Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 9 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 60 /26802/7 ИЮНЯ 2024 Продолжение на 9- й стр . ВВЕДЕНИЕ В настоящем докладе представлена информация о положении детей и семей , имеющих детей , проживающих в Липецкой области , за 2023 год , содержится анализ основных аспектов положения детей и семей , имеющих детей , за последние три года , а также меры , направленные на его улучшение . Доклад подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124- ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации », Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 248 « О государственном докладе о положении детей и семей , имеющих детей , в Рос - сийской Федерации », а также Законом Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87- ОЗ « О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области » в целях обеспечения органов государственной власти и местно - го самоуправления объективной , систематизированной информацией о положении детей и семей , имеющих детей , тенденциях его изменения для определения при - оритетных направлений деятельности по решению проблем детства , а также в целях разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей , их защиты и раз - вития . Структура доклада отражает вопросы социально - экономического положения семей с детьми , состояния здоровья женщин и детей , питания , образования , воспи - тания и развития детей ( в том числе детей - инвалидов , детей мигрантов , детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей ), трудовой занятости подростков и родителей , профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства , под - держки детей , находящихся в трудной жизненной ситуации . Ежегодная разработка и обсуждение областного доклада о положении детей и семей , имеющих детей , повышает эффективность реализации региональной полити - ки в отношении семей и детей , способствует наиболее обоснованному определению основных приоритетов и мер , направленных на повышение качества жизни , защиту прав и законных интересов семьи и детей . Доклад основывается на официальных материалах органов исполнительной вла - сти Липецкой области , данных территориального органа Федеральной службы госу - дарственной статистики по Липецкой области . В приложении к докладу приведены перечень основных нормативных правовых актов , действующих в 2021 – 2023 годах , оказывающих влияние на жизнедеятель - ность детей и семей , имеющих детей , и статистические показатели , характеризую - щие динамику изменения положения детей и семей , имеющих детей , в 2021 – 2023 годах . РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Повышение рождаемости в регионе , стабилизация численности населения и по - вышение уровня и качества жизни граждан являются составной частью комплекса целей государственной политики , направленной на экономическое и социальное развитие Липецкой области . По предварительным данным Росстата , численность постоянного населения Липецкой области на 1 января 2024 года составила 1116,3 тыс . человек , из которых 702,2 тыс . человек – городские и 414,1 тыс . человек – сельские жители . За 2023 год общая численность населения уменьшилась на 10 тыс . человек (0,9 %), при этом уменьшение произошло как в городской местности , так и в сельской ( диаграмма 1.1). Диаграмма 1.1 Динамика численности постоянного населения Липецкой области в 2022-2024 годах ( на начало года , тыс . чел . ) ( по данным Росстата ) В возрастной структуре населения в Липецкой области преобладают жители тру - доспособного возраста , численность которых уменьшилась за год на 0,4 % и соста - вила 56,1 %, в возрасте старше трудоспособного – увеличилась на 0,6 % и составила 27 %. Численность населения в возрасте моложе трудоспособного также уменьши - лась и составила 16,9 % ( диаграмма 1.2). Диаграмма 1.2 Динамика изменения возрастного состава населения Липецкой области в 2021 – 2023 годах , % ( на начало года , по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области ) На 1 января 2023 г . численность детей и подростков в возрасте до 18 лет , посто - янно проживающих на территории Липецкой области , по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области , составила 213822 человек . По сравнению с началом 2022 года численность детей и подростков в возрасте до 18 лет показала незначительное снижение . ( таблица 1.1). Таблица 1.1 Численность детей в возрасте 0 – 17 лет , чел . ( на начало года ) 2021 г . 2022 г . 2023 г . Всего , из них 219868 217654 213822 в возрасте 0-6 лет 82918 78484 72676 в возрасте 7-13 лет 90866 91742 92415 в возрасте 14-17 лет 46084 47428 48731 В регионе на протяжении многих десятилетий женское население существенно преобладает над мужским ( гендерная диспропорция ). При этом , ежегодно мальчи - ков рождается больше , чем девочек . Однако , затем отмечается превышение доли женщин в возрастной группе 40-44 года и продолжает возрастать в более старших возрастных группах ( диаграмма 1.3). Диаграмма 1.3 Динамика численности населения Липецкой области по полу ( на начало года , по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области ) Численность женщин фертильного возраста (15 – 49 лет ) в 2023 году возросла почти на 5,7 тыс . человек по сравнению с 2021 годом . Данное повышение связано во многом с вступлением в фертильный возраст детей , родившихся во время обще - российской тенденции повышенной рождаемости 2005-2015 годов . ( диаграмма 1.4). Диаграмма 1.4 Динамика численности женщин фертильного возраста (15-49 лет ) ( на начало года , по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области ) Доклад « О положении детей и семей , имеющих детей , в Липецкой области (2023 год )» Постановление внеочередной тридцать девятой сессии Липецкого областного Совета депутатов VII созыва О ежегодном докладе « О положении детей и семей , имеющих детей , в Липецкой области (2023 год )» Рассмотрев внесенный Губернатором Липецкой области проект ежегодного доклада « О положении детей и семей , имеющих детей , в Липецкой области (2023 год )», руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации , статьей 21 Закона Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87- ОЗ « О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ли - пецкой области » и учитывая решение комитета Липецкого областного Совета депу - татов по науке , образованию , культуре , спорту , делам семьи и молодежи , Липецкий областной Совет депутатов постановляет : 1. Утвердить ежегодный доклад « О положении детей и семей , имеющих детей , в Липецкой области (2023 год )». 2. Направить ежегодный доклад « О положении детей и семей , имеющих детей , в Липецкой области (2023 год )» главному федеральному инспектору по Липецкой области , Липецкому областному суду , прокуратуре Липецкой области , территори - альному федеральному органу внутренних дел , органам и учреждениям системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних . 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия . Председатель Липецкого областного Совета депутатов В . СЕРИКОВ город Липецк 27 мая 2024 года № 1360- пс Увеличение количества женщин , вступивших в активный репродуктивный воз - раст , в общей структуре женского населения в перспективе может привести к повы - шению рождаемости Липецкой области . В Липецкой области в 2022 году отмечается снижение рождаемости на 11 % ( с 7,9 на 1000 чел . населения в 2022 г . до 7,1 на 1000 чел . населения в 2023 г .), которое соответствует общероссийским тенденциям демографического развития ( диаграм - ма 1.5). Диаграмма 1.5 Общие коэффициенты рождаемости , смертности , естественной убыли населения в 2021 – 2023 годах ( на 1000 человек населения ) Изменение брачной структуры населения оказывает определенное влияние на демографические показатели . В 2023 году по сравнению с предыдущим годом в Ли - пецкой области отмечается уменьшение числа заключаемых браков на 13 % ( с 7488 до 6492), количество разводов по сравнению с 2022 г . также уменьшилась ( диаграм - ма 1.6). Диаграмма 1.6 Число браков и разводов в Липецкой области в 2021–2023 гг . В Липецкой области реализуется модель семейной политики , предусматриваю - щая поощрение успешных и благополучных семей за рождение и воспитание детей . В целях повышения качества жизни семей в регионе реализуется комплексная государственная поддержка многодетных семей , численность которых за последние три года увеличилась на 14,1 %. По состоянию на 01 января 2024 года в органах со - циальной защиты населения Липецкой области состоит на учете 17660 многодетных семей . Диаграмма 1.7 Динамика изменения количества многодетных семей в Липецкой области в 2021 – 2023 гг . В связи с этим , в Липецкой области приняты меры по повышению рождаемости в дополнение к тем , которые осуществляются на федеральном и областном уров - не . Распоряжением Правительства Липецкой области от 27 июня 2023 г . № 609- р утверждена Программа повышения рождаемости в Липецкой области на 2023-2025 годы , которая содержит в себе ряд новых мероприятий , таких как внедрение цифро - вой платформы « Патронаж » по сопровождению многодетных семей и установление приоритетного права студенческим семьям при оформлении ребёнка в детский сад , школу . Для достижения поставленных задач в части реализации демографической по - литики в 2019 году по инициативе главы администрации Липецкой области И . Г . Ар - тамонова создан координационный Совет по демографической политике Липецкой области . Основными задачами Совета являются координация деятельности и обеспечение межведомственного взаимодействия структур администрации области , террито - риальных федеральных органов исполнительной власти , исполнительных органов государственной власти , органов местного самоуправления , общественных , об - разовательных и научных организаций по вопросам реализации демографической политики в регионе . В целях улучшения демографической ситуации и материального положения граждан в регионе обеспечивается комплексный подход к созданию благоприятных условий для семей с детьми в рамках реализации мероприятий национального про - екта « Демография », государственной программы Липецкой области « Социальная поддержка граждан , реализация семейно - демографической политики Липецкой об - ласти », направленные на повышение уровня и качества жизни семей при рождении детей . Раздел 2. Уровень жизни семей , имеющих детей Социально - экономические условия реализации государственной политики в отношении семей , имеющих детей Экономическая ситуация в Липецкой области в 2023 году характеризовалась умеренным ростом экономики : промышленного производства – 108,3 % ( РФ – 103,5 %), объема инвестиций – 107,5 % ( оценка ). Всего в 2023 г . в области построено и введено в эксплуатацию 770,9 тыс . кв . м жилья , что составляет 102,1 % к уровню 2022 г . Населением за счет собственных и заемных средств построено 574,7 тыс . кв . м общей площади жилых домов , что составляет 74,6 % от общего объема жилья , вве - денного в 2023 г . Основной показатель экономического развития – валовой региональный продукт – в 2023 г ., по оценке , составил 850,3 млрд . руб ., или 104,38 % по отношению к уров - ню 2022 г . в сопоставимых ценах ( РФ – 103,6 %). Диаграмма 2.1 Динамика ВРП Липецкой области 1 Объем отгруженной продукции за январь – декабрь 2023 г . составил 1268,3 млрд . руб . В области сохраняется благоприятный инвестиционный климат . В 2023 г ., по оценке , привлечено инвестиций в основной капитал в объеме 191,1 млрд . руб . (107,5 % к 2022 г .). На душу населения в целом по области приходится 170,3 тыс . руб . инвестиций . Диаграмма 2.2 Инвестиции в основной капитал , млрд . руб . Оценка социально - экономического положения семей , имеющих детей ( в том числе семей мигрантов и семей , имеющих детей - инвалидов ) Социально - экономическое положение семьи зависит от ее состава , количества и возраста детей , жилищной обеспеченности , трудовой деятельности и уровня дохода , состояния здоровья членов семьи и многих других факторов , влияющих на жизнеде - ятельность . На стабильность семьи , репродуктивное поведение и здоровье членов семьи оказывает влияние уровень и качество их жизни . В последние годы многое сделано для повышения уровня жизни населения об - ласти . Таблица 2.1 Динамика основных показателей уровня жизни населения Липецкой области в 2021 – 2023 годах 2 Показатели уровня жизни населения 2021 г . 2022 г . 2023 г . Среднедушевые доходы , руб . 35231 38918 40264* Реальные денежные доходы населения , в % к предыдущему году 99,3 97,3 104,0* Среднемесячная начисленная заработная плата , руб . 40188 46711 50947** Реальная начисленная заработная плата , в % к предыдущему году 101,2 101,4 106,7** Средний размер начисленных пенсий 16136 18575 18736 Доля населения с доходами ниже границы бедности , % 8,1 7,2 *** * За январь – сентябрь 2023 г . ** За январь – ноябрь 2023 г . *** В соответствии с п . 2.1.3 Федерального плана статистических работ срок предо - ставления официальной статистической информации ежегодно 29 апреля . В январе – сентябре 2023 г . объем денежных доходов населения , по предвари - тельной оценке , составил 408,1 млрд . руб . и по сравнению с соответствующим пе - риодом 2022 г . увеличился на 9,8 %. В расчете на душу населения денежные доходы в январе – сентябре 2023 г . составили 40264 руб . в месяц и увеличились на 11 % от - носительно уровня января – сентября 2022 г . Реальные денежные доходы населения в январе – сентябре 2023 г . по отношению к соответствующему периоду предыдущего года увеличились на 4 % и составили 104,0 %. Реальные располагаемые денежные доходы ( доходы за вычетом обязательных платежей , скорректированные на индекс потребительских цен ) за 9 месяцев 2023 г . увеличились на 3,7 % к уровню 9 месяцев 2022 г . Диаграмма 2.3 Среднедушевые денежные доходы населения Липецкой области ( в среднем на душу населения ; рублей в месяц ) 3 Денежные расходы населения составили 384,3 млрд . руб ., что на 7,8 % больше , чем в январе – сентябре 2022 г . Объем потребительских расходов , по предварительной оценке , составил 342,5 млрд . руб . и по сравнению с соответствующим периодом 2022 г . увеличился на 7,3 %. В расчете на душу населения потребительские расходы составили 33793 руб . в месяц и по сравнению с соответствующим периодом 2022 г . увеличились на 8,4 %. В январе – сентябре 2023 г . в структуре использования денежных доходов тра - диционно наибольшая часть приходилась на потребительские расходы : на покупку товаров и оплату услуг было направлено 83,9 % денежных доходов населения , что на 2 процентных пункта ниже относительно уровня января – сентября 2022 г . Оплата обязательных платежей и взносов увеличилась по сравнению с аналогичным перио - дом 2022 г . на 0,4 п . п . и составила 10,0 %. Прирост сбережений во вкладах составил 5,4 %, а прирост денежных средств на руках у населения составил 5,6 % в структуре использования денежных доходов , что на 4,4 п . п . больше уровня аналогичного пери - ода 2022 г . Основное влияние на процесс формирования денежных доходов населения об - ласти оказывает оплата труда работников . Фонд заработной платы за январь – ноябрь 2023 г . составил 183390 млн . руб . и увеличился на 10,8 % по отношению к аналогичному периоду 2022 г . Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за январь – ноябрь 2023 г . ( включая субъекты малого предпринимательства ) увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2022 г . на 12,8 % и составила 50947 руб . В январе – ноябре 2023 г . реальная заработная плата в области , рассчитанная с учетом индекса потребительских цен , составила 106,7 % по отношению к уровню аналогичного периода 2022 г . В 2022 г . она составляла 100,2 %, в 2021 г . – 101,2 %. Диаграмма 2.4 Темпы роста ( снижения ) среднемесячной номинальной и реальной заработной платы , в % к 2018 году Средний размер назначенных пенсий за 2023 г . по Липецкой области составил 18736 4 руб . и увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 9,6 %. Реальный размер назначенных пенсий ( с учетом изменения индекса потреби - тельских цен ) увеличился на 3,6 % к соответствующему периоду 2022 г . (2022 г . – 98,6 %, 2021 г . –97,6 %). Покупательная способность денежных доходов населения ( соотношение между среднедушевыми денежными доходами и величиной прожиточного минимума на душу населения ) за 9 месяцев 2023 г . составила 3,4 раза (2022 г . – 3,4 раза , 2021 г . – 3,5 раза ). Уровень бедности 5 в 2022 г . составил 7,2 %, или 80,2 тыс . чел . ( по России – 9,8 %). По данному показателю область находится на 11 месте в России и на 5 месте в ЦФО ( в 2021 г . – 8,1 % или 91,7 тыс . чел . ( по России – 11 %), в 2020 г . – 8,4 %, или 95,7 тыс . чел . ( по России – 12,1 %). Величина прожиточного минимума в Липецкой области в расчете на душу насе - ления в 2023 г . составила 11931 руб . Темп роста к 2022 г . составил 103,3 %. Диаграмма 2.5 Величина прожиточного минимума Липецкой области по социально - демографическим группам ( в среднем на душу населения ; рублей в месяц ) ___________ 1 По состоянию на 16.02.2024 г ., по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области – Сборник Регионы России . Основные харак - теристики субъектов Российской Федерации 2023. ___________ 2 По состоянию на 19.02.2023 г ., по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области – официальное издание « Липецкий статисти - ческий ежегодник . 2023» « Социально - экономическое положение Липецкой области в январе – декабре 2023 г .» 3 По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области – « Социально - экономическое положение Липецкой области в январе – октя - бре 2023 года ». Показатель рассчитан с учетом итогов ВПН -2020. За 2022 г . предварительные данные , за 2023 г . – оценка . 4 Данные рассчитаны на основе Методики расчетов основных показателей пенсионного обе - спечения , утвержденной приказом Росстата от 23 июня 2009 г . № 118. 5 C 2021 г . - « Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности ».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz