Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

он всех помнит по именам и от- чествам, прекрасно ориентиру- ется в датах и названиях, у него уйма увлечений. В школьные годы он зачиты- вался «Повестью о настоящем человеке», равняясь на муже- ственного лётчика Алексея Ма- ресьева. Но ведь о судьбе лёт- чика-испытателя Галкина тоже впору писать книги, а там, гля- дишь, и какой-нибудь парнишка вслед за нашим героем загорится идеей летать, а не криптовалю- ту майнить или компьютерную мышь гонять. Тем более Виктор Никола- евич может много рассказать о своих легендарных друзьях. В том числе о фронтовом лётчи- ке-асе, дважды Герое Советского Союза генерал-лейтенанте авиа- ции Виталии Попкове, ставшем прототипом обаятельного «Маэ- стро» в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». А также о первом профессио- нальном лётчике-испытателе, тоже Герое Советского Союза, полковнике Георгии Мосолове, установившем 6 авиационных мировых рекордов. Он был дру- гом Юрия Гагарина, по просьбе которого Пахмутова и Добро- нравов написали посвящённую Мосолову песню «Обнимая небо...». Среди друзей Виктора Гал- кина были Владимир Высоцкий, писатели Валентин Распутин и Леонид Мончинский, много других выдающихся деятелей. С одними он был очень близок, с другими часто общался, а кого- то даже... обыгрывал. Последнее относится к за- носчивому Гарри Каспарову, ко- торый в Иркутске, где тогда летал Галкин, в 1985 году провёл сеанс одновременной игры. Каспаров не подозревал, что полковник (тот был в форме) ещё и не та- кие ходы продумывал, тем более отец научил его играть в раннем детстве. В итоге Галкин выиграл партию у чемпиона мира! Сегодня Виктор Николае- вич встречается с товарищами по лётному братству, бывает в гостях у школьников, ездит на авто, с женой проводит лето на своей деревенской даче. Сын и два внука хоть не летают, но ра- ботают в аэропорту «Внуково», у дочери тоже есть своё дело. — Я счастливый человек, — говорит Виктор Николаевич, — потому что поборолся за свою мечту — и она составила мою судьбу, а судьба у меня интерес- ная... Фото из архива Виктора Галкина по сути, обстоятельство спасло ему жизнь. Позже выяснилось, что он действовал настолько гра- мотно, собранно и единственно верно в такой ситуации, как ни в одном учебнике не написано. А второй курсант, Констан- тин Морозов, будущий министр обороны Украины (в 1991–1993 годах), хоть и катапультировал- ся, но не повторил судьбу раз- бившегося инструктора — упал на огромную кучу дорожного гравия, словно специально уго- тованную для него свыше, и по касательной съехал вниз. В˜˝˛ːˢˋ ˜ ˕˙˜˗˙˘ˋˍ˝ˋ˗˓ Оба курсанта получили серьёзные травмы. После из- лечения медики сомневались, смогут ли ребята оправиться от такого потрясения. Им предло- жили перевестись в любой гражданский вуз, связанный с авиацией. Но курсанты упёр- лись: «Будем летать!» В 1967-м Виктор Галкин окончил Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков ВВС в числе 14 лучших выпускников. И получил пред- писание в Чортков Тернополь- ской области в разведывательно- тактическую авиацию. — Самолёты были новые, инструкторы сильные, мы тогда очень много летали, — вспоми- нает Виктор Николаевич. В 1968-м лейтенант Галкин участвовал в чехословацких со- бытиях, его тогда представили к ордену Красной Звезды, но на- града по независящим от него причинам досталась другому герою. Вскоре его как перспектив- ного пилота направляют служить в Липецкий авиацентр, где про- ходили переобучение не только лётчики, но и космонавты. В их числе был и Владимир Ляхов, ко- мандир трёх космических экспе- диций, который когда-то настав- лял новоиспечённого курсанта Харьковского училища Галкина по спортивной части. Б˦˜˝˛˙ ˓ ˌː˒˙ˣ˓ˌ˙ˢ˘˙ Говорят, как каждый солдат мечтает стать генералом, так и каждый пилот мечтает стать лёт- чиком-испытателем. Ну насчёт каждого — это вряд ли, а Вик- тор— да, хотел перейти на такую работу. Хотя в составе 455-го ис- следовательского авиационно- го полка (бомбардировщиков и разведчиков) Липецкого авиа- центра испытаний тоже хватало. В первой половине 1970-х го- дов здесь отрабатывали методы боевого примененияМиГ-25РБ, приёмы ведения разведки на МиГ-21Р. А в 1973-м появился ͝͠ Ȁ ͤ͜ Ȁ͞͠ ǾЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТАǿ ʦ˛о˟ː˜˜ио˘ˋ˖ы 7 Брежнев вручает лётчикам-испытателям именные часы, Галкин — третий справа Заслуженный лётчик-испытатель Виктор Галкин на работе За заслуги в освоении и испытании современной авиационной техники, воспитании и обучении лётных кадров и многолетнюю работу в 2002 году Виктору Галкину присвоили почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации» Как л̦т̗икǦ исп̛татель Виктор Галкин освоил ͳ0 мо̄и̔икаций самол̦тов Ȅ по̗ти все МиГиǡ СуǦͲͷ. самолёт, составивший целую эпоху в отечественной бомбар- дировочной авиации — Су-24. Экипажи полка первыми в ВВС освоили самолёт и обеспечили переучивание на него руково- дящего состава других полков, дивизий и воздушных армий. Мастерство Виктора Галкина уже было очень высоким. Сам Виктор Николаевич говорит, что в воздухе никогда не испытывал страха и в опасные моменты дей- ствовал быстро и, как показала жизнь, безошибочно. Его пилотаж оценили в Ми- нистерстве авиапромышленно- сти. Однако перейти на испыта- тельную работу удалось не сразу. «Лётчики авиацентра — те же испытатели!» — такое решение принял Главныймаршал авиации дважды Герой Советского Союза Павел Кутахов, не подписавший перевод. И всё же Виктор Гал- кин стал лётчиком-испытателем. В 1͵ ˗ː˝˛ˋˠ ˙˝ ˒ː˗˖˓ За плечами у Виктора Нико- лаевича Галкина 40 лет лётной службы, из них 28 лет — на ис- пытательной работе. Из многих лётных происшествий выходил с честью благодаря своей выдерж- ке и самообладанию, спасая ма- шину и себя. Кроме той первой—во время учебного полёта — катастрофы ему пришлось покидать самолёт ещё дважды. В 1982 году ката- пультировался из-за разрушения топливной системы и полной потери топлива. А ещё через 3 года во время испытательного полёта остановился двигатель и вышла из строя гидросистема. Только убедившись, что самолёт не рухнет на позицию, он ката- пультировался с высоты 15 мет- ров за 1,2 секунды до столкнове- ния с землёй. Благо, техника уже позволяла катапультироваться с любой высоты... При этом было понятно: если уж Галкин покинул самолёт, то значит, сделал всё возможное и невозможное, чтобы спасти ма- шину. — Однажды на малой высо- те и на сверхзвуковой скорости из-за частичного отказа системы управления попал во вращение. Спасла реакция на отказ и чёт- кие действия. До столкновения с землёй тоже оставались счи- танные метры, — вспоминает он. Б˙˛˝ №1 — В Афганистане мы без- оговорочно доверяли самолёту, если знали, что эту машину ис- пытывал Галкин, — вспоминал заслуженный военный лётчик Александр Бондаренко. Виктор Николаевич испы- тывал самолёты почти до 60 лет. Был даже командиром и пер- вым пилотом президентских лайнеров — Ельцина (Ил-96ПУ в 1996 году) и Путина (Ил-96- 300 в апреле 2003-го). А затем уже в качестве пилота-инструк- тора совершил на борту №1 Владимира Путина 20 полётов с командой лётчиков прези- дента. Самолёт Бориса Ельцина был вычурнее, помпезнее, рассказы- вает Виктор Николаевич. Про богатство отделки и техническую начинку ельцинского лайнера ходили легенды, к тому же салон переоформляли вШвейцарии. А путинский самолёт полно- стью собрали и оборудовали в Воронеже, от начала до конца его делали в России. Его назы- вают летающим офисом прези- дента. Самолёт надёжен в управ- лении, абсолютно безопасен, экономичен. И первому его ис- пытателю известно это как ни- кому другому. Л˩ˏ˓ ˓ ˜˞ˏ˧ˌ˦ Виктор Николаевич чуть мо- ложе Великой Победы (родился 12 декабря 1945-го), но с кем бы ни сводила его судьба — колле- гами, инструкторами, команди- рами, руководителями служб, министерств и даже государств—

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz