Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2024 г. (г. Липецк)

П˛˙˟ː˜˜˓˙˘ˋ˖˦ 23 ǾЛИПЕʭКАЯ ГАЗЕТАǿ 27Ȁ 03Ȁ 2͠ ʘЕЗ ʧОʶЛʶǡ НО ʨ lzАʚОТОМǨ СЕРГЕЙ Т̞ЛЕНЕВ Ȅ СОЛИСТ ДОМА МУЗЫКИ В СИМ̔ОНИЧЕСКОМǡ ДУХОВОМ ОРКЕСТРАХǡ «ЛИДǦПРОЕКТЕ»ǡ УЧАСТНИК ТРИО В ПРОЕКТЕ «БЕЗ РО̟Л̟»ǡ ДИРЙЕР ЛИПЕЦКОГО ДУХОВОГО ОРКЕСТРАǡ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОБЛАСТНОГО КОЛЛЕД̆А ИСКУССТВ ИМЕНИ К.Н. ИГУМНОВА. Татьяна Щеглова О том, что требуется для того, чтобы стать музы- кантом и как можно од- новременно играть в симфони- ческом оркестре и легендарных рок-группах 90-х, он рассказал «Липецкой газете». «Пород˓˜т˦˔» ˓н˜трумент Сергей вырос в музыкальной семье: его мама Нелли Павлов- на много лет преподавала в дет- ской музыкальной школе №3 г. Липецка, вела сольфеджио и хор. По словам Сергея, он много времени проводил у неё на рабо- те. Поэтому неудивительно, что в 7 лет стал обучаться музыке. Была выбрана академическая гитара, занимался у Валерия Ни- колаевича Беляева. Но когда юному музыканту исполнилось 10 лет, директор ДМШ №3 Виктор Алексеевич Бахметьев предложил освоить ещё один инструмент – фагот, чью партию некому было испол- нять в школьном оркестре. Это и предопределило судьбу будущего профессионального музыканта. Кстати, музыкальную школу Сергей всё-таки окончил с дву- мя дипломами – как гитарист и фаготист. На фаготе он обучался у Анатолия Григорьевича Лю- барского, занятия с этим заме- чательным педагогом продолжи- лись в Липецком музыкальном училище. Позже Сергей окон- чил и Гнесинскую академию ис- кусств в Москве. Он до сих пор вспоминает пережитую радость, когда в му- зыкальном училище ему дали для занятий хороший инструмент. В тот год учебное заведение приоб- рело два фагота – а для каждого музыканта такой подарок судьбы во всех смыслах дорогого стоит. На профессиональном сленге инструменты делятся на «двор- няжек» и «породистых». Уже на 2-м курсе колледжа Сергея при- гласили в Липецкий симфони- ческий оркестр и выдали «поро- дистый» немецкий фагот, на нём он играет уже 30 лет. – В оркестр меня пригласил дирижёр Александр Борисович Сиднев, — вспоминает Сергей Тюленев. – Он оказал большое влияние на моё музыкальное развитие, рекомендовал учиться дальше и не останавливаться. Но больше всего я работал с Гар- рием Минеевичем Оганезовым, ХОТЯ МНЕ С ДЕТСТВА БЫЛО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО СТАТЬ МУЗЫКАНТОМ, МНОГОЕ ЛЮБЛЮДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ. МОГУШКАФ СОБРАТЬ, МАШИНУ ПОЧИНИТЬ, СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ПРЕДПОЧИТАЮПРОВОДИТЬ В ГАРАЖЕ Сергей Тюленев последние 14 лет – с Констан- тином Владимировичем Барко- вым. За эти годы наиграно много музыки. Теперь уже в нашем сим- фоническом оркестре рядом со мной играют два моих учени- ка – Олег Помощников и Дани- ил Лунёв. Но˜та˖˧г˓˪ ˚о 90Ǧм В юношеские годы, в конце 90-х – начале 2000-х, мне нрави- лось играть в рок-группах, хотя мама-музыкант не разделяла этих пристрастий. Моё поко- ление наверняка помнит груп- пы «Хавчик Forever» Максима Мухина, сейчас он снимается в телесериалах, «Пастер Nuck» и Los Bananas. Мы даже выезжа- ли в Москву, играли в клубах, участвовали в записях. Фагот был нашей фишкой. Группа Los Bananas стала фаворитом Ли- пецка, собирала полные залы, побеждала в конкурсах и воз- главляла локальные фестивали альтернативного рока. А ещё работал с музыканта- ми Ириной Астапкиной и Ан- тоном Холоповым. Совместно с Антоном мы собрали группу «Оркестр чуждых вдохновений «Татум». Там играли кавер-вер- сии прогрессивных рок-групп и авторскую музыку Антона. Это было настоящее содружество единомышленников. Всё это – одновременно с репетициями и выступлениями в симфониче- ском оркестре. Сейчас, когда я играю на больших концертах с расширен- ным составом «ЛИД-проекта», включающим в себя барабанщика ДмитрияСтульнева и бас-гитари- ста Дмитрия Данилова, испыты- ваюполуностальгическое чувство по ушедшим в прошлое 90-м го- дам. У «ЛИД-проекта» джазовые стандарты и фольклор, которые прошли через авторское виде- ние – и это подкупает и трогает. В˚ерˍ˦е уˍ˓де˖˓ ˍа˖торну Проект «Без рояля» приду- мала виолончелист Эльвира Бо- кова. – Есть много интересных нот, написанных для двух вио- лончелей, — поясняет Сергей. – В том числе концерт Антонио Вивальди с оркестром. Партию виолончели отлично замещает фагот, и Эльвира предложила сыграть с ней дуэтом. Позже к нам присоединился Андрей Урывский с валторной. Аран- жировки делает Андрей, а я при необходимости редактирую. Презентовали наше трио в галерее «Буксир» — зрителям понравилось, и мы продолжи- ли выступать на разных сцени- ческих площадках. Конечно, прежде всего в Доме музыки и в школах для детей. Проекту пол- года, но он уже пользуется попу- лярностью. Мы не только игра- ем, но и беседуем со зрителем. Каждый из нас в доступной лёг- кой форме рассказывает о своём инструменте, об исполняемых произведениях. В ходе концерта возникает тесная взаимосвязь со слушателями – юными и взрос- лыми, даже шутим. Такой вот формат выступления. – Вы удивитесь, узнав, что большинство из школьников ни разу не видели моего инстру- мента, валторну, и даже виолон- чель, — рассказывает Сергей. – «Без рояля» — это некая миссия, имеющая большой просвети- тельский смысл. Загадка Короˍ˧еˍа Так что же такое на самом-то деле фагот? «Это язычковый де- ревянный духовой музыкальный инструмент басового, теноро- вого, альтового и частично со- пранового регистра, пишут му- зыковеды. Имеет вид согнутой дугообразной длинной трубки. В разобранном виде напоминает вязанку дров, оттого и получил свое название. Fagotto в перево- де с итальянского буквально и означает «связка прутьев». В романеМихаила Булгакова «Мастер и Маргарита» глумли- вого и остроумного Коровьева 46 раз называют Фаготом. Ис- следователи расходятся во мне- нии: то ли оттого, что писатель тем самым подчеркнул его длин- ную жилистую фигуру, то ли от- того, что придумал для персона- жа гнусавый голос. Музыкантам известно, что верхние ноты фа- гота звучат несколько гнусаво и сдавленно. А в симфонической сказке Сергея Прокофьева «Петя и волк» фагот озвучивает Дедуш- ку. По интонации – ворчливо- го и шаркающего ногами. Его партию фаготисты исполняют начиная с музыкальной школы. – Почему композитор вы- брал для него эту роль – мне неведомо. Просто так захо- тел, — комментирует Сергей. — На самом-то деле, фагот – ин- струмент красивый и нежный, и внешне и внутренне. Богатый тембрально, экспрессивный на всём диапазоне. На вопрос о том, отчего стал дирижёром духового оркестра, Сергей отшутился. Дескать, каж- дый музыкант, который работает в оркестре, считает, что он лучше чем тот, кто стоит за пультом. – Считаю, что я помощник тех, настоящих дирижёров, — уже серьёзно продолжил Тюле- нев. – А я просто репетирую или замещаю, когда в силу каких-то причин они не могут выйти к оркестру. Чтобы стать музыкантом, требуется большое трудолюбие. Раньше занимался по несколь- ко часов в день, сейчас, конечно же, меньше. Наработан большой репертуар, пришёл опыт. Хотя каждый год стараюсь предста- вить сольный концерт с симфо- ническим оркестром. Жена Сергея вокалист, поёт в камерном хоре Дома музыки. Сыну 18 лет, но родители пре- доставили ему самому выбрать будущую профессию, и дома с ним не спорят из-за неправиль- ной ноты «ля». – Хочу обратиться к роди- телям, – говорит по этому по- воду маэстро. – Конечно, ваши дети самые лучшие и талантли- вые. Но надо прислушаться к их мнению, и если они не хотят заниматься музыкой, то надо переключаться на другую дея- тельность. Чтобы потом, в зре- лом возрасте, они не сожалели об упущенных возможностях. А если человек по-настоящему живёт музыкой, то у него талант проявится в любом возрасте. Свою профессию надо любить. Это главное. Сергей 38 лет играет и соли- рует на фаготе, и ему, конечно, виднее. Фото из архива Дома музыки В РОМАНЕ ʣИХАИЛА БУЛГАКОВА «ʣАСТЕР И ʣАРГАРИТА» ГЛУМЛИВОГО И ОСТРОУМНОГО КОРОВЬЕВА ͠ 6 РАЗ НАЗЫВА̞Т lzАГОТОМ. ИССЛЕДОВАТЕЛИ РАСХОД̟ТС̟ ВО МНЕНИИǣ ТО ЛИ ОТТОГОǡ ЧТО ПИСАТЕЛЬ ТЕМ САМЫМ ПОДЧЕРКНУЛ ЕГО ДЛИННУ̞ ̆ИЛИСТУ̞ ̔ИГУРУǡ ТО ЛИ ОТТОГОǡ ЧТО ПРИДУМАЛ ДЛ̟ ПЕРСОНӐА ГНУСАВЫЙ ГОЛОС. Сергей Тюленев, Эльвира Бокова и Андрей Урывский в проекте Дома музыки «Без рояля»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz