Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
Соˌесед˘и˕ 25 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 17 / 07 / 24 НАША ПРОФЕССИЯ ТРЕБУЕТ ПОЛНОЙ САМООТДАЧИ И ФАНАТИЗМА. УСПЕХ АРТИСТА — ЭТО 20% ТАЛАНТА И 80% ТРУДА Издательский дом «Липецкая газета» поздравляет Леонида Петровича Милованова с наступающим юбилейным днём рождения! Неиссякаемого вам творческого вдохновения, новых побед и крепкого здоровья! 1 января 1814 года русская гвардия во главе с Александром I вошла во Фран- цию со стороны Швейцарии. А 31 мар- та — с триумфом в Париж. Император отдал своему войску приказ: обходиться с жителями как можно дружелюбнее и побеждать их более великодушием, не- жели мщением, не подражая примеру французов в России. Люди должны помнить о русских победах. Но далеко не все знают о том, как русские казаки покорили Париж. Во французских учебниках это событие во- обще не упоминается. Для нас же было важно отразить не военные действия, а взаимодействие двух миров и культур. Возможно, сейчас найдутся умники, которые будут возражать и приведут в пример якобы «нападение на Украину». Хотя на самом деле Россия защитила до- нецких и луганских русских людей. Мне очень жаль, что из-за засилья преступной антироссийской пропаганды в мире между народами опять выросла стена. Потому что гастролируя в своё время за рубежом, мы всякий раз откры- вали для зрителя настоящую Россию, с её щедрой душой, замечательными тра- дициями и разносторонне талантливыми людьми. «Казаки России» стали первыми российскими артистами, которые побы- вали в Испании после открытия желез- ного занавеса. Представьте, как мне было приятно, когда я вышел прогуляться и увидел очередь за билетами на наш кон- церт. Неподдельный интерес к россий- ской казачьей культуре людей из самых разных стран –живое свидетельство того, что искусство – понятие интернацио- нальное. А сколько было неожиданных при- ятных моментов! Однажды на Эдин- бургском парад-фестивале военных ор- кестров «Зов эдинбургской трубы» мы познакомились с британским генералом Майклом Дэвидом Джексоном. Это он в 1999 году отказался подчиниться при- казу американцев и вытеснить русский десант из Приштины. Тогда он сказал: «Я с русскими воевать не собираюсь! Вам надо – вы и выкуривайте!» Боль- шим поклонником русской культуры оказался… И это представители далёких от нас народов. Что уж говорить о славянах… Мне, как любому здравомыслящему человеку, больно смотреть на то, как наши братья-украинцы пошли на по- воду у носителей чуждой идеологии. В вокально-хореографическом спек- такле «Тихий Дон» по мотивам рома- на Михаила Шолохова мы показали, насколько разрушительна ненависть и губительна война, когда брат идёт на брата. ʧа˒вивать меˡенатство и с˚онсорство — Чего, на ваш взгляд, не хватает рос- сийской культуре сегодня? — Помощи и поддержки. Всеобщего понимания того, что без культуры нет нации! В России необходимо развивать институт меценатства и спонсорства. На государственном уровне привлекать спонсоров и закреплять их за достой- ными коллективами. По нашему опыту знаю, что работа артиста очень трудоза- тратна. Он – и спортсмен, и танцор, и актёр в одном лице. Поэтому вознаграж- дение за труд должно быть соответству- ющее. Мироощущение людей реально вли- яет на результаты их труда. Вспомните: раньше, во времена СССР, в каждом кол- хозе и рабочем цеху была художественная самодеятельность. У металлурга, кото- рый лил металл, внутри присутствовало ощущение красоты и гармонии. Просто потому, что культура была неотъемлемой частью жизни. Ощущение красоты убра- ли, и остался один металл. Так лучше? Не думаю… Помню, в юном возрасте, танцуя в ансамбле «Калинка», я регулярно получал талоны на бесплатные обеды. А сколь- ко было бесплатных кружков, секций. Занимайся, ищи себя! Казалось, что в реализации талантливых ребят были за- интересованы все вокруг. А сейчас? Где победители нашумевших телепроектов, того же «Голоса»? Нет желающих взять их под своё крыло и раскручивать дальше. Думая об этом, я часто вспоминаю своего Учителя с большой буквы из Задонского культпросветучилища Александра Серо- ва. При своей скромной зарплате педа- гога он находил возможность помогать нам, детям из простых рабочих семей. Я взахлёб зачитывался книгами, кото- рые он дарил мне целыми подписками. Александр Павлович отбирал способных ребят и занимался с ними дополнительно постановкой голоса. Денег не брал – от- куда они у студентов? И многие из них впоследствии стали известными людьми, получили высокие звания. Вот такое неравнодушное отноше- ние к культуре и её проблемам надо возвращать. Я очень рад возрождению Росконцерта. Благодаря ему не самые раскрученные, но достойные и интерес- ные коллективы получили возможность попасть в гастрольный план и ездить выступать по стране. Для артистов это огромный стимул. Главное — ˑить ˏосто˔но —Бытует мнение, что руководить труд- но тремя людьми. А когда научишься троих организовывать, дальше число уже не имеет значения. Как вы работаете с коллективом? —Главное – держать дисциплину, до- верять людям и не ограничивать свободу творчества. Давать артистам возможность самовыражения в рамках наших правил. Потому что работать в таком ритме, как мы, могут лишь те, кто любит своё дело. Нам, руководителям, важно лишь увидеть потенциал человека и направить его в нужное русло. Увы, высокие требования «Казаков России» выдерживают далеко не все. Многие отсеиваются уже на начальных этапах. Потому что наша профессия тре- бует полной самоотдачи и фанатизма. Успех артиста – это 20% таланта и 80% труда. Профессиональное искусство во- обще не терпит половинчатого отноше- ния. Надо либо отдаваться ему полно- стью, либо уходить. Искусство вообще жестоко по своей сути. Это сознательное рабство, тяжёлый и изнурительный труд. — Вы посвятили этому труду всю свою жизнь. Как удалось не разочароваться, не бросить начатое? — Об этом я написал в своей книге «Вопреки всему». Почему вопреки? Про- читаете – поймёте. Это мой искренний рассказ о том, как пройти тернистый путь с любовью к своему делу, не сломаться и не остановиться на половине дороги. Да, вначале нам с соратниками было очень тяжело. Но мы просто шли вперёд и де- лали, что должно. Где-то в глубине души жила уверенность: в конце концов всё наладится и получится. И Господь помо- гал нам, спасал в самых критических си- туациях, укрепляя мою веру. В процессе пути я стал глубоко верующим человеком. Надеюсь, эта книга придаст сил тому, кто остановился на половине дороги и готов сдаться. — Леонид Петрович, не могу не спро- сить о дальнейших планах... —О, их немало! Главная мечта – своя сцена, свой дом для «Казаков России». Молюсь об этом. Наш сегодняшний зал стал тесен для подготовки спектаклей. На репетициях я забираюсь на подоконник, чтобы мне не оттоптали ноги и чтобы увидеть все, что нужно. Но вижу, увы, лишь третью часть. Когда-то мне хотелось открыть для артистов кафе, где они могли бы под- крепляться полезной едой по доступ- ным ценам. Возможно, вернусь к этой идее. А ещё хочу построить для коллег баню, которая необходима для разгруз- ки мышц. В общем, если Господу будет угодно, планы реализуются. Главное – жить до- стойно. Фото Анатолия Евстропова и из архивов редакции и «Казаков России»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz