Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

В ͵ лет он вперв̛е увӣел самол̦т Ȅ и ̇аболел небом. В школе его не прин̟ли в комсомолǡ ког̄а он отка̇алс̟ ехать с классом на целинуǡ не жела̟ пре̄авать свою ме̗ту. Став курсантомǡ ̗ӯом в̛жил в т̟желейшей авиакатастро̔еǡ но и̇ у̗илища не уш̦л... ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА Эмма Меньшикова ʦ˛о˟ː˜˜ио˘ˋ˖ы 6 № 89 (26831) К НЕБls ʮЕРЕЗ ТЕРНИИ С Героем Советского Союза легендарным лётчиком Мосоловым В сего же за свою многолет- нюю службу полковник в отставке Виктор Галкин оказывался в экстремальных си- туациях более 100 (!) раз. На его счету катастрофический учеб- ный полёт и два катапультиро- вания. Почему же в первый раз, когда машина разбилась и упала, а курсант Галкин невероятным образом приземлился, он не считает катапультированием? Об этом — и не только — мы поговорили с выдающимся авиатором в канун двух праздни- ков — Дня Военно-воздушных сил РФ и Дня Воздушного фло- та России, которые отмечаются 12 и 18 августа. Мːˢ˝˞ ˠ˛ˋ˘˓˖ ˍ ˝ˋ˔˘ː Мальчишки всех времён и народов рванули бы к самолёту, увидев, как он приземлился в поле. Вместе со всеми побежал и маленький Витя. А на просьбу покатать пилот трудяги-кукуруз- ника сказал парнишке: «Мал ты ещё... Подрасти, учись хорошо, занимайся спортом — и станешь лётчиком». Этот совет запал в душу Виктору Галкину. В школе он налегал и на учёбу, и на спорт, всё время помня о своей мечте. А в девятом классе все ребя- та решили после школы ехать на целину. Отказался только Галкин. «У меня мечта», — сказал он. Но никому её не открывал. Неудоб- но было, вспоминает ВикторНи- колаевич, вдруг не поступил бы в училище, и тогда сказали бы: «Ишь ты, лётчик нашёлся». Действительно, на его родине, в шахтёрском Дзержинске (То- рецке), за который сейчас идут тяжёлые бои, в основном работа- ли под землёй. Шахтёром был и отец Виктора. Поэтому родители к высокой мечте сына тоже от- неслись настороженно, пережи- вали за него. А в школе и вовсе осудили: оторвался от коллекти- ва. Ине приняли в комсомол. На этом его «тернии» на пути к небу не закончились. Хотя к окончанию школы в 1963-м он уже и комсомольцем стал, и в мечте своей только утвердился. Но призывная комиссия опу- стила его на землю, вернее на... море: нашли огрехи в здоровье и предложили поступать в во- енно-морское училище в Сева- стополе. Но Галкин видел себя только лётчиком. П˙˜ˋˏ˓˖ ˜ˋ˗˙˖˱˝ ˌː˒ ˣˋ˜˜˓ Начиналась эра космонавти- ки — и в военкомате 49 призыв- ников выразили желание посту- пать в лётное училище. Отобрали шестерых. Но в Донецке один из них комиссию не прошёл, и то- гда вспомнили об упрямом Гал- кине. Вместе с ещё одним кан- дидатом его отправили вдогонку за основной группой. Господь услышал парня, но никогда не переставал испыты- вать его. В Донецке Виктор успешно прошёл комиссию. Но потом умудрился травмироваться — и приехал в Харьковское лётное училище с перевязанной голо- вой. Его сразу поместили в ла- зарет. Там он лечился, оттуда ходил на экзамены. И поступил в училище единственный из тех шестерых дзержинских земля- ков, которые прошли отбор в военкомате. По совету старшекурсника Владимира Ляхова, будущего советского космонавта, Виктор, замечательно игравший в бас- кетбол, собрал курсовую баскет- больную команду и вскоре стал капитаном сборной училища. Но учёба, и спорт, и занятия строевой не затмевали глав- ного — ребята рвались в небо. А когда вырвались, всё оказа- лось очень сложно. В самом начале вывозной лётной программы с инструкто- ром Виктор посадил самолёт... без шасси. Следом опять ЧП — на отрыве от земли отказал двигатель самолёта, но Галкин успевает сориентироваться — и «осадить» машину на взлётной полосе. А на третьем курсе попа- дает в катастрофу, которая могла стоить ему не только лётной ка- рьеры, но и жизни. Еˏ˓˘˜˝ˍː˘˘˦˔ ˚˞˝˧ ˕ ˜˚ˋ˜ː˘˓˩ Во время тренировочного полёта на высоте 1 тысяча 400 метров столкнулись два учебных самолёта, пилотируемых лётчи- ками-инструкторами. В одном из самолётов находился курсант Галкин. Инструктор катапультиро- вался, а курсант, по юноше- ской небрежности не затянув- ший привязные ремни, из-за больших перегрузок в перевёр- нутом положении никак не мог совладать с рычагом аварийного сброса фонаря кабины, без чего разблокировать катапульту не- возможно. И тут Виктор понимает, что жизнь кончена — и вся она в мгновение ока промелькнула в его сознании. Но такая вдруг жажда жизни встрепенулась в нём! Невероятным усилием он срывает-таки злополучный фо- нарь. И последнее, что видит в самолёте, — высоту 600 метров. Катапультироваться поздно. Ка- залось, что волосы поднимают шлемофон, вспоминает он. А в следующий момент потоком воздуха его выносит из самолёта. Очнулся он уже в небе, па- рашют раскрылся на высоте 30–50 метров над землёй — и Виктор даже стропы расправил. Обе машины рухнули, инструк- торы погибли — один в воздухе при столкновении самолётов, другой уже на земле — при ката- пультировании его парашют не успел раскрыться. А курсанты выжили. Виктор Галкин, развалив привязную систему (что было невероятно!), выпал из само- лёта без катапультного кресла, придающего ускорение при аварийном покидании пило- том летательного аппарата на малой высоте. И это трагичное, Галкина на̛̇вали ӯа̗лив̛м пилотомǡ а он просто умел в ̄оли секун̛̄ ра̇обратьс̟ в ситуации и в̛йти и̇ не̦ побе̄ителем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz