Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 8 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 96 /26838/30 АВГУСТА 2024 основании разрешений органов государственной власти , органов местного само - управления в пределах их полномочий ( статьи 81 – 84 Лесного кодекса Российской Федерации ). Допускается выполнение работ без предоставления лесного участка в аренду , если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений . Данный вид использования лесов предыдущим лесным планом не планировался , фактически не использовался и настоящим лесным планом не предусмотрен . Вид использования лесов « Строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов , создание и расширение морских и речных портов , строительство , реконструкция и эксплуатация гидротехнических сооружений » осу - ществляется в соответствии со статьями 21, 44 Лесного кодекса Российской Феде - рации . Лесные участки для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искус - ственных водных объектов , создания и расширения морских и речных портов , стро - ительства , реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений предостав - ляются гражданам и юридическим лицам в постоянное ( бессрочное ) пользование или предоставляются в аренду на срок от 1 до 49 лет . Возможное использование искусственных ( существующих ) водных объектов ( пруды ) Таблица 3.8.1. № п / п Наименование лесничества Площадь , га 1. Данковское 23 2. Добровское 10 3. Донское 15 4. Елецкое 49 5. Задонское 14 6. Усманское 2 7. Грязинское 3 8. Тербунское 9 9. Чаплыгинское 3 10. Итого 128 Существующие водные объекты могут быть использованы как составляющие эле - менты , при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности ( элементы ландшафта ), осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства , а также в целях рыбоводства . По состоянию на 1 января 2018 года в пользовании находятся лесные участки об - щей площадью 27 га ( по состоянию на 1 января 2023 года – 21,8631 га ). 3.9. Оценка потенциала лесов для иных видов использования лесов , предусмотренных в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации На территории Липецкой области к планируемым видам использования лесов , предусмотренных в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации , относятся : осуществление рыболовства , за исключением любительского рыболовства ; осуществление научно - исследовательской деятельности , образовательной дея - тельности ; создание лесных плантаций и их эксплуатация ; выращивание лесных плодовых , ягодных , декоративных растений , лекарственных растений ; создание и эксплуатация лесных питомников ; строительство , реконструкция , эксплуатация линейных объектов ; осуществление религиозной деятельности . Осуществление рыболовства , за исключением любительского рыболовства Использование лесов для осуществления рыболовства , за исключением лю - бительского рыболовства , осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 38.1 Лесного кодекса и приказом Минприроды России от 13 октября 2021 года № 742 « Об утверждении правил использования лесов для осуществления рыболовства » с предоставлением или без предоставления лесного участка , установлением или без установления сервитута , публичного сервитута . Согласно части 2 статьи 38.1 Лесного кодекса при использовании лесов для осу - ществления рыболовства допускается возведение на лесных участках некапитальных строений , сооружений , необходимых для осуществления рыболовства . Лесные участки , находящиеся в государственной или муниципальной собствен - ности , предоставляются для целей рыболовства на территориях , примыкающих к береговой линии водного объекта или его части , отнесенных к рыболовному участку ( часть 3 статьи 38.1 Лесного кодекса Российской Федерации ). Договор аренды лесного участка , находящегося в государственной или муни - ципальной собственности , в целях использования лесов для осуществления рыбо - ловства заключается на срок , не превышающий срока действия соответствующего решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование , договора пользования рыболовным участком или договора пользования водными биологиче - скими ресурсами ( часть 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации ). Существующие в лесном фонде Липецкой области водные объекты площадью 128 га могут быть использованы в целях рыболовства . Осуществление научно - исследовательской деятельности , образовательной деятельности . Данный вид лесопользования предусмотрен статьей 40 Лесного кодекса Россий - ской Федерации и регламентирован приказом Минприроды России от 27 июля 2020 года № 487 « Об утверждении Правил использования лесов для осуществления науч - но - исследовательской деятельности , образовательной деятельности ». Использование лесов для научно - исследовательской деятельности , образова - тельной деятельности осуществляется в соответствии с лесохозяйственным ре - гламентом лесничества ( лесопарка ), проектом освоения лесов на лесных участках , предоставленных в постоянное ( бессрочное ) пользование государственным и муни - ципальным учреждениям или в аренду другим научным , образовательным организа - циям . Объектами научно – исследовательской и образовательной деятельности могут быть практически все лесные участки лесного фонда области , достаточно разноо - бразные по таксационным показателям и пространственному размещению . Большое научно - исследовательское значение имеют территории памятников природы регионального значения , которые представлены как естественными , так и искусственными лесными насаждениями и которые были созданы с целью сохране - ния природного комплекса территории и поддержания экологического баланса . В лесах Липецкой области для осуществления научно - исследовательской и об - разовательной деятельности в постоянное ( бессрочное ) пользование Воронежскому государственному лесотехническому университету ( ВГЛТУ ) предоставлены леса Конь - Колодезского участкового лесничества Задонского лесничества на площади 1704 га ( постановление главы администрации Хлевенского района Липецкой области от 12 марта 1993 года № 56). На территории Конь - Колодезского участкового лесничества кафедры ВГЛТУ про - водят научно – исследовательскую и образовательную деятельность , виды и направ - ления которых приведены в приложениях 43,44. Помимо научных объектов , размещенных в Конь - Колодезском участковом лес - ничестве , в лесном фонде управления лесного хозяйства Липецкой области есть несколько мелких объектов , за которыми ведут наблюдение научные сотрудники Всероссийского научно - исследовательского института лесной генетики , селекции и биотехнологии ( ФГБУ ВНИИЛГИСбиотех ). В Добровском лесничестве : Добровское участковое лесничество – квартал 31, выдел 12 – географические культуры сосны площадью 0,8 га ; квартал 63, выдел 16 – испытательные культуры сосны площадью 0,6 га ; квартал 76, выдел 15, 43– испытательные культуры сосны площадью 0,8 га . В Задонском лесничестве : Хлевенское участковое лесничество – квартал 94, выдел 20, 21 – географические культуры ели площадью 7,2 га ; квартал 94, выдел 45 – географические культуры ели площадью 2,5 га . Создание лесных плантаций и их эксплуатация Создание лесных плантаций и их эксплуатация регламентируются статьей 42 Лесного кодекса Российской Федерации . Создание лесных плантаций и их эксплуатация представляют собой предприни - мательскую деятельность , связанную с выращиванием лесных насаждений опреде - ленных целевых пород . Гражданам , юридическим лицам для создания лесных плантаций и их эксплуата - ции лесные участки предоставляются в аренду . Договор аренды лесного участка заключается на срок от 10 до 49 лет . К лесным насаждениям определенных целевых пород ( пород ) относятся лесные насаждения искусственного происхождения , за счет которых обеспечивается полу - чение древесины с заданными характеристиками . Создание лесных плантаций на период действия Лесного плана Липецкой обла - сти не предусматривается . Выращивание лесных плодовых , ягодных , декоративных растений , лекарственных растений Использование лесов лесничества для выращивания лесных плодовых , ягодных , декоративных растений и лекарственных растений регламентируется статьей 39 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами использования лесов для вы - ращивания лесных плодовых , ягодных , декоративных растений , лекарственных рас - тений , утвержденными приказом Минприроды России от 28 июля 2020 года № 497 « Об утверждении Правил использования лесов для выращивания лесных плодовых , ягодных , декоративных растений , лекарственных растений ». Выращивание лесных плодовых , ягодных , декоративных растений , лекарствен - ных растений представляет собой предпринимательскую деятельность , связанную с получением плодов , ягод , декоративных растений , лекарственных растений и подоб - ных лесных ресурсов ( часть 1 статьи 39 Лесного кодекса Российской Федерации ). Использование лесов лесничества для выращивания лесных плодовых , ягодных , декоративных растений и лекарственных растений на период действия Лесного пла - на Липецкой области не предусматривается . Создание и эксплуатация лесных питомников Использование лесов для создания лесных питомников и их эксплуатации регла - ментируется статьей 39.1 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами соз - дания лесных питомников и их эксплуатации , утвержденными приказом Минприроды России от 12 октября 2021 года № 737 « Об утверждении Правил создания лесных питомников и их эксплуатации ». Создание лесных питомников ( постоянных , временных ) и их эксплуатация пред - ставляют собой деятельность , связанную с выращиванием саженцев , сеянцев ос - новных лесных древесных пород , осуществляемую в целях воспроизводства лесов и лесоразведения . Для создания лесных питомников и их эксплуатации лесные участки государ - ственным учреждениям , муниципальным учреждениям представляются в постоянное ( бессрочное ) пользование , другим лицам – в аренду . Использование лесов в целях создания лесных питомников и их эксплуатации планируется на площади 35,85 га . Строительство , реконструкция , эксплуатация линейных объектов . Данный вид использования лесов осуществляется в соответствии со статьями 21,45 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами использования лесов для строительства , реконструкции , эксплуатации линейных объектов и перечня случаев использования лесов для строительства , реконструкции , эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка , с установлением или без установления сервитута , публичного сервитута , утвержденных приказом Минпри - роды России от 10 июля 2020 года № 434 « Об утверждении Правил использования лесов для строительства , реконструкции , эксплуатации линейных объектов и Переч - ня случаев использования лесов для строительства , реконструкции , эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка , с установлением или без установления сервитута , публичного сервитута ». Лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответ - ствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное ( бессроч - ное ) пользование или предоставляются в аренду на срок от 1 до 49 лет . По состоянию на 1 января 2018 года для использования данного вида предо - ставлены лесные участки общей площадью 39,3 га ( по состоянию на 1 января 2023 года – 34,1038 га ) в лесничествах на землях лесного фонда . Потенциальный объём использования данного вида составляет 65 га . Осуществление религиозной деятельности Использование лесов Липецкой области для осуществления религиозной дея - тельности не противоречит их целевому назначению и может осуществляться рели - гиозными организациями в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125- ФЗ « О свободе совести и о религиозных объединениях ». В соответствии со статьей 47 Лесного Кодекса Российской Федерации , лесные участки , находящиеся в государственной собственности , предоставляются религи - озным организациям для осуществления религиозной деятельности в безвозмезд - ное срочное пользование . По отчётным данным на 1 января 2018 года , религиозным организациям для осу - ществления религиозной деятельности в безвозмездное срочное пользование пере - даны лесные участки на площади 86,3 га . 3.10. Информация о потребности создания , ремонта и содержания транспортных путей на период действия разрабатываемого Лесного плана Липецкой области формация о потребности создания , ремонта и содержания Общая протяженность железных дорог в Липецкой области составляет около 800 км . Территорию Липецкой области пересекают три железнодорожных магистрали . Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 7,8 тыс . км , в том числе с твердым покрытием 4,9 тыс . км . Основными путями транспорта , по которым производится вывозка заготовлен - ной древесины и доставка рабочих для производства лесохозяйственных работ , яв - ляются лесохозяйственные дороги и дороги общего пользования . По состоянию на 1 января 2018 года в лесничествах области имелось 2260 км ав - томобильных дорог , из них с твердым покрытием – 192 км . По состоянию на 1 января 2023 года протяженность автомобильных дорог со - гласно сведениям государственного лесного реестра составила 1631 км , в том числе с твердым покрытием 99 км . Средняя протяженность автомобильных дорог на 1000 га площади лесов состав - ляет 9,0 км . Для целей лесного хозяйства в той или иной степени используются все дороги , имеющиеся в лесах , а также федеральные и муниципальные трассы , проходящие по территории области . С учетом вышеизложенного лесное хозяйство области доста - точно обеспечено дорожной сетью ( оптимальная обеспеченность – 10-12 км на 1000 га ), за исключением Данковского , Елецкого и Тербунского лесничеств ( приложение 19 к Лесному плану ). Не хватает улучшенных дорог с твердым покрытием круглогодового действия . К тому же имеющиеся грунтовые дороги распределены в пределах лесничеств нерав - номерно . За последние 5 лет строительство дорог в лесничествах не производилось , производился мелкий ремонт . Преобладающие грунтовые дороги в лесах не могут служить надежной базой для работы машин и механизмов . Грунтовые дороги в лесу служат 4-5 лет , затем разру - шаются и их нужно капитально ремонтировать . Поэтому в перспективе в лесах области необходимо проводить работы по капи - тальному ремонту имеющихся грунтовых дорог и по строительству новых дорог лесо - хозяйственного и противопожарного назначения . Сведения о транспортной доступности лесов , обеспеченности транспортными путями на период действия разрабатываемого Лесного плана Липецкой области приведены в приложении 19 к Лесному плану . 3.11. Экологический потенциал , потенциал средообразующих , водоохранных , защитных , санитарно - гигиенических , оздоровительных и иных полезных функций лесов Экологический потенциал лесов заключается в возможности лесных экосистем функционировать в условиях антропогенной нагрузки без возникновения процессов дигрессии ( в том числе необратимой ). Определение экологического потенциала ле - сов является необходимой предпосылкой экономической оценки земель и других ле - сохозяйственных расчетов . Характеристика экологического потенциала заключается в оценке природоохранных факторов на фоне решения социально - экономических вопросов . Экологическая функциональность лесов области определяется как их глобаль - ной биосферной ролью , которая зависит от общей интенсивности фотосинтеза и соответствующего влияния на газовый состав атмосферы , так и важнейшим регио - нальным значением для водного баланса территории , качества водных ресурсов и качества жизни населения . Оценка экологического потенциала , потенциала средообразующих , водоохран - ных , защитных , санитарно - гигиенических , оздоровительных и иных полезных функ - ций лесов приведена в приложении 20 к Лесному плану . Оценка углеродного баланса выполнена по данным государственного лесного реестра ( формы № 1- ГЛР , № 2- ГЛР на 1 января 2009 года и 1 января 2018 года ). При оценке углеродного баланса за основу были взяты Методические указания по ко - личественному определению объёма поглощения парниковых газов , утвержденные распоряжением Минприроды России от 30 июня 2017 года № 20- р « О методических указаниях по количественному определению объема поглощения парниковых газов ». Данные по динамике углеродного баланса Липецкой области свидетельствуют об уменьшении поглощения углерода лесной системой . Нетто - поглощения углерода в 2009 году составляло 263,4 тыс . тонн С год – 1, а в 2017 году 250,1 тыс . тонн С год – 1, что объясняется уменьшением покрытых лесом площадей и общего запаса на - саждений в результате пожаров 2010 года . Анализируя данные по потерям углерода управляемыми лесами можно отметить снижение деструктивного влияния сплошных рубок на уменьшение содержания угле - рода в лесной системе . Так в 2009 году этот показатель составил 110 тыс . тонн С год -1, а в 2017 году 99,0 тыс . тонн С год -1. К 2028 году этот показатель снизится до 42,2 тыс . тонн С год -1. Прогнозные данные на 2028 год по бюджету углерода определены исходя из предполагаемой динамики лесного фонда , размера использования величины теку - щего прироста при рубках леса , предполагаемых объёмов сплошных рубок и площа - дей деструктивных лесных пожаров . Экономическое развитие области и рациональное использование лесных ресур - сов позволит к 2028 году увеличить нетто – поглощение углерода за счёт увеличения биомассы древостоя в результате текущего прироста до 268,9 тыс . тонн С год -1. Бюджет углерода по всем пулам по сравнению с 2017 годом увеличится на 52 % и составит 219,6 тыс . тонн С год -1. Таким образом , к 2028 году , полностью будут лик - видированы последствия сильных лесных пожаров 2010 года и сплошных вырубок . Водоохранная роль лесов выражается в общем влиянии на водный баланс через транспирацию и физическое испарение с крон и предотвращении поверхностного стока , от которого зависит водный режим почв и качество воды в озерах и реках Ли - пецкой области . Леса , функции которых непосредственно ориентированы на охрану водных объ - ектов , – леса , расположенные в водоохранных зонах , имеют площадь 4,3 тыс . га . Защитная роль лесов для берегов водных объектов может быть выражена в пло - щади лесов , для которых она является основной целевой функцией . К таким лесам в области относятся леса нерестоохранных полос и леса , расположенные в водоохран - ных зонах общей площадью 5,0 тыс . га . Защитная роль лесов для путей транспорта , оцениваемая по тому же принципу – через площадь соответствующей категории защитных лесов , которая составляет 6,4 тыс . га . Санитарно - гигиенические функции лесов Липецкой области в наиболее значи - мом объеме реализуются лесами на территориях с наибольшей концентрацией насе - ления , т . е . вокруг городов . Вместе с тем , кислородо - продуцирующая функция лесов оценена для всей покрытой лесом площади области . Расчет выполнен на основе таблиц и моделей хода роста и продуктивности на - саждений основных лесообразующих пород Северной Евразии ( М , 2008), одобрен - ных Рослесхозом ( протокол № 2 от 8 июня 2006 года ), данных государственного лес - ного реестра на 1 января 2018 года и информации о выходе отдельных показателей санитарно - гигиенической функции в зависимости от древесной породы . Обогащение кислородом определено в зависимости от величины текущего при - роста преобладающих пород и величины выделяемого кислорода при образовании 1 тонны сухого вещества в год , умноженную на занимаемую площадь каждой породой . Выделение фитонцидов оценивалось для территорий , наиболее посещаемых населением ( для лесопарковых зон , лесов в 1,2,3 зонах округов санитарной охраны курортов и городских лесов ). Для оценки использованы данные о фитомассе хвои или листьев из справочника « Таблицы и модели хода роста и продуктивности насаж - дений основных лесообразующих пород Северной Евразии » ( М , 2008) и величины выделения фитонцидов за сезон для сосны , дуба и мягколиственных насаждений со - ответственно . По результатам проведенных расчетов выделение фитонцидов наиболее посе - щаемыми лесами области на период по состоянию на 1 января 2018 года составило 6,03 тыс . тонн , по состоянию на 1 января 2028 года будет составлять 6,17 тыс . тонн . Оценка поглощения пыли актуальна преимущественно для лесов лесопарковой зоны , городских лесов , лесов в 1,2,3 зонах округов санитарной охраны курортов и защитных полос лесов , расположенных вдоль железнодорожных путей общего поль - зования , федеральных автомобильных дорог общего пользования , автомобильных дорог общего пользования , находящихся в собственности субъектов Российской Фе - дерации . Расчёт произведён аналогично оценке выделения фитонцидов . ГЛАВА IV. Цели и задачи Лесного плана Липецкой области , выполнения мероприятий и плановые показатели на период реализации Лесного плана Липецкой области 4.1. Цели и задачи Лесного плана Липецкой области в экономической , экологической и социальных сферах , а также сведения о благоприятной окружающей среде для граждан В соответствии со статьями 85-86 Лесного кодекса Российской Федерации Лес - ной план является документом лесного планирования , в котором определяются цели и задачи лесного планирования , а также мероприятия по осуществлению планируе - мого освоения лесов и зоны такого освоения . Цели разрабатываемого Лесного плана Липецкой области : в экономической сфере – эффективное управление лесным сектором в эконо - мике и эффективное использование , охрана , защита и воспроизводство лесов ; в экологической сфере – благоприятная окружающая среда для граждан и сохранение биосферной роли лесов ; в социальной сфере – рост уровня качества жизни граждан , связанных с лесом и устойчивое социально - экономическое развитие лесных территорий . Задачи Лесного плана Липецкой области : повышение эффективности управления лесным сектором экономики ; обеспечение рационального многоцелевого и неистощимого использования ле - сов ; обеспечение устойчивого развития лесного сектора экономики ; обеспечение эффективной охраны , защиты , воспроизводства лесов ; сохранение экологической функции лесов и их биологического разнообразия ; повышение научно - технического , технологического и кадрового потенциала лес - ного сектора экономики . Важнейшей и главной основой Лесного плана является ресурсный потенциал лесов Липецкой области , который увязан с его экономической освоенностью и соци - ально - экономическими условиями региона . Выполнение мероприятий , предусмотренных лесным планом Липецкой обла - сти , направлено на решение определённых в нем задач и достижение поставленных целей , а также будет способствовать достижению стратегической цели социально - экономического развития Липецкой области , повышения качества жизни населения области на основе устойчивого сбалансированного развития экономики , формиро - вания потенциала будущего развития и активного участия области в системе между - народных и межрегиональных обменов . 4.2. Планируемые мероприятия по сохранению экологического потенциала лесов , адаптации к изменениям климата и повышению устойчивости лесов Планирование мероприятий по сохранению экологического потенциала лесов к предполагаемым климатическим изменениям должно базироваться на длительном климатическом прогнозе среднегодовой температуры , количестве осадков , продол - жительности вегетационного периода , реально изменяющих условия существования лесных экосистем . Продолжительность вегетационного периода на территории области составляет 180-185 суток . Среднемноголетнее , за 40 лет , значение температуры воздуха за ве - гетационный период составляет 16,1° С . За последние 10 лет это значение немного повысилось и составило 17,0° С . Осадков выпадает от 450 до 550 мм / год , около 75 % их приходится на тёплый период года . Наименьшая относительная влажность (50 % и менее ) приходится на летние месяцы . Наибольший дефицит влажности наблюдался в 2010 – 2014 гг ., которые были засушливыми . В условиях Липецкой области отрицательное влияние на лес оказывают периоди - ческие засухи , ураганные ветры – способствующие ослаблению древостоев , появле - нию вредных организмов , ветровалу . Массовое посещение населением в выходные дни лесных массивов значительно увеличивают вероятность возникновения лесных пожаров . Условия роста лесных насаждений и их устойчивость зависят от ухудшающегося водного режима почв , который меняется на фоне преобладания испарения над об - щим количеством осадков . Вышеуказанные факторы являются потенциальной основой для развития пато - логических процессов , выражающихся в увеличения количества ослабленных дере - вьев , и в итоге – для роста частоты поражения энтомовредителями , вплоть до воз - никновения вспышек их массового размножения . Дополнительной группой факторов риска являются антропогенные нагрузки на лесные насаждения . В совокупности эти факторы существенно увеличивают вероят - ность возникновения лесных пожаров , преобладающей причиной которых по данным статистики является человеческий фактор . С учетом изложенного представляется необходимым планировать на период до 2028 года ряд мер постоянного характера , сгруппированных в блоки по основным ис - точникам рисков , вызванных климатическими изменениями . Для предотвращения изменения продуктивности лесов в связи с изменениями средних значений температуры и количества выпадаемых осадков планируется про - ведение комплекса мероприятий по лесовосстановлению , уходу за лесами и защите лесов , прогнозная стоимость которых составит 212,9 млн . руб ., (93,5 % от общей прогнозной стоимости всех мероприятий ). Изменения в породном составе , наблюдаемые в последние десятилетия , являют - ся результатом проведения рубок и могут потребовать вмешательства только в рам - ках соблюдения обычных лесоводственных принципов при проведении рубок ухода в течение всего периода лесовосстановления . Все местные древесные породы могут успешно произрастать в достаточно широком экологическом диапазоне , в связи с чем , введение специально адаптированных видов не требуется . Для снижения рисков , вызванных увеличением частоты возникновения лесных пожаров и площадей , пройденных пожарами , планируется комплекс мероприятий на 14,8 млн руб . (6,5 % от общей прогнозной стоимости ) и прежде всего , мониторинг пожарной опасности в лесах , уход за минерализованными полосами и профилакти - ческие мероприятия по работе с населением . Увеличение частоты вспышек массового размножения энтомовредителей воз - можно лишь при соответствующем росте кормовой базы , для которой необходимо наличие достаточного количества ослабленных деревьев . Поэтому основу профилак - тических мер борьбы должны составлять регулярные обследования древостоев , на - рушенных пожарами , рубками или другими факторами , и своевременная ликвидация последствий ветровалов , уборка неликвидной древесины . Планируемые мероприятия по сохранению экологического потенциала лесов , адаптации к изменениям климата и повышению устойчивости лесов приведены в приложении 21 к Лесному плану . 4.3. Перспективные направления использования лесов на основе анализа возможностей и оценки фактического освоения лесов , развитие использования лесов по основным видам , плановые показатели на период реализации Лесного плана Липецкой области , потенциальные и планируемые показатели использования лесов на период реализации Лесного плана Липецкой области по видам использования лесов Использование , охрана , защита и воспроизводство лесов осуществляются из по - нятия о лесе , как об экологической системе или как о природном ресурсе . При этом лес рассматривается как динамически возобновляемый и поддающийся трансфор - мации природный ресурс . На основе анализа имеющихся лесных ресурсов , возможностей и оценки факти - ческого состояния освоения лесов , определены 9 перспективных направлений ис - пользования лесов : заготовка древесины ; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства ; ведение сельского хозяйства ; осуществление научно - исследовательской деятельности , образовательной дея - тельности ; осуществление рекреационной деятельности ; создание лесных питомников и их эксплуатация ; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объ - ектов , создание и расширение морских и речных портов , строительство , реконструк - ция и эксплуатация гидротехнических сооружений ; строительство , реконструкция , эксплуатация линейных объектов ; осуществление религиозной деятельности . Потенциальные и планируемые показатели использования лесов на период ре - ализации Лесного плана Липецкой области приведены в приложении 22 к Лесному плану . Использование лесов для заготовки древесины . Допустимый ежегодный объем изъятия древесины в лесах Липецкой области определен расчетной лесосекой по результатам проведённого в 2015-2017 годах лесоустройства , который обеспечи - вает многоцелевое , рациональное непрерывное , неистощительное использование лесов . В 2017 году фактический объем заготовки древесины составил 143,7 тыс . м 3 , или 49,5 % от расчетной лесосеки предыдущего периода . На планируемый период 2024-2028 гг . на землях лесного фонда расчетная лесо - сека установлена в объеме – 139,1 тыс . м 3 ( это потенциальный объем использования лесов для заготовки древесины ) в том числе : при рубке спелых и перестойных лес - ных насаждений – 42,0 тыс . м 3 , при рубке лесных насаждений при уходе за лесами – 46,6 тыс . м 3 , при вырубке поврежденных и погибших лесных насаждений – 50,4 тыс . м 3 , при рубке насаждений при строительстве лесной и иной инфраструктуры – 0,1 тыс . м 3 . Установленная расчётная лесосека по лесничествам приведена в приложении 45 к Лесному плану . Плановые показатели на 2019-2028 гг . предусматривают объем заготовки древе - сины в объеме 1537,0 тыс . м 3 за десять лет . В Липецкой области использование лесов для заготовки древесины на правах аренды лесных участков не представляет коммерческого интереса в связи с низким качеством и товарностью древесины в лесных насаждениях . Планируется развитие использования лесов для заготовки древесины за счет субъектов малого и среднего предпринимательства по договорам купли - продажи лесных насаждений в объеме 10 % от расчетной лесосеки ( допустимого объема изъятия древесины ). Использование лесов для ведения сельского хозяйства планируется увеличить до 128 % от фактического использования в 2017 году . Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности планиру - ется довести до 115 % от фактического использования в 2017 году . По использованию лесов для строительства , реконструкции , эксплуатации ли - нейных объектов до 2027 года запланировано увеличение используемых площадей до 65 га , что составит 163 % от фактически достигнутого в 2017 году . Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотни - чьего хозяйства , осуществление научно - исследовательской деятельности , образо - вательной деятельности , создание лесных питомников и их эксплуатация , а также для осуществления религиозной деятельности планируется в объеме показателей 2017 года . На прилагаемой карте – схеме зон планируемого освоения лесов показано раз - мещение возможных приоритетных видов использования лесов области на планиру - емый период . 4.4. Информация о зонах интенсивности освоения лесов с дифференциацией по степени интенсивности такого освоения для различных видов использования лесов с учетом существующего и планируемого освоения Лесопромышленное производство не играет существенной роли в экономике об - ласти . Доля лесного сектора в валовом экономическом продукте области составляет 0,02 %. Леса Липецкой области не обладают значительными сырьевыми ресурсами и в большей степени играют защитную , природоохранную и экологическую функции . Вместе с тем развитие лесного сектора области возможно исходя из определен - ной стратегической цели и по следующим направлениям : развитие лесозаготовительной деятельности в пределах расчетной лесосеки ( в настоящий момент использование составляет около 49,5 % от возможно допустимо - го ); развитие деревообработки – особенно переработки мелкотоварной древесины ; развитие рекреационной деятельности ( в настоящее время под данный вид поль - зования используется 0,08 % территории лесного фонда Липецкой области ). Реализация предложенных мер позволит улучшить производственную структуру лесного сектора области , повысить удельный вес продукции деревообрабатывающе - го производства , повысить занятость населения и его благосостояние . Лесным планом предусмотрено деление территории лесов области на зоны заго - товки древесины с учётом интересов групп заготовителей . Выделены зоны возмож - ной заготовки гражданами для собственных нужд , для субъектов малого и среднего предпринимательства по договорам купли - продажи лесных насаждений , для обеспе - чения государственных и муниципальных нужд и при осуществлении мероприятий по охране , защите и воспроизводству лесов . Выделенные зоны по лесничествам приве - дены в приложении 51 к Лесному плану . При отсутствии спроса на заготовку древесины у указанных групп заготовителей в зонах выделенных кварталов заготовка древесины на данной территории будет осуществляться в порядке выполнения мероприятий по охране , защите и воспроиз - водству лесов , согласно государственным заданиям , лесхозами области . В Липецкой области эффективно развивается особая экономическая зона про - мышленно - производственного типа « Липецк », созданная постановлениями Пра - вительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 782 « О создании на территории Грязинского муниципального района Липецкой области особой эконо - мической зоны промышленно - производственного типа », от 11 июля 2015 года № 697 « Об особой экономической зоне промышленно - производственного типа , созданной на территории Липецкой области ». В целях создания благоприятных условий для дальнейшего развития ее в лесном фонде Грязинского лесничества ( кварталы 90, 104 и 105 Плехановского участкового лесничества ) планируется осуществлять рекреационную деятельность с возведени - ем физкультурно - оздоровительных , спортивных , спортивно - технических сооруже - ний . Постановлением администрации Липецкой области от 5 июня 2008 года № 130 « Об утверждении схемы территориального планирования Липецкой области » утверждена Схема территориального планирования области . На основе оценки ре - креационных ресурсов и проектных предложений Схемы территориального плани - рования области разработана программа развития рекреационно - туристического комплекса , как одна из приоритетных отраслей хозяйственного развития региона , а также разработана специализированная схема « Рекреация и туризм Липецкой об - ласти ». Для ускоренного развития лесопромышленного сектора в Липецкой области желательно максимальное приближение мощностей по переработке древесины к ис - точникам сырья . Согласно приказу Минприроды России от 3 декабря 2021 года № 901 « О внесе - нии изменений в отдельные нормативные правовые акты Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области лесных отношений » опре - делены зоны интенсивности освоения лесов земель лесного фонда на основании критериев их зонирования , установленных лесоустроительной инструкцией (2022 г .). Земли лесного фонда отнесены к средней степени освоения лесов на площади 137,0 тыс . га (75,9 %) и к ниже средней степени освоения лесов на площади 43,4 тыс . га (24,1 %). Распределение лесничеств по зонам интенсивности освоения лесов приведено в приложении 28 к Лесному плану . Продолжение на 9- й стр . Продолжение . Начало на 5–7- й стр .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz