Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
Е сли что-то не ладится — крась! Это Наталья давно поняла, поэтому предпочитает неприятности «за- крашивать» кистью и красками. В ход идут ткани и разные поверхности. А вот рождение куклы не терпит плохого на- строения. За неё художница берётся, когда на душе тепло и светло. Прежде чем появились её Добруш, Поплавок, Ниночка, она вязала крючком зверушек, делала ватные игрушки, плела из бисе- ра, создавала макраме. Венцом своего творчества считает куклу, изготовленную в смешанной технике. Её создатель вы- ступает одновременно в роли модельера, художника и даже в скульптора. — Такая кукла вбирает в себя все та- ланты автора. Рождение образа начина- ется с создания головы, которую я делаю из японского самозатвердевающего пла- стика. С ним работаешь, как с глиной, вылепливаешь мимику, глаза. Этот мате- риал лёгкий, он сделан на основе целлю- лозы, поэтому сохнет быстро, — говорит мастерица. Создание куклы — дорогое удоволь- ствие. Наталья выбирает для своих кра- савиц только натуральные материалы из хлопка и льна, использует шёлковые ленты, ручное кружево. На волосы идёт шерсть козы. Даже башмачки куклам по- рой делает из кожи. Обращает внимание на детали. В вязанную сумку гнома Доб- руша она может положить красивую бу- сину, которая по задумке автора превра- щается в камень с доброй энергией. Если к нему притронешься, обязательно улыб- нёшься. — Такие истории нравятся будущим хозяевам кукол. Одно дело просто пора- доваться «милоте», а другое — знать, что игрушка несёт радость, и ты уже включа- ешься в какое-то доброе действо, — гово- рит Наталья. Пупсик и˒ детства Эти сказки Наталья придумывает в момент создания куклы. Они оживают, как только художница нарисует им глаза. Появляется взгляд, и тут уже игрушка сама начинает «рассказывать» о себе. Она как будто выбирает будущий об- раз. Наталья, глядя на новорождённого персонажа, уже видит, в какую одежду его нарядить и какого цвета будут у него башмачки. Кукла может даже подска- зать своё имя, в котором отразится её характер. —Одну свою куклу я назвала По- плавок, вспомнив счастливые дни моего детства. Маленькой девочкой я отдыхала с родителями на море. За то, что бесконечно ныряла в воду, меня прозвали поплавком. Теперь такое имя и у моей любимой иг- рушки. Я даже связала ей крохот- ную золотую рыбку, чтобы у неё также появилась своя сказочная история, — говорит Наталья. Рождение куклы — все- гда загадка. Образ будущей игрушки порой подсказы- вают выставки, винтаж- ные открытки с наивны- ми рисунками, персонажи известных на весь мир ху- дожников-кукольников. Наталья даже делала копию одной из кукол немецких братьев Хойбах, которые в середине XIX века имели в Германии свою фабрику по производству фарфоровых красавиц. Но особенно дорога мастерице та, чей образ навеял любимый пупсик, с которым иг- рала в детстве. Мама Натальи сохранила эту драгоценную игрушку. — Я очень люблю дождливую погоду: когда была маленькой, в это время сидела дома и шила одежду для пупсика. Удиви- тельно, но куклы сопровождали меня всю жизнь, — говорит мастерица. Наталья, даже когда работала глав- ным бухгалтером на производстве, не забывала о творчестве. Однажды попав на международную выставку «Искусство куклы» в Москве, поняла, что хочет кру- то изменить свою жизнь. Ушла со ста- бильной работы и открыла небольшую творческую студию, стала создавать интерьерные игрушки и поняла, какое это счастье — заниматься любимым делом. Игрушки леˢат и соˢувству˩т Все куклы Старушкиной рано или поздно находят свой дом и своего хозяина. Некоторые поку- патели возвращаются к мастерице за следующей игрушкой и создают уже коллекции сказочных персона- жей. Художница старается не повто- ряться, у новорождённой куклы обязательно появляется но- вое платьице и другие ак- сессуары. —Своим девочкам и мальчикам при- даю нейтральное выражение. Хохочу- щая игрушка вряд ли вызовет ответное чувство у смотрящего на неё человека. Зато куклы со сдержанными эмоциями способны «зеркалить» настроение. Если зрителю радостно, то и они как будто улыбаются, а если грустно, то в игрушеч- ных глазах человек прочтёт сочувствие. Поэтому я стараюсь дать человеку воз- можность взаимодействовать с игруш- кой, — рассказывает кукольница. Куклы Старушкиной живут в разных странах мира. Все они когда-то сами вы- брали хозяев. Однажды на ярмарке «Со- рока базар» Наталья выставила свои иг- рушки, среди которых был карапуз Витя. Одна очаровательная дама подошла к ней и стала расспрашивать мастерицу, что это за чудесная кукла. И тут оказалось, что игрушка — едва ли не точная копия маленького сына покупательницы, кото- рого тоже зовут Витя, и она конечно же приобрела куклу. — У меня был удивительный дель- фин в пиджаке по имени Майкл. Я всегда почему-то думала, что он из какой-то скандинавской сказки. Оказалось, дельфин сейчас живёт в Финляндии. Я знаю, в какие дома попадают мои игрушки. Мне обязательно коллекционеры присылают фотоотчёты, — делится На- талья. Случается так, что ку- клы спасают художницу от недугов. Когда она заболела коронавиру- сом, ей было тяжело даже встать с постели, но тут пришёл на под- могу недоделанный Бу- ратино. Всю неделюмастерица создавала его образ и даже не заметила, как хворь прошла. Наталья состоит в группе единомыш- ленников-кукольников «Зазеркалье». Всего в ней 20 увлечённых художников. Они ежегодно проводят различные вы- ставки. В прошлом году это были иг- рушки по теме «Ретро-цирк». В этом году — «Винтажная открытка». Впереди рукодельниц ждёт творческое испытание «Пушкин — наше всё». — Нам, кукольникам, как любым творческим людям, хочется получить добрые отзывы от зрителей. Мы делаем наши игрушки для людей и счастливы, если человек влюбится в творение наших рук, — говорит художница. Фото Ольги Беляковой М˓р ˞в˖еˢен˓˔ 29 «ЛИПЕʭКАЯ ГАЗЕТА» 09 / 03 / 23 КlsКЛʲ ИЗ «ЗАЗЕʧКАЛʳЯ» ʧождение куклы Ȅ всегда загадка. Её образ могут навеять мечты художницы или впечатления от посещения выставки. КУКЛЫ С НЕЙТРАЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ СПОСОБНЫ«ЗЕРКАЛИТЬ» НАСТРОЕНИЕ. ЕСЛИ ЗРИТЕЛЮРАДОСТНО — ОНИ КАК БУДТО УЛЫБАЮТСЯ, ЕСЛИ ГРУСТНО — ОНИ ПОСОЧУВСТВУЮТ ТОМУ, КТО ВОЗЬМЁТ ИХ В РУКИ Наталья Старушкина ʛля Натальи Старушкиной создание куклы Ȅ будто творение целого мира, где главенствует не она, а рожда̞щийся в душе образ. Вместе они «придумыва̞т» сказку, в котору̞ поверит будущий владелец игрушки. Куклы помогли Наталье превратиться из ̝кономиста в художника. Теперь мастерица Ȅ постоянная участница крупных выставок, в том числе в Москве. Дарья Шпакова «Живые» куклы Натальи Старушкиной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz