Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
Особенные Ǽ˕вартирантыǽ — Мы хотим каждого на- шего ребёнка научить готовить еду. Для этого оборудовали спе- циальную кухню в помещении, которое арендуем для занятий. Подход к «повару» индивиду- альный. Если какому-то ребёнку непонятно, как нужно, напри- мер, нарезать овощи, специа- лист сделает это вместе с ним. Дети учатся варить суп, делать яичницу, печь блинчики, — рассказывает Александра. На занятия часто приходит 27-летний Максим, у которого тоже аутизм. Он хорошо обща- ется с людьми, мастерски гото- вит различные блюда. Но дома его поведение совсем другое. Он становится замкнут и не горит желением проявлять свои кули- нарные таланты. — Мы пригласили Максима к нашим ребятам, он им помога- ет справляться со сложными за- дачами в приготовлении пищи. В дальнейшем хотим его трудо- устроить в нашу организацию и платить ему зарплату, — добав- ляет Александра. Проект «Дорога во взрос- лую жизнь» реализуется в тре- нировочных квартирах. Для этого руководители организа- ции сняли жильё в обычном многоквартирном доме. Там три комнаты оборудованы для занятий с особенными учени- ками. Есть пространство для игр и отдыха. Эту идею поддер- жало управление социальной политики региона. Ребята приходят в «дом» по несколько человек. Их заранее диагностируют специалисты. Выявляют, какими навыками владеют дети, и в зависимо- сти от их умений объединя- ют в группы. Дети с аутизмом учатся вместе считать деньги, составляют списки продуктов, которые нужны. Затем отправ- ляются со специалистами в ма- газин. У ребят может возник- нуть проблема с поведением, поэтому их в общественном месте сопровождает психолог. В супермаркете они учатся, ка- залось бы, элементарным ве- щам: взвешивать овощи или обращаться за помощью к про- давцу. Но для детей с аутизмом выполнение простых задач ста- новится очередным шагом в их развитии. — На тренировочных квар- тирах мы учим наших ребят уборке, стирке, глажке. Они занимаются в творческих ма- стерских: делают свечи, лепят гипсовые фигуры или создают на гончарном круге посуду. По- сле занятий подростки отдыхают или играют в игры, — рассказы- вает Рощупкина. В НКО занимаются более 50 детей с аутизмом. Есть те, кого привозят родители из Льва Тол- стого и Грязей. Александра го- ворит, что специалисты стара- ются, чтобы их некоммерческая организация стала трамплином во взрослую жизнь для ребят с особенностями развития. А об- щество всё больше понимало: не такой как все тоже родился для счастья. Фото Геннадия Логунова А летом выезжают в спортивный лагерь. Благодаря грантам пси- хологам, тьюторам, педагогам в платят зарплату. Последние два года в орга- низации успешно реализуется проект «Дорога во взрослую жизнь». Его цель — научить особенных ребятишек стать максимально независимыми от родителей, чтобы они в конеч- ном итоге смогли жить самосто- ятельно. Дети учатся заправлять постель, делать уборку, мыть посуду, готовить еду. Первосте- пенное внимание уделяют ме- лочам. Например, обычные дети легко могут понять, где чистое полотенце, а где грязное. Чтобы объяснить это ребёнку с аутиз- мом, необходимо провести спе- циальное занятие. На нём ребя- та сначала пробуют сортировать различные предметы, например отделяют шарики от кубиков. После чего тьютор отрабатывает с ними новый навык: отличить чистое бельё от грязного. Р ебята учатся жить в об- ществе и взаимодейство- вать с другими людьми. Тем не менее для многих роди- телей по-прежнему стоит во- прос, что будет с их ребёнком дальше. У директора организации Александры Рощупкиной тоже пока нет ответа. Её сыну Герма- ну 15 лет, у него такой же диа- гноз. Особенности развития мальчика родители заметили не сразу. Малыш до полутора лет не вызывал никаких опасений. А потом появились нарушения в речи, изменилось поведение. Александра до сих пор жалеет лишь об одном: врачи слишком поздно поставили диагноз — в 5 лет. Было упущено время, за ко- торое родители могли бы подо- брать нужные методики разви- тия ребёнка. —Когда мамыприводят своих 2-летних детей к нам в НКО на занятия, я всегда им говорю, что они большие молодцы. Потому что не стали впустуютратить свои силы на период «горевания», не- приятия ситуации. Поняли, что их ребёнок не вылечится сам, не окончит школу с золотой меда- лью и не станет известным мате- матиком. Надо действовать здесь и сейчас и сделать всё возможное, чтобы научить своего сына или дочь адаптироваться в социуме, дать ему максимальное разви- тие, — говорит Александра. Сейчас Герман, который раньше не владел многими на- выками, полностью социализи- рован. Александра может даже брать сына с собой на деловые встречи. Он отлично играет в хоккей, полностью обслуживает себя в быту. Его поведение силь- но изменилось с появлением младшего брата Егора. Сыгра- ла роль ответственность, когда родители оставляли его одного с младенцем. А 2 года назад судьба подарила Герману ещё и сестрён- ку Киру. — Мы с мужем хотим, что- бы наш особенный ребёнок был окружён родными людьми. Ви- дим, как он заботится о млад- шем брате и сестре. Надеемся, что Герман сможет жить само- стоятельно, но при поддержке близких, — говорит Александра. Отличить шари˕и от ˕уби˕ов Организация «Вырастите мир. Аутизм в Липецке» суще- ствует за счёт различных гран- тов, в том числе и президентских. Александра предлагает интерес- ные проекты, которые побежда- ют в грантовых конкурсах. Для особенных ребят устраивают праздники, творческие мастер- ские, они занимаются хоккеем. В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПРО̆ИВАЮТ БОЛЕЕ ͵00 ЧЕЛОВЕК С ДИАГНОЗОМ ǼА̓ТИЗМǽ. БЛАГОДАРЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ǼВЫРАСТИТЕ МИР. А̓ТИЗМ В ЛИПЕЦКЕǽ ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ ХОДЯТ В ИНКЛЮЗИВНЫЕ КЛАССЫ ОБЫЧНОЙ ШКОЛЫ, ИГРАЮТ В ХОККЕЙ, МАСТЕРЯТ ̔ИГ̓РКИ ИЗ ГИПСА И ПОǦСВОЕМ̓ СЧАСТЛИВЫ. Дарья Шпакова РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА БОЯТСЯ, ЧТО ИХ РЕБЁНОК РАНО ИЛИ ПОЗДНО ОКАЖЕТСЯ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ. ПОЭТОМУ МЫ СТАРАЕМСЯ ПРИЛОЖИТЬ МАКСИМУМ УСИЛИЙ, ЧТОБЫ НАШИ ВОСПИТАННИКИ СТАЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ И НАУЧИЛИСЬ ЖИТЬ В СОЦИУМЕ Александра Рощупкина 1 Отсутствие указательного жеста, ребёнок не отзывается на имя. 2 Ребёнок не проявляет интерес к окружающим его детям и взрослым, не откликается на приглашение вместе поиграть. 3 Малыш может выстраивать игрушки или другие предметы в ряд и расстраивается, когда порядок нарушается. 4 Ребёнок желает разговаривать только на одну определённую тему (например, только про динозавров). 5 Ходит на носочках, трясёт руками, раскачивается, прыгает, кружится на месте. Эти действия носят навязчивый характер, ребёнка трудно переключить на другую деятельность. 6 Ребёнок расстраивается из-за не очень важных изменений в привычном распорядке дня, стремится всегда следовать рутине (новая одежда, игрушки, посуда могут вызывать тревогу). 7 Часто болезненно реагирует на шум, яркий свет, большое количество людей, звуки работающей бытовой техники, сильные запахи и другие сенсорные стимулы. 8 Требует соблюдения определённых ритуалов (например, по дороге в садик надо обязательно покачаться на качелях, прокатиться с горки). ПʧИʞʤАКИ ʧАʨʨТʧОЙʨТʙА АlsТИʨТИʮЕʨКОГО ʨПЕКТʧА ls ʧЕБʽʤКА ТʧАʣПЛИʤ ʙО ʙʞʧОʨЛlsʵʝИʞʤʳ П˛е˙ˏ˙лен˓е ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 26 № 86 (26828) Педагог Дарья Гощанская занимается со Степаном Марковым развитием аналитического мышления
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz