Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА lz˓нан˜˙вая ˎ˛ам˙тн˙˜т˧ 24 № 10 4 (26846) В сякий раз злоумышлен- ники придумывают новые изощрённые способы обмана. Поэтому людей, попа- дающих в их сети, становится больше. К счастью, в России уже формируется судебная практика, которая помогает жертвам от- стоять свои права. Рассмотрим несколько реальных примеров. С˞дья был не˚реклонным В 2021 году девушка получила смс-напоминание от одного из отечественных банков: пришло время внести очередной платёж по кредиту. Однако денег она не занимала. А сумму, что брала пя- тью годами ранее, давно вернула. Обратившись в банк, девушка узнала, что месяц назад на её имя оформили кредит в размере 150 тысяч рублей и дебетовую кар- ту на 50 тысяч. Сразу после одо- брения кредита в банк поступил запрос о транзакции и сотруд- ники перевели деньги третьему лицу. Девушке ничего не оста- валось, как написать заявление в полицию и подать иск в суд с требованием признать договор недействительным, а действия, совершённые со средствами банка, мошенническими. Выяснилось, что все опе- рации проводились дистанци- онно — с помощью смс-кодов банка, которые приходили на телефон истицы. Она вспо- мнила, что месяц назад ей дей- ствительно звонили. Сказали, что представляют службу без- опасности банка, якобы на её имя мошенники хотят оформить кредит и чтобы пресечь эту по- пытку, им нужно знать данные банковской карты. Испугав- шись, она, разумеется, всё сооб- щила. Банк попытался свалить вину на саму потерпевшую: мол, несколько лет назад клиентка сделала доступ к интернет-банку активным и заключила договор дистанционного обслуживания. Но судья оказался непрек- лонным. Если у кредитной орга- низации слишком упрощённая и мало контролируемая система, то это сводит на нет все гарантии финансовой безопасности кли- ента. Что сделал банк кроме того, что направил смс-код? Ничего. И в случае списания денег на счёт третьих лиц специалистам надо было убедиться, что операциюсо- вершает именно клиент, а не по- сторонние люди. В итоге девушка суд выиграла, все претензиикней со стороны банка были сняты. Виноват ли истецǫ Другой показательный слу- чай. «Сотрудник банка» позво- нил мужчине в мессенджере и предупредил, что кто-то пытает- ся оформить на его имя кредит. Чтобы этому противостоять, не- обходимо скачать и установить приложение, которое якобы блокирует подобные действия (как выяснилось впоследствии, это была шпионская программа для получения удалённого до- ступа к телефону). Сразу после установки при- ложения на мужчину оформили почти миллион рублей кредита. Остаётся загадкой, почему мо- шенники перевели себе только часть этих денег, а почтиполовину оставили на счету обманутого — ими он потом и гасил долг. Обратившись в суд, потерпев- ший справедливо заметил, что его ошибка состояла лишь в уста- новке мошеннического приложе- ния. А вот служба безопасности банка не выполнила свои обязан- ности—не позвонила, не прове- рила, не убедилась. Но банкиры возразили: мол, смс-код — это конфиденциальная информа- ция, а истец, пусть и посредством установленной программы, её разгласил. Значит, сам виноват. В суде первой инстанции иск мужчины отклонили. Он подал апелляцию — и, как оказалось, не зря. Суд второй инстанции постановил, что фактически потерпевший кредит не брал. А сотрудники банка должны были убедиться, кому и куда они пе- реводят средства: если уж банк работает дистанционно, пусть тщательно продумает механиз- мы такого обслуживания. В ито- ге мужчина вышел из зала суда без долгов перед банком. Переломны˔момент По мнению юристов, массо- вое мошенничество процветает потому, что банкам по сути всё равно, кто получил деньги. У них есть чёткое понимание того, кто будет выплачивать кредит, а зна- чит, их интерес соблюдён. Зачем снижать риски и прорабатывать схемы защиты от мошенников, если проценты и основная сум- ма всё равно будут уплачены? И какая разница, кем. Однако день 13 октября 2022 года оказался переломным в этом вопросе. Именно тогда вышло определение Конституционного суда, в котором говорилось, что в случаях мошенничества с бан- ковскими кредитами и картами ответственность банков повы- шается. Да, новая практика тре- бует доработок и болееширокого распространения по всей стране. Но главное, что в судебной систе- ме, наконец, осознали масштабы проблемы. ʬраните секреты Суды судами, но бдитель- ность самих граждан никто не отменял, ведь мошенники поль- зуются доверчивостью и страхом людей. Отовсюду трубят — не сообщайте личную информа- цию, не устанавливаете никаких программ, не беседуйте с неиз- вестными по полчаса. Но пока увещевания не помогают. Постарайтесь для начала уяс- нить, что сотрудник банка ни- когда не будет запрашивать се- кретные коды, которые приходят в смс. Они потому и секретные, что видеть их должны только вы. И ещё: не стоит давать согласие на активацию интернет-банка по телефону. Если вам такие ус- луги нужны, приходите за ними в офис. Иллюстрация нейросети Midjourney Приятель чуть не стал жерт- вой мошенников. Ему в мессен- джер с незнакомого номера пришло видеосообщение. Человек, внешне и по голосу похожий на его пле- мянника, утверждал, что попал в ДТП и ему срочно нужны деньги для решения проблемы. Переве- сти их он просил на определённый счет. Хорошо, знакомому хватило ума перезвонить реальному пле- мяннику и убедиться, что с ним всё в порядке. Как аферистам удалось подде- лать видео? М. Камынин, г. Липецк Заведующий сектором защиты информации липецкого отделения Банка России Алексей Сергеев разъяснил: — Реалистичное видео- изображение человека мо- шенники создают с помощью распространённых сегодня ней- росетей. Технология называется дипфейк. Её основные призна- ки — монотонность речи собе- седника, неестественная мими- ка, дефекты звука. Для создания дипфейка афе- ристы взламывают чужой ак- каунт в социальных сетях и мес- сенджерах и используют фото, видео и записи голоса его вла- дельца, чтобы создать виртуаль- ного клона реального человека. Сгенерированный образ рассы- лают его друзьям и родным. В коротком фальшивом ролике клон рассказывает якобы о сво- ей проблеме — это может быть ДТП, болезнь, увольнение — и просит перевести деньги на счёт. В некоторых случаях мошен- ники создают дипфейки работо- дателей, сотрудников государ- ственных органов или известных личностей из той сферы деятель- ности, в которой трудится их по- тенциальная жертва. Если вы получили подобное сообщение, не спешите перево- дить средства, будьте спокойны и рассудительны. Обязательно свяжитесь с тем, от чьего лица просят деньги, и перепроверь- те информацию. Если нет воз- можности позвонить, то задайте в сообщении личный вопрос, ответ на который знает только ваш знакомый. Эти простые шаги защитят вас от злоумыш- ленников. ʧАСПОЗНАТʳ ʛИПlzЕʠК ЛЕГКО НА ВАС ПОВЕСИЛИ КʧЕʛИТ. КТО ЗАЩИТИТǫ Ни дня не проходит без новостей о том, что мо̘енники обманным путём о̔ормили на ничего не подозревав̘его человека кредит. Немало таких случаев и в Липе̖кой области. Роман Богословский 5 « НЕ » ПРОТИВ МОШЕННИКОВ 1 Не разговаривайте в мессенджерах и по телефону с незнакомыми людьми. Вешайте трубку, если речь идёт о финан- сах, программах и про- чих банковских делах. У сотрудников государствен- ных структур и правоох- ранительных органов есть инструкция — они общают- ся с гражданами иначе. К примеру, с использовани- ем официальных писем и звонков на работу. 2 Не переходите по ссыл- кам, не авторизуйтесь, не вводите пароли и ло- гины. Сразу прекращайте общение, а просящего об этом смело блокируйте. 3 Не сообщайте данные, коды, пароли с Госуслуг. 4 Не звоните в банк, луч- ше зайдите туда лично. Набор услуг в каждом отделении одинаков. 5 Не будьте доверчивы. Собеседник или раз- говор с ним показались подозрительными? Тут же отключайтесь, никто не вправе навязывать вам своё общение на какую бы тему оно ни было.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz