Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 10 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 34 /26776/29 МАРТА 2024 числе сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам ребенка , был проведен мониторинг детских ( игровых ) площадок и было осуществлено : – 2193 проверки детских площадок ; – 1116 проверок спортивных площадок ; – 453 проверки парков , скверов , мест встреч подростков . В ходе мониторинга выявлены такие проблемы как : – наличие травмоопасного оборудования на детских и спортивных площадках ; – отсутствие табличек с указанием владельца площадки и правил использования оборудования , в том числе возраста и предельного веса детей , для которых предна - значен объект ; – несоблюдение расстояния между элементами оборудования ; – отсутствие или нарушение периметрального ограждения , освещения ; – наличие грязи , мусора , расположения площадок рядом с проезжей частью или парковками . На многих площадках в нарушение технических норм находилось неисправное игровое оборудование с истекшим сроком эксплуатации . Было выявлено 25 открытых канализационных люков ; все они оперативно были приведены в нормативное состояние . Системная продолжительная работа привела к следующим положительным итогам : – отремонтированы конструкции на 59 площадках ; – убрана территория , покошена трава на 262 площадках ; – во всех муниципальных образованиях организован осмотр детских и спортив - ных площадок ; – проведена работа по демонтажу травмоопасного оборудования и оборудова - ния размещенного рядом с проезжей частью . Поэтапно на вновь оборудованных детских площадках учитывается логистика размещения , устанавливаются информационные таблички , ограждения , а также обеспечивается освещенность территории , занятой детской или спортивной пло - щадкой . Работа по установке информационных табличек на существующих детских площадках проводится параллельно с их обновлением . Особую опасность для подростков представляют недостроенные , забро - шенные объекты . Выявление опасных для детей объектов , недопуск на них несо - вершеннолетних и проведение системной профилактической работы должны стать обязательными для всех органов и структур , ответственных за безопасность детей . Однако , эта проблема остается актуальной практически для всех муниципальных об - разований региона , поскольку заброшенные здания и недостроенные объекты могут использоваться несовершеннолетними для проведения свободного времени . Доступ на них должен быть пресечен через выполнение комплекса мероприятий по закры - тию дверных и оконных проемов . Нахождение несовершеннолетних детей на за - брошенных объектах может повлечь за собой причину их смерти по неосторожности либо причинить им тяжкий вред здоровью . Так , в 2022 – 2023 годах на территории Липецкой области произошли несчастные случаи с подростками , в результате кото - рых дети получали травмы , в том числе смертельные . В рамках Акции « Безопасность детства » в 2023 году были организованы выезд - ные проверки : – недостроенных и заброшенных зданий и сооружений (466 проверок ); – чердачных , подвальных помещений (1821 проверка ). Выявлен свободный доступ на 74 объекта повышенного риска ( крыши , за - брошенные объекты ) и выполнены работы по недопуску к ним несовершеннолетних . В рамках полномочий Уполномоченный по правам ребенка обратился в прокура - туру Липецкой области в отношении 13 « недостроев » , выявленных в ходе инвента - ризации управлением земельных и имущественных отношений области , на терри - тории города Липецка . Собственники ряда объектов не принимали должных мер по препятствию несанкционированного доступа людей на данные объекты . При выявлении нарушений , по результатам мер прокурорского реагирования : в 6 объектах установлено ограждение ; в одном – отремонтировано ; 1 объект ликвиди - рован и еще по одному объекту в настоящее время проходит судебное разбиратель - ство . Свободного доступа на четыре участка не имелось . По итогам проводимой работы ответственные за содержание и эксплуатацию привели в порядок детские площадки , демонтировали опасное оборудование и убрали мусор , обеспечили безопасность . Также на всей территории Липецкой обла - сти были организованы просветительские мероприятия , направленные на развитие интереса у несовершеннолетних к собственной безопасности ; инструктажи , акции , флешмобы , конкурсы . Анализ ситуации с безопасностью заброшенных объектов , наличием травмоо - пасного детского оборудования на игровых и спортивных площадках , неисполнение обязанностей по пресечению доступа посторонних лиц на объекты , представляющие потенциальную угрозу для их жизни и здоровья , стали основанием для подготовки Специального доклада Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой обла - сти , который был поддержан депутатами Липецкого областного Совета и направлен Губернатору Липецкой области ( подробнее в пункте 2.2. Доклада ). « Самое главное видеть не сломанные качели и доступные заброшенные здания , а угрозу для жизни и здоровья Ребенка ! В этом случае в вопросах обеспечения без - опасности детей не останется второстепенных вопросов . И позволит консолидиро - ванными усилиями снизить количество несчастных и трагических случаев с детьми ». 2. Безопасность поведения детей на улице и в зонах движения автотран - спорта . Погодные условия создают дополнительные риски травматизма и гибели детей . Очень важно принимать меры , направленные на развитие интереса у несовершен - нолетних к собственной безопасности . К примеру , популяризировать использование одежды и аксессуаров со светоотражающими элементами , что снижает риск наезда на юных пешеходов в темное время суток . В целях недопущения происшествий , был осуществлен мониторинг ситуаций по принудительной высадке детей до 16 лет из общественного транспорта . К сожалению , такие факты имелись , но приводили к применению незамедлительных мер реагирования . Кроме того , в различных просветительских мероприятиях , в памятках и роликах дети и взрослые информировались о первой доврачебной помощи при переох - лаждении , при травмировании и случаях чрезвычайной ситуации , в том числе , с при - влечением инструктора Российского отделения Красного Креста . Необходимо отметить , что в каждом районе и городе Липецкой области прошли « Дни детской дорожной безопасности » , была организована работа ряда тематических площадок , в том числе заседания круглых столов с участием руководи - телей администраций муниципальных образований , органов управления образова - нием , Госавтоинспекции , педагогов , других заинтересованных лиц и ведомств . С целью формирования у детей основ безопасности , определяющих способность самостоятельно и безопасно действовать в различных ситуациях повседневной жиз - ни , в Липецкой области реализовывался проект « Ступени безопасного детства », начиная с дошкольного возраста . К мероприятиям были привлечены родители , педа - гоги , работники сельских библиотек . Эффективность формирования навыков в вопросах безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья достигалась путем привлечения на занятия , мероприятия в качестве основных соисполнителей родителей . Согласован - ность действий педагогов и родителей , а также их поддержка в повседневной жизни позволяли полученные знаний и умения переводить в навыки . Также при участии членов Детского общественного Совета при Уполномоченном по правам ребенка в течение года проводилась работа по созданию карты ( реестра ) состояния подростковой инфраструктуры в Липецкой области . 3. Несчастные случаи на воде , на льду . Водоемы и места для купания , как оборудованные , так и стихийные , зимние ме - ста отдыха – являются местом повышенной опасности и требуют особого внимания . Родители часто недооценивают опасность водной стихии и недостаточно контроли - руют ребенка во время его нахождения в воде или на льду . Для обеспечения безопасности детей вблизи заледеневших водоемов и на льду недостаточно разъяснительной работы . Часто получение травм связано с нахож - дением ребенка в необорудованном месте , а также нарушением правил поведения на льду . Для обеспечения безопасности детей проводился мониторинг состояния катков , горок , лыжных трасс и других объектов зимнего отдыха , размещения в общественных пространствах и образовательных организациях информационных материалов о правилах безопасного поведения на льду . В летний период при информировании важно не только донести детям и роди - телям теоретические знания по технике безопасности на водных объектах , но и дать практические знания . Так , успешно зарекомендовала себя практика обучения детей и подростков на оборудованных пляжах навыкам плавания , проведения инструктажа по технике безопасности . Безусловно , важнейшая составляющая – это мониторинг необорудованных стихийных пляжей с участием представителей МЧС , органов внутренних дел , обще - ственных организаций для пресечения несанкционированного купания в местах с вы - соким риском травматизма . По итогам проведения зимнего этапа Акции в Липецкой области было про - верено 423 организованных места зимнего отдыха детей и семей ( катки , горки , лыжные трассы и спуски , другие ) и 196 стихийно образовавшихся мест ( само - дельные катки , ледянки , иное ). В 10% случаев было выявлено травмоопасное состо - яние . В ходе системной межведомственной работы : – прекращено ( приостановлено ) функционирование 6 объектов зимнего отдыха ; – в 29 объектах приняты меры по обеспечению безопасности ; – в 11 – отремонтированы конструкции ; – в 70 – убрана территория ; – в 54 – удалено обледенение или приняты иные меры обеспечения безопасно - сти ; – в 21 – установлены предупреждающие знаки ( конструкции , ограждения ). По итогам летнего этапа Акции проверены 169 организованных мест для от - дыха и купания и 365 мест , запрещенных для купания . В 40 случаях установлены предупреждающие знаки ; оборудовано 4 места для безопасного купания . 4. Безопасность от нападения собак . Безнадзорные собаки представляют опасность в любое время года , но особенно агрессивными они становятся в летний сезон , когда формируют стаи и размножают - ся . Дети летом больше времени проводят на улице и на природе и чаще сталкивают - ся с бездомными животными . Большинство нападений , по данным исследований , совершается собаками , оказавшимися без надзора , причем часто нападения совер - шаются стаей собак . Для предотвращения нападений собак проводилось широкое информирование детей и подростков о том , как вести себя при виде собак ; проводился мониторинг мест скопления безнадзорных собак с привлечением служб к их отлову и помеще - нию в приюты . В 2023 году в рамках Акции были проверены 108 мест возможного скопления безнадзорных собак , из которых в 41 случае были зафиксированы стаи . 25 без - надзорных собак были отловлены и помещены в приюты по обращению участников Акции . 5. Предотвращение пожаров . Существует много причин возникновения пожара , но часто именно неосторож - ность и детская шалость служат поводом для огня . Обязанность каждого взрослого – разъяснять опасность спичек и легко воспламеняющихся материалов , пресекать игры детей с огнем в местах пожарной опасности , в праздничные дни не допускать игр с фейверками и хлопушками . Информирование детей и взрослых о правилах по - жарной безопасности и действиях при возникновении пожара поможет сохранить жизни детей . В течение 2023 года профилактические мероприятия в рамках Акции проводи - лись по следующим направлениям : 1. Просвещение , информирование детей и взрослых о возможных опасно - стях и способах их преодоления : – анонсирование в СМИ , на официальных сайтах и страницах в социальных сетях информации о реализуемых мероприятиях ; – создание и распространение фото - и видеоконтента по тематике Акции ( под - готовлено около 5000 различных памяток , наглядных плакатов и видеоматериалов ); – размещение в общественных местах информационных плакатов , распростра - нение листовок и промоматериалов с информацией о необходимости обеспечения безопасности детей и контактными данными ответственных структур ; – проведение семинаров - совещаний для педагогических работников , специали - стов по социальной работе для вовлечения в реализацию Акции ; – проведение просветительских мероприятий ( семинаров , лекториев , тренингов и других ) для родителей ( законных представителей ) детей по вопросам ответствен - ного родительства в сфере защиты права ребенка на жизнь ; – проведение в школах классных часов , видео - лекториев , круглых столов , дис - куссий , бесед , интерактивных занятий , онлайн - квестов , конкурсов рисунков , плака - тов и т . п . для детей с целью формирования навыков безопасного поведения . 2. Мониторинг зон повышенной опасности , проведение проверок с при - влечением широкого круга партнерских организаций и общественности : – осуществление мониторинга детских площадок и других зон повышенного ри - ска с участием общественных и родительских организаций , волонтеров ; – проведение межведомственных выездов по местам , в которых ранее выявля - лись систематические нарушения требований по безопасности детей . 3. Организация занятости детей на улице и в общественных простран - ствах : – проведение тематических культурно - досуговых мероприятий , в т . ч . для детей из семей , находящихся в тяжелой жизненной ситуации ; – поддержка школьных и родительских инициатив по организации коллективной занятости детей . Кроме того , в целях соблюдения прав и законных интересов детей на защиту жиз - ни и здоровья , обеспечения безопасности , по рекомендации Уполномоченного по правам ребенка на межведомственной основе были приняты дополнительные меры , направленные на предотвращение гибели и травмирования детей от внешних причин : – была организована работа по недопущению подростков на объекты строек и за - брошенных зданий ; – проведены рейдовые проверки мест фактического проживания семей группы риска с целью недопущения оставления ребенка без присмотра по причине само - вольных уходов , алкоголизма взрослых и т . д . В 2023 году в рамках Акции « Безопасность детства » были проверены 1013 мест проживания семей с детьми , в том числе находящихся в социально опасном положе - нии . В 9 из них отсутствовала или была неисправна охранно - пожарная сигнализация , которая была приведена в нормативное состояние . Дополнительно сигнализация установлена для 141 семьи ; автономные дымовые пожарные извещатели для 28 се - мьи с детьми . В целях совершенствования условий для безопасного детства Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области внес следующие рекомендации : 1. Рассмотреть вопрос о разработке на региональном уровне единой концепции комплексной безопасности детства , включающей программу по созданию условий для комфортного и безопасного пребывания детей в образовательных организаци - ях , на детских и спортивных площадках , в зонах повышенной опасности . 2. Совершенствовать информационно - разъяснительную работу с участниками образовательного процесса , родителями по профилактике и предупреждению трав - матизма и гибели детей . Мониторинг деятельности детских домов - интернатов для детей - инвалидов в Липецкой области Мониторинг деятельности детских домов - интернатов , в которых находятся дети - инвалиды был инициирован Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка во всей России с целью проведения оценки деятельности данных учреждений и орга - нов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по защите прав социально уязвленных категорий детей . В Липецкой области объектами мониторинга стали государственные специали - зированные школы - интернаты , осуществляющие образование по адаптивным про - граммам для детей с ограниченными возможностями здоровья , детей - инвалидов , а также детей , помещенных под надзор в организации для детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей ( далее – специализированные организации , организации для детей - сирот ), а именно : – ГБОУ « Специальная школа - интернат г . Ельца », ГБОУ « Специальная школа - ин - тернат с . Вторые Тербуны », Г ( О ) БУ « Центр помощи детям имени Э . Б . Белана » ( подве - домственные учреждения управления образования и науки Липецкой области ); – ОКУ « Елецкий специализированный Дом ребенка » ( подведомственное учреж - дение управления здравоохранения области ); – ОБУ « Реабилитационный центр Липецкой области » ( подведомственное учреж - дения управления социальной политики области ). Основной деятельностью данных учреждений является комплексная реабилита - ция детей с ОВЗ , детей - инвалидов , детей - сирот , предоставление государственных услуг по их содержанию , воспитанию , образованию , предоставление социальных услуг по оказанию психолого - педагогической , медицинской и социальной помощи , адаптации детей к самостоятельной жизни , содействию дальнейшего их устройства в семью , сопровождение замещающих семей , находящихся в трудной жизненной ситуации . В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей , в том числе , права жить и воспитываться в семье , специалистами службы сопровождения ( соци - альный педагог , психолог , воспитатели , медицинский работник ) составляются инди - видуальные планы развития и жизнеустройства ребенка , которые пересматриваются не реже одного раза в полгода . С учетом особенностей психологического , социального , медицинского статуса , потребностей и возможностей ребенка главная задача – это максимально возмож - ное сокращение сроков пребывания ребенка в организации . На момент проведения мониторинга в данных специализированных органи - зациях проживали 339 детей в возрасте от 0 до 18 лет ; на постинтернатном со - провождении находились 53 человека в возрасте от 18 до 23 лет , среди них дети с инвалидностью , с ограниченными возможностями здоровья , дети - сироты и лица из их числа . Важно отметить , что по заявлению родителей в организациях проживали 174 ребенка , из них 149 детей – стационарно ; 23 ребенка – на дневном пребывании , 2 ребенка – на пятидневном пребывании . 18 детей , имеющих родителей , были при - знаны нуждающимися в паллиативной помощи . В 2023 году из помещенных под надзор 161 ребенка - сироты устроено в се - мью 28 ребенка , что составляло 17%. « Право на семью – одно из самых приоритетных в жизни каждого человека , осо - бенно это важно не только для детей - сирот , но и детей , имеющих родителей . Ребёнок с инвалидностью воспитывается и получает необходимую медицинскую и социальную помощь или дома , в семье , или в специализированном учреждении . Конечно , в каждом конкретном случае , всё решается индивидуально , исходя из особенностей здоровья . Но отрыв ребёнка от семьи негативно сказывается на его здоровье и развитии !» Также в ходе мониторинга анализировалась организация питания в специали - зированных организациях и его соответствие возрастным физиологическим потреб - ностям , состоянию здоровья ребенка . В отделениях интенсивного ухода в 2023 году находились 40 детей - инвалидов , которые получали протертую пищу , специализи - рованные продукты лечебного питания ; 3 ребенка питались через назогастральный зонд , 4 детям была установлена гастростома . Анализ проведенного исследования позволяет отметить , что в специализиро - ванных организациях имеется хорошая материально - техническая база и кадровый состав для обеспечения воспитания и образования детей с умственной отсталостью . В учреждениях дети социализируются , обучаются бытовым навыкам , включены в процесс дополнительного образования , получают профессию . Ответственными ли - цами принимаются все меры по осуществлению своевременного устройства детей в семью . Нарушений прав и законных интересов детей в рамках проведенного мони - торинга , не выявлено . « Что самое важное при проведении мониторинга ? Качество жизни детей ! От казенщины надо переходить к уровню жизни ребенка с индивидуальными потреб - ностями . Свое личное пространство , свои вещи , любимые игрушки . Конечно , они куплены за бюджетный счет , но они должны быть индивидуальными , не безликими , не сложенными в стопочку для проверяющих ... Также и персонал должен проявлять подлинную заботу , внимание к мелочам , которые так важны для ребенка . Это необ - ходимо , если мы хотим , чтобы общество было не просто социальным , а гуманисти - чески настроенным ». Вместе с тем в ходе мониторинга выявлены следующие проблемы , требую - щие принятия дополнительных мер : 1) Низкий уровень трудоустройства лиц , имеющих инвалидность и ограниченные возможности здоровья , связанный с нехваткой или отсутствием на предприятиях оснащенных рабочих мест , адаптированных к их особым потребностям и особым ус - ловиям труда ; отсутствием мотивированности у работодателей ; 2) Удаленность коррекционных образовательных организаций , где проживают и обучаются дети - инвалиды , дети с ОВЗ от места жительства родителей , что препят - ствует их постоянному общению , взаимодействию и поддержанию детско - родитель - ских отношений ; 3) Отсутствие условий для совместного пребывания родителей ( законных пред - ставителей ) с детьми , помещенных временно по их заявлению в организации . В связи с этим , Уполномоченный по правам ребенка считает целесообраз - ным : 1. Проработать вопрос о создании необходимых условий для предоставления качественного образования детям с ОВЗ и с инвалидностью по их месту жительства в целях коррекции нарушений в развитии и социальной адаптации . 2. Рассмотреть вопрос о разработке Порядка о временном помещении в органи - зации для детей - сирот детей с законным представителем в целях нормализации от - ношений в семье , исходя из потребностей ребенка и состояния его здоровья , а также из имеющихся возможностей размещения законных представителей в организации . Одним из способов решения данной проблемы могло бы стать открытие на базе организаций отделения « Мать и дитя ». К примеру , такое отделение существовало в Г ( О ) БУ « ЦПД им . Э . Б . Белана » до 2022 года . Работа по решению данных проблем будет продолжена в 2024-2026 годах . Мониторинг доступности и актуальности информации , размещенной на официальных сайтах Открытость и доступность информации для детей и родителей ( законных пред - ставителей ) – остаются важным фактором в повышении правовой грамотности , что является значимой составляющей правозащитной деятельности . В связи с этим Уполномоченным по правам ребенка ежегодно проводится мониторинг сайтов орга - низаций и органов власти . В соответствии с рекомендациями Уполномоченного при Президенте РФ по пра - вам ребенка об анализе деятельности государственных специализированных школ - интернатов , осуществляющих образование по адаптивным программам для детей с ОВЗ , детей с инвалидностью ( далее – учреждения ), проведен мониторинг сайтов на соответствие требованиям законодательства . Мониторинг проводился в целях сбора данных , получения достоверной и своев - ременной информации , а также оценки качества предоставления услуг . Участниками мониторинга стали 13 учреждений , подведомственные управлению образования и науки Липецкой области . Сайты учреждений оснащены удобной навигацией , включающей вложенные меню , позволяющие быстро найти основные страницы . Также можно отметить , что на главных страницах сайтов имеются версии для слабовидящих , организована обрат - ная связь с родителями ( законными представителями ). Вместе с тем , выявлены и недостатки . К примеру , в одном учреждении отсут - ствовала информация об организации питания ; в 8 – наполняемость информацией осуществлялась несвоевременно и не в полном объеме , что не позволяло проанали - зировать работу по направлениям деятельности ( отсутствовали актуальные отчетные документы , не обновлялась правовая база и др .). Кроме того , был проведен мониторинг информации для детей и родителей о лет - ней оздоровительной кампании , размещенной на официальных сайтах . Данный ана - лиз был вызван многократными обращениями в адрес Уполномоченного по правам ребенка с просьбой разъяснить нормы и правила . По результатам было установлено , что действительно официальная информация была устаревшей ( за 2021, 2022 год ); отсутствовал обновленный порядок направления детей в детские загородные лаге - ря ; информация о стоимости путевки , о льготах не соответствовала действительно - сти . По итогам проведенных мониторинговых исследований с целью устранения вы - явленных нарушений , информация была доведена до сведения руководителей обра - зовательных учреждений и управления образования и науки Липецкой области . Все необходимые изменения были оперативно внесены . Мониторинг лекарственного обеспечения детей с инвалидностью в Липецкой области В Липецкой области по состоянию на 31.12.2023 проживали 4565 детей с инва - лидностью . В целях обобщения сведений о доступности лекарственного обеспече - ния детей , с учетом поступающих обращений от родителей ( законных представи - телей ), сообществ пациентов , благотворительных фондов по вопросам отсутствия некоторых лекарственных препаратов или недостаточного количества назначенных врачами препаратов ( аналогов ) в аптеках , во взаимодействии с управлением здраво - охранения региона был проведен мониторинг . Было установлено , что родители испытывали сложности со льготным обеспе - чением противосудорожными препаратами . Вместе с тем , дети обеспечивались необходимыми лекарственными препаратами за счет средств федерального , регио - нального бюджетов , фондов НКО . Кроме того , имелась практика перераспределения лекарственных препаратов между регионами , а в аптеках выдавали аналоги или дже - нерики назначенных лекарственных препаратов . В 2023 году в адрес Уполномоченного по правам ребенка поступило 8 жалоб на проблемы с лекарственным обеспечением . К сожалению , по одному обращению во - прос не решен в течение года и по ходатайству Ю . Н . Тарана в настоящее время рас - сматривается одним из крупных благотворительных фондов России . Мониторинг мер помощи семьям с детьми , оказавшимся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении По инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка М . А . Львовой - Беловой был проведен всероссийский мониторинг мер помощи се - мьям , нуждающимся в помощи государства . Данные мониторинга были использова - ны при подготовке сборника Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребен - ка « Свод мер помощи семьям с детьми , оказавшимся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении » ( Москва , 2023). Главная задача – это оказание комплексной помощи для сохранения для детей семейного окружения . С этой целью были проанализированы меры социальной , психологической , юридической помощи семьям с детьми , оказавшимся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении . Кроме того , были изучены вопросы медицинского сопровождения родителя и ребенка ; улучшения жилищно - бытовых условий ; содействия в трудоустройстве и повышения родительской компе - тентности и юридической грамотности родителей ( законных представителей ). Уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области начата проработка во - проса о принятии дополнительных мер , направленных на оказание содействия ро - дителям в преодолении алкогольной , токсической или наркотической зависимостей . Работа по данному направлению будет продолжена в 2024-2025 годах . Несмотря на комплекс мер помощи , по - прежнему востребованной остается форма временного устройства ребенка в учреждения для детей - сирот и детей , оставшихся без попечения родителей , на основании трехстороннего соглашения или устройство в специализированное социальное учреждение по заявлению родителя и ( или ) ребенка . В целях обеспечения государственных гарантий защиты прав детей , на контроле у детского правозащитника Ю . Н . Тарана находились вопросы жизнеустройства де - тей , имеющих родителей , но в силу ряда обстоятельств , находящихся в учреждениях . В 2022 году был представлен Специальный доклад Уполномоченного по правам ребенка « О совершенствовании отдельных направлений межведомственно - го взаимодействия по защите прав и законных интересов детей в Липецкой области », в котором были даны рекомендации принять меры по максимальному сокращению времени пребывания несовершеннолетних , имеющих родителей , в уч - реждении . По данным мониторинга 2023 года в Центре помощи семье и детям « Большая Медведица » ( областное бюджетное учреждение , подведомственное управлению со - циальной политики Липецкой области ) более 6 месяцев находилось 17 детей , из них : – шел судебный процесс о лишении родительских прав или ожидалось вступле - ние в силу судебного решения (13 детей ); – готовились документы на лишение родительских прав (1 ребенок ); – осуществлялись розыскные мероприятия одного из родителей (2 ребенка ); – готовились документы для передачи под опеку одного ребенка . Данные показатели свидетельствуют о проводимой комплексной и системной работе органов и учреждений системы профилактики правонарушений и безнад - зорности несовершеннолетних по принятию мер по жизнеустройству ребенка в семью . Мониторинг летней оздоровительной кампании Летняя оздоровительная кампания – важная форма доступного организован - ного отдыха для несовершеннолетних , которая , с одной стороны , оказывает ярко выраженный воспитательный эффект в умении быть в команде , развивать свои твор - ческие , умственные , спортивные и иные способности , а с другой – снижает у детей риски развития вредных привычек и противоправного поведения . Цель мониторинга – анализ организации отдыха и оздоровления несовершен - нолетних , включая детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоро - вья . Особое внимание уделялось доступности организаций отдыха и оздоровления , в том числе архитектурной составляющей , программам отдыха , организации питания , а также обеспечения безопасности в каникулярный период . Мониторинг проводился сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам ре - бенка с июня по август отчетного года . Всего были посещены 6 детских загородных лагерей . В ходе мониторинга проверены условия пребывания , организация досуга и пита - ния , наличие различных кружков ; были изучены вопросы обеспечения безопасности , организация работы и инфраструктура лагерей с обязательным посещением столо - вой , жилых корпусов , спортивных объектов и зон отдыха . Важный вопрос – воспитательная программа лагеря . Поэтому особое внима - ние уделялось использованию широкого спектра профилактических мероприятий , направленных на запрет курения , мата , некорректного поведения . Также в летний период при содействии Уполномоченного по правам ребенка про - водились мероприятия по правовому просвещению совместно с областной комис - сией по делам несовершеннолетних и защите их прав , УМВД России по Липецкой области , Службой 112. Установлено , что в лагерях созданы различные формы организации каникуляр - ного отдыха , проводились специализированные смены , реализовывались разнофор - матные программы . Так , в оздоровительно - образовательном центре « Звездный » функциониро - вал военно - патриотический лагерь « Авангард », который является центром подготов - ки курсантов с уникальной технологией и методикой проведения военных сборов для учащихся . Кроме того , на базе лагеря в 2023 году была организована специализиро - ванная смена для « трудных » подростков . Детский лагерь « Форест Кэмп » – единственный загородный частный лагерь из официального реестра организаций отдыха и оздоровления Липецкой области , специализируется на языковой среде и привлекает детей из различных регионов страны . Культурно - развивающий центр « Спартак » ежегодно проводит профильные смены . В 2023 году прошла интересная профориентационная неделя « Шаг в мир профессий : инновационные технологии ». Возможность для ребят прикоснуться к большому миру профессий была организована Центром опережающей профессио - нальной подготовки Липецкой области . Ребята попробовали себя ( хотя пока только в виртуальной реальности ) в роли крановщика , пожарного , токаря , мастера по покраске автомобиля , логиста , па - рикмахера , профессионального видео - оператора . Кроме того , дети научились 3D- моделированию , пилотировали дроны ; планировали бизнес - управление . Такое многообразие форм работы сочеталось с традиционной для лагеря профессиональ - ной подготовкой танцоров и хореографов , фехтовальщиков , ушуистов и дзюдоистов , а также детей из многих других известных коллективов . По итогам проведенного мониторинга установлено , что постепенно улучша - ется инфраструктура лагерей : оборудованы спортивные площадки , появились места для занятий физкультурой и спортом . По состоянию на момент посещения , нару - шений прав детей не выявлено . Только в одном из лагерей имелось складирование строительных материалов и брошенного старого игрового оборудования , а также неогороженное строение типа колодца , представляющие угрозу безопасности детей . По итогам рассмотрения ре - комендаций Уполномоченного по правам ребенка , все замечания в течение месяца были устранены . « Любой лагерь – это прежде всего дети ! Какое должно быть лето ? Ответ одно - значный : безопасное ! Поэтому так важно научить ребёнка правилам поведения , чтобы он знал , как можно себе помочь или куда обратиться за квалифицированной помощью ». По результатам мониторинга , Уполномоченный по правам ребенка рекомен - дует : 1) Проработать вопрос о проведении модернизации или капитального ремонта имеющихся организаций с учетом установки элементов доступной среды ; 2) Уделить большее внимание летнему отдыху и занятости подростков , состоя - щих на различных видах профилактического учета ; 3) Повысить информированность родительского сообщества о порядке органи - зации летнего отдыха и льготном обеспечении ; 4) Рассмотреть вопрос об изменении возрастной категории детей , подлежащих обеспечению путевками для отдыха и оздоровления в загородных детских лагерях , до 17 лет ( включительно ); 5) Установить вариативность сроков пребывания детей в детских лагерях от 7 до 30 дней ; 6) Усилить воспитательную и научно - методическую составляющую при разработ - ке и внедрении программ и проектов профильных смен . Работа в данном направлении будет продолжена в последующие годы . Участие в мониторинговых исследованиях уполномоченных по правам ребенка в субъектах ЦФО Помимо мониторингов , проведенных по собственной инициативе , Уполномочен - ный по правам ребенка в Липецкой области принимал участие в различных всерос - сийских и межрегиональных мониторинговых исследованиях . Так , в 2023 году была подготовлена и направлена необходимая аналитическая информация , обобщалась и изучалась правоприменительная практика в регионе . Данная информация использовалась для выявления фактов нарушения законных ин - тересов несовершеннолетних и для содействия их устранению . В основном , иници - аторами мониторингов выступали уполномоченные по правам ребенка из субъектов РФ . Основная тематика исследований в отчетном периоде : – региональные меры социальной поддержки детей мобилизованных граждан ; – меры поддержки , направленные на погашение задолженности детьми - сиро - тами , детьми , оставшимися без попечения родителей и лиц из их числа , по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ; – меры , направленные на ограничение потребления безалкогольных тонизирую - щих ( энергетических ) напитков несовершеннолетними ; – поступление детей , оставшихся без попечения родителей , в профессиональ - ные образовательные организации ; – государственная регистрация рождения ребенка в случае его рождения вне ме - дицинской организации ; – восстановление дееспособности или отмена ограничения в дееспособности молодых людей с инвалидностью ; – порядок выплаты в связи с рождением первого ребенка отцу ребенка , в случае лишения родительских прав матери , ее смерти , для которой этот ребенок является вторым по рождению ; – обеспечение детей с инвалидностью , с ограниченными возможностями здоро - вья бесплатным горячим двухразовым питанием ; – организация работы с суицидальным поведением несовершеннолетних ; – практика рассмотрения дел о помещении несовершеннолетних в Центр вре - менного содержания несовершеннолетних правонарушителей ; – порядок предоставления бесплатных путевок в загородные детские оздорови - тельные лагеря детям - сиротам , детям , оставшимся без попечения родителей и стои - мость путевок и питания в организациях отдыха и оздоровления ; – предоставление некачественного или неблагоустроенного жилого помещения детям - сиротам и детям , оставшимся без попечения родителей ; – жизнеустройств детей - сирот , детей , оставшихся без попечения родителей , прибывших с территорий ДНР , ЛНР , Запорожской и Херсонской областей ; – практика организации процесса обучения несовершеннолетних правонаруши - телей ; Продолжение на 11- й стр . Продолжение . Начало на 7–9- й стр .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz