Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
Сплошь унылые лишние люди, маленькие люди. Не о томписали НиколайВасильевич, ФёдорМи- хайлович, Лев Николаевич. А что творят с русской драма- тургией, с прославленными опе- рами бесстрашные режиссёры- экспериментаторы! Впрочем, они не церемонятся и с зарубеж- ными авторами. Границы между культурой и массовой культурой уничтожаются. Всё превращает- ся в развлекательное зрелище. Хорошо ещё, если без голых пер- сонажей и матерных диалогов. А над скрепами, над взлётами духа эти господа вовсю потешаются, иронизируют, издеваются. Между тем, у России особая миссия — она спасает и свою, и мировую культуру, традиции, надежды. И я аплодирую, когда на нашем канале рассказывают о Франциске Ассизском, который в любом человеке видел брата. И даже к животным, растени- ям, стихиям обращался «братец волк», «братец солнце», «братец ветер». Он оказывается так бли- зок русским философам-кос- мистам, поэтам Хлебникову и Заболоцкому, прозаикуМихаилу Пришвину. Западу с его новыми ценностями, церковью сатаны, верой в то, что весь свет кроме Штатов и Евросоюза — дикие джунгли, святой Франциск не шибко нужен и важен. Вот и приходится нам его защищать. Вместе с Гоголем, Чеховым, Му- соргским. Начнут ли, наконец, соответ- ствовать этой миссии и другие каналы, кроме «Культуры», за- ботясь в первую очередь о про- свещении, воспитании, а не о рейтингах и денежных потоках за рекламу? Иллюстрация Виктории Лобановой сия существует на земле преда- тельство и убийство. Как заˤиˤать к˞льт˞р˞ǫ А нуждается ли наша культу- ра в защите? Может, достаточно её, так сказать, просто предъ- явить, издать хорошую книгу, поставить хороший спектакль, показать хороший фильм? Чем, кстати, худо-бедно как раз и занимается канал «Культура». Беда, однако, в том, что делается это ещё на одном-двух федераль- ных каналах. Остальные культу- ре предпочитают масскульт. А если уж и вести речь о защите нашего культурного на- следия, наших достижений, то меньше всего стоит смотреть, что происходит за кордоном. У нас и своих энтузиастов, отме- няющих признанные достиже- ния, великие имена, немало. Один небездарный бойкий писатель прямо-таки специали- зируется на этом. Он объявил всю русскую словесность, начиная с Пушкина, скучной и депрес- сивной. Нет у классиков россий- ских неунывающих авантюри- стов, искателей приключений, победителей, вроде Д’Артаньяна. празднуя труса — неровён час, придётся за Родину постоять. Кто-то предпочёл Родине свою недвижимость вЮрмале или под Парижем. За талантливых бегле- цов, конечно, обидно. Но не зря сказано грубовато, но справедли- во: талант, как прыщ—на любом носу может вскочить. Он отнюдь не всегда сочетается с порядоч- ностью, честностью, верностью. Мы их смотрели, слушали, обо- жали. А они нас едва терпели и тихо презирали. А в час испы- таний переметнулись на другую сторону. Там для них свои. Ну и бог им судья. А вот кое-кто из оставшихся тревожит. И не только артистка, рифмующая Родину с уродиной и посылающая деньги на Укра- ину. Ещё хуже звёзды, которым всё равно. Они просчитали: за границей им ничего не светит. А жить дома припеваючи есть все возможности. Тем более вон сколько конкурентов освободи- ли им место. У этих душа не болит за Дон- басс и Луганск, им безразличны наши неудачи и победы на пере- довой. А потому им не совестно устраивать разухабистые шоу, словно нет никакой войны. Вче- ра отработал гонорар на корпора- тиве топ-менеджмента, сегодня в рекламе пропел что-нибудь про дешёвую распродажу сково- родок, завтра в Лужниках и на Красной площади исполнил что- то патриотическое — «Катюшу» или «Землянку». Темже голосом. С той же заученной улыбкой. Как тут не вспомнить строки Бруно Ясенского: не бойся вра- гов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — только с их молчаливого согла- Телебоссы, однако, не ви- дят в этом ничего странного. Они стараются угодить любой аудитории. Идёт спецоперация, и возникает запрос на патрио- тизм? Пожалуйста, вот вам во- енкоровский репортаж с пере- довой, политические ток-шоу, документальное кино о наших героях. А для остальной публики, лениво щелкающей кнопками на пультах, имеется иное меню. Давно ли на главных федераль- ных каналах давали «зелёный свет» пустоглазому тиктокеру, мадам Собчак, предваряли по- явление в кадре бездарного шут- ника фанфарами и пафосным возгласом на манер циркового шпрехшталмейстера: «Вечер- ний Ургант!». Сегодня они раз- бежались кто куда подальше от войны. Но теленачальников, делавших на них ставку, подоб- ные финалы былых проектов не смущают. Сбежали эти—найдём новых. Вот, например, вам история популярного музыкального кон- курса «Голос». Кто только не си- дел в креслах наставников. В том числе главный матерщинник всея Руси Шнур. Судила-жю- рила певцов и госпожа Лобода. Теперь не сидит —осознала себя щирой украинкой и обслужива- ет киевский режим. Ну и ладненько. Всё продол- жается в том же духе. На детском «Голосе» возник Егор Крид. Нет, понимаете ли, в стране никого талантливее и достойнее для та- кой задачи. И что с того, если на соседнем канале Никита Сер- геевич Михалков удивляется по поводу отвязных, неприличных блогов, которыми данный на- ставник завлекает прежде всего тинэйджеров. И автор «Бесого- на» спрашивает: чего ради так уж его поддерживать и пропа- гандировать? Легко могу вообразить: неко- торым соратникамКонстантина Эрнста до сих пор досадно, что они не успели попробовать на роль наставников ни Земфиру, ни Моргенштерна, признанных в России иноагентами. И что же эти звёзды так поторопились помахать ручкой и укатить в далёкие края? А ведь как бы вз- летел с ними рейтинг «Голоса». Кто ˞еˠал, кто остался Уехавшие из России меня во- обще-то не сильно интересуют. Разбираться в причинах их бег- ства как-то недосуг. У одних вне- запно вспыхнула любовь к неза- лежной и вороватому наркоману в президентском кабинете. Дру- гие — идейные пацифисты, хотя пацифизм они понимают стран- но: убивать русских на Донбассе вполне допустимо, а защищать их — преступно. Кто-то смылся, СКОЛʳКО ПОДʱЕЗДОВ В ǾОСТАНКИНОǿ Н асчёт последней пре- тензии я бы поспорил. Но, вообще, мой сто- личный коллега прав. Нескон- чаемая веселуха, бесчисленные «мыльные оперы», всё новые Кашпировские и Чумаки — экс- трасенсы, нумерологи, знахари, колдуны. Короче говоря, пир во время войны. Так критик и напи- сал. А мне хочется приглядеться, кто ипочему накрывает столыдля желающих беззаботно пировать. Его велиˢество Рейтинг Знакомый, съездивший в Гер- манию, когда-то рассказывалмне: в редакции крупной немецкой га- зеты решили продемонстриро- вать, как свободны и независимы её журналисты. Им негоже пере- секаться с сотрудниками реклам- ной службы.Пусть те идругие си- дят в разных помещениях и входят в здание через разные подъезды. Каждому своё. Коммерческие агенты должны умасливать бога- тых рекламодателей. А пишущим про то и знать не нужно. Вдруг завтра появится повод разнести денежного заказчика в пух ипрах. Так это там сейчас или не так, я не ведаю. Зато иногда думаю: перенести бы германский опыт к нам. Неправильно, что в одни и те же двери «Останкино» входят попсовый кумир, напяливший корону, и пианист Мацуев. Что общего между шутом с мешком заплесневелых анекдотов и во- евавшим на Донбассе писателем Прилепиным? НЕ БОЙСЯ ВРАГОВ — В ХУДШЕМ СЛУЧАЕ ОНИ МОГУТ ТЕБЯ УБИТЬ. НЕ БОЙСЯ ДРУЗЕЙ — В ХУДШЕМ СЛУЧАЕ ОНИ МОГУТ ТЕБЯ ПРЕДАТЬ. БОЙСЯ РАВНОДУШНЫХ — ТОЛЬКО С ИХ МОЛЧАЛИВОГО СОГЛАСИЯ СУЩЕСТВУЕТ НА ЗЕМЛЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО И УБИЙСТВО Бруно Ясенский Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» № 20 (26616) ʦː˛ːк˖˩ˢа˪ кана˖˦ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 ʣаститый публицист вынес строгий выговор, если не приговор, российскому ТВ. Даже канал ǼКультураǽ не пощадилǣ что-то вы, ребята, не да̦те отпор, не отвечаете тем, кто отменяет ̝ту саму̞ культуру.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz