Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 33 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 7 /26749/23 ЯНВАРЯ 2024 Основные показате- ли эффективности Подпрограммы Первый этап (2014 – 2019 годы) 1. Количество участников Государственной про- граммы и членов их семей, переселившихся в Липецкую область, человек. 2. Доля расходов областного бюджета на реали- зацию мероприятий Подпрограммы, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся участникам Государственной программы и чле- нам их семей, предоставлением им временного жилья и оказанием содействия в жилищном об- устройстве, в общем размере расходов област- ного бюджета на реализацию предусмотренных Подпрограммой мероприятий, %. 3. Доля участников Государственной программы и членов их семей, трудоустроенных при содей- ствии службы занятости населения, от числа об- ратившихся трудоспособных участников Госу- дарственной программы и членов их семей, %. 4. Доля участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся в Липецкую область в трудоспособном возрасте, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, %. Второй этап (2020 – 2024 годы) 1. Численность участников Государственной про- граммы, человек. 2. Численность участников Государственной про- граммы и членов их семей, прибывших в Липец- кую область и поставленных на учет в УМВД Рос- сии по Липецкой области, человек. 3. Количество информационных материалов в рамках реализации Подпрограммы, ед. 4. Доля расходов областного бюджета на реали- зацию мероприятий Подпрограммы, связанных с предоставлением мер поддержки переселив- шимся участникам Государственной программы и членам их семей и оказанием содействия во временном жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реа- лизацию предусмотренных Подпрограммой ме- роприятий, %. 5. Доля участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее професси- ональное или высшее образование, %. 6. Доля участников Государственной програм- мы и членов их семей в трудоспособном возрас- те, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, %. 7. Доля участников Государственной программы и членов их семей, трудоустроенных от числа об- ратившихся в службу занятости трудоспособных участников Государственной программы и чле- нов их семей, %. 8. Доля участников Государственной программы и членов их семей в возрасте до 35 лет от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, %. 9. Доля согласованных уполномоченным органом заявлений потенциальных участников Государ- ственной программы, получающих образование по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образователь- ных организациях высшего образования, от об- щего числа поступивших заявлений от указанной категории соотечественников, % Ожидаемые конеч- ные результаты ре- ализации Подпро- граммы Реализация Подпрограммы позволит обеспе- чить: Первый этап (2014 – 2019 годы) 1. Улучшение демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место жительства на территорию Липецкой об- ласти. 2. Вселение на территорию Липецкой области к концу 2019 года 12 000 участников Государствен- ной программы (далее – УГП) или с членами их семей 28 800 человек (чел.), в том числе по годам: 2014 г. – 2000 УГП, 4800 чел.; 2015 г. – 2000 УГП, 4800 чел.; 2016 г. – 2000 УГП, 4800 чел.; 2017 г. – 2000 УГП, 4800 чел.; 2018 г. – 2000 УГП, 4800 чел.; 2019 г. – 2000 УГП, 4800 чел. 3. Сокращение дефицита трудовых ресурсов. 4. Привлечение в Липецкую область соотече- ственников в трудоспособном возрасте – еже- годно в количестве не менее 70 % от общего числа участников Государственной программы и членов их семей. Второй этап (2020 – 2024 годы) 1. Переселение к концу 2024 года на террито- рию Липецкой области 7 500 участников Государ- ственной программы (УГП) или с членами их се- мей 15 000 человек (чел.), в том числе по годам: 2020 г. – 1500 УГП, 3000 чел.; 2021 г. – 1500 УГП, 3000 чел.; 2022 г. – 1500 УГП, 3000 чел.; 2023 г. – 1000 УГП, 2000 чел.; 2024 г. – 1000 УГП, 2000 чел. 2. Количество информационных материалов о Подпрограмме, размещенных в средствах мас- совой информации, составит 30 единиц, в том числе по годам: в 2020 году – 6 ед.; в 2021 году – 6 ед.; в 2022 году – 6 ед.; в 2023 году – 6 ед.; в 2024 году – 6 ед. 3. Доля расходов областного бюджета на реали- зацию мероприятий Подпрограммы, связанных с предоставлением мер поддержки переселив- шимся участникам Государственной программы и членам их семей и оказанием содействия во временном жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реа- лизацию предусмотренных Подпрограммой ме- роприятий, составит 95 %. 4. Доля участников Государственной программы и членов их семей, имеющих среднее професси- ональное или высшее образование, составит не менее 50% ежегодно в течение всего срока реа- лизации Подпрограммы. 5. Доля участников Государственной программы и членов их семей в трудоспособном возрасте составит не менее 75 % ежегодно в течение все- го срока реализации Подпрограммы. 6. Доля участников Государственной программы и членов их семей, трудоустроенных от числа об- ратившихся в службу занятости трудоспособных участников Государственной программы и чле- нов их семей, к 2024 году будет составлять 80% ежегодно в течение всего срока реализации Под- программы. 7. Доля участников Государственной программы и членов их семей в возрасте до 35 лет от обще- го числа участников Государственной программы и членов их семей составит не менее 65% еже- годно в течение всего срока реализации Подпро- граммы. 8. Доля согласованных уполномоченным органом заявлений потенциальных участников Государ- ственной программы, получающих образование по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образователь- ных организациях высшего образования, от об- щего числа поступивших заявлений от указанной категории соотечественников составит не менее 95% ежегодно в течение всего срока реализации Подпрограммы II. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы Выгодное географическое положение Липецкой области (далее – область) и наличие значительного природно-ресурс- ного потенциала являются факторами, благоприятствующими ее социально-экономическому развитию. Экономика области характеризуется динамичным поступа- тельным развитием. Область имеет мощный трудовой, инвестиционный, ин- фраструктурный и экономический потенциал, который опреде- ляет перспективы ее развития. Индекс физического объема валового регионального про- дукта в 2019 году составил 101,3 %. Индекс промышленного производства за 2019 год составил 100,0 %. Рост объема про- мышленного производства Липецкой области по итогам 11 ме- сяцев 2019 года составил 2,4 %. По производству продукции обрабатывающих производств на душу населения Липецкая область занимает 2 место в ЦФО и 3 место в РФ. В области создан благоприятный инвестиционный климат, позволяющий инвесторам найти выгодные для себя возмож- ности для размещения бизнеса. Инвестиции в основной капитал в 2019 году составили 155,038 млрд руб. (111,8 % к уровню 2018 года). Доля инвести- ций в ВРП – 23,6% (РФ – 21,6%). Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в декабре 2019 года в действующих ценах, по предварительной оценке, составил 6,2 млрд рублей, в январе – декабре 2019 года – 135,9 млрд рублей. Индекс производства продукции сельского хозяйства в январе – дека- бре 2019 года к январю – декабрю 2018 года составил 111,4 %. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2019 году увеличилась на 9,7 % по сравне- нию с 2018 годом и составила 34 742 руб. Реальная заработная плата в 2019 году в целом по области составила 104,5 % к уровню 2018 года. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 8,7 % (2018 год), по Рос- сийской Федерации – 12,6 %. По данному показателю область занимает 4 место в ЦФО и 9 в Российской Федерации. По предварительной оценке территориального органа Фе- деральной службы государственной статистики по Липецкой области, среднедушевые денежные доходы населения за 2019 год (32 549 руб.) выросли на 8,5 % к уровню 2018 года. Пенсии за 2019 год увеличились на 6,1 % к 2018 году (14 245 руб.). Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2019 году увеличились на 2,7 % по сравнению с 2018 годом. В области активно возводится социальная инфраструктура. Практически впервые в России в области создана и успеш- но реализуется модель конкурентоспособного территори- дицинской помощи консультации в федеральных и областных медицинских организациях получили 9 960 человек (118,5 % к 2018 году), в том числе 600 детей. В соответствии с действующим законодательством в об- ласти гарантированы возможность получения образования, его общедоступность и бесплатность в соответствии с феде- ральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, средне- го общего образования, среднего профессионального обра- зования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в государственных и муниципальных обра- зовательных организациях. В Липецкой области все дети в возрасте от 3 до 7 лет обе- спечены местами в дошкольных образовательных организаци- ях, доступность – 100 %. Доступность дошкольного образова- ния для детей младше 3 лет по области составила 81,3 %, в 15 из 20 муниципальных образований обеспечена 100-процент- ная доступность. По данным региональной базы «Электронный детский сад» в 5 муниципалитетах имеются «актуальные» оче- редники, число детей, не обеспеченных местами, составило 1519 чел. Региональная система общего образования представлена 283 образовательными организациями со 109 филиалами. Кроме того, в области функционируют 10 общеобразо- вательных организаций (интернатов), из них: 9 для детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, 1 – санаторная органи- зация. В данных организациях создана материально-техническая база, подобраны соответствующие педагогические кадры, позволяющие осуществлять обучение, воспитание, реабили- тацию и социализацию обучающихся. Образовательные ор- ганизации работают в круглосуточном режиме. Обучающиеся находятся на полном государственном обеспечении, в соот- ветствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Для обучающихся, не имеющих возможности посещать об- разовательные организации, обучение организовано в Центре дистанционного образования детей-инвалидов (далее – ЦДО). Для учащихся организованы автоматизированные рабочие места, которые подключены к сети «Интернет». Обучение де- тей-инвалидов в ЦДО организовано по индивидуальным учеб- ным планам, согласованным с родителями и учитывающим интересы каждого ребенка. Сеть образовательных организаций дополнительного об- разования представлена 63 образовательными организациями дополнительного образования (60 муниципальных и 3 област- ных), в которых обучается более 70 тысяч детей. Воспитанники образовательных организаций дополнительного образования занимаются различными видами художественного, научно- технического творчества, физической культурой и спортом, краеведением, туризмом и учебно-исследовательской дея- тельностью. В области действуют 11 образовательных организаций высшего образования и 31 образовательная организация среднего профессионального образования, которые готовят специалистов по широкому спектру востребованных в регионе профессий и специальностей. Для повышения доступности и качества общего образова- ния должны быть обеспечены возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортность условий их осуществления. Поэтапная ликвидация второй смены и сокращение степе- ни износа общеобразовательных организаций осуществляется в рамках реализации национального проекта «Образование», участия в федеральных проектах Минпросвещения России, Минстроя России, Минсельхоза России и предоставления субсидий местным бюджетам на капитальные ремонты и ре- конструкцию общеобразовательных организаций в рамках государственных программ Липецкой области. Инфраструктура детского отдыха и оздоровления в 2019 году представлена 565 детскими оздоровительными учреж- дениями, из них 17 загородных детских оздоровительных ла- герей; 365 лагерей с дневным пребыванием; 122 палаточных лагеря; 58 лагерей труда и отдыха, включенных в областной реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, и 3 дет- ских санатория. С помощью государственной поддержки за последние 5 лет более 600 семей улучшили свои условия проживания (из них 74 %, или 452 молодые семьи). Построено и приобретено 64 тыс. м2 жилья в сельской местности (46 тыс. м2 молодыми семьями). В Липецкой области по итогам 2019 года введено 1255,0 тыс. м2 жилья. Населением за счет собственных и заемных средств построено 876,4 тыс. кв. метров общей площади жи- лых домов, что составляет 79,1 % от общего объема жилья. Согласно данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Липецкой области средняя цена 1 м2 общей площади квартир на рынке жилья по состоянию на IV квартал 2019 года составляет: 42,8 тыс. ру- блей – вторичный рынок; 44,7 тыс. рублей – первичный рынок. В Липецкой области по итогам 2018 года введено 910,3 тыс. м2 жилья, что составляет 84 % к уровню 2017 года. На- селением возведено 657,1 тыс. м2, или 72,2 % от общего объ- ема. В расчете на душу населения построено 0,79 м2 жилья. В 2017 году введено 1 083,6 тыс. м2 жилья, что составляет 100,5 % к уровню 2016 года. Населением возведено 811,4 тыс. м2, или 74,9 % от общего объема. Государственная поддержка постоянно проживающих на территории Липецкой области граждан в приобретении и строительстве жилья осуществляется в рамках подпро- грамм «Ипотечное жилищное кредитование», «Свой Дом», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обе- спечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ», утвержденной постановлением администрации области от 13 декабря 2013 года № 588, а также подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий в Липецкой области на 2014 – 2017 годы и на период до 2024 года» государственной программы Липец- кой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь- ствия Липецкой области», утвержденной постановлением ад- министрации области от 28 октября 2013 года № 485, и в соот- ветствии с Законом Липецкой области от 27 декабря 2007 года № 120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья». Участниками жилищных подпрограмм могут стать молодые семьи, молодые специалисты, работники учреждений бюджет- ной сферы, граждане, проживающие в сельской местности, получившие российское гражданство, и при наличии регистра- ции по месту жительства. Кроме того, согласно Закону Липецкой области от 7 сентя- бря 2011 года № 552-ОЗ «О бесплатном предоставлении зе- мельных участков, находящихся в государственной или муни- ципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей» гражданам, имеющим трех и более детей, однократно бесплатно предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, ого- родничества. Участники жилищных подпрограмм имеют право на полу- чение социальных выплат на приобретение или строительство жилья из федерального и областного бюджетов, которые могут использовать для оплаты части стоимости приобретаемого (строящегося) жилья с учетом общей площади типового жи- лого помещения, определяемой в зависимости от количества членов семьи. Данная социальная выплата может быть также использована для оплаты первоначального взноса при полу- чении ипотечного кредита на приобретение или строительство жилья, и оплаты задолженности по ипотечному кредиту (за- йму). Оставшаяся стоимость жилья оплачивается за счет соб- ственных и/или заемных средств. Социальные выплаты на приобретение или строительство жилья предоставляются согласно очередности по дате поста- новки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признания их участниками подпрограмм, и лимита средств, выделяемых из федерального и областного бюджета на эти цели. Обязательными условиями участия в жилищных подпрограммах является наличие у приобретателя жилья соб- ственных средств для оплаты первоначального взноса, а также необходимой платежеспособности семьи для обеспечения возврата заемных (кредитных) средств. Кроме того, в целях стимулирования рождаемости участ- никам всех вышеуказанных подпрограмм за счет средств об- ластного бюджета предоставляется социальная выплата при рождении (усыновлении) одного и каждого следующего ре- бенка на погашение целевого займа (кредита), полученного на приобретение или строительство жилья после постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и признания участником одной из жилищных подпрограмм, в размере стоимости 18 м2 общей площади жилья. Вывод: область динамично развивается. Темпы социаль- но-экономического развития по ряду показателей опережают среднероссийские значения. В среднесрочной перспективе они значительно возрастут в связи с производственной дея- тельностью в особых экономических зонах федерального и ре- гионального уровней, реализацией приоритетных националь- ных проектов, а также целого ряда крупных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе. Все это потребует привлечения значительного количества трудовых ресурсов. В то же время, существует ряд проблем. Имеется потреб- ность в обеспеченности местами в дошкольных организациях детей до 3 лет. В общеобразовательных организациях 11 % детей обучаются во вторую смену, что не соответствует сани- тарным нормам и уровню безопасности. Уровень и качество жизни сельских жителей отстают от уровня жизни городского населения. Сохраняются проблемы в развитии инженерной инфраструктуры, улучшении транспорт- ной доступности. Текущая ситуация также свидетельствует о недостатке рабочих высокой квалификации по определенным профессиям: токарь, фрезеровщик, станочник широкого про- Продолжение на 34-й стр. Продолжение. Начало на 29–32-й стр. ального кластера, конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную про- дукцию и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для отрасли, самих предприятий, региона и страны в целом. Создание на территории области особых экономических зон федерального и регионального уровня позволило решить проблему преодоления сложившейся моноотраслевой струк- туры промышленности, ускорить развитие обрабатывающих производств с высокой долей добавленной стоимости, а также способствует организации новых высокотехнологичных рабо- чих мест. Приоритетными видами деятельности являются: машино- строение, производство оборудования и компонентов, готовых металлических изделий, неметаллических минеральных про- дуктов, резиновых и пластмассовых изделий. За счет создания новых рабочих мест, в том числе в АО ОЭЗ ППТ «Липецк» (https://sezlipetsk.ru/), ежемесячно в об- ластном банке вакансий содержится не менее 10 тысяч рабо- чих мест. В этой связи соотечественники имеют возможность трудоустроиться в организациях региона, имеющих вакансии или рабочие места, при соответствии определенным квалифи- кационным требованиям. По оценке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, числен- ность постоянного населения области на 1 января 2020 года составила 1 139,5 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 2018 годом на 4,6 тыс. человек; на 1 января 2019 года – 1 144,1 тыс. человек и уменьши- лась по сравнению с 2017 годом на 6,1 тыс. человек; на 1 января 2018 года – 1 150,2 тыс. человек и уменьши- лась по сравнению с 2016 годом на 6,0 тыс. человек. Сокращение численности населения произошло из-за естественной убыли населения: снижение числа родившихся, естественная убыль населения зафиксирована во всех муни- ципальных образованиях Липецкой области. В 2019 году число прибывших в Липецкую область состави- ло 40 847 человек и по сравнению с 2018 годом уменьшилось на 151 человек (0,4%). Число выбывших составило 39 013 человек, что на 2 394 человека, или на 5,8 % меньше, чем в 2018 году. Миграционный прирост в 2019 году составил 1834 челове- ка, или 16,1 человек на 10 000 населения. Наибольшее положительное сальдо миграции для Липец- кой области наблюдается с зарубежными странами – 3 285 человек, в том числе со странами СНГ – 3 269 человек. Положительный миграционный прирост в 2019 году обе- спечил рост численности населения в Грязинском, Добрин- ском, Краснинском и Липецком муниципальных районах. В январе – ноябре 2018 года число прибывших в Липецкую область составило 37 722 человека и по сравнению с соответ- ствующим периодом 2017 года увеличилось на 1 378 человек. Число выбывших из Липецкой области составило 37 866 человек, что на 1 461 человек, или на 4 % больше аналогичного периода прошлого года. Миграционный прирост в январе – ноябре 2018 года со- ставил – 144 человека, или – 1,4 человека на 10 000 населения. Положительное сальдо миграции для Липецкой области наблюдается только с зарубежными странами – 2 259 человек, в том числе со странами СНГ – 2 210 человек. Наибольшее число мигрантов прибыло из Украины, Узбе- кистана, Казахстана и Армении. В январе – ноябре 2017 года число прибывших в Липецкую область составило 36 344 человека и по сравнению с соответ- ствующим периодом 2016 года уменьшилось на 1 592 челове- ка. Число выбывших из Липецкой области составило 36 405 человек, что на 2 700 человек, или на 8 % больше аналогичного периода прошлого года. Миграционный прирост в январе – ноябре 2017 года соста- вил 61 человек, или – 0,6 человека на 10 000 населения. Положительное сальдо миграции для Липецкой области наблюдается только с зарубежными странами – 2 149 человек, в том числе со странами СНГ – 2 058 человек. Наибольшее число мигрантов прибыло из Украины и Казах- стана. Таким образом, миграционный прирост за 2017 – 2019 годы частично компенсировал естественную убыль населения в Липецкой области. Благодаря эффективным мерам, принятым законодатель- но на федеральном уровне и дополненным региональными инициативами, в последние годы были созданы благопри- ятные условия для улучшения демографической ситуации в области. Среди прочих мер замедлению процесса убыли населения области может способствовать процедура привлечения соот- ечественников, проживающих за рубежом. Численность рабочей силы в декабре 2017 года составила 585,9 тыс. чел., или 50,9 % от общей численности населения области. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,5 % рабочей силы. Численность рабочей силы в декабре 2018 года составила 606,3 тыс. чел., или 52,9 % от общей численности населения области. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,4 % рабочей силы. Численность рабочей силы в декабре 2019 года составила 600,0 тыс. чел., или 52,6 % от общей численности населения области. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,4 % рабочей силы. В 2018 году в области проживало 21,9 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 15 лет. За последние 2 года их численность уменьшилась на 2,5 тыс. чел. Прогнозируется снижение численности населения трудо- способного возраста. По прогнозу к 2024 году она снизится на 10 тыс. человек, или на 2 % относительно уровня 2017 года. Основные демографические тенденции формирования трудовых ресурсов свидетельствуют о том, что их воспроиз- водство уже сегодня проходит в условиях, когда выбытие на- селения трудоспособного возраста не компенсируется вхож- дением в эту возрастную группу молодежи. Увеличение в составе трудовых ресурсов лиц пенсионного возраста частично компенсирует сокращение трудоспособ- ного населения, но с другой стороны, ухудшает качественный состав персонала на предприятиях. Данная ситуация создает определенную напряженность на рынке труда и может стать существенным ограничением для ускорения темпов экономи- ческого роста. Несмотря на некоторое улучшение демографической си- туации (снижение смертности, увеличение числа родившихся, рост средней продолжительности жизни до 72,46 лет), про- должается сокращение численности населения вследствие естественной убыли. Миграционные процессы не оказывают существенного влияния на улучшение демографической ситуации и лишь ча- стично компенсируют естественные потери населения. Наблюдаемое снижение численности молодежи в возрасте от 20 до 30 лет приведет к сокращению притока в экономику области молодых кадров и, как следствие, к снижению каче- ства потенциала трудовых ресурсов области. Область остается одним из регионов Российской Феде- рации с низким уровнем официально зарегистрированной безработицы – 0,4 % от экономически активного населения. Вместе с тем, снижается трудовой потенциал, остро ощуща- ется дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий. Численность населения с доходами ниже величины прожи- точного минимума составляет около 105 тыс. человек. За счет объединения усилий федерального бюджета в рам- ках программы устойчивого развития сельских территорий и областного бюджета сделано много для повышения качества жизни на селе. Введено 10 домов культуры и Центр культурного развития (пос. Лев Толстой). Построено 18 детских садов. Сегодня в каждом муниципальном районе (округе) работа- ют плавательные бассейны (22 бассейна), открыто 2 ледовых дворца (г. Задонск и г. Усмань). Открыты и введены в эксплуатацию 5 модульных фель- дшерско-акушерских пункта в Данковском, Добринском райо- нах, Становлянском округе. Построен и введен в эксплуатацию фельдшерско-акушерский пункт в с. Ильино Липецкого райо- на. Начато строительство офиса врача общей практики в п. Новая Жизнь (Левобережный округ города Липецка). Завер- шение строительства и ввод в эксплуатацию планируется в 2020 году. Привлечению и закреплению специалистов в медицинских организациях области способствуют успешно реализуемые в регионе меры социальной поддержки медицинских работни- ков. Обеспеченность врачами в 2019 году составила 33,2 на 10 тыс. чел. населения (2018 год – 33,1). Доля молодых специ- алистов в общей численности врачей составила 26,6 % (2018 год – 27,0 %). Всего в области работает 1 009 молодых специ- алистов. Первичная медицинская помощь организована на базе 32 медицинских организаций по 75 врачебным специальностям. Функционируют 32 подразделения неотложной медицинской помощи. Мощность амбулаторно-поликлинических организа- ций в 2019 году составила 33,6 тыс. посещений в смену. Первичная медико-санитарная помощь сельскому на- селению оказывается на базе 377 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), из которых 2 находятся в г. Липецке, 66 от- делений врача общей практики (из них 2 – в г. Липецке) и 22 врачебных амбулаторий. Число посещений на амбулаторном приеме врачей и фель- дшеров в 2019 году составило более 9,7 млн случаев (2018 год – более 9,9 млн случаев), в том числе на дому выполнено более 481 тыс. посещений. Специализированная медицинская помощь в области организована на базе 38 межмуниципальных центров по наи- более важным медицинским профилям: кардиологическому, хирургическому, травматологическому, акушерско-гинеколо- гическому и др. Высокотехнологичная – на базе 10 медицин- ских организаций по 17 профилям. В 2019 году в рамках оказания высокотехнологичной ме- филя; в строительстве – каменщик, крановщик, машинист строительной техники и др. Не полностью обеспечены врачеб- ными кадрами учреждения здравоохранения. На протяжении последних лет сохраняется пропорция по- требности регионального рынка труда: 83 % – рабочие про- фессии, 17% – специалисты. Миграционные процессы еще недостаточно влияют на из- менение ситуации на рынке труда. Таким образом, существует реальная необходимость в привлечении дополнительной рабочей силы путем доброволь- ного переселения в область соотечественников, проживающих за рубежом. Существующая социальная инфраструктура области способна обеспечить им содействие в трудоустройстве и об- устройстве на территории области. Модернизация экономики и ее дальнейшее развитие бу- дет сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет местных трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации назрела необходимость оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономи- ческого и демографического развития области. Трудовая миграция является одним из важнейших эле- ментов российской экономики, действенным инструментом защиты внутреннего рынка труда, стабилизации социально- политической ситуации как в отдельных районах (округах), так и в области. Мониторинг процессов, связанных с трудоустройством иностранных граждан и лиц без гражданства, выявил: необходимость создания эффективных механизмов для удовлетворения потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и рынка труда; возрастающую значимость решения социально-экономи- ческих проблем, возникающих при привлечении иностранной рабочей силы; необходимость усиления контроля за нелегальной мигра- цией с целью ее минимизации. Согласно Концепции демографической политики Рос- сийской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351, одной из основных задач является привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходи- мости их социальной адаптации и интеграции, включая со- действие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвраще- ния в Российскую Федерацию эмигрантов. Прогноз изменения численности населения Липецкой области Таблица 1 Еди- ница из- ме- ре- ния 2020 год (факт) 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год Численность на- селения на нача- ло года тыс. чел. 1139,5 1133,3 1127,9 1122,6 1117,2 Численность на- селения на на- чало года (с уче- том привлечения участников Го- спрограммы и чле- нов их семей) тыс. чел. 1136,3 1133,9 1131,6 1129,2 В рамках действующего законодательства в Липецкой об- ласти предусмотрены мероприятия, направленные на работу с семьями и детьми, повышение рождаемости, социально- экономическую поддержку семей с детьми, профилактику социального сиротства, социальную адаптацию, повышение качества социальной защиты и комплексной реабилитации ин- валидов, укрепление материально-технической базы учрежде- ний реабилитационной направленности и совершенствование их деятельности, усиление социальной поддержки лиц стар- шего поколения и повышение качества их жизни, привлечение внимания общественности к проблемам граждан пожилого возраста, укрепление материально-технической базы органи- заций социального обслуживания. В регионе производятся все социальные выплаты, гаран- тированные федеральным и региональным законодатель- ством. Основными рисками реализации Подпрограммы являются следующие: несоответствие имеющейся профессиональной квали- фикации или деятельности участника Государственной про- граммы квалификации или деятельности, заявленной в анкете соотечественника; жилищная необустроенность соотечественников; возрастание нагрузки на бюджетную систему в случае предоставления дополнительных гарантий и мер социальной поддержки; конкуренция в доступе к обеспечению жильем и прочим объектам инфраструктуры с гражданами Российской Федера- ции; рост межнациональной напряженности; выезд участников Государственной программы из террито- рии вселения ранее чем через три года. Для дальнейшего подъема экономики, повышения инве- стиционной привлекательности, развития малого и среднего предпринимательства и промышленного сельскохозяйствен- ного производства область нуждается как в квалифициро- ванных (высококвалифицированных) специалистах, так и в квалифицированных рабочих. Кроме того, нехватка трудовых ресурсов в среднесрочной перспективе будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации на территории области инвестиционных проектов. Реализация Подпрограммы будет способствовать обеспе- чению экономики области квалифицированной рабочей силой, успешной реализации намеченных в среднесрочной перспек- тиве планов инвестиционной деятельности, а также дальней- шему стабильному социально-экономическому развитию и демографической стабилизации. Подпрограмма носит комплексный межведомственный характер, мероприятия направлены на объединение потен- циала соотечественников, проживающих за рубежом или на- ходящихся на законных основаниях на территории области и желающих переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, учитывая специфику и потребности области. Подпрограмма является проектом переселения и бу- дет реализована на всей территории области в соответствии с действующим законодательством. Предметом регулирования Подпрограммы является систе- ма государственных гарантий и мер социальной поддержки соотечественников, направленная на стимулирование и ока- зание содействия их добровольному переселению в область, росту численности постоянного населения. Управление рисками, появление которых возможно в период реализации Подпрограммы, носит комплексный и системный характер, что характеризует достаточную степень готовности области к приему участников Государственной про- граммы. Оценка готовности Липецкой области к приему участников Государственной программы в период с 2017 по 2019 годы Таблица 2 № п/п Наименование показателей Год Ед. изм. Значение показа- теля по Липецкой области на по- следнюю отчет- ную дату (за по- следний отчетный период) 1. Общая численность населе- ния на 1 января 2017 тыс. чел. 1150,2 2018 1144,1 2019 1 139,5 2. Естественный(ая) прирост (убыль) населения 2017 чел. -5374 2018 -5757 2019 -6493 3. Миграционный(ая) прирост (убыль) населения 2017 чел. -646 2018 -409 2019 1839 4. Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности насе- ления 2017 % 52,3 2018 54,4 2019 51,8 5. Удельный вес занятых в эко- номике в общей численно- сти трудоспособного насе- ления 2017 % 94,0 2018 90,4 2019 95,5 6. Общая численность без- работных (по методологии Международной организа- ции труда) 2017 тыс. чел. 23,1 2018 22,9 2019 22,3 7. Уровень общей безработицы (по методологии Междуна- родной организации труда) 2017 % 3,9 2018 3,8 2019 3,7 8. Численность граждан, при- знанных безработными госу- дарственными учреждения- ми службы занятости насе- ления 2017 чел. 2733 2018 2459 2019 2256 9. Уровень регистрируемой безработицы от экономиче- ски активного населения 2017 % 0,5 2018 0,4 2019 0,4 10. Напряженность на рынке труда (число безработных на 1 вакансию) 2017 чел. 0,3 2018 0,3 2019 0,3 11. Численность привлеченных иностранных работников 2017 чел. 10300 2018 9995 2019 8550 12. Прожиточный минимум (в среднем на душу населения) 2017 руб. 8313 2018 8720 2019 9409
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz