Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
Юˌ˓ле˔ 21 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 26/ 06 / 24 ОТ РЕʛАКʭИИ На днях давний друг «Липецкой газеты» Владимир Богданов отметит 75-летие. Сердечно поздравляем юбиляра с этим событием. Желаем здоровья, вдохновения, преданных читателей и, конечно же, новых книг! НЕЗАБЫВАЕМАЯ КНИГА ГЛАВНЫЙ ИТОГ ПРОЖИТЫХ ЛЕТ В ТОМ, ЧТО Я ПРИШЁЛ К ПРОСТОЙ В СУЩНОСТИ МЫСЛИ: ЖИЗНЬ ХОРОША УЖЕ ТЕМ, ЧТО В НЕЙ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО РАДОСТИ, С КОТОРОЙ НАДО ИДТИ К ЛЮДЯМ, ОСТАВИВ СВОИ ГОРЕСТИ ПРИ СЕБЕ Владимир Богданов ПисателЯ Владимира Богданова выделЯет одна ХарактернаЯ черта. С неподдельной искренностьЮ он заботитсЯ о том, чтобы соХранить памЯть о собратьЯХ по литературному цеХу, да и просто о незаурЯдныХ лЮдЯХ, которые встречались на его жизненном пути. Сергей Кибальниченко К то бы стал волноваться о том, что в суете дней незаметно промелькну- ло 105-летие писателя и фронто- вика Сергея Панюшкина? А вот Владимир Богданов неожиданно появился в редакции «Липецкой газеты» с небольшой заметкой. В ней не было затёртых до потери смысла фраз, кочующих из од- ной «юбилейной» статьи в дру- гую. Поспорив с одним «забыв- чивым» краеведом, писатель на- помнил, что Панюшкин первым после векового перерыва издал в 1990-е годы книгу стихов Анны Буниной. О 105-летии в той ста- тье тоже нашлось несколько слов. А последняя его публикация в «Липецкой газете» посвящена другому замечательному писате- лю Александру Адпостенкову, с которым их связывала многолет- няя дружба. Прозаику, слишком рано ушедшему из жизни, в этом году исполнилось бы 75 лет. В ком память вечная жив˱т Другим, наверное, и не может быть человек, на про- тяжении двух десятилетий вы- пустивший серию сборников, главными героями которых ста- ли липецкие литераторы. Итого- вая книга называется «Седьмой альбом. Незабываемые встречи». И хотя она принесла писателю Бунинскую премию, значение этого издания по достоинству вряд ли оценено. Говорю это не ради красного словца. Тот, кто взобрался на об- щероссийский литературный Олимп, а тем паче обрёл миро- вую известность, сразу же стано- вится заложником своей славы. О нём все хотят оставить мемуа- ры, даже если сказать, собствен- но, нечего. Вспомним Владими- ра Высоцкого, о котором писали даже те, кто не знал его толком или мельком где-то разок видел. Веком ранее та же участь постигла Достоевского. Совре- менники оставили о нём много ценных воспоминаний, но были среди них и такие, кому важнее было сохранить для истории своё имя. И спустя полтора века эти тексты переиздаются, а истори- ки литературы с нескрываемым чувством смущения пишут к ним комментарии. Дескать, по- становочная казнь петрашевцев проходила совсем не так, как её СвоЮ гражданскуЮ позициЮ Владимир Богданов выразил тем, что часть премии за книгу «Седьмой альбом. Незабываемые встречи» перев̦л в фонд поддержки СВО. ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ Владимир Богданов написал два десятка книг. Первой серьёзной публикацией стало стихотворение в «Комсомольской правде» в 1979 году. Лауреат премии имени А.Т. Березнева и премии журнала «Петровский мост». В 2023 году награждён областной премией имени И.А. Бунина за книгу «Седьмой альбом. Незабываемые встречи». описал уважаемый мемуарист. Зато о провинциальных ли- тераторах воспоминания писать никто не торопится. Общерос- сийский ажиотаж они не вызо- вут, славы не принесут. А река времён меж тем уносит в про- шлое дни, недели, годы. Уходят от нас в вечность люди, которые многое могли бы рассказать о тех же Панюшкине и Адпостенкове. Если теперь под этим углом взглянуть на многолетнюю рабо- ту Богданова, то она обретёт со- всем другой смысл, который ни- какими наградами не измерить. Предвижу возражения, дескать, живём не во времена Гераклита, от сочинений которого остались лишь разрозненные фрагменты. Где-то Диоген Лаэртский из- речение этого мыслителя про- цитировал, где-то Платон его афоризм вспомнил, где-то Отцы Церкви со знаменитым антич- ным философом поспорили. Да, теперь каждый может видеоролики и фотографии на телефонную камеру снимать. А в социальных сетях столько мож- но сведений о человеке собрать, не говоря уже о государственных архивах. Тем не менее заявлять о том, что цифровые технологии обессмыслили работу по сохра- нению культурной памяти, я бы не торопился. Вспомним знаме- нитые словаПушкина о «Евгении Онегине»: «Я теперь пишу не ро- ман, а роман в стихах — дьяволь- ская разница». Та же дьяволь- ская разница разделяет обычные воспоминания и воспоминания, оставленные писателем. Как художник слова Богданов зорко всматривается в человека и с поразительной точностью пере- даёт его черты. Посмотрите, как нарисован известный липецкий поэт Зорин: «Чем больше я узна- валВладислава (впрочем, близкие его звали Володей), тем больше удивлялся ему. Худой, не отличав- шийся крепким здоровьем, с веч- ной сигаретой в руках, любивший пропустить стаканчик-другой вина, он поражал меня какой-то жаждойжизни, которуюсохранил до конца, его стихи— выражение зоринского отношения к людям, к миру, он умел радоваться». Каким точным и вырази- тельным получился портрет! Здесь нет ни одной лишней де- тали и каждый штрих служит единой цели — запечатлеть для потомков образ незаурядного поэта. К тому же такие зарисов- ки Богданов обязательно допол- няет собственными стихами, по- свящёнными их героям. Порой в них обыгрываются названия книг, вышедших из-под пера писателя, нередко слышны дру- жеские и шутливые интонации. Но главное, что отличает эти стихи, — искреннее уважение к коллегам по литературному цеху. Посмотрите, как проникновен- но звучат строки, посвящённые Александру Владимирову: Ты с самого начала, с книжки первой писал с любовью с помощью Творца и наполнял свои страницы верой, с надеждой оставаясь до конца! Без зависти и злоˌы Об этой последней черте Бог- данова стоит сказать особо. Уж слишком сильно она контрасти- рует с нравами, испокон веков царящими в среде литераторов. Вспоминается несостоявшийся биолог Николай Страхов, кото- рого Достоевский пригласил ра- ботать в свой журнал. Пользуясь поддержкой знаменитого писа- теля, он вскоре стал известным литературным критиком. Дове- рие к Страхову было так велико, что тот даже был свидетелем на свадьбе у Достоевского. И что же? Через много лет в архиве Толстого нашли письмо, в ко- тором литературный критик с нескрываемой неприязнью оха- рактеризовал автора «Братьев Карамазовых». Пусть с того времени уже много воды утекло, но нравы в писательской среде остаются сложными. На этом фоне книга Богданова выглядит счастливым исключением. Читатель не найдёт в ней ни одной строчки, призван- нойкого-то обидеть, унизить, уяз- вить. Наоборот, автор понимает, насколько неповторим каждый человек, владеющий даромслова. И осознание этой уникальности вынуждает Богданова браться за перо, чтобы запечатлеть для по- томков дорогих сердцу друзей и тех, с кем не сложились довери- тельные отношения. Время летит быстро. Мы и не заметим, как промелькнут годы и десятилетия. Но книга Богдано- ва и через много лет не потеряет своего читателя. Ей суждено бу- дет стать важнейшим исследова- нием по литературному краеве- дению. Ведь человеку, который хочет глубже понять региональ- ную культуру, обязательно надо прочитать «Седьмой альбом». Создавая портрет современ- ников, Владимир Богданов, на- верное, сам того не подозревая, запечатлел в книге и себя. Ведь в ней нет холодных, отстранённых строк. Каждый образ автор про- пускает через сердце, а порой и сам становится участником раз- ворачивающихся событий. И по- степенно у читателя вырисовыва- ется образ этого талантливого, но скромного человека. Фото Геннадия Логунова и из архива Владимира Богданова Владимир Богданов на церемонии награждения Бунинской премией Участники семинара молодых писателей, проведённого Юрием Нагибиным (третий в первом ряду). Сзади него стоит Юрий Дюкарев, а дальше — Владимир Богданов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz