Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
ʡ˛ˋеˍеде˘ие ОʘʰЕʨТВЕННОǧПОЛИТИʮЕʨКАЯ ГАЗЕТА 8 ͚ 77 ȋ2ͤ͢1ͥȌ НА МОЙ ВЗГЛЯД, ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ УДЕЛЯЕТСЯ НЕ ТАК МНОГО ВНИМАНИЯ, КАК ДРУГИМ СФЕРАМ. А ВЕДЬ БЕЗ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ВЕЛИКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ БЫЛИ БЫ НЕВОЗМОЖНЫ Юрий Марчевский ТЕʧНИʨТʲʠ ПlsТʳ К ЗНАНИЯʣ 68 общеобразовательных школ сегодня действуют в Липецке ʨегодня, когда образование доступно каждому, едва ли получится найти хотя бы одного неграмотного человека. Однако так было не всегда. Народное просвещение прошло тернистый путь, прежде чем обрело привычный для нас вид. В своей новой книге краевед ʵрий ʣарчевский исследует историю образования в Липецке от врем̦н Екатерины Великой до наших дней. Кирилл Меринов И мя Юрия Марчевского нередко можно встре- тить на страницах «Ли- пецкой газеты». Всю своюжизнь он посвятил общественной де- ятельности – работал заведу- ющим гороно и четверть века возглавлял школу№52. Именно благодаря его усилиям появился памятник Танкистам, известный каждому липчанину. 87-летний Юрий Дмитрие- вич и сейчас не отошёл от дел: преподаёт физику, увлекается историей и пишет краеведческие книги. В одной из последних он сосредоточил внимание на том, как формировалась липецкая образовательная среда. — На сайте каждой школы есть раздел об истории этого уч- реждения. Я обратил внимание, что в подобных статьях допу- щено множество неточностей, начиная с путаницы с датами и заканчивая откровенным вы- мыслом деталей, — объясняет Юрий Дмитриевич. Имея солидный опыт ра- боты в сфере образования, он объединил в книге свои знания и результаты исследований. По- лучился точный и лаконичный ликбез по истории липецкого народного просвещения. Не˚о˚ул˪рное училиˤе Появление первых обще- образовательных учреждений в Липецке связано с реформа- ми Екатерины II. Императри- ца была убеждена, что просве- щение способно предупредить многие преступления и воспи- тать в людях нравственность. По её инициативе в 1789 году в Липецке было открыто Малое народное училище с двумя клас- сами образования. — Учителем его стал Иван Протопопов, студент, прислан- ный из Тамбовского главного училища. Здание ему досталось в плачевном состоянии – совре- менники отмечали, что купцы сильно пожадничали при строи- тельстве. Почти не отапливаемое сырое помещение, больше напо- минающее лачугу, находилось в районе нынешней улицы Ли- таврина, — рассказывает Юрий Марчевский. В течение 2 лет учащиеся ос- ваивали азы чтения, письма, ри- сования. Познавали арифметику и основы православной веры. Большое внимание уделялось практическому применению знаний – выпускники умели ве- сти счета по хозяйству и состав- лять письма. К сожалению, мало кто хотел стать образованным, поэтому к 1799 году Липецкое народное училище закрыли. Однако город продолжал ра- сти. Постоянное развитие ме- таллургии и местных курортов требовало всё больше квалифи- цированных кадров. Поэтому к середине XIX века в Липецке функционировало несколько земских и церковно-приходских школ. Последние существова- ли при храмах, в них куда более пристальное внимание уделя- лось изучению Закона Божиего. Принимали толь˕о мальчи˕ов Заведения, которые можно было бы сопоставить с совре- менными средними школами, в Липецке стали появляться толь- ко в начале XX века. Реальные училища и гимназии позволяли своим подопечным продолжить образование уже в высших учеб- ных заведениях. — Липецкая городская Дума задумала построить реальное училище в 1903 году, но денег для этого не было. Поэтому ад- министрация договорилась с известной семьёй купцов Болхо- витиновых об аренде здания на улице Усманской, сегодня более известной как Фрунзе, — заме- чает Юрий Дмитриевич. В заведение принимали толь- ко мальчиков, которых обучали физике, математике, черчению, истории, немецкому и француз- скому языкам и другим пред- метам. Акцент делался на есте- ственно-научных и технических дисциплинах. Образование поль- зовалось популярностью, так что уже через год встал вопрос о строительстве нового здания. В 1911 году реальное училище пе- реехало в трёхэтажный корпус из красного кирпича, который сто- ит на улице Зегеля и по сей день. —Интересно, что во времена Первой мировой войны здесь располагался госпиталь, однако занятия в училище не прекра- щались, — продолжает Юрий Марчевский. ʮитать и считать ˏо ста Уделялось внимание иобразо- ваниюдевиц. Специально дляних была организована женская гим- назия, располагавшаяся в двух- этажном кирпичном здании на современной улице Скороходова. — Поступить туда было не- просто. Девочек принимали на основе конкурсного экзамена. От них требовалось умение бегло читать, пересказывать прочи- танное, считать до ста и писать под диктовку, — говорит Юрий Дмитриевич. В гимназии поддерживалась строгая дисциплина. Ученицам тщательно прививали цело- мудрие, смиренность и высокую нравственность. Девушкамнадле- жало носить скромные тёмно-ко- ричневые платья свободного по- кроя, чёрные фартуки в будни, белые – в праздничные дни. С 1908 по 1918 год гимназией руководила Мария Вяжлинская. Она старалась привлечь к вос- питанию девиц самых опытных и интересных педагогов. Так, например, рисование им препо- давал художник-передвижник Николай Орлов. Его картины сегодня можно увидеть в экспо- зиции Третьяковской галереи. — После революции гимна- зиюреорганизовалив смешанную школу-девятилетку. Чуть позже она стала педагогическим техни- кумом, а после Великой Отече- ственной войны – женской шко- лой№1.Ксожалению, в 70-х годах прошлого века историческое зда- ние снесли, —вздыхает краевед. Привычные ˕аˌинеты Особое вниманиеЮрийМар- чевский уделяет развитию школ при советской власти. Неудиви- тельно, ведь во многих преобра- зованиях он участвовал лично. — Несмотря на все успехи имперского образования, до 1917 года уровень грамотности в России составлял не более 35%. А в сельской местности этот по- казатель был ещё ниже, — отме- чает краевед. И только после революции произошли серьёзные измене- ния: запретили частные школы, ввели единое и бесплатное обу- чение, а церковь больше не до- пускали к организации учебного процесса. С 1930 года 8-классное образование стало обязатель- ным. К этому моменту в Липец- ке уже насчитывалось 10 школ. А к 1941 году их количество вы- росло до 21. — Когда образовался Со- ветский Союз, появилась идея создать типовые школы, подоб- ные сегодняшним. В них долж- ны быть спортзал, мастерские для уроков труда, столовая, учительская и другие специали- зированные кабинеты. Однако долгое время строили здания, совершенно не похожие друг на друга, — объясняет Юрий Мар- чевский. С началом войны о проекте и вовсе забыли – многие учебные заведения отдали под госпита- ли. И только с 1970-х годов стали появляться привычные для нас школы — с кабинетами, обору- дованными для изучения разных дисциплин, актовым залом и би- блиотекой. — Сегодня мы воспринима- ем это как само собой разуме- ющееся, однако образованию пришлось преодолеть непростой путь, чтобы оказаться в этой точ- ке, — подчёркивает краевед. Фото Геннадия Логунова Юрий Марчевский рядом с современной школой №34, построенной в 2021 г. училища на ул. Зегеля ремонтируют. В нём готовится открытие школы программирования Сейчас здание бывшего реального школу №5 с 10 классами образования. Сегодня в здании на Зегеля, 6 располагается региональное управление здравоохранения В советское время на базе старого духовного училища открыли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz