Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
П˞˝ːˣː˜˝ˍ˞ː˗ ˚˙ ʧ˙˜˜˓˓ 21 ǾЛИПЕʭКАЯ ГАЗЕТАǿ 22Ȁ ͜͡ Ȁ 2͠ В 2͜21 ГОДУ ЗАВЕР̘ИЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО 2 ǦЙ ОЧЕРЕДИ МУЗЕ̟. ʴТОТ ГРАНДИОЗНЫЙ КОМПЛЕКС СТАЛ ГЛАВНОЙ КАЛУЖСКОЙ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ̞. Спускаемый аппарат корабля «Восток-5», побывавший в космосе В составе музейного фонда >75000 единиц хранения Слева от входа ещё одно впечатля- ющее произведение искусства — моза- ичное панно площадью 180 квадратных метров «Советские люди — покорители космоса». Создал его художник Андрей Васнецов (внук знаменитого автора кар- тин «Алёнушка» и «Витязь на распутье» Виктора Васнецова) в 1966—1967 годах. Чтобы реализовать свой замысел, ему по- требовалось четверть миллиона кусочков разноцветной смальты. Нам очень повезло с экскурсоводом. Александр Юрьевич Щербань не просто квалифицированный гид, а ещё актёр и поэт. Долгое время он работал в оборон- ной промышленности, хорошо знает эту сферу изнутри. Правда, ничего лишнего не скажет. «Кто даст правильный ответ — тот получит 10 лет», — с улыбкой цитиру- ет он советскую шутку. Слушая его увлечённый рассказ, не- вольно проникаешься оптимизмом и ро- мантикой первых лет осво- ения просторов Вселенной, гордостью за страну, первой отправившей человека в космос. С высоты открывается отличный вид на различные космические объекты-спут- ники, ракетные двигатели, спускаемые аппараты, луноход, модуль орбитальной станции. В главной экспозиции на трёх этажах музея собрано более 500 экспона- тов. Часть из них подлинные, например спускаемые аппараты космических ко- раблей «Восток-5» и «Союз-34», а копии, точнее дублёры, создавались на тех же предприятиях из тех же материалов и в то же время, что и подлинники, побы- вавшие в космосе. Космическая техника, как известно, не возвращается обратно на Землю или сгорает при спуске. Силуэт первого искусственного спут- ника Земли «Спутник-1» знают, пожалуй, все. Этот простейший по современным меркам аппарат массой 83 килограмма 4 октября 1957 года был доставлен на орби- ту баллистической межконтинентальной ракетой Р-7. Он пробыл в космосе 92 дня, облетев планету 1440 раз. Всё это время он передавал на открытых радиочастотах свои позывные «бип-бип-бип». Радио- любители всего мира с восторгом ловили этот сигнал, знаменующий начало новой, космической эры. Счастливые обладатели мощной оптики могли видеть светящу- юся точку в утреннем и вечернем небе. Потом спутник сошёл с орбиты и сгорел в верхних слоях атмосферы. Впечатляет разработанный командой конструкторов под руководством Сергея Королёва первый в мире космический ко- рабль «Восток». Это сравнительно неболь- шой металлический шар, в котором для космонавта оставалось совсем немного пространства. Сложно даже представить, какие чувства испытывал Юрий Гагарин, отправляясь на нём в неизвестность. —ВИнтернете часто пишут, что шан- сы на успех первого полёта человека в космос были 50 на 50, но это не так, — утверждает Александр Щербань. — Глав- ный девиз Королёва — беречь человека. По всем расчётам, вероятность успеха была 94%, просчитывались самые разные ситуации, даже взрыв ракеты на стар- товой площадке и варианты минимизации потерь. Все системы жизнеобеспече- ния корабля были не просто продублированы, а утроены. 3 канала связи, 3 системы ориентации в пространстве и так далее. За время по- лёта произошло 9 серьёзных нештатных ситуаций: 2-я ступень ракеты выклю- чилась позже установленного времени, корабль с запозданием разогнался до нужной скорости, значительно откло- нился от заданного курса. Спускаемый аппарат ждали в степях под Волгогра- дом, а он оказался под Саратовом— в тех местах, где Гагарин когда-то учился ле- тать в аэроклубе. Но, несмотря ни на что, первый космонавт планеты вернул- ся живым. Интересно, что буквы «СССР» на космическийшлем нанесли в последний момент перед стар- том, чтобы люди на Земле не приняли спустившегося космонавта за иностран- ного лётчика-шпиона. Потом эта над- пись стала традиционной. Венера Ȅ «ру˜˜ка˪» ˚˖анета Особое место в музее занимают ко- пии межпланетных станций «Луна-1» и «Венера-1». СССР с начала 60-х активно готовился к запуску экипажа на Луну. Над лунной программой одновременно работали лучшие конструкторы — Ко- ролёв, Челомей, Янгель. Испытательные полёты к Луне совершили беспилотные зонды, был создан лунный отряд кос- монавтов. Сергей Королёв в одном лице космонавта хотел получить одновремен- но пилота, штурмана, инженера плюс к тому человека, хорошо подготовленного к сильным перегрузкам. Однако обстоятельства сложи- лись так, что в лунной гонке Совет- ский Союз уступил США. После смерти в январе 1966 года Коро- лёва, финансирование программы сократилось, новое руководство страны при этом требовало ре- зультатов. 4 апреля 1966 года станция «Луна-10» под овации транс- лировала мелодию «Интерна- ционала» делегатам XXIII съез- да КПСС, среди которых был и Гагарин. Этим её миссия не огра- ничилась, станция спектрогра- фом исследовала состав лунного грунта. Несколько запусков сверх- тяжёлой ракеты-носителя, пред- назначенной для полёта на Луну, оказались неудачными, были и другие техноло- гические просчёты. В итоге 21 июля 1969 года первым на по- верхность Луны ступил амери- канский астро- навт Нил Арм- стронг. СССР св ернул св ою программу пило- тируемого полёта и продолжил из- учать Луну с по- мощью автоматических станций и управ- ляемых с Земли самоходных аппаратов. Позднее этот накопленный опыт по- мог в изучении Венеры и Марса. —Лучшие фантасты писали о морях и водопадах на Венере, но благодаря стан- ции «Венера-4» человечество узнало, что на этой планете настоящий ад, — рас- сказал наш гид. — Космический аппарат передал, что на высоте 25 километров температура составляет 271 градус по Цельсию, а давление на поверхности, окутанной ядовитыми облаками, око- ло 100 атмосфер. И, учитывая эти ад- ские условия, советские конструк- торы сумели создать автоматические станции, которым они нипочём. В октябре 1975 года на планете приземлилась стан- ция третьего поколения «Венера-9», которая впервые передала фотографии поверхности. Всего СССР отправил на Венеру 18 автоматических станций, не- даром её называют «русской» планетой. Огород на орˌ˓те Сэкономленные на лунной програм- ме деньги пошли на развитие проекта орбитальных станций. Один из самых за- поминающихся экспонатов музея — ма- кет базового блока орбитальной станции «Мир». За 15 лет существования станции с 1986 по 2001 год на ней побывали 104 космонавта из 12 стран. Зайдя в макет, живо представляешь, в каких условиях они работали и отдыхали. Мне с моим высоким ростом на станции было бы явно тесновато. Очень любопытны бы- товые детали. Так, в крохотном личном отсеке космонавты спали вертикально в пристёгнутом ремнями к креплениям на стене спальном мешке. Если не при- стёгиваться, можно в невесомости плавать по всей станции. — Около двух месяцев в кос- мосе люди учатся летать в неве- сомости, — говорит Александр Щербань. — Столько времени нужно, чтобы выработать реф- лекс и делать это не задумыва- ясь, как мы ходим на Земле. Чтобыподдерживатьфизи- ческую форму, была разработа- на система тренировок, каждый день по 2 часа бега на дорожке и занятий на велотренажёре. Здесь выращивали кристал- лы полупроводников, проводили плавки композитных материалов, создавали полимеры, наблюдали за растениями и животными. На орбите жили раки и крабы, японские перепела, три- тоны, древесные ящери- цы. Космонавты даже вырастили урожай пшеницы — целых 150 колосков. Грустным памят- никомнесбывшимся надеждам выглядит макетмногоразового космического ко- рабля «Буран» — нашего ответа аме- риканскому «Спейс Шаттлу». Свой первый и единственный полёт он совершил в разгар перестройки— 15 ноября 1988 года. Корабль дважды обле- тел Землю в автоматическом режиме, пол- ностью выполнив поставленную задачу. Планировалось, что он совершит до сотни полётов к орбитальной станции, доставляя туда и обратно крупногабаритные грузы. Так же ракетоплан можно было использо- вать и в военных целях в противовес рейга- новским планам «Звёздных войн». Однако СССР вскоре закончил своё существова- ние и в 1992 году программа орбитальных челноков была свёрнута. Летавший в кос- мос «Буран» погиб в 2002 году под облом- ками рухнувших конструкций на Байко- нуре. 2 корабля, заложенные на заводе в Тушине, были разобраны после закрытия программы. Остались на память об этом инновационном проекте лишь макеты. Впрочем, наш гид АлександрЩербань сохраняет оптимизм и верит в лучшее. — Сложные времена рано или поздно пройдут, — уверен он. — А человечеству не обойтись без сотрудничества в космосе. Космонавты говорят : «Мы видим Зем- лю как космический корабль, а человече- ство—это один большой его экипаж». Фото автора Скафандры космонавтов были оранжевого цвета, чтобы их легко обнаружили при приземлении Астрономическая обсерватория и ракета-носитель «Восток»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz