Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

ʣ˓˛ ˞влеˢен˓˔ 21 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 29/ 05 / 24 ЕСЛИ ЗВОНЯТ МОЕМУ МУЖУ И ПРОСЯТ О ПОМОЩИ, ОН НИКОГДА НЕ СКАЖЕТ «НЕТ», А ТОЛЬКО «ДА». О ЧЁМ БЫ НИШЛА РЕЧЬ. КУДА-ТО ПОЕХАТЬ, ДАТЬ ДЕНЕГ. МНОГИМ БОЛЯЩИМЛЮДЯМ ПОМОГАЕТ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ Елена Баркова, супруга дирижёра Скажите, дириж̦рами рождаются или становятсяǫ Хоро̘ий вопрос. Пусть каждый, прочитав̘ий ̝ту статью, сделает свой вывод. Татьяна Щеглова Д ирижёра любого сим- фонического из ор- кестрантов не ругает только ленивый. Но при этом все соглашаются с тем, что если человек за пультом уйдёт, то всё развалится. И когда он выходит на сцену и выговаривает дири- жёрской палочкой всё то, что мы не можем выразить словами, управляет музыкальным коллек- тивом в 60 и более человек, все ему аплодируют. Интересно, и как он этому научился? В любом оркестре, по сло- вам Федерико Феллини, автора кинофильма «Репетиция орке- стра», присутствует «метафора общества, где самовыражение возможно лишь в рамках того или иного ансамбля». И что это означает? С одной стороны, ни- кто не ждёт от оркестра особых нравственных высот, с другой — зрители для того только и при- шли на концерт, чтобы ощутить катарсис. При этом каждый раз всё должно быть нетипично, по-новому. Есть над чем приза- думаться. Начало. Свой путь – Я родился в Самарской об- ласти, городе Чапаевске, — рас- сказал Константин Барков. — Мама Эмма Константиновна работала на швейной фабрике, была портнихой. Отец — фото- граф, а ещё служил таксистом и занимался музыкой. Родители развелись, когда мне было 12 ме- сяцев. Я до сих пор поддерживаю отношения с родственниками с его стороны. …Моего деда по маминой линии Константина Фёдорови- ча призвали на фронт в начале ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ Константин Барков 14 лет возглавляет Липецкий симфонический оркестр. Имеет обширнейший симфонический и оперный репертуар, им исполнено более 500 симфонических концертов. Побывал на гастролях в Польше, Франции, Германии, Испании, Португалии, Италии, Дании, Австрии, Швеции, Норвегии, Швейцарии, Голландии, Финляндии, Венгрии, Китае. Награждён медалями трёх степеней за отличие в службе МВД России, Почётной грамотой главы администрации Липецкой области, имеет Благодарность министра культуры Луганской Народной Республики, другие награды и почётные грамоты. ГЛАʙНʲЙ ʙ СИʣlzОНИʮЕСКОʣ Наталья Сосновская, художественный руководитель Липецкого Дома музыки Мобильный и цепкий ди- рижёр, хорошо слышит каж- дый инструмент оркестра, на- ходит музыкальный контакт с каждым исполнителем, всех держит в тонусе, никогда не теряется в сложных ситуаци- ях. Дирижёр «романтического склада», ему особенно удаётся музыка Петра Ильича Чайков- ского, Жоржа Бизе, Гектора Берлиоза. Его исполнение на концерте всегда даже лучше, чем на репетиции. В этом году наш симфонический оркестр под его управлением встретил своё 35-летие. 1945 года, и через месяц его не стало. А прапрадед был священ- ником, ещё служил при дворе высокопоставленного вельможи капельмейстером и музыкантом. В те годы, когда я родился, мальчики в общеобразователь- ных школах ходили в духовой оркестр, а девочки традицион- но—в хор. Но мама повела меня на танцы, в кружок под назва- нием «Ветерок». Там я пробыл недолго. Народные танцы мне не понравились. И я принял своё решение: «Пойду в музыкальную школу, в класс баяна». Там я за- нимался 5 лет. В музыкальное училище Куйбышева, как тогда называ- лась Самара, нас поступало по- сле школы трое. Мне предложи- ли тромбон и фагот. Педагогом моим был Михаил Андреевич Гуревич, который и сделал из меня настоящего музыканта. Я занимался по много часов в день. И будучи студентом 2-го курса, уже работал в оркестре Куйбы- шевского театра оперы и балета. Мама, отправляя меня в Сама- ру, сказала: «Старайся, я смо- гу давать тебе в неделю по пять рублей». Тогда мне было всего 15 лет, но всё получилось. Окончив музыкальное учи- лище, устроился в джазовый оркестр при Куйбышевском авиационном заводе в качестве тромбониста. Это был самоде- ятельный коллектив, но мы ез- дили на гастроли в Волгоград, Ереван, Ригу. Когда призвали в армию, служил в оркестре штаба При- волжского военного округа. Нас было 72 человека, 36 солдат и 36 контрактников. За 2 года мы получили 2 лауреатские премии вМоскве. Остался на сверхсроч- ную службу и думал, что буду служить и дальше. Дали обще- житие, потом квартиру. Но… Я решил учиться, разорвал контракт, отдал квартиру, раз- вернулся и уехал в Саратов. Хотя в общей сложности отслужил 21 год – в институте МВД, орке- стре Саратовского полка связи. В первый год в Саратовскую консерваторию не поступил. Оформился работать в Сара- товский цирк имени братьев Никитиных и в Саратовскую государственную филармонию. Организовали с друзьями квин- тет «Саратов-Брасс», его возгла- вил трубач Михаил Брызгалов, ныне – директор Российского национального музея музыки в Москве. Он-то и позвал меня с сим- фоническим оркестром во Францию, и я познал, что такое зарубежные гастроли. Понял, что там надо делать, а что – нет. Опыт ˨кстрима В 1995 году я окончил консер- ваторию. В 1998-м Курский сим- фонический оркестр пригласил нас на 2 месяца тоже во Фран- цию. Главный дирижёр заболел, и я встал вместо него за пульт. У меня уже был опыт в таких экс- тремальных историях: когда я работал в Саратовском цирке и дирижёр Святослав Гаврилович Данилов не мог выйти к публике, то я вставал за пульт вместо него. Гастроли во Франции, о которых рассказываю, прошли на высо- ком уровне, мне быстро нашли дирижёрский фрак, и я букваль- но за полчаса собрался с духом и встал к партитуре. После этого выступления меня пригласили в Ульяновск вторым дирижёром симфониче- ского оркестра, где я проработал 12 лет. Мы много гастролирова- ли во Франции и по европей- ским столицам. У меня ещё такие случаи были. В 1992 году дирижировал во Франции. Играли концерт Дворжака с учеником Ростропо- вича, главный дирижёр заболел, и я так же встал за пульт. В аспирантуру я поступил в Казанскую государственную консерваторию на кафедру опер- но-симфонического дирижиро- вания. При главном дирижёре Липецкого симфонического оркестра — Гаррие Минееви- че Оганезове — приезжал на концерты в качестве пригла- шённого дирижёра, участво- вал в гастролях во Франции и в Испании. Я занимаюсь своим делом: с радостью хожу на работу и с радостью возвращаюсь домой. Моя жена Елена – арфистка, мы вместе 20 лет. Когда я еду на зарубежные гастроли, даже если там нет по партитуре арфы, то я говорю: «Без Елены не поеду, гастроли отменяются». Все это уже знают. Она присутствует на всех моих репетициях, и даже рядом с вами, при разговоре (улыбается) . Фото из архива Липецкого Дома музыки с супругой Константин Барков на гастролях в Китае

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz