Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
В научно-популярной книге «Симулятор безумия. Как Четвёртая промышлен- ная революция превратит Homo Sapiens в Homo Servus?», вышед- шей в прошлом году, Панов в ка- честве футуролога размышляет о том, как технологии изменят нашу жизнь. Своими идеями писатель по- делился в ходе творческой встре- чи «Образы будущего в литера- туре и реальности: киберпанк и кибермир». В ней участвовали победители региональных эта- пов конкурса «Вместе в цифро- вое будущее», организованного компанией «Ростелеком». В чис- ле приглашённых был и журна- лист «Липецкой газеты». В˒г˖˪д ˍ ˒аˍтра «Будущее» — очень удиви- тельное понятие. Чем является оно для каждого из нас? Косми- ческие корабли и межпланетные полёты? Сдать статью в редак- цию? Отправиться в отпуск? У каждого есть своё представле- ние. Кто-то заглядывает вперёд на неделю, кто-то — на тысяче- летия. Нет понятия «сейчас». Те, кто уговаривает нас жить одним моментом, немного лукавят, по- тому что мы движемся вперёд со скоростью 60 секунд в минуту. Есть прошлое и есть будущее, куда мы идём. И если человек поймёт, что все его действия нужны для того, чтобы идти вперёд, то он сможет управлять своим будущим. В противном случае нашим будущим будут управлять те, кто это понимает. И останется ли в построенном ими мире место для нас — это ещё вопрос. Существует мнение, что фан- тастика — литература эскапиз- ма. Писатель и читатели улетают в загадочные миры только лишь для того, чтобы сбежать от обы- денности. Безусловно, какая-то часть фантастической литера- туры носит развлекательный характер. Но при этом любое художественное произведение, в общем-то, фантастика, как ни крути. Автор всегда использу- ет некое допущение, даже если написанная им книга докумен- тальная. Фантастика предлагает нам подумать о том, чего ещё нет. До недавнего времени Китай был белым пятном на карте фанта- стической литературы. И вдруг в 2010-х годах XX века там на- чали очень серьёзно относить- ся к этому жанру. Теперь здесь устраивают фестивали, на ко- торые приглашают звёзд фанта- стики, режиссёров, писателей, сценаристов. И на одном из первых таких форумов один из приглашённых спросил органи- заторов, зачем им всё это нужно: где Китай и где фантастика? Ему откровенно ответили. Смотрите, у нас есть хорошая система об- разования. Студенты, которые получают отличные результаты, могут стажироваться в лучших учебных заведениях мира. Мы прекрасно работаем, отлично перерабатываем чужие идеи, но пока очень редко выдаём собственные, с которых можно начинать что-то делать новое, важное. Задались вопросом, по- чему? Изучили интересы наших студентов и молодых американ- цев. Увидели одну небольшую разницу. Американцы читают фантастику. Они с детства при- выкли думать о том, чего ещё нет. Это многое объясняет. Именно это качество вытащило человечество из пещер. «Тот ˍек нема˖о ˚рок˖˓на˖˓» А что такое предсказание? Можно написать, что дав- ным-давно в другой галактике кто-то летал на каких-то сверх- скоростных самолётах, и, воз- можно, это действительно было так, мы же точно не знаем. Жюль Верн интересен тем, что его предсказания были реали- зованы вскоре после его смер- ти, а некоторые — даже при его жизни. Как, почему он всё это придумал? Откуда взялся тот же «Наутилус»? Верн брал то, что уже было в его время и просто продумал: а как это можно улуч- шить? а что будет, если появится такая технология? Такую ли- тературу называют фантастикой ближнего прицела. Ничего не возникает из пус- тоты. Те же самые роботы — это продолжение образа големов, которые существовали в различ- ных мифологиях. И греческий бог Гефест, по сути, создал в своё время первого искусственного человека. Жюлю Верну повезло в ка- кой-то мере, потому что онжил и работал в XIX веке—прорывным в истории цивилизации. То есть, по сути, тогда был заложен науч- ный фундамент всего того, чем мы пользуемся сегодня. XIX век начался с появле- ния паровых двигателей, для их обслуживания потребовались квалифицированные рабочие, появился запрос на массовую грамотность, стало активно раз- виваться книгоиздание, у людей возник интерес к литературе, в конце столетия появилось даже бульварное чтиво, брошюрки о приключениях сыщика Пинкер- тона. Но это ещё и век литератур- ной классики, российской и за- рубежной, эпоха толстых рома- нов. Люди читали их, развивая свой ум. Всё это и определило феноменальный технологиче- ский скачок. Если человека из XVIII столетия переместить в XIX век, он окажется в совер- шенно фантастическом для него мире — небоскрёбы, телефоны, пароходы, железные дороги, автомобили. А вот если такой ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА Оˢːˍ˓ˏ˘˙ː Ȅ ˘ːˍː˛˙˪˝˘˙ː 32 № 9 5 (26837) НЕ ВСЁ ИЗ ТОГО, ЧТО ПРИДУМАНО ФАНТАСТАМИ, МОЖНО СРАЗУ ВОПЛОТИТЬ В ЖИЗНЬ. НО ЕСЛИ НЕ БУДЕТ ЛЮДЕЙ, ЗАГЛЯДЫВАЮЩИХ ВПЕРЁД, НАША ЦИВИЛИЗАЦИЯ ОСТАНОВИТСЯ Вадим Панов ʦlsТЬ В ʘlsДlsʰЕЕ ЛЕЖИТ ʮЕʧЕʞ lzАНТАСТИКls ПИСАТЕЛЯ ВАДИМА ПАНОВА Л̞БИТЕЛИ ФАНТАСТИКИ ̕ОРО̘О ЗНА̞Т ̏О ЦИКЛАМ РОМАНОВ «ТАЙНЫЙ ГОРОД»ǡ «ГЕРМЕТИКОН»ǡ «АНКЛАВЫ»ǡ НЕОДНОКРАТНО ОТМЕЧЕННЫМ ̏РЕСТИЖНЫМИ ЛИТЕРАТУРНЫМИ ̏РЕМИЯМИ. ОДНАКО ЕГО ТВОРЧЕСТВО НЕ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ ЖАНРАМИ «ГОРОДСКОЕ Ф̝НТЕЗИ» И «КИБЕР̏АНК». Сергей Малюков Не исключено, что в будущем у каждого на глазах будет экран Таким искусственному интеллекту видится сельское хозяйство будущего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz