Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Земляки 5 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 26 / 06 / 24 В первые Павел заинтересо- вался интеллектуальными играми ещё в дошколь- ном возрасте. Его бабушка была большой любительницей «Что? Где? Когда?» и «Своей игры», так что эти передачи нередко смот- рели всей семьёй. — Я мало что понимал, больше притягивала динами- ка игры. Поначалу наблюдал за участниками, слушал их рассу- ждения, а с возрастом пробовал отвечать на вопросы, — расска- зывает Павел Азаров. Тягу мальчика к знаниям всячески поддерживали роди- тели. Каждый месяц покупали несколько книг на его вкус. Вы- бирал Паша неизменно детские энциклопедии об окружающем мире. — Чего уж греха таить, с ма- лых лет я любил покрасовать- ся, демонстрируя свой интел- лект. Помню, как расстроился, проиграв в школьной викторине в 3 классе. Даже не остался на чаепитие, печально побрёл до- мой, — вспоминает Павел. В старших классах он ин- тересовался одновременно и гу- манитарными, и техническими предметами. Но склонность к точным формулам и алгоритмам всё же перевесила, поэтому юно- ша поступил на физико-матема- тический факультет Липецкого педуниверситета. Знаток и педагог Попробовать свои силы в «Что? Где? Когда?» Павлу до- велось совершенно случайно. Один из вузовских преподава- телей предложил ему присоеди- ниться к команде факультета для участия в турнире. — Спортивный ЧГК мало чем отличается от своего теле- визионного аналога. Команда из 6 человек должна за минуту правильно ответить на вопрос. Только соперничают участни- ки не с телезрителями, а друг с другом, — объясняет Павел Азаров. Эту игру проводил прези- дент липецкого клуба «ЧГК» Андрей Косых. Он и пригласил занявшую 3 место команду физ- мата на тренировку. На заняти- ях ребят учили расширять кру- гозор, быстро находить ответы на вопросы. Так Павел стал по- стоянным участником клуба и уже на 5 курсе института сопер- ничал с опытными знатоками. Помимо интеллектуально- го увлечения он уделял время профессиональному развитию. В 2011 году, например, победил в городском конкурсе «Учитель года». — В жюри была Инесса Шуйкова, в то время директор Центра развития одарённых де- тей «Стратегия». Она заметила меня и предложила преподавать математику пятиклашкам. К тому моменту я уже давно хотел попробовать себя в педагогике, так что, не раздумывая, согла- сился, — вспоминает Павел. «Набрасывать» версии Помимо занятий матема- тикой в обязанности молодого человека входила организация развлекательных мероприятий для воспитанников «Стратегии». —Однажды руководитель по- ручила мне провестишахматный турнир. Яже решил заменить его на более активную ЧГК и при- гласил своих приятелей из клуба в жюри. Детям очень понрави- лась такая задумка. Им хотелось играть ещё и ещё, поэтому я ор- ганизовал для воспитанников кружок интеллектуальных игр «Лабиринт», — объясняет собе- седник. Тренировки проходили каж- дую субботу. Но как же научить детей отвечать на замысловатые вопросы? Ведь их бесчисленное множество! — Для игры в ЧГК вовсе не обязательно штудировать «Со- ветскую энциклопедию». На за- нятиях внимание уделяется не только развитию эрудиции, но и логике, отработке командно- го взаимодействия. Я старал- ся привить ребятам привычку «набрасывать» разные версии, а главное — умение вслушиваться в вопрос, — говорит Павел. Чемпион Европы Вскоре «Лабиринту» на- скучило играть в своём тесном кругу. Захотелось настоящих соревнований. Оказалось, что в стране уже давно действует масштабное движение школь- ных интеллектуальных игр — в регионах постоянно проводятся турниры. В одном из таких и по- участвовали воспитанникиПав- ла Азарова. Вернувшись домой, педагог загорелся идеей органи- зовать в Липецке соревнования областного уровня. — Так у нас появилось пер- венство «Шкипер». Сперва проходит отбор команд в му- ниципалитетах, а затем силь- нейшие играют в областном центре. Так что в районах стали появляться свои клубы, — го- ворит педагог. На этом всё не ограничи- лось, и вскоре Липецк впервые принял Школьный чемпионат России по ЧГК. Знатоки из де- сяти регионов страны приехали в лагерь «Прометей», чтобы по- соревноваться в логике и эруди- ции. За несколько лет наш город стал известным и уважаемым среди любителей интеллекту- альных игр. — Воспитанники «Лаби- ринта» четырежды становились призёрами Школьных чемпио- натов России и принимали участие в международных пер- венствах. А один из учеников даже стал чемпионом Европы. Его пригласили в белорусскую команду, в составе которой он и победил в этом соревновании, — делится достижениями педагог. Кто слабое звено? Павел может похвастаться не только педагогическими успе- хами. Ему довелось поучаство- вать в телевизионных интел- лектуальных играх. Например, в 2020 году Азарова пригласили на съёмки викторины «Слабое звено». Это шоу после долго- го перерыва стало выходить на телеканале «Мир». Участникам программы необходимо отвечать на вопро- сы, а в конце раунда — выбрать слабое звено команды, которое прекращает игру. Больше всего зрителям запомнилась хариз- матичная ведущая викторины Мария Киселёва, предстающая в образе строгой и требовательной учительницы. —Несмотря на то, что в жиз- ни это совершенно другой че- ловек, стоит отдать должное — из роли она не выходила ни на мгновение. Даже в перерывах была верна своему амплуа, — вспоминает Павел. Он стойко отвечал на вопро- сы и даже несколько раз стано- вился лидером команды. Однако выиграть это не помогло. Со- перники решили избавиться от сильного игрока, когда их оста- лось четверо. — Они выбрали свою стра- тегию, а я — свою. Никто не ви- новат, что она оказалась неудач- ной, — рассуждает Павел. Уже через пару лет он по- участвовал в «Своей игре», с которой и началось его пристра- стие к интеллектуальным раз- влечениям. — Чтобы попасть туда, при- шлось пройти несколько эта- пов отбора. Сначала отвечал на вопросы по телефону. Звонок застал меня прямо на рабочем месте, так что пришлось всё бросить. Затем предстояло со- ревнование с такими же претен- дентами, после которого меня и пригласили в легендарную сту- дию, — говорит он. Казалось бы, впереди только участие в телевизионной версии «Что? Где? Когда?», однако Па- вел не спешит подавать заявку. Слишком уж много сложностей сулят отборочные испытания. При этом педагог уверен, что любые его начинания с готовно- стью поддержат самые верные болельщики — воспитанники клуба «Лабиринт». Фото из архива Павла Азарова В ЧЁМ АЗАРТ АЗАРОВА ТЕЛЕВИКТОРИНУ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» С БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ СМОТРЯТ В НАШЕЙ СТРАНЕ УЖЕ НЕ ОДНО ДЕСЯТИЛЕТИЕ. НО НЕМНОГИЕ ЗНАЮТ О ЕЁ СПОРТИВНОЙ ВЕРСИИ, В КОТОРОЙ МОЖЕТ ПОУЧАСТВОВАТЬ ЛЮБОЙ ЖЕЛАЮЩИЙ. ИДЕЙНЫЙ ВДОХНОВИТЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПАВЕЛ АЗАРОВ РАССКАЗАЛ, КАК НАТРЕНИРОВАТЬ МЫШЦУ ЭРУДИЦИИ. Кирилл Меринов В СПОРТИВНУЮ ВЕРСИЮ ВИКТОРИНЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» ИГРАЮТ БОЛЕЕ 2 5 0 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ИЗ 6 0 СТРАН. КАК СОБРАТЬ КОМАНДУ МЕЧТЫ? Часто коллектив для интеллектуальных игр собирается из друзей или одноклассников. Однако для участия в спортивных состязаниях требуется тщательный подбор участников команды. В СОСТАВ ДОЛЖНЫ ВХОДИТЬ: КАПИТАН Записывает версии, предложенные игроками, и принимает окончательное решение. Он должен уметь координировать команду и призывать к порядку. ЭРУДИТ Обладает глубокими знаниями в разных областях. Такой может и про Невскую битву рассказать, будто был очевидцем, и теорию Пуанкаре объяснить на пальцах. ИНТУИТ Мгновенно схватывает суть проблемы и предлагает решения, основываясь на своих ощущениях. КРИТИК Склонен проверять гипотезы, оспаривать поспешные решения. Сдерживает полёт фантазии интуитов и выбирает самые надёжные варианты. КРЕАТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ Умеют «раскручивать» идеи. Предлагают нестандартные решения, стимулируя тем самым мозговой штурм. На съёмках программы «Слабое звено»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz