Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 9 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 6 /26748/19 ЯНВАРЯ 2024 Постановление Правительства Липецкой области № 725 от 20.12.2023, г. Липецк Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области» В соответствии с Законом Липецкой области от 25 октября 2022 года № 207-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года», постановлением Правительства Липецкой области от 2 июня 2023 года № 286 «О Порядке разработки, формирования и реализации государственных про- грамм Липецкой области» Правительство Липецкой области постановляет: 1. Утвердить государственную программу Липецкой области «Развитие образо- вания Липецкой области» (приложение). 2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года. Губернатор Липецкой области И. АРТАМОНОВ Приложение к постановлению Правительства Липецкой области «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области» Раздел I. Стратегические приоритеты государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области» 1.1. Оценка текущего состояния сферы образования Липецкой области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы образования Липецкой области Дошкольное образование На территории Липецкой области функционируют 407 организаций, осуществля- ющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольно- го образования (из них 12 частных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей), в которых более 45,7 тысяч детей получают дошкольное обра- зование. Доступность дошкольного образования для детей раннего возраста от 2 месяцев до 3 лет и от 3 до 7 лет в 2023 году составляет 100 процентов. Дети, желающие полу- чать дошкольное образование, обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях. Этому способствовало активное создание дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях за счет строительства, реконструкции детских садов, перепрофилирования групп. За последние четыре года в 2019-2022 годах в рамках регионального проекта «Содействие занятости» и других программ по области введено более 4,1 тысяч новых мест для дошкольников. Вместе с тем, есть сельские населенные пункты, в которых детские сады отсут- ствуют или родители в силу личных причин воспитывают дошкольников дома. Остается актуальным вопрос организации получения детьми дошкольного об- разования в форме семейного. С этой целью организовано предоставление методи- ческой, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы с родителей в консультационных центрах на базе образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования (в 2023 году функ- ционирует 263 консультационных центра). Ключевые проблемы развития: недостаточные обеспеченность и качество образовательной инфраструктуры дошкольного образования: переуплотнение дошкольных образовательных организа- ций; недостаточная обеспеченность региональных образовательных организаций ка- дровыми ресурсами. Общее образование Региональная система общего образования представлена 264 общеобразова- тельными организациями со 124 филиалами, в том числе 31 малокомплектной шко- лой, 118 школами с дошкольными группами, 9 школами-интернатами, 7 частными общеобразовательными организациями. В данных образовательных организациях обучается более 124 тысяч человек. С 2019 года активно развивается инфраструктура в сфере общего образования: построено и введено в эксплуатацию 7 школ на 4364 места (г. Липецк, г. Усмань, с. Пятницкое Измалковского муниципального округа, с. Большой Хомутец Добро- вского муниципального округа, г. Грязи); введены новые пристройки к 6 школам на 1125 мест (с. Преображеновка Добро- вского муниципального округа, с. Лавы Елецкого муниципального района, с. Мокрое Лебедянского муниципального района, п. Ключ Жизни Елецкого муниципального района, с. Тербуны, г. Лебедянь); проведена реконструкция двух образовательных организаций на 207 мест (дет- ский сад в с. Подгорное Липецкого муниципального района, школа в с. Лавы Елецко- го муниципального района). В рамках реализации мероприятий регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2023 году начато строительство еще трех школ со сроком ввода в эксплуатацию в 2024 году: школа в г. Лебедяни по ул. Некрасова на 1 224 места; школа по адресу ул. В. Музыки – М. Трунова в г. Липецке на 1 500 мест; школа в мкрн. «Елецкий» г. Липецка на 1 225 мест. С 2022 года реализуется региональный проект «Модернизация школьных систем образования». В рамках данного регионального проекта выполнен капитальный ре- монт и оснащены средствами обучения и воспитания две школы: СШ с. Становое и Лицей № 5 г. Ельца. В 2023 году завершаются капитальные ремонты еще двух школ в г. Липецке: СШ № 54 и СШ № 63. Также выполняются встречные обязательства региона по обеспечению школ новыми учебниками, выполнением в них требований к антитеррористической защищенности, обеспечено дополнительное профессиональ- ное образование педагогических работников. В 2024-2026 годах в рамках данного проекта будет отремонтировано еще 50 школ. В рамках антитеррористической защищенности объектов образования с 2018 по 2023 год достигнут стопроцентный показатель обеспеченности по большинству кри- териев инженерно-технической оснащенности зданий образовательных организаций (тревожная кнопка, система видеонаблюдения, ограждение территории, система контроля и управления доступом, система экстренного оповещения и управления эвакуацией, металлоискатели, КПП на въезде на объекты 1 категории опасности). С 2022 года все объекты образования 1-3 категории опасности обеспечены физиче- ской охраной. В целях обновления парка школьного автотранспорта с 2018 по 2023 год закупле- но 245 школьных автобусов, из них в рамках Федеральной программы «Школьный автобус» 126 автотранспортных средств (2019 год – 32, 2020 год – 8, 2021 год – 26, 2022 год – 50, 2023 год – 10); за счет средств софинансирования регионального и муниципальных бюджетов – 119 школьных автобусов (2018 год – 10, 2019 год – 63, 2021 год – 26, 2022 год – 13, 2023 год – 7). Охват горячим питанием детей в начальной школе составляет 100 процентов (52,6 тыс. человек), из них: одноразовым питанием – 60 процентов, двухразовым пи- танием – 40 процентов. Реализуются мероприятия федерального проекта «Современная школа», направ- ленные на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект «Доброшкола»), в рамках которого оборудованы и оснащены ма- стерские, учебные кабинеты, кабинеты для психолого-педагогического сопрово- ждения и коррекционно-развивающей работы, кабинеты для реализации программ дополнительного образования в семи подведомственных школах-интернатах. В рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2023 году оснащена материально-техническая база по внедрению цифровой образовательной среды в 34 школах региона. Всего за период с 2019 по 2023 годы оснащено 257 школ региона. Продолжена работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей. В 2023 году создано 19 центров «Точка роста». Всего к концу 2023 года будет функцио- нировать 139 таких центров. В рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граж- дан Российской Федерации» с начала 2022-2023 учебного года в 220 общеобразова- тельных организациях Липецкой области приступили к работе советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. На базе военно-патриотического лагеря «Авангард», открытого 1 ноября 2022 года, проводятся учебные сборы с обучающимися (юношами) 10 классов. В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в 2023 году в 24 образовательных организациях созданы условия для получения детьми-ин- валидами качественного и доступного образования. В рамках создания регионального предуниверсария с 1 сентября 2023 года на базе двух вузов (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреж- дение высшего образования «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Липецкий государственный технический университет») для обучающихся, добившихся успехов в учебной, научной (научно-исследовательской) деятельности, открыты общеобразовательные классы: в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении выс- шего образования «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» – 10-й класс технологического профиля (психолого- педагогическая направленность); в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Липецкий государственный технический университет» – 10-й класс технологического (инженерного) профиля. В целях своевременного восполнения кадрового ресурса образовательных ор- ганизаций реализуются меры социальной поддержки молодых специалистов, к ко- торым относится, в том числе единовременная социальная выплата педагогическим работникам (молодым специалистам), впервые трудоустроившимся в государствен- ные или муниципальные общеобразовательные и дошкольные образовательные ор- ганизации области, в размере 120 тыс. рублей. В целях повышения социального статуса и формирования престижа педагогиче- ских профессий на территории региона организована системная работа по проведе- нию региональных этапов всероссийских конкурсов профессионального мастерства, к которым относятся Всероссийские конкурсы «Учитель года России», «Воспитатель года России», проводятся приемы и церемонии награждения работников отрасли об- разования областными премиями, государственными и ведомственными наградами, организуется участие педагогов в международных, всероссийских, межрегиональ- ных мероприятиях, проводится ежегодный образовательный форум. С 2020 года реализуется программа «Земский учитель», призванная восполнить дефицит квалифицированных кадров общеобразовательных организаций, располо- женных в сельской местности и городах с населением до 50 тыс. человек. Педагогические работники системно повышают свой профессиональный уро- вень, в том числе путем получения дополнительного профессионального образова- ния. Для поддержания высокого профессионального уровня педагогических работ- ников на региональном уровне предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на дополнитель- ное профессиональное образование педагогических работников муниципальных об- разовательных организаций. Ключевые проблемы развития: недостаточные обеспеченность и качество образовательной инфраструктуры общего образования: значительный удельный вес обучающихся во вторую смену; недостаточная обеспеченность региональных образовательных организаций ка- дровыми ресурсами. Дополнительное образование Воспитание как неотъемлемый элемент образования является важной частью реализации образовательных программ как общего, так и дополнительного обра- зования. Основной охват дополнительным образованием в Липецкой области обе- спечивается организациями сферы образования (учреждениями дополнительного образования, а также общеобразовательными организациями). Сеть учреждений дополнительного образования детей Липецкой области пред- ставлена 54 учреждениями (51 муниципальных и 3 областных), в которых обучается 132,9 тысяч детей. С целью формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию, в Липецкой области реализуются проекты «Со- временная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». В рамках проектов в Липецкой области к концу 2023 года будет: 6 детских технопарков «Кванториум», в том числе 1 мобильный, 3 на базе обще- образовательных организаций; 2 центра цифрового образования детей «IT-куб; 14 спортивных залов, которые обновили материально-техническую базу для за- нятий детей физической культурой и спортом; 7024 новых мест в образовательных организациях различных типов для реализа- ции дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей; сеть цифровых площадок дополнительного образования «IT-bit» в 19 муниципаль- ных образованиях. Важнейшей задачей, стоящей перед системой дополнительного образования детей от 5 до 18 лет, является поэтапное повышение охвата дополнительным об- разованием детей. По итогам 2022 года охват детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием составил 81,5 %. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей позволяет сформировать современные управленческие и организационно- экономические механизмы через создание сети региональных модельных центров дополнительного образования детей и муниципальных опорных центров дополни- тельного образования детей, внедрение механизмов персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, осу- ществление деятельности региональных навигаторов дополнительного образования детей, обновление содержания программ и внедрение моделей доступности допол- нительного образования для детей с различными образовательными потребностями. При государственной поддержке активно развивается современная высокотех- нологичная инфраструктура дополнительного образования детей, ориентированная на взаимодействие с организациями реального сектора экономики и позволяющая ежегодно вовлекать в свою деятельность более 130 тыс. детей. Среднее профессиональное образование В Липецкой области подготовку кадров осуществляют 22 профессиональные об- разовательные организации (далее – ПОО) по 42 профессиям и 79 специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО), 120 профессиям в рамках программ профессионального обучения. 18 профессиональных образовательных организаций находятся в ведении управ- ления образования и науки Липецкой области, 2 организации в ведении управления культуры и искусства Липецкой области и 2 организации в ведении управления здра- воохранения региона. Расположены они в 12 из 20 муниципальных образований, что обеспечивает доступность среднего профессионального образования для жителей региона. Кроме того, вузы Липецкой области также реализуют программы СПО. Числен- ность студентов системы СПО составляет около 26 тыс. человек. В области 40 про- центов образовательных организаций являются многоуровневыми: реализуют про- граммы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена, программы профессионального обучения. В системе СПО Липецкой области проводится аттестация с использованием ме- ханизма демонстрационного экзамена. В 2023 году экзамен прошли 2 278 студентов. Липецкая область участвует в реализации федерального проекта «Молодые про- фессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образова- ния)» национального проекта «Образование», реализует одноименный региональный проект. В рамках реализации проектов и программ движения «Молодые профессио- налы» ежегодно проводится региональный чемпионат профессионального мастер- ства «Профессионалы» по 66 компетенциям. В рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» с 2019 года по 2022 год созданы 35 современных мастерских по таким отраслям как: Промышленность, IT, Транспорт, Сельское хозяйство, Социальная сфера (медицина, образование). С 2019 года Липецкая область принимает участие в реализации мероприятий проекта «Государственная поддержка ПОО в целях обеспечения соответствия их ма- териально-технической базы современным требованиям». Для эффективного взаимодействия работодателей, сферы образования, орга- нов власти Липецкой области функционируют 8 производственно-образовательных кластеров в строительной, агропромышленной, металлургической, машинострои- тельной, железнодорожной, жилищно-коммунальной, газовой отраслях, а также в сфере питания, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. В настоящее время элементы дуальной модели обучения реализуются в 12 ПОО по более 20 профессиям и специальностям СПО с охватом более 2,6 тыс. студентов и более 500 наставников со стороны 42 работодателей. В целях укрепления потенциала системы профессиональной подготовки и СПО, в том числе и в формате государственно-частного партнерства, проводится организа- ционно-аналитическая работа, направленная на создание в Липецкой области сети многофункциональных центров прикладных квалификаций. В настоящее время соз- дано 9 многофункциональных центров прикладных квалификаций, 2 региональных инновационно-образовательных центра, функционируют ресурсные центры. С 1 сентября 2022 года функционирует центр опережающей профессиональной подготовки (далее – ЦОПП). ЦОПП – основа формирования системы непрерывного обновления компетенций и квалификаций всех категорий граждан. ЦОПП, выполняя свои функции, в том числе агрегирует перспективы развития региона, формирует предпосылки и стимулирует изменения в системе СПО. Около 8,0 тыс. граждан будут охвачены деятельностью данного центра к концу 2023 года. В 2022 году на базе Липецкого металлургического колледжа в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» создан образовательно-производствен- ный центр (кластер) в области металлургия, сетевыми образовательными организа- циями являются еще 2 колледжа. Кроме того, в рамках реализации данного проекта в 2023 году создается образо- вательно-производственный центр (кластер) «Цифровое машиностроение» на базе Елецкого колледжа экономики, промышленности и отраслевых технологий, а также образовательный кластер «Здравоохранение Липецкой области» на базе Липецкого медицинского колледжа. Сетевыми образовательными организациями данных кла- стеров являются еще 6 колледжей. Таким образом, уже 11 профессиональных обра- зовательных организаций вовлечены в федеральный проект. В 2024 году на базе ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический универ- ситет» будет создан образовательно-производственный центр (кластер) «Цифрови- зация электроэнергетики», куда вошли еще 3 учреждения системы среднего профес- сионального образования. Липецкая область по Всероссийскому рейтингу входит в первую тройку регионов с высоким уровнем трудоустройства. Высшее образование, научные исследования и разработки В Липецкой области функционирует 10 образовательных организаций высшего образования (далее – ООВО), среди них 3 государственных (ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет», ФГБОУ ВО «Елец- кий государственный университет им. И.А. Бунина») и 7 филиалов, 4 из которых явля- ются государственными. ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет» (далее – ЛГТУ) готовит специалистов для металлургической, машиностроительной, химической и других отраслей промышленности, а также для академической, вузовской и отрасле- вой науки. Для осуществления научно-исследовательских работ созданы и работают научные, инженерные, инновационные и другие центры. Среди постоянных партне- ров университета крупные предприятия Липецкой области. ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина» (далее – ЕГУ) ведет подготовку кадров в области математики, естествознания и техники, психологии и педагогики, права и экономики, истории и культуры, филологии, физи- ческой культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, агропромышленного комплекса и медицины. Программа развития ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» (далее – ЛГПУ) в качестве приори- тетных направлений определяет подготовку кадров в области образования и педаго- гических наук, математики и механики, физики и астрономии, химии, наук о земле, биологических наук, информатики и вычислительной техники, информационной безопасности, экономики и управления, социологии и социальной работы, политиче- ских наук и регионоведения, сервиса и туризма, языкознания и литературоведения, истории и археологии, теологии, физической культуры и спорта, культуроведения и социокультурных проектов, изобразительного и прикладных видов искусств. Согласно Программе развития Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситета) до 2025 года научно- исследовательская экосистема включает наукоориентированную политику, направ- ленную на развитие научных, в том числе междисциплинарных исследований. Фили- ал планирует стать региональным научно-образовательным центром, реализующим систему непрерывного образования и подготовки кадров для нужд региональных органов власти и экономики на базе востребованных образовательных программ. Филиал будет способствовать расширению академических обменов с головным ву- зом, запуску совместных образовательных программ, развитию научных проектов и трансфера технологий, а также более эффективному взаимодействию с региональ- ными органами власти и бизнесом в области образования, науки и технологий. Приоритетными направлениями научных исследований и разработок Липецкого филиала РАНХиГС являются выработка методологических подходов для формиро- вания механизма реализации национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на региональном уровне в условиях реализации националь- ных проектов. В Липецкой области функционируют 10 научно-исследовательских институтов, занимающихся актуальными для развития региона, в том числе для развития высо- котехнологичных наукоемких производств и внешнеэкономической деятельности темами: исследованиями в области селекции, семеноводства, генетики, биотехнологии рапса, земледелия и животноводства; селекции, семеноводства и агротехники кар- тофеля; разработкой и внедрением новых технологических процессов алюминиевого ли- тья; исследованием и разработкой новых видов строительных материалов, и совер- шенствованием технологии их производства, разработкой технологий утилизации промышленных отходов; исследованиями по проблемам фундаментостроения, разработкой новых техно- логий производства фундаментов; исследованиями в области технологии получения кремнеорганических продук- тов, созданием новых образцов лакокрасочных материалов; комплексным мониторингом плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, агрохимическим мониторингом почв; совершенствованием и развитием процессов сбора, обработки, хранения и ис- пользования региональных ресурсов информационной деятельности, сопровожде- нием целевых программ, ведением мониторинга научно-технической деятельности предприятий для отраслей экономики области, патентными исследованиями; комплексными исследованиями и мониторингом природной среды региона («Ле- топись» природы). Реализация государственной политики в сфере защиты прав детей На территории Липецкой области проживает 2 698 детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, что составляет 1,24 процента от общей численно- сти детского населения. Количество детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях, составляет 92,5 процента. Органами опеки и попечительства приняты меры к устройству детей-сирот и де- тей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи. В области на учете в органах опеки и попечительства состоит 720 приемных семей и 1 189 опекунских семей, в них проживает соответственно 401 и 940 детей данной категории. На учете в региональном банке данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 200 детей. Количество организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние 10 лет сократилось в 2,5 раза, в настоящее время в регионе 5 таких организаций, в которых воспитываются 185 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проживание детей в организациях осуществляется по принципу семейного воспитания. Группы созданы по квартирному типу. Количество детей в воспитательной группе не превышает 6 человек. Во всех организациях обеспечивается обучение детей по дополнительным обще- развивающим программам, в том числе посещение детьми спортивных секций и кружков, а также участие в конкурсах и олимпиадах. Организовано сетевое взаимо- действие с учреждениями дополнительного образования, которое дает возможность заниматься в секциях на базе учреждений. Общее количество специалистов в сфере опеки и попечительства составляет 120 человек, в организациях для детей-сирот – 534 человека. В области организована работа по оказанию психолого-педагогической, мето- дической и консультативной помощи родителям (законным представителям), детям. Данную помощь оказывают: Г(О)БУ Центр «СемьЯ» и Г(О)БУ Центр психолого-педа- гогической, медицинской и социальной помощи. Г(О)БУ Центр «СемьЯ» является региональным ресурсным центром психологиче- ской службы в системе образования Липецкой области. На базе Г(О)БУ Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и Центра «СемьЯ» работают горячие линии детского телефона доверия. В каждом муниципальном образовании Липецкой области налажена деятель- ность муниципальных консультационных пунктов по оказанию психолого-педагоги- ческой, методической и консультативной помощи родителям (законным представи- телям), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. В Сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоят – 2 436 человек, из них наступило право на получение жилого помещения у 1 740 чело- век. Указанной категории лиц предоставляются жилые помещения и сертификаты на социальную выплату. В настоящее время существуют следующие проблемы в сфере опеки и попечи- тельства: адаптация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни; отсутствие возможности пре- доставления койко-мест из резервного фонда для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения; недостаточ- ное приобретение жилых помещений, сертификатов для предоставления детям-си- ротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Решением вышеуказанных проблем является: развитие служб постинтернатного сопровождения и наставничества; достаточное финансирование, необходимое на приобретение жилых помещений, сертификатов для предоставления детям-сиро- там, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Отдых и оздоровление детей Современное состояние системы организации отдыха и оздоровления детей Липецкой области является результатом реализации государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей в соответствии с Указами и Пору- чениями Президента Российской Федерации и нормами действующего федерально- го и регионального законодательства в сфере образования и социальной политики. Сфера реализации мероприятий государственной программы «Развитие образо- вания Липецкой области» охватывает функционирующую в регионе систему органи- зации отдыха и оздоровления детей. В настоящее время региональная система отдыха и оздоровления детей пред- ставлена 502 оздоровительными организациями, из которых 15 стационарных орга- низаций отдыха детей и их оздоровления (в том числе 12 государственной, 2 муници- пальной и 1 частной форм собственности). Общий охват организованными формами отдыха и оздоровления составляет 68,6 тыс. обучающихся школьного возраста, из них 11,3 тыс. детей в загородных оздоровительных лагерях. С целью сохранения и развития современной инфраструктуры системы органи- зации отдыха и оздоровления детей в 2021-2022 годах: создан объединенный кластер лагерей «Липецкие каникулы», в составе ДЗОЛ «Орленок», ДОЛ «Елочка», ДОЛ «Чайка» и прилегающей к ним территории; начаты восстановительные работы в санаторно-оздоровительном комплексе «Прометей», принятом в 2022 году в областную собственность; обновлена материально-техническая база детского оздоровительного лагеря «Олимп» в части создания условий безопасности, информативности, комфортности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2023 году Липецкая область стала получателем субсидии на реализацию меро- приятий, направленных на создание некапитальных объектов отдыха детей и их оздо- ровления. Созданы два быстровозводимых модуля в ОК «Березка», вместимостью 45 мест каждая, что позволило увеличить вместимость лагеря на 90 мест. Данные меры увеличат пропускную способность лагерей на 2,5 тыс. детей в год. 1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области», сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, определенными в стратегии социально-экономического развития Липецкой области, иных документах стратегического планирования Липецкой области в сфере реализации государственной программы «Развитие образования Липецкой области» Стратегические приоритеты государственной политики в сфере реализации го- сударственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой об- ласти» определены в соответствии с: Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О меро- приятиях по реализации государственной социальной политики»; Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О нацио- нальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О наци- ональных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 «О Стра- тегии национальной безопасности Российской Федерации»; Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Рос- сийской Федерации от 15 января 2020 года, от 21 апреля 2021 года и от 21 февраля 2023 года; Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утвержде- нии Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратив- шим силу Распоряжения Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р»; Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талан- тов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года № Пр- 827; Комплексом мер по обеспечению организованного отдыха и оздоровления детей на 2019-2023 годы, утвержденным заместителем Председателя Правительства Рос- сийской Федерации Голиковой Т.А. от 28 февраля 2019 г. № 1814п-П8. Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25 октября 2022 года № 207- ОЗ (далее – Стратегия). Приоритетами государственной политики являются: – обеспечение доступности дошкольного образования; – обновление содержания и повышение качества дошкольного образования; – повышение качества результатов образования на разных уровнях (общее, на- чальное профессиональное, среднее профессиональное образование); – совершенствование системы выявления, развития и поддержки одаренных де- тей и молодежи в образовательном процессе; – создание условий и определение механизмов успешной социализации и адап- тации детей к современным условиям жизни; – создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, об- учающихся и студентов, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни; – развитие современных материально-технических, информационных, кадровых ресурсов (в том числе оборудованных кабинетов, электронных и печатных учебных пособий, демонстрационного и лабораторного оборудования, интерактивных и муль- тимедиа-комплексов), их концентрация в базовых школах; – модернизация подготовки и переподготовки педагогических кадров, в том чис- ле организация подготовки по новым профессиям в сфере образования; устранение кадрового дефицита; – совершенствование системы оценки качества образования (оценка учебных и личностных достижений обучающихся, аттестация педагогических и руководящих ка- дров, лицензирование, государственная аккредитация образовательных учреждений). Реализация Государственной программы Липецкой области «Развитие образова- ния Липецкой области» (далее – Государственная программа) оказывает влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О нацио- нальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»: Возможности для самореализации и развития талантов: – вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по каче- ству общего образования; – формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития спо- собностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливо- сти, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориен- тацию всех обучающихся; – обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет соз- дания эффективной системы высшего образования; – создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответ- ственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Цифровая трансформация: – достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социаль- ной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления. В Государственной программе отражена взаимосвязь с национальными целями: с национальной целью «возможности для самореализации и развития талантов»: – обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, обеспечение возможности для педагогических работников профессиональ- ного развития на протяжении всей профессиональной деятельности, организация комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образователь- ных отношений; – создание и внедрение в общеобразовательных организациях цифровой обра- зовательной среды; – создание и функционирование системы выявления, поддержки и развития спо- собностей и талантов детей и молодежи; – создание условий для эффективной самореализации молодежи, в том числе развитие инфраструктуры, развития и поддержки добровольчества (волонтерства); – обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граж- дан; с национальной целью «сохранение населения, здоровье и благополучие людей»: – создание условий, способствующих полноценному воспитанию и развитию каждого обучающегося, осваивающего образовательные программы общего образо- вания (включая воспитание культуры питания, поддержание здоровья школьников, их физического и умственного развития, способности к эффективному обучению); – обеспечение возможности для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет получать дошкольное образование, обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях; с национальной целью «достойный, эффективный труд и успешное предпринима- тельство»: – обеспечение возможности обучающимся образовательных организаций, ре- ализующих программы среднего профессионального образования, получить про- фессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда; с национальной целью «цифровая трансформация»: – обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования, обеспечение онлайн-сервисами образовательных организаций, реализующих про- граммы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования. Продолжение на 10-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz