Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
3 19/ 07 / 24 «Липецкая газета» От Байкала до Амура мыпроложиммагистраль События посетили занятия в Центрах общения старшего поколения регионального ОСФР в Ельце, Данкове и Лебедяни с начала 2024 года. Это ликбезы по пенсионной грамотности, мастер-классы и путешествия, консультации психологов и юристов. Около 400 человек получили навыки работы на компьютере, научились пользоваться порталом Госуслуг и другими полезными сервисами. >1000 человек Старинная мельница скоро взмахнёт крыльями В селе Лебяжье Добровского округа местные ма- стера восстанавливают каменную мельницу 1895 года постройки. Идею фермера Сергея Терехова вдохнуть жизнь в старинное сооружение поддержали в областном краеведческом обществе, члены которого подали проект на конкурс Фонда президентских грантов. Выяснилось, что мельницу построил в конце позапрошлого столетия крестьянин Дмитрий По- кидов по голландскому образцу. Высота сооружения свыше 10 метров. Впереди у местных мастеров мно- го работы: нужно восстановить кровлю, внутрен- ние конструкции и механизмы для помола зерна. А ещё — облагородить прилегающую территорию. Рядом с постройкой разместится дом мельника. В нём жители и гости села смогут ознакомиться с экс- позицией, посвящённой земледелию и хлеборобам. Мельница будет рабочей и сможет выполнять те же задачи, что и сто лет назад. Размах её крыльев соста- вит 20 метров. По замыслу команды проекта старинный об- разец промышленной архитектуры будет служить не только украшением, но и точкой притяжения туристов и любителей истории. Здесь можно будет узнать об укладе жизни той эпохи и особенностях хлебопекарного производства. На территории мель- ницы авторы идеи планируют проводить культур- но-просветительские, развлекательные и экскур- сионные встречи. Открытие объекта состоится в конце августа. Пять школ получили региональные гранты Подведены итоги областного конкурса на получение грантов общеобразовательными организациями на реа- лизацию проектов, направленных на развитие школьной инфраструктуры. Победителями стали школы№ 1 имени М.М. Пришвина в Ельце, в сёлах Тербуны и Сырское, а также№29 и 68 в Липецке. В елецкой школе реализуют проект детского досугово-образовательного центра «Новаториум». Школьников будут учить создавать инновационные проекты по финансовой грамотности и предприни- мательству. Липецкая школа №68 также собирается открыть лабораторию финансовой грамотности, а школа №29 сосредоточится на развитии школьного ученического самоуправления и обновлении центра детских инициатив. В школе села Сырское планируют обновить библиотеку, а в Тербунах модернизируют входную группу. Сквер памяти появится в Хмелинце Скульптура в виде земного шара украсит сквер памяти павших и живых участников боевых действий в локаль- ных и антитеррористических операциях, который скоро откроется в деревне Хмелинец Елецкого района. Работы ведутся по нацпроекту «Жильё и городская среда». Глава Елецкого района Олег Семенихин отме- тил, что сквер станет символом борьбы российских бойцов за мир во всём мире. — Это место никого не оставит равнодушным. Здесь будут чтить наших доблестных воинов, которые станут героями для современных девчонок и мальчи- шек. И место подходящее – рядом школа и дворец самбо. Ученики будут помнить и знать свою историю. А спортсмены будут приходить сюда возложить цве- ты, – прокомментировал губернатор Липецкой обла- сти Игорь Артамонов. Спорт Не знали равных в четвёрках и двойке Первенство России по академической гребле среди юношей и девушек до 17 лет, прошедшее в Нижнем Нов- городе, принесло воспитанникам областной СШОР по во- дным видам спорта награды в пяти дисциплинах, причём в трёх из них липчане праздновали победу. В финальной гонке четвёрок с рулевой медали высшего достоинства завоевал липецкий экипаж, за который выступали Мария Пожидаева, Дарья Ники- тина, Карина Дудко, ДианаМагамадова и рулевая Ана- стасия Якубович. Наши девушки прошли дистанцию 1500 метров за 5 минут 34,86 секунды, почти на шесть секунд опередив соперниц из Великого Новгорода и на 22 секунды— команду Санкт-Петербурга. Золото в двойке парной у юношей завоевали Ти- мофей Гурдин и Вадим Пышкин. Результат этого ду- эта — 4.54,01, а москвичи Артём Макаркин и Кирилл Шошенский отстали на 2,22 секунды. Третье место завоевал астраханский экипаж Роман Крюков/Дми- трий Калачёв. Сильнейшими были липчане и в четвёрке с руле- вым. Матвей Водопьянов, Ярослав Синицын, Алексей Шацких, Лев Рощупкин и рулевой Иван Антонов завершили гонку за пять минут и две сотых секунды, а новгородский экипаж финишировал через 5.08,00. В гонках восьмёрок наши спортсмены заняли вто- рое место, две с лишним секунды уступив соперникам из Санкт-Петербурга. В составе липецкого экипажа выступалиМаксим Алексеев, МатвейИноземцев, Ан- дрей Брыксин, Данил Синельников, Егор Чернышов, Всеволод Тумашевский, ГлебШульга, Илья Ведилин и рулевой Илья Рзаев. Анастасия Завгородняя, МарияШаталова, Варвара Фурсова и Маргарита Татьянина в острой конкурен- ции с гребчихами из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода завоевали бронзу в гонках четвёрок без рулевой. В командном зачёте сборная Липецкой области заняла третье место вслед за дружинами Санкт-Петер- бурга и Москвы. Всего на старт первенства выходили 523 гребца из 21 региона РФ. Байкало-Амурская магистраль. Недавно страна отметила 5 0 лет с начала её строительства. Теперь это одна из важнейших транспортных артерий протяжённостью почти 4 , 5 тысячи километров от Сибири до Тихого океана. Юрий Бакланов БАМ сыграл огромнуюроль в освоении Восточной Сибири и Дальнего Востока, нашего Севера, позволил ввести в оборот богатейшие месторождения угля, железной руды, олова, золота, меди, молибдена, нефти и газа, задействовать эту мощнуюсырьевуюбазу для работы комбинатов, заводов, фабрик, для долгосрочного развития отечественной промышленности Владимир Путин, Президент Российской Федерации Всего было построено 2230 мостов, мостовых и путевых переходов, из них 142 моста длиной >100 метров, преодолено 11 рек БАМовцы возвели >200 железнодорожных станций и разъездов, >60 городов и посёлков Каждая союзная республика строила свой посёлок и станцию: Армения — Звёздный, Азербайджан — соседний Улькан, Молдавия — Алонку, Ленинград — город Северобайкальск, Москва — столицу БАМа Тынду. БАМ стал общенародным проектом. Над его объектами взяли шефство коллективы сотен предприятий, научно-исследовательских институтов, проектных организаций из всех республик Советского Союза. В проекте были задействованы около двух миллионов человек. Э то миллионы тонн грузов ежегодно. Колоссальный и ра- стущий вклад в экономику. Всё это воплотили в жизнь люди — покорители тайги, непроходимых болот, гор- ных рек и хребтов. Приблизить океан Впервые идея проло- жить железную дорогу к Ти- хому океану севернее Бай- кала была высказана ещё в 80-х годах XIX века офице- рами царской армии. Затем до революции и в 1932 году, уже при советской власти, дважды обращались к это- му проекту. Новая дорога должна была сократить путь к океану на сотни киломе- тров и обезопасить перевоз- ки, отодвинув маршрут от беспокойной тогда границы. Первые работы на участ- ках от станции Бамовской на Транссибе до посёлков Тындинский, Известковая- Ургал, Комсомольск-на- Амуре-Совгавань начались накануне Великой Отече- ственной войны. С её нача- лом часть уже проложенных путей и мостовых звеньев железнодорожные строите- ли вынуждены были снять и отправить на Волгу для прокладки рокадной дороги от Ульяновска и Саратова с локомотивной бригадой вручную поднимали тепло- воз и ставили обратно на рельсы. Не было хорошо изу- чено «поведение» вечной мерзлоты на трассе и при строительстве притрассо- вых посёлков и станций. Институт мерзлотоведения в аварийном режиме вёл эту работу. Помню большой скандал, когда на одной из новых станций котель- ная завалилась на бок, как Пизанская башня, а здание школы пошло трещинами из-за «игры» грунта, под ко- торым была вечная мерзло- та. Начальника ПМК хотели отдать под суд, спасла его только звезда Героя Соци- алистического Труда. Но строил-то он по выданному проекту. Пожалуй, наиболее под- готовленными и сильными были отряды мостовиков из трестов № 8 и 10, которые строили опоры кессонным методом, позволяющим за- глублять их на значительную глубину. Всего было построено 2230 мостов, мостовых и путевых переходов, из них 142 моста длиной свыше 100 метров, преодолено 11 рек. Труднее всего пришлось тоннельщикам на бурении скальных грунтов, укро- до Сталинграда, чтобы со- здать плацдарм для освобо- ждения волжской твердыни от фашистов и дальнейшего наступления. Но всё же принято счи- тать, что настоящий старт грандиозной стройке был дан на XVII съезде ВЛКСМ в апреле 1974 года. Тогда бригада Героя Социали- стического Труда Виктора Лакомова отправилась в посёлок Звёздный в Иркут- ской области. Именно она уложила первые километры пути на новой трассе (общая длина нового выхода к оке- ану — 4287 километров, из них предстояло проложить 3145 километров). Мосты, переходы, тоннели Строительство велось по 6 направлениям с за- пада на восток и с востока на запад. На западном и центральном участках ра- ботали профессиональные путейцы и добровольцы, на восточном — бойцы же- лезнодорожных войск. Ин- тересно, что на восточном участке давно проложенные тоннели оказались забиты- ми льдом, который прихо- дилось вырубать. На первых километрах в начале эксплуатации од- ноколейной дороги БАМ — Тындинский тепловозы иногда валились на бок из- за того, что насыпь была недостаточно утрамбована, давала осадку, и путейцы щении плавунов на строи- тельстве самого длинного в СССР Северо-Муйского тоннеля протяжённостью более 15 километров. Что- быне задерживать движение поездов из-за строительства этого и Байкальского тонне- лей (длина 7 километров) же- лезнодорожникам пришлось прокладывать извилистый путь, огибая горы и сопки. Северо-Муйский тоннель сдали почти на 20 лет позд- нее дороги, только 5 декабря 2003 года, эту дату и можно считать окончанием строи- тельства БАМа. Особенно радовались жители Амурской области строительству автодорож- ного моста через Зею в Благовещенске, который связал областной центр и основные аграрные рай- оны области уже без па- ромов, надолго задержи- вавших движение. Было построено более 200 же- лезнодорожных станций и разъездов, свыше 60 горо- дов и посёлков. В жару и стужу лютую За этой сухой стати- стикой стоит огромный труд строителей, которые в летнюю жару и зимнюю стужу, когда морозы были 40 градусов и ниже, по 12 часов работали на подбив- ке шпал, укладке рельсо- шпальной решётки, заби- вании костылей. Хотя при таких морозах работать не рекомендовалось. Но рабо- тали. Только если за минус 50 градусов прижимало, монтёры пути сидели в ва- гончиках. Каждая союзная респу- блика строила свой посё- лок и станцию: Армения — Звёздный, Азербайджан — соседний Улькан, Молда- вия —Алонку, Ленинград — город Северобайкальск, Москва — столицу БАМа Тынду. Тындинский был ма- леньким посёлком на пе- ресечении БАМа и Аму- ро-Якутской магистрали (автомобильной дороги от посёлка Большой Невер у станции Сковородино на Транссибе до Якутска). Сейчас АЯМом называют и железную дорогу, которая тянется от станции Бамов- ской на Тынду и далее через Беркакит — Нерюнгри — Томмот к Якутску. Тот, кто бывал в этих местах, знает, насколько они суровы. Недаром у сол- дат родились поговорки: «Бог создал Ялту и Сочи, а чёрт – Сковородино и Могочу», «Бог создал ад и рай, а чёрт – Амурский край». Особенно тяжело было водителям, которые зимой преодолевали путь свыше 11 тысяч киломе- тров от Большого Невера с грузами до Якутска. Через перевалы, порой по узкому серпантину. Потому у ка- ждой машины проверяли тормоза, есть ли железная печка в кузове с запасом наколотых поленьев, у во- дителя — тулуп и валенки. Сломается машина в мо- роз, выработал горючку, а дальше — замерзай... Обязательно брали с со- бой ружьё на случай, если беглый зэк попробует за- владеть транспортом, под- саживать голосующих по- путчиков в таёжной глуши категорически запреща- лось. Рекорд ради встречи Десять лет тяжёлой ра- боты завершились встре- чей двух путеукладчиков на разъезде Балбухта на берегу речки Сюльбан 29 сентя- бря 1984 года. На западном участке путеукладчиком ру- ководил Александр Бондарь. Навстречу шёл Иван Вар- шавский. 1 октября на станции Куанда было уложено со- вместно «золотое звено». Из-за аварии в Кодарском тоннеле бригаде Бондаря, для того чтобы прийти в на- значенный срок, пришлось установить мировой рекорд по укладке пути — 5,4 кило- метра за один день. ВКуанде поставлен памятник в честь этого события. В конце ок- тября дорога была принята в эксплуатацию. Торжества по этому слу- чаю состоялись в декабре в Тынде. На недостроенном вокзале организовали вы- ездной буфет. Мы с дирек- тором Института экономи- ческих исследований ДВО АНСССР Валерием Чичка- новым выпили на двоих бу- тылку ледяного пива и тем отметили грандиозное со- бытие. Долго ждали сначала прихода двух первых пасса- жирских поездов с лучши- ми строителями, которые шли навстречу друг другу с Западного и Восточного участков, а потом прилёта секретаря ЦК КПСС Вла- димира Долгих из Москвы на митинг, который состо- ялся в трескучий мороз у вокзала. За это время я успел по- здравить двух главных геро- ев. Золотые звёзды Героев Социалистического Труда им, а всего 17 строителям, были вручены после митин- га в Доме культуры. Спросил Ивана Варшавского и Алек- сандра Бондаря о дальней- ших планах. Ответ был один: дальше пойдём на Якутск. Александр строил потом до- рогу на Томмот, Иван остал- ся жить в Тынде. После вручения наград состоялся банкет в дере- вянном большом кафе «Да- урия». Рядовых кормили в рабочей столовой. Клерки бегали к своим «боссам» — первым секретарям край- комов и обкомов, предсе- дателям облисполкомов и другим важным гостям, рассаживали их согласно ранжиру, а про настоящих героев словно забыли. Му- жики обиделись и ушли в общежитие, накануне вечером я сидел с ними, вспоминали бамовскую эпопею, немного выпили за тех, кто успешно пришёл к финишу. По гвардейскому обы- чаю окунули золотые звёз- ды в стаканы с водкой и выпили. Когда в «Даурии» начальство спохватилось: а где же герои, — они отказа- лись возвращаться. Потом за ними снова пришли, из- винились и уговорили-таки сесть за общий стол. Я не пошёл на банкет, поехал в аэропорт. Самолёт поднял на сопке, верхушку которой срезали бульдозера- ми и сделали на ней взлётную полосу, тучи рыжей пыли, и мы с ребятами с местного телевидения улетели от тор- жеств с их нескончаемыми речами и тостами домой. Фото из архива автора Окончание в следующем номере Александр Бондарь (слева) и Иван Варшавский после сварки «золотого стыка» Тында. БАМовский Арбат Тында. Скульптура «Мостостроитель»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz