Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 16 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 34 /26776/29 МАРТА 2024 быть обеспечен аминокислотными лекарственными смесями . Срок задержки по - ставки составил более 10 дней . Незамедлительно Уполномоченный по правам ребенка обратился в Правитель - ство Липецкой области по вопросу оказания содействия в своевременном обе - спечении ребенка жизненно важными лекарственными препаратами . Необходимое количество питания выдано . Всего в отчетном году при содействии Уполномоченного было предоставлено медицинское оборудование в соответствии с заключением по оказанию паллиатив - ной помощи и медицинскими рекомендациями для 6 детей ( из числа обратившихся к Ю . Н . Тарану ). К сожалению , проблему лекарственного обеспечения не всегда удавалось решить . Так , в адрес Уполномоченного по правам ребенка поступило обращение по вопросу оказания содействия в получении лечебного питания ребенку - инвалиду . Управлением здравоохранения было отказано в бесплатной выдачи смеси , в связи с тем , что она отсутствует в Перечне специализированных продуктов лечебного питания , утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.12.2022 № 3731- р . В целях защиты прав и законных интересов ребенка , было направлено письмо о рассмотрении вопроса по расширению перечня лечебных про - дуктов для детей - инвалидов с болезнью Гиршпрунга на 2024 год . Также около года не удается решить вопрос о предоставлении необходимого медицинского оборудования ребенку , имеющего орфанное заболевание . Часть заку - пленного оборудования за счет областного бюджета , не была принята мамой ребен - ка , в связи с рекомендацией федеральных экспертов . Недостающие медицинские изделия длительное время находились в закупке . По многократным обращениям заявителя были осуществлены выезды и встречи с медицинскими работниками . Обсуждались конкретные модели и размеры , порядок применения и использования . Тем не менее , к концу 2023 года не удалось достичь компромиссного решения , в связи с чем Ю . Н . Таран обратился в благотворительный фонд « Страна для детей », поддержанный Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка , для закупки оборудования , которое указано мамой . Надеемся , что положительное решение данного вопроса будет в 2024 году . Большую роль в процессе обеспечения детей лекарственными препаратами играет Фонд поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хрониче - скими заболеваниями « Круг добра » . В 2023 году в Липецкой области , как и в ряде других регионов возникали сложности и недопонимание в процедуре формирования заявок на получение лекарственных препаратов . В настоящее время при взаимодей - ствии Фонда , Уполномоченного по правам ребенка , областного управления здра - воохранения выработан определенный порядок ; дети своевременно обеспечены необходимыми лекарствами . Также остается проблема обеспечения техническими средствами реабили - тации детей с инвалидностью . У ребенка спинально - мышечная атрофия , парализованы обе руки . Семье пред - лагают бесплатную кресло - коляску с ручным управлением , либо компенсацию в денежном выражении . Однако , данная сумма недостаточна для покупки кресло - ко - ляски с автоматическим управлением . В интересах ребенка Ю . Н . Таран во взаимодействии с управлением здравоох - ранения области , отделением Социального фонда России по Липецкой области и некоммерческим благотворительным фондом нашли взаимоприемлемое решение и в результате была приобретена специализированная коляска с определенными опциями . Поступали обращения по вопросу некачественного оказания медицинской помощи и некорректного поведения медицинского персонала . По каждому та - кому факту проводилась проверка . В большинстве случаев заявителю разъяснялось , что медицинская помощь ребенку была оказана в соответствии с действующими нормативными правовыми актами . Вместе с тем , для дальнейшего лечения и с це - лью уточнения диагноза , 6 детей ( из числа обратившихся к Уполномоченному ) были переведены в федеральные или областные медицинские учреждения ; организованы дополнительные консультации узких специалистов . Мать ребенка пожаловалась на халатное отношение со стороны участкового педиатра . Во время профилактических осмотров не было установлено заболевание сердца , ни разу не давалось направление на консультацию кардиолога . Упущенное время потребовало немедленного оперативного вмешательства . По данным фактам была проведена проверка и анализ медицинской документа - ции ; состоялось заседание врачебной комиссии , которая установила , что отсутство - вало должное профилактическое наблюдение , в результате которого своевременно не был установлен диагноз . Руководящему и медицинскому персоналу было указано на необходимость наблюдения и лечения ребенка , а также тесного взаимодействия с родителем . К участковому врачу - педиатру и участковой медицинской сестре за не - качественное наблюдение применены меры дисциплинарного воздействия . Кроме того , ребенку была организована очная консультация в одном из крупнейших феде - ральных центров с последующей госпитализацией и оперативным лечением . Также в течение 2023 года приходилось решать вопросы транспортной доступ - ности получения медицинской помощи . На личный прием к Ю . Н . Тарану обратилась опекун двоих детей по вопросу про - хождения необходимого медицинского осмотра детей . Требовался транспорт для поездки в специализированное учреждение соседнего города . Во взаимодействии с управлением здравоохранения , главой районной адми - нистрации , была организована поездка к узкому специалисту . Впоследствии был выработан план лечения и необходимая помощь была оказана в областной детской больнице . Сложные вопросы связаны с процедурой установления инвалидности детям . Из - за ожога более 30% поверхности тела образовались рубцы , которые пре - пятствуют эластичному растяжению кожи для надлежащего процесса роста ребенка . Несовершеннолетнему требуется санаторно - курортное лечение , реабилитация . Но инвалидность через 2 года была снята . Уполномоченным по правам ребенка было направлено ходатайство о повторном рассмотрении , в связи с необходимостью прохождения дальнейшего курса реаби - литации и соответствующего лечения для поддержания и восстановления здоровья и функций организма . В результате категория « ребенок - инвалид » установлена несо - вершеннолетнему сроком до 18 лет . Впервые в своей правозащитной практике , Уполномоченный по правам ребенка столкнулся с проблемами оказания психиатрической помощи и экспертизы . Отец несовершеннолетней дочери заявил , что его бывшая супруга насильно по - местила девочку в специализированное лечебное заведение . Обращение было рассмотрено с привлечением администрации медицинской организации , по фактам обращения проведена проверка , анализ медицинской до - кументации . Согласно части 2 статьи 4 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 « О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании », психиатрическая помощь не - совершеннолетнему оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя . Согласие на госпитализацию и лечение было дано ее матерью в день госпитализации . В соответствии со статьями 4 и 12 Закона , один из родителей или иной законный представитель несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет имеют право от - казаться от предлагаемого лечения или потребовать его прекращения , отказ от лече - ния оформляется в письменной форме . Но такого заявления от отца не поступало . В течение лечения отец имел возможность видеться и общаться со своей дочерью ; бе - седовал с лечащим врачом . В связи с улучшением состояния , несовершеннолетняя была выписана домой в сопровождении обоих родителей . Также в адрес Уполномоченного по правам ребенка поступали обращения по во - просу предоставления санаторно - курортной путевки . Всем заявителям была оказана помощь в подготовке необходимых документов и разъяснен порядок постановки в электронную очередь граждан на получение сана - торно - курортной путевки в информационной системе Фонда социального страхова - ния . Кроме того , в 2023 году наблюдался рост обращений в адрес Уполномоченного по вопросу разобщения детей , не привитых вакциной от полиомиелита ( под - робнее в пункте 3.9. Доклада ). Уполномоченным рекомендовалось перенести проце - дуру прививания на конец учебного года в целях дальнейшего естественного разоб - щения детского коллектива в связи с каникулами . В целях защиты прав детей на охрану здоровья , детским правозащитником реко - мендовано : – продолжить реализацию мероприятий , направленных на обеспечение детей , проживающих в Липецкой области , доступной медицинской помощью ; – своевременно обеспечивать детей - инвалидов , детей с ограниченными возмож - ностями здоровья высокотехнологичной медицинской помощью и лекарствами на льготной основе ; – осуществлять информирование родителей ( законных представителей ) и детей о формировании культуры здорового и безопасного образа жизни , о значимости вак - цинопрофилактики и своевременного проведения профосмотров . Таким образом , Уполномоченным уделялось внимание вопросам , связанным с защитой и соблюдением прав детей на охрану здоровья посредством оказания со - действия в направлении несовершеннолетних на дополнительные обследования и лечение в профильные медицинские организации ; оказании медицинской помощи ввиду удаленности расположения медицинских организаций . По - прежнему оставал - ся актуальным вопрос о лекарственном обеспечении детей с инвалидностью . 3.5. Право на социальное обеспечение и социальное страхование Статья 7 Конституции РФ закрепляет право граждан на создание условий , обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека . Статья 26 Конвенции о правах ребенка установила , что все государства признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения , включая со - циальное страхование . Эта норма получила развитие в федеральном и региональном законодательстве , в части принятия государственных мер социальной поддержки семей , имеющих де - тей , которые имеют право на получение государственных пособий ( единовременных и ежемесячных ), материнского капитала , государственной поддержки при приоб - ретении жилья в ипотеку и погашении ипотечных кредитов , дополнительные меры социальной поддержки . Всего к Уполномоченному по правам ребенка поступило 49 обращений (8 % от общего количества ) . Несмотря на широкий спектр оказываемых мер соци - альной поддержки , по - прежнему актуальным остается вопрос совершенствования федерального и регионального законодательства , а также проведение широкой и доступной разъяснительной работы среди граждан с учетом персонализированного отношения к отдельным категориям получателей ( многодетные семьи , семьи , на - ходящиеся в социально - опасном положении и ( или ) трудной жизненной ситуации ). Ежегодно констатируем , что информационно - разъяснительная работа на феде - ральном и региональном уровнях с использованием цифровых ресурсов значительно снижает общее количество обращений по данной тематике . При этом обращаем внимание , что 24 обращения (49 %) – это обращения , касающиеся оказания мер социальной поддержки , составленные некими юридиче - скими организациями или отдельными лицами . Все эти обращения сделаны как под « копирку »: присланные по почте многостраничные документы с приложением копий всевозможных документов . В обращении много ссылок на разные законы , в том чис - ле на недействующие и не относящиеся к сути обращения . И в конце просьба к Упол - номоченному по правам ребенка – назначить пособие или предоставить иные меры соцподдержки , совершенно не относящиеся к полномочиям правозащитного органа . Как стало известно , за такие безграмотные и « состряпанные » документы заявители платили от 1000 до 15000 рублей ! Таран Ю . Н . неоднократно разъяснял нормы законодательства и информировал об отсутствии необходимости в подготовке подобных обращений . С 1 января 2023 года Отделение Социального фонда России по Липецкой области назначает единое пособие в формате социального казначейства . Для получения пособия необходимо подать электронное заявление через портал госуслуг либо обратиться в клиентскую службу Социального фонда России по месту жительства , также заявление можно по - дать через МФЦ . Фонд самостоятельно запрашивает необходимые для назначения пособия до - кументы в соответствующих органах и организациях в рамках межведомственного взаимодействия . Дополнительные сведения необходимы только в отдельных слу - чаях . Сведения о всех детях в семье в возрасте до 17 лет , на которых планируется получение единого пособия , указываются в одном заявлении . Все данные услуги оказываются бесплатно . Помощь Уполномоченного требовалась в случаях , когда семье отказывали в назначении пособий . Самая распространенная причина отказа – это превышение прожиточного минимума . Однако , были случаи , когда такой отказ был действительно необоснованным . Мать ребенка была не согласна с отказом в выплате универсального пособия , в связи с превышением дохода за календарный год . Сотрудник аппарата Уполномоченного по правам ребенка совместно с пред - ставителями органов социальной защиты населения повторно изучили документы и пришли к выводу , что расчет дохода был сделан без учета специфической жизненной ситуации в семье . В результате универсальное пособие было назначено и сделан перерасчет с даты обращения . Неоднократными были обращения , касающиеся оказания помощи семьям из новых регионов . Женщина с ребенком проживала в пункте временного размещения в Липецкой области . Семья не получала пособия , в связи с отсутствием подтверждающих до - кументов из Луганской области . На официальный запрос в течение трех месяцев не приходил ответ . Было установлено , что официальный запрос в Луганскую область даже не посту - пил . Уполномоченным по правам ребенка организовано взаимодействие со специ - алистами органов социальной защиты нового региона . В результате все документы были получены и пособие назначено . Помимо защиты прав ребенка на социальное обеспечение , поступали жалобы на проблемы страхования . Ребенок получил травму при столкновении двух автобусов . Сумма страхования составила 1000 рублей , что не покрывало расходов на лечение и реабилитацию . При рассмотрении документов , заявителю была оказана помощь в подготовке претензии в страховую компанию , основываясь на выписке из амбулаторной карты , в которой описано лечение и постановлен диагноз . Страховой компанией претензия удовлетворена , страховые выплаты получены в полном объеме . Таким образом , несмотря на эффективную системную работу органов социаль - ной защиты населения , Уполномоченный по правам ребенка считает , что необходи - мо индивидуально подходить к рассмотрению каждого обращения с учетом интере - сов несовершеннолетних детей , учитывая персональные особенности их проживания и воспитания . Информационно - разъяснительная работа по вопросам социального обеспечения может быть дополнительно усовершенствована путем расширения ис - пользования информационных ресурсов , с помощью которых граждане смогут полу - чить информацию о положенных им видах государственной помощи в зависимости от социального статуса и жизненной ситуации . Кроме того , особое внимание должно быть уделено помощи детям и молодым людям с инвалидностью путем создания условий для сопровождаемого проживания не только в рамках пилотных проектов , а также привлекая к указанному процессу общественные объединения и негосударственные некоммерческие организации для взаимодействия с органами власти и бюджетными учреждениями . 3.6. Право на жилище Несовершеннолетние обладают правом на жилище , предусмотренным статьей 40 Конституции Российской Федерации . При этом граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права , в том числе распоряжаются ими ( часть 2 статьи 1 Жилищного кодекса РФ ). В отчетном периоде было получено 36 обращений (6 % от общего количества ) по вопросам : – признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения ; – выселения из аварийного , ветхого жилья ; – отказа в предоставлении жилого помещения лицам из числа детей - сирот и де - тей , оставшихся без попечения родителей ; – регистрации ребенка по месту жительства ( пребывания ); – предоставления и оплаты жилищно - коммунальных услуг . В 2023 году увеличилось количество обращений по вопросу отказа органов опеки и попечительства на совершение сделок о распоряжении имуществом ребенка . Женщина состояла в браке , в котором родился ребёнок . Во втором браке ро - дились еще двое детей . Семья проживала в квартире , в которой всем детям были выделены доли . Отец первого ребенка не давал согласия на сделку , в связи с этим органом опеки было отказано в совершении сделки на продажу квартиры . После изучения документов установлено , что в действиях органа опеки и попечи - тельства не имелось нарушений , так как Административным регламентом , утверж - денным приказом управления образования и науки от 18.05.2021 № 676, содержится требование об обязательном согласии второго родителя . Данная норма закреплена на федеральном уровне . Вместе с тем , Уполномоченный по правам ребенка усматривал в этом случае злоупотребление отцом своих прав , так как взамен однокомнатной квартиры пред - полагалась покупка благоустроенного дома большей жилплощади с выделением каждому ребенку доли и собственной комнаты . В связи с этим , маме детей было рекомендовано обжаловать правовой акт об от - казе в выдаче предварительного разрешения на совершение сделки в судебном по - рядке , а также подать иск на ограничение отца в родительских правах . Матери с ребенком было отказано в совершении сделки в связи с тем , что ры - ночная стоимость продаваемого и приобретаемого жилья была выше стоимости , о которой договорились продавец и покупатель . Изучение документов и материалов выявило нарушение проведения процедуры , установленной Административным регламентом . Кроме того , при принятии решения орган опеки ( попечительства ) основывался на мнении , что семья могла бы купить жилое помещение в другом ( центральном ) районе города . Однако , желание семьи переехать в отдаленный район было вызвано семейными обстоятельствами ( про - живание бабушки в другом жилом помещении в том районе ). Кроме того , не была учтена выгода от совершаемой сделки для несовершеннолетнего ребенка , которая заключалась в увеличении площади приобретаемого имущества , а также смене вида жилья « молодоженка » на полноценную квартиру . В связи с нарушением права ребен - ка на улучшение жилищных условий , в адрес главы администрации было направлено Заключение Уполномоченного по правам ребенка . Необходимо отметить некоторые позитивные тенденции в вопросе предоставле - ния жилья для лиц из числа детей - сирот . Предоставление жилых помещений де - тям - сиротам в 2023 году реализовывалось путем выдачи жилых помещений , а также в результате предоставления жилищных сертификатов . Количество обращений по данному вопросу постепенно уменьшается , но остают - ся и ряд проблем , требующих решения . Основная задача – это организация работы по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений , нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети - сироты . К сожалению , имелись факты невозможности проживания в жилом помещении , в связи с неправильной эксплуата - цией , отсутствием необходимых навыков по ведению домашнего хозяйства . Кроме того , по состоянию на 31.12.2023 года в очереди на получение благо - устроенного жилья состояли 2 388 человек . Это подтверждает , что проблема соблю - дения имущественных и жилищных прав детей - сирот требует постоянного и особого внимания . Важной проблемой , которая вызывала обеспокоенность Уполномоченного по правам ребенка – это оплата коммунальных услуг , которая по разным обстоя - тельствам возлагалась на несовершеннолетних . С самого рождения ребенок не проживал в квартире своей матери . В младенче - стве его забрали в Дом малютки , затем под опеку . После смерти матери , несовер - шеннолетний стал собственником квартиры и на него был выставлен огромный счет за коммунальные услуги , которые ни он , ни его опекун не могли оплатить . Несовершеннолетний поступил в колледж и получал компенсацию в размере 500 рублей на оплату коммунальных услуг . Вместе с тем , среднемесячная оплата за квар - тиру составляла от 3000 до 5000 рублей . В рамках рассмотрения вопроса опекуну была оказана консультация о необхо - димости заключения соглашений с каждой ресурсоснабжающей организацией с оформлением отдельного платежного документа на имя подопечного на состав се - мьи один человек . Кроме того , по ходатайству Уполномоченного по правам ребенка несовершеннолетнему был сделан перерасчет за период , когда он не проживал в квартире с момента нахождения под опекой и проживания в общежитии во время об - учения в профессиональной образовательной организации . Несмотря на внесение в 2023 году изменений в действующее законодательство , в адрес Уполномоченного по правам ребенка поступали обращения по вопросу отказа в регистрации по месту жительства несовершеннолетнего ребенка . Так , в соответствии с Постановлением Правительства от 17.07.1995 № 713 ( ред . от 06.06.2023), регистрация несовершеннолетних детей по месту жительства законных представителей производится независимо от согласия нанимателя жилого помеще - ния и всех совместно проживающих с ним членов его семьи , наймодателя , собствен - ников жилого помещения . Однако , только после вмешательства детского правоза - щитника , вопрос регистрации трех детей был разрешен положительно . Таким образом , Уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области отме - чены позитивные изменения в вопросе обеспечения детей - сирот , детей , оставшихся без попечения родителей , жильем , в соответствии с принятой региональной норма - тивной правовой базой и ежегодным выделением финансовых средств из областно - го бюджета . Однако это тот вопрос , который требует постоянного внимания органов власти всех уровней до тех пор , пока не будут соблюдены жилищные права всех лиц указанной категории . Также рекомендуем органам опеки и попечительства с боль - шей ответственностью подходить к вопросам выдачи предварительных разрешений на сделки с участием несовершеннолетних , принимая во внимание интересы семьи и ребенка . 3.7. Право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи ( алименты ) Конституцией Российской Федерации закреплено , что забота о детях , их вос - питание – равное право и обязанность родителей . Право ребенка на получение содержания и алиментные обязательства со стороны родителей и других членов се - мьи относится к важным имущественным правам . Право несовершеннолетних граждан на получение содержания ( алиментов ) за - креплено в Семейном кодексе Российской Федерации в целях обеспечения условий жизни , необходимых для развития , воспитания и образования несовершеннолетних детей . Выплата алиментных платежей имеет важное социальное значение , так как га - рантирует право ребенка на получение материального содержания от родителей для обеспечения потребностей и всестороннего развития . Проблема невыплаты алиментов остается одной из чрезвычайно острых в нашей стране . Несмотря на правовое регулирование алиментных правоотношений , поэтап - ное совершенствование и обновление законодательных актов , по - прежнему актуаль - ной является задача по защите имущественных прав несовершеннолетних . В 2023 году Уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области рассмотре - но 24 обращения граждан (4 % от общего количества ) . Основные жалобы касались вопросов : – взыскания алиментов , в том числе , при проживании должника в ином регионе ( государстве ) и уклонении от оплаты ; – установления источников доходов должника ; – бездействия судебных приставов - исполнителей в рамках исполнительного производства . Регулярно поступали обращения , в которых имелись сведения о нецелевом ис - пользовании алиментов не в интересах ребенка , а родителя , получающего данные денежные средства . Отец ребенка пожаловался , что бывшая супруга не обеспечивает ребенка одеж - дой по сезону , в то время как сама несколько раз в год отдыхает на курортах , ис - пользуя для этого алименты , выплачиваемые на ребенка . В соответствии с действующим законодательством проведение внесудебной проверки расходования родителем алиментов , полученных на ребенка , по требова - нию их плательщика не предусмотрено . В судебном порядке , исходя из интересов детей , может быть принято решение о перечислении не более 50% сумм алиментов , подлежащих выплате , на счет , открытый на имя несовершеннолетнего ребенка . Но для этого надо доказать , что второй родитель ненадлежаще исполняет свои роди - тельские обязанности . В рамках рассмотрения данного обращения , Уполномоченным по правам ре - бенка инициирована проверка жилищно - бытовых условий проживания ребенка . Установлено , что подросток имел одежду по сезону , дорогие гаджеты ; в период от - сутствия матери присмотр за ребенком осуществляла бабушка . Основная проблема – это уклонение должника от алиментных обязательств . Этой теме был посвящен совместный личный прием Уполномоченного по правам ребёнка в Липецкой области Юрия Тарана и Главного судебного пристава региона УФССП России по Липецкой области Глеба Макарова . Важную роль в этом вопросе играют органы опеки , поэтому в приеме принимала участие начальник управления опеки ( попечительства ) и охраны прав детства администрации города Липецка Ири - на Орлова . На прием обратились матери детей , которым не выплачены долги по алиментам в размере от одного миллиона рублей и выше . И пока ни штрафы , ни ограничения , ни обязательные работы не могут заставить « отцов » хотя бы начать погашать задолжен - ность перед своим ребенком . Всем заявителям была оказана помощь и к злостным неплательщикам применены дополнительные меры воздействия . Также в правозащитной практике возникли проблемы , связанные с получением алиментов на несовершеннолетнего ребенка в связи с мобилизацией должни - ка . Мобилизация военнообязанного не может отменить обязанностей родителя по уплате алиментов , не освобождает от уплаты алиментов . Такая позиция нашла свое отражение в Федеральном законе от 29.12.2022 № 603- ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации », которым уточнены правила приостановления исполнительного производства . Данным законом было за - креплено , что исполнительное производство и исполнение требований о взыскании денежных средств будет приостанавливаться в отношении участников Специальной военной операции ; исключение составляет исполнение требований по алиментным обязательствам и по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кор - мильца . Отец ребенка является участником СВО , задолженность по алиментам накопи - лась с 2019 года , связь с ребенком не поддерживал , финансово не помогал . Пога - шение долга и выплата текущих алиментов не проводились . После вмешательства Уполномоченного по правам ребенка во взаимодействии с военкоматом и органом социальной защиты населения , на ребенка были оформ - лены необходимые документы как на члена семьи участника СВО . Назначены меры социальной поддержки и сделан перерасчет с даты мобилизации . Кроме того , еже - месячно взыскивается часть дохода должника и ребенок , наконец , начал получать положенные денежные средства . Основную часть поступивших обращений составляли обращения по вопросам , связанным , по мнению заявителей , с ненадлежащим исполнением судебным приставом - исполнителем своих обязанностей , с необоснованным затягиванием исполнительных действий и непринятием необходимых мер по исполнительным до - кументам . В ряде случаев действительно был подтвержден формальный подход должност - ных лиц , который выразился в непринятии мер к возбуждению исполнительного про - изводства , установлению места работы должника , его имущества , своевременному привлечению к административной и уголовной ответственности должника . В случае подтверждения указанных фактов , к судебным приставам - исполнителям применя - лись меры дисциплинарного взыскания . Кроме того , особое внимание Уполномоченным уделялось проблеме взыскания алиментов в пользу несовершеннолетних , оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей . Таким образом , в отчетном периоде Уполномоченным по правам ребенка во взаимодействии с УФССП России по Липецкой области применялись различные меры для соблюдения прав детей на получение содержания от своих родителей и других членов семьи . Детским правозащитником рекомендовано принимать меры по оптимизации процессов исполнительного производства , совершенствованию си - стемы мер принуждения к уплате алиментов , ответственности родителя - должника в исполнительном производстве . 3.8. Право на занятие физической культурой и спортом , отдых и труд Социально - экономические права включают самые разнообразные спектры жизни ребенка , которые в том числе , включают право на занятие физической культурой и спортом , отдых и труд . Традиционно общее количество обращений по каждому из данных направлений составляет менее 3%. Тем не менее , реализация и соблюдение прав гарантирует каждому ребенку достойное развитие и самосовершенствование . В 2023 году в адрес Уполномоченного по правам ребенка поступили : – 7 обращений по вопросам организации перевозок к месту проведения спор - тивных мероприятий ; доступа к спортивным объектам ; конфликтов в детской среде с преподавательским ( тренерским ) составом ; – 7 обращений по проблемам доступности летнего отдыха ; предоставления пу - тевок в детские оздоровительные лагеря и досуговой ( воспитательной ) деятельности в период каникул ; – 5 обращений по вопросам трудоустройства и заключения трудовых договоров с несовершеннолетними ; защиты трудовых прав . В своей деятельности Уполномоченным по правам ребенка уделяется значи - тельное внимание развитию темы детской физической культуры и спорта , в том числе адаптивного и инклюзивного . Налажено плодотворное сотрудничество с некоммерческими организациями по развитию инклюзивного спорта . Например , с общественной организацией « Солнечный мир », руководителем которого является Лилия Васильевна Педан – основатель филиала Специальной олимпиады России в Липецке . На сегодняшний день детям и молодым людям с синдромом Дауна до - ступны 7 видов спорта : плавание , футбол , флорбол , бочче , боулинг , легкая атлетика , спортивные танцы . Благодаря проекту « Инклюзивная сборная Липецкой области » спортсмены стали участвовать в масштабных всероссийских соревнованиях и за - воевывать награды ( подробнее в пункте 1.2. Доклада ). Успешно реализуется проект специального хоккея , поддержанного некоммерческой организацией « ВыРАСтите мир . Аутизм в Липецке ». Из поступивших обращений основная тема – это конфликтные ситуации между воспитанниками спортивных школ и их родителями , с одной стороны , и тре - нерским составом , с другой . Проблема разрешения конфликтов в спортивных коллективах была предметом рассмотрения на уровне Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка М . А . Львовой - Беловой . Было отмечено , что зачастую тренеры не могут грамотно раз - решить конфликтную ситуацию и в учреждениях отсутствует отлаженный механизм психологической поддержки детей , занимающихся спортом . При рассмотрении жалоб родителей на неправомерные действия тренерского состава в отношении несовершеннолетних , проводились родительские собрания с участием руководства и работников спортивных школ и Уполномоченного по правам ребенка . К сожалению , в большинстве случаев подтвердился нездоровый климат , сложив - шийся в коллективе ; были выявлены некоторые нарушения порядка приема , перево - да , зачисления детей . Тренерскому составу указывалось на недопустимость наруше - ния тренировочных занятий , некорректной формы общения с воспитанниками . Вино - вные лица привлечены к дисциплинарному взысканию ; права детей восстановлены . Конвенция о правах ребенка ( статья 31) провозгласила , что государство при - знает право ребенка на отдых и досуг , право участвовать в играх и развлека - тельных мероприятиях , соответствующих его возрасту , и свободно участво - вать в культурной жизни и заниматься искусством . Вместе с тем , организация каникулярного отдыха ежегодно становится пред - метом обращения родителей ( законных представителей ) к детскому уполномочен - ному . Имелись жалобы на слабые материально - бытовые условия проживания детей в лагерях , на отсутствие интересной содержательной программы смены . Многим родителям требовалась консультация о порядке покупки путевок , о наличии льгот и возможности организации отдыха для детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья . К сожалению , в отчетном году отмечены случаи недостаточной профилактиче - ской работы с детьми , находящимися в организациях отдыха и оздоровления , а так - же позитивного разрешения конфликтных ситуаций между детьми . 14- летний подросток за нарушение общественного порядка был отчислен из лагеря и доставлен в отдел полиции , потому что родители в это время находились в отъезде . После получения обращения незамедлительно был организован выезд в ла - герь , в целях изучения документации , беседы с вожатыми и детьми . В результате установлено , что девочка - подросток на территории лагеря демонстративно курила электронную сигарету , на замечания должностных лиц не реагировала . На основании нарушения правопорядка решением педагогического Совета была отчислена . В со - ответствии с действующим законодательством , компенсация за неиспользованную путевку , в случае отчисления не предусмотрена . Вместе с тем , Уполномоченным по правам ребенка в адрес учредителя было на - правлено Заключение , в котором указано , что должная воспитательная работа в отношении несовершеннолетней с учетом ее индивидуальных особенностей , инте - ресов и склонностей , не проводилась , меры воздействия на изменение ее дальней - шего поведения не применялись . В связи с этим Ю . Н . Тараном были даны рекомендации о проведении контрольных мероприятий по исполнению воспитателями и психологами должностных инструкций в части проведения с детьми профилактических мероприятий , связанных с предупреж - дением нарушений на территории лагеря Правил внутреннего распорядка . Как указано в Конституции Российской Федерации : « каждый имеет право на труд в условиях , отвечающих требованиям безопасности и гигиены , на воз - награждение за труд без какой бы то ни было дискриминации ». Одной из задач государства в последнее время является создание условий для развития трудовой деятельности несовершеннолетних . В связи с этим совершенствуется нормативная правовая база , регламентируется трудовая деятельность , выстраиваются взаимо - отношения между подростком и работодателем , реализуются новые проекты и про - граммы ( подробнее в пункте 1.4. Доклада ). Несмотря на позитивные изменения и небольшое количество обращений по дан - ной тематике , Уполномоченным по правам ребенка предпринимались действенные шаги по защите трудовых прав несовершеннолетних . Неравнодушный гражданин сообщил , что в киоске по продаже вейпов работает подросток . При выезде на место данная информация нашла свое подтверждение . Управле - нием потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области индивидуаль - ному предпринимателю направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований трудового законодательства в части недопущения привле - чения к труду , связанному с торговлей табачными изделиями несовершеннолетних работников . Кроме того , указанная информация направлена в прокуратуру Липецкой области для принятия мер прокурорского реагирования . Подросток был уволен . Таким образом , соблюдение и защита социально - экономических прав детей является одним из стратегических ресурсов реализации государственной политики в области воспитания и социализации детей и обеспечивает всестороннее и гармо - ничное развитие личности . Духовно - культурные права 3.9. Право на образование Право ребенка на образование гарантируется Конституцией Российской Феде - рации и является одним из приоритетных в государственной политике : « Каждый имеет право на образование . Гарантируются общедоступность и бесплат - ность дошкольного , основного общего и среднего профессионального обра - зования в государственных или муниципальных образовательных учреждени - ях и на предприятиях ». Уполномоченным по правам ребенка последовательно проводится работа по обеспечению условий для получения детьми полноценного воспитания и надлежа - щего обучения , а также продвигаются правовые и социально - экономические меха - низмы в целях защиты прав и интересов несовершеннолетних и удовлетворения их потребностей в сфере образования . По сравнению с 2022 годом количество жалоб выросло на 5% и составило 16 % от общего количества (95 обращений ). Окончание на 17- й стр . Продолжение . Начало на 7–15- й стр .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz