Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

С воё единственное стихо- творение военный кор- респондент, фотограф, соавтор пятитомного труда «Великая Отечественная война в фотографиях и документах», капитан запаса Иван Алексан- дрович Нарциссов написал на обратной стороне фотографии, которую в 1942 году отослал сво- ей маленькой дочке Марианне в Липецк: «Слушай меня, детка! Слушай, Марианна! Папа твой вернётся — поздно или рано…» С винтовкой, старенькой «лейкой» прошагал Нарциссов по передовым до самого Берли- на. Его снимки — та самая клас- сика фронтового жанра. В годы войны их публиковали во мно- гих газетах. А после Победы — в периодических изданиях Липец- ка, Москвы и многих-многих го- родов страны. Каждый снимок связан с чьей-нибудь судьбой. Да, не о каждой судьбе мы теперь знаем. Но историю некоторых фото- графий Нарциссов описал в своём дневнике, который перед смертью передал в Государ- ственный архив Липецкой обла- сти. Эта небольшая бесценная тетрадь. Открыла — и не могла уйти из архива до позднего ве- чера, с замиранием сердца раз- бирая слова на пожелтевших страницах. Мне выпало счастье держать в руках живую историю. И та са- мая классика фронтового жанра обрела новую глубину — когда фотография, историю которой ты узнаёшь, раскрывает перед тобой эпоху и людей, ковавших Победу. Написьманетответа Этот снимок сделан в одном из немецких городов весной 1945 года. Перед солдатом лежит регистрационная книга. Сюда он записывал имена, фамилии и адреса людей, которых накану- не освободили из фашистской неволи. На следующий день им предстояло возвратиться домой. Солдата зовут Алексеем, а фамилию в дневнике Нарцис- сова я разобрала плохо и не ру- чаюсь за абсолютную точность (скорее всего, Титаренко). Он родом из Минска, был призван в армию осенью 1940-го года и известие о начале войны встре- тил на службе. Дома у Алексея остались мама, бабушка и две младшие сестры, школьницы. До войны письма от родных Алексей получал регулярно. И— перестал… Конечно, он знал об оккупации. Доходили вести и о зверствах фашистов, и о массо- вых казнях, и о подпольном со- противлении. Алексей утешал себя: может, всё-таки удалось эвакуироваться? Спастись? Может, живы, не попали под расстрел? Сам же солдат воевал ис- правно. Грудь украшали медали, правда, не обошлось без ране- ний. Так шло время — трудно, мучительно, рискованно, между боями и постоянным страхом за родных. И вот настал дол- гожданный день, когда наши войска освободили Минск. Как радовался Алексей! Он стал пи- сать домой каждый день. Писал маме, соседям, перебирал в па- мяти всех знакомых, которые могли бы получить весточку. Но тщетно…Почта молчала… Помните произведение «...А зори здесь тихие»? Боец Соня Гурвич тоже была родом из Минска. Ина вопрос: «Родители есть?» — ответила: «Пожалуй, сиротствую…». Вот и в Алексее эта мысль с каждым днём становилась всё крепче. Он приказывал себе думать только о Победе, а уже после войны вернуться домой и всё увидеть свои- ми глазами. Но приказ не всегда можно выполнить. За минуту до встречи И вот — день, запечатлён- ный на фотографии. Алексей сидел за столом. Рядом с ним— измождённые, смертельно устав- шие, ещё не до конца осознав- шие свободу люди. Алексей не смотрел на них, непрерывно за- писывал, что ему диктовали, то и дело повторяя: «Следующий!». —Следующий! —… —Следующий! — Титаренко Анна, Минск. —Следующий! —… —Следующий! —… И вдруг отчаянно и сильно ёкнуло сердце. Что же это он? Записал машинально — и даже не задумался? Алексей поднял голову, но никого не узнал. И, боясь поверить своему счастью и упустить его, крикнул прямо в толпу: — Аня! Анечка! Сестрёнка! Никто не ответил. Толпа за- молчала. —Сынок, тут твоя сестра? — ласково спросила какая-то жен- щина. Алексей кивнул — говорить он уже не мог, душили слёзы. — Что же мы, бабоньки? — спросила женщина, обращаясь к остальным. — Давайте хором! — Аня! А-неч-ка! Имя подхватили все. Эти люди хорошо понимали чужое горе. Впереди их ждала Родина, разрушенные дома, разлучённые семьи. Каждому предстоят дол- гий путь, радостный и горький. И все были рады, что вот сейчас, в эту минуту, они чью-то дорогу к счастью сделают короче. — А-неч-ка! А-неч-ка! Толпа расступилась, пропус- кая худенькую девочку. Алексей посмотрел на неё недоверчиво, чуть не решив, что обознался. И вдруг встал, бросился к девочке, обнял и заплакал. Она заплакала тоже. Оказалось, что в живых у Алексея больше не осталось ни- кого. Бабушка в дни оккупации спустилась в погреб, где были спрятаны кое-какие продукты. Фашисты заметили это и броси- ли туда гранату. Маму и вторую сестрёнку сожгли. А Аню (в то время она была ещё крепкой де- вочкой) определили на работы в Германию. Всё это время она верила, что брат жив и спасёт её. Фото Ивана Нарциссова lzОТОГʧАlz ОТ ʘОГА Уже в 12 лет Иван Нар- циссов (1913—1986) увлёкся фотографией, а в пятнад- цать опубликовал свою первую заметку в газете «Липецкая коммуна». По- священа она была Верх- нему парку. В 1939 году по направлению комсомола Иван Нарциссов работал фотокорреспондентом в республиканской молодеж- ной газете «Комсомолец Киргизии» в городе Фрунзе. За год до Великой Отечественной войны был призван в Красную Армию, служил в Турк- мении радистом. Вой- ну Нарциссов начал с октября 1941 года под Ельней Смоленской области, а завершил в Берлине. Победу встре- тил с двумя орденами Красного Знамени, ор- деном Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Москвы». По- сле войны публиковал свои работы во многих изданиях, работал фото- корреспондентом в га- зете «Ленинское знамя». Библиография журна- листских работ, посвящён- ных жизни и творчеству Нарциссова, огромна. А в 2011 году вышла книга «Война крупным планом», на страницах которой были собраны его лучшие фронтовые фотографии. Вскоре в доме на улице Космонавтов, где в послед- ние годы жил Нарциссов, установили мемориальную доску. АНЯǨ АНЕЧКАǨ СЕСТʧʽНКАǨ Этой публикацией мы открываем цикл материалов-историй военных фотографий Ивана Александровича Нарциссова. История этой фотографии позволяет глубже понять ту далёкую эпоху и людей, ковавших Победу. lzотографии зачастую остаются немыми свидетелями своей эпохи. Но историю этого снимка, сделанного в далёком 1 9 4 5 году нашим земляком, фронтовым корреспондентом Иваном Нарциссовым, удалось восстановить. Называется он ǼСоветские граждане, освобождённые от фашистского рабстваǽ. Но мне кажется, что другое его название было бы точнееǣ ǼЗа минуту до встречи с сестройǽ. Софья Милютинская Бранденбургских ворот, Берлин, Фото Ивана Нарциссова «Советские граждане, освобождённые от фашистского рабства» ʟс˝ори˪ ˒а ˕аˏро˗ 23 «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 01 / 03 / 23 Иван Нарциссов на фоне 1945 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz