заочно полу- чила высшее образование в ЕГУ имени И.А. Бунина. Учиться было легко — в училище дали хорошую базу. Но грянула перестройка. Детский сад закрыли, и Ва- — Живая, интересная рабо- та, — вспоминает она это вре- мя. — Важно было не просто заинтересовать детей глиняной игрушкой, но и удержать их в течение года. Если скучно — хо- дить ведь не будут. Так Валентине Васильевне вновь пригодилось её умение придумывать и фантазировать. Ребята не просто учились лепить местную, романовскую, и яркую дымковскую игрушки. Под ру- ководством наставника, к при- меру, они сочинили, слепили и отсняли (на фотоаппарат) сказку о дружбе Марфуши-романушки Попадается на глаза дымковская игрушка — так и хочется улыб- нуться и взять её в руки. И дети чувствуют, мастеря фигурку, что не просто занимаются творчеством, а стано- вятся продолжате- лями традиции. Кон е чно , н е каждый свяжет свою жизнь с на- родным промыслом, но потребность делать что-то своими руками, украшать свою жизнь останется с ними навсег- да. За 20 лет работы с детьми Ахметова выпустила сотни та- лантливых ребят. Сейчас среди них есть и архитекторы, и дизай- неры, и преподаватели. Одной из своих лучших учениц, Свете Романовой, с лёгким сердцем Валентина Васильевна уступила место руководителя кружка. Во˒враˤение к корням Но с игрушкой не расста- лась и на пенсии. Участвует в объединении «Творческие люди» при Областном центре культуры, народного творче- ства и кино, проводит ма- стер-классы и, конечно, мно- го лепит. Среди её работ есть традиционные романовские сюжеты. Местному промыслу она в своё время обучилась у мастерицы Людмилы Люрис. Но, жизнерадостная по натуре, она по-прежнему предпочитает дымковскую игрушку. — Есть мнение, что дымков- ская игрушка — это лишь та, что изготовлена в Кировской области, — рассуждает Валентина Васильевна. — А где они, вятские? Ушли в дороговизну, в той же Москве и не у к у п ишь — цены рассчи- таны на ино- странцев. А как детям п о с т и - гать свою историю и куль- т у р у ? Народная игрушка должна быть доступной! А я её делаю точь-в- точь по старинной вятской тех- нологии, хотя и называю свою работу «по мотивам дымковской игрушки». Помимо традиционных об- разов, Валентина Васильевна создаёт свои. Например, много среди них сюжетов сказок. Ма- стер признаётся, что далека от модных эльфов и гномов. Ей по душе наши, русские народные герои. Купец везёт Хаврошечку на коне, дед с компанией тянет репку, бабушка обнимает Ку- рочку Рябу, а три медведя по-до- машнему принимаютМашу. Не- давно у Валентины Васильевны родились образы Деда Мороза и Снегурочки, которые быстро завоевали популярность — уж очень они русские, прямо как из детства! Использует мастер и мест- ный колорит, воплощая в дым- ковской технике своё родное, близкое. Есть у неё и нарядная романушка, и липчаночка, и семья в костюмах нашего края, и местные казаки с казачками, придуманные специально для усманского фестиваля «Та- тарский вал». И даже фигур- ки учителей, которых мастер пытается сделать похожими на конкретных педагогов, — их часто заказывают благодарные ученики. Фото автора и из архива Валентины Ахметовой Городские барыни и дымковского королевича. А совместно с ансамблем народной песни «Зарянка» устраивали посиделки. Не обходилось и без выставок лучших работ кружковцев. — Интерес к народ- ной культуре, думаю, в нас заложен гене- тически, — говорит она. — Заиграет гармошка — в душе что-то оживает.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz