Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
Вера 25 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 04/01/ 24 После декабрьской взбучки, когда природа отдала нам все долги разом, утерев нос нытикам, говорившим: «Зимы-де теперь сиротские, снега мало, а вот раньше», как-то по-другому смотришь на плоды научно-технической революции, цифровизацию и прочую оптимизацию. Александр Косякин О казалось вдруг, что даже крутые джипы вязнут в сугробах. А это значит, что-то настоящее ушло от нас безвозвратно. Исчезла из нашего быта лошадка мохноногая с белы- ми от мороза усами и с попоной на спине: то ли цыгане наших ко- ней увели, то ли извёл прогресс. Главный монастырь Не бродят в сугробах в рож- дественских сумерках маленькие «христославцы» — они теперь играют в компьютерные игры. Не слышно скрипа снега у за- валинки, у той самой, где «три девицы под окном пряли позд- но вечерком». Девицы, закатив глаза, собирают в сети лайки. Настоящую-то жизнь нынче можно увидеть разве что в ка- ком-нибудь медвежьем углу, где ещё ходят в валенках, топят печи, набирают воду в колод- це, полощут в проруби бельё и, прикрутив фитилёк лампадки, помолясь у образов, ложатся спать. А тот, кто не спит, доста- нет, может быть, с полки старую Рождественский календарь 6 января — Сочельник . По правилам в этот день едят сочи- во — блюдо из варёной пшеницы или риса с мёдом. Вечером стараются исповедаться, в ночь на Рождество — причаститься. 7 января — Рождество Христово. Праздник начинается в ночь с 6 на 7 января в 23 часа со Всенощного бдения и Боже- ственной литургии. После ночного богослужения — празднич- ная трапеза. 7—17 января — Святки (святые дни). Отменяется пост. Это время благотворительности, свершения добрых дел и помо- щи нуждающимся в честь радости о родившемся Христе. ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА До революции в России существовала традиция обмениваться открытками. На них изображали звезду или белых голубей. Рисовали сентиментальные семейные сцены или трогательных ангелов. книжку и раскроет на нужной странице: «В городе Н в год от Рождества Христова случилось событие, которое…» Всё, именно всё самое глав- ное в этом мире случилось после Рождества Спасителя. Это хо- рошо знают задонские монахи, когда со счастливыми детскими лицами втаскивают через врата собора внутрь громадные ели, усыпая паперть зелёными игол- ками. И матушки знают, поэ- тому и собирают бережно по- ломанные веточки и несут их к пещерке с Младенцем. Неслучайно главный на Ли- пецкой земле монастырь на- зван Рождество-Богородицким, а один из храмов комплекса име- нуют Рождественским. Его на- чинали строить в 1835 году при настоятеле архимандрите Ила- рии. Это был одноэтажный тёп лый храм, разместившийся при старой братской трапезной и ризнице. Он имел размеры 34,8 на 28,4 метра, и деревянный свод его поддерживали 18 колонн. К 1862 году постройку завершили. Освятить три престола приехал архиепископ Воронежский Ио- сиф. Сквозь века В годы безвременья по- стройки обители занимал ово- щесушильный завод. Непосред- ственно в Рождественском храме размещалось банкомоечное от- деление. Среди конвейера, тары, клубов пара не было и намёка на совершавшиеся прежде молит- вы. Но спустя время с Божьей помощью церковь восстанови- ли. Теперь здесь кроме ежеднев- ных служб проходят панихиды, а на втором этаже готовится к открытию уникальный музей монастыря. Сегодня, как и в любом храме, под сводами стоят на- ряженные ёлки, горят свечи, идёт подготовка к праздничной службе и рождественским дням. Во дворе насельники украша- ют большие монастырские ели. Всё говорит о приближающем- ся Рождестве. И тут хочется открыть книгу Ивана Шмелёва «Лето Господ- не»: «Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. … Дня за три на рынках, на площадях — лес ёлок. А какие ёлки! Этого добра в России сколько хочешь. … И мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. … В окошках розовые огоньки лам- падок. Звёздный звон, певучий плывёт, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, — Рождество. … Идёшь и думаешь: сейчас ус- лышу ласковый напев-молитву: «Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови Свет Разу- ма…» И почему-то кажется, что давний-давний тот напев свя- щенный был всегда. И будет». Хотя и исчезла, растворилась в снежной пыли та, крещёная Русь, уступив место новым вре- менам и нравам, а ничего не из- менилось, не могло измениться в вечном, Богом установленном, порядке вещей. Ведь и снег, ко- торый падает сегодня с неба, скрип под ногами точно такие же, какими были при Иване Шмелёве. А главное, по-преж- нему светит в тёмной ночи та Звезда — и верующим, и неве- рующим. Надежда и выбор Конечно, все думают и ощу- щают себя в этом мире по-раз- ному. И эта разность в самом деле безмерна: грешники счи- тают себя праведниками, а пра- ведники знают, что они грешны. Но в том-то и заключается ве- ликий смысл рождения Иисуса, что своим появлением на свет Он дал каждому из нас надежду. Не спасение, но надежду на спа- сение. Она есть даже у тех, кто грешит и не кается. Ведь путь к Богу открыт, пока мы дышим, думаем, чувствуем, живём и ещё можем сделать нужный шаг. В день Рождества Христова Православная церковь славит и волхвов, которые первыми пре- поднесли Ему свои дары, пока- зав, что родившийся младенец есть и Царь, и Бог, и Человек. Они могли бы поклониться царю Ироду, пославшему их предать Христа, но сделали свой выбор. Хорошо, что он всегда есть у каждого человека. И это тоже дар свыше, который ведёт свой отсчёт от Рождества Христова. Ещё до торжественной ве- черни, повечерия и утрени начи- нается праздник. Он – в глазах монахов, он – в суете, когда все, кто есть в храме, устанавливают пещерку с маленьким Христом у первой колонны. А на полу сразу появляются конфеты – гостин- цы младенцу от детей. Фото Николая Черкасова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz