Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ОʘʰЕСТʙЕННОǧПОЛИТИʮЕСКАЯ ГАЗЕТА ʤаˣа ˓˜˝о˛˓˪ 6 ͚ 20 ( 26 6 1 6 ) В стране тогда расширялась сеть военных учебных заведений, была постав- лена задача укомплектовать их достойными кандидатами. Так возникла идея открыть специа- лизированные средние военные школы для подготовки будущих курсантов военных училищ. Сначала это были только артиллерийские школы, куда поступить считалось большой честью: многие мальчишки меч- тали о военной профессии. А в ноябре 1940 года были созда- ны 20 спецшкол ВВС. Однако в этом списке напрасно искать Липецкую школу. Хотя более десяти лет (из 15 отпущенных ей на существование) она раз- мещалась именно у нас, в районе завода «Свободный сокол», на улице Ушинского, в доме №8. Называлась 6-й Воронежской. Из ˍоронеˑско˔ Ǽˣинелиǽ Каждая спецшкола получи- ла свой номер: первая была в Москве, вторая в Ленинграде, третья в Иваново, четвёртая в Курске, вплоть до 20-й в Ерева- не. Впоследствии школа могла менять место дислокации, а но- мер всегда оставался при ней. Такая история произошла и с 6-й Воронежской спецшколой ВВС, куда в конце 1940-го после серьёзных испытаний набрали для дальнейшего обучения с ар- мейским уклоном 490 человек. Поступающих же было в четыре раза больше. Но тре- бования к желающим учиться в спецшколе предъявлялись столь высокие — как по состо- янию здоровья, физической подготовке, так и по успеваемо- сти, — что успешно пройти мед- комиссию, сдать вступительные экзамены и преодолеть «рифы» пристрастного анкетирования смогли далеко не все. Цени- лось также наличие спортивных разрядов и значков — «Готов к труду и оброне» (ГТО), «Воро- шиловский стрелок», «Осоавиа- хим». Структурно каждая спец- школа напоминала армейское подразделение. Из поступив- ших формировали батальон, в котором первую роту составляли десятые классы, вторую — девя- тые и третью— восьмые. В каж- дой роте было по пять взводов (классы в обычных школах), в каждом взводе — три отделения. Директор именовался начальни- ком школы, они с завучем были гражданскими лицами. А два за- местителя — по политической части и по строевой подготов- ке — назначались из числа кад- ровых военных. Весь учебный процесс и быт регламентировались воинскими уставами: подъём, отбой, утрен- ний осмотр, вечерняя поверка, учебные и строевые занятия. Особую гордость «спецов» со- ставляла форма. Эмблемы, го- лубые канты, петлицы. А с вве- дением погон в армии — но это уже с января 44-го — появились они и на плечах учащихся спец- школ ВВС. Приказ об этом был подписан лично Сталиным. По окончании 10-го класса выпускников спецшкол распре- деляли по военно-авиационным училищам Красной армии. Но первый учебный год в спец- школах начался только 2 января 41-го. И уже к лету, буквально за несколько дней до начала Великой Отечественной вой- ны, первые выпускники были направлены в военные училища. Отучившись там по ускоренной программе, уже через полгода они отправлялись на фронт. Спецшколы же летом и осе- нью 41-го эвакуировали в глу- бокий тыл. В том числе и 6-ю Воронежскую, которая три года дислоцировалась в Караган- де. Когда летом 44-го началось обратное перемещение, спец- школу решено было распо- ложить в Липецке, поскольку Воронеж был сильно разрушен немцами. ǼСоколятаǽ с Сокола Эшелон с «мальчишками в погонах» — будущими лётчи- ками — 17 суток добирался из Казахстана к новому месту их «жительства». И есть какая-то особая символика в том, как считает гвардии полковник Ва- силий Лелецкий, не нуждаю- щийся в особом представлении нашим читателям, что местом базирования «соколят», рву- щихся в небо, стал в Липецке район с названием Сокол. На станцию ребята прибы- ли в августе 44-го поздно но- чью, но никто не спал. И когда открылись двери вагонов, сотни «спецов» высыпали на перрон с криками «Ура!». С таким эмоци- ональным подъёмом начинался новый этап в жизни самой шко- лы и её воспитанников. Василий Дмитриевич посту- пил в 6-ю спецшколу в 1951-м, когда годы обустройства и на- лаживания процесса обучения в ней были позади. Парнишка из воронежского посёлка По- громок жил обычной земной жизнью и поначалу хотел стать шофёром. Но вскоре им завладе- ла более высокая мечта — летать на самолётах. Отец его, Дмитрий Фёдо- рович, окончил церковно-при- ходскую школу, отлично разби- рался в математике, отличался каллиграфическим почерком, служил унтер-офцером в цар- ской армии, бил германцев в Первую мировую войну. Мамы не стало, когда Васи- лию, младшему из пятерых детей в семье, было шесть лет. Но она знала грамоту. И мальчик уже до школы умел читать, писать, решал математические задачи. Учился всегда отлично. И, бле- стяще выдержав все испытания, поступил в спецшколу. Кино, м˞зеи, танˡ˦ О своих наставниках и това- рищах по школе, о том, что дали ему годы обучения в ней, как важно хранить память о важ- нейших вехах истории и пере- давать её будущим поколениям, Василий Лелецкий может го- ворить много, увлечённо и ин- тересно. Ведь школа не только дала путёвку в жизнь каждо- му воспитаннику, но и имела большое значение для всего города, внесла весомый вклад в развитие сферы образования и в продолжение авиационных традиций Липецка. По сути, спецшкола была элитарным учреждением, там формировалась молодая плеяда советского офицерства — об- разованного, ответственно- го, преданного своему Отече- ству, крепкого духом и телом, культурного, наконец. И сколько классных специалистов, просла- вивших страну, авиацию, науку, производство, она дала! Главным делом для воспи- танников спецшколы, которую с 1946-го и до закрытия в 1955 году возглавлял Пётр Федоро- вич Поспелов, была, конечно, учёба. Причём по углубленной программе и с соблюдением всех уставных режимных моментов. — Мы круглые сутки на- ходились под присмотром ко- мандиров-преподавателей, — вспоминает Лелецкий. — Они не только учили нас основам наук и воинскому уставу, но и упорно занимались нашим вос- питанием: военным, физиче- ским, трудовым, эстетическим и этическим. К примеру, каждую неделю нам демонстрировали два-три фильма, а раз в месяц организовывали «культпоходы» на филармонические спектак- ли, которые затем активно обсу- ждались. Это развивало умение творчески мыслить и грамотно, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Мы ходили на экскурсии в музеи, на выстав- ки, а с учителями-предметника- ми посещали производственные объекты. Наш преподаватель русско- го языка и литературы Павел Сергеевич Плохих вёл пере- писку с писателями Алексан- дром Фадеевым, Борисом По- левым, Василием Ажаевым, с легендарными лётчиками Алек- сеем Маресьевым, Михаилом ЕСТЬ КАКАЯǦТО ОСОБАЯ СИМВОЛИКА В ТОМ, КАК СЧИТАЕТ ГВАРДИИ ПОЛКОВНИК ʙАСИЛИЙ ЛЕЛЕ̖КИЙ, ЧТО МЕСТОМ БАЗИРОВАНИЯ ǼСОКОЛЯТǽ, РВУЩИХСЯ В НЕБО, СТАЛ В ЛИПЕ̖КЕ РАЙОН С НАЗВАНИЕМ СОКОЛ. ИМЕННО В СПЕЦШКОЛЕ НАС УЧИЛИ ПОБЕЖДАТЬ, ТО ЕСТЬ БЫТЬ СИЛЬНЕЕ ВРАГА, УМНЕЕ ЕГО. ЛУЧШЕ ВЛАДЕТЬ САМОЛЁТОМ, ЧЕМ ОН, ЛЕГЧЕ ПЕРЕНОСИТЬ ПЕРЕГРУЗКИ, УМЕЛО И ЭНЕРГИЧНО ЗАХВАТЫВАТЬ ИНИЦИАТИВУ В БОЮ, ОБЕСПЕЧИВАТЬ СЕБЕ ПРЕИМУЩЕСТВО И В ИТОГЕ УНИЧТОЖАТЬ ПРОТИВНИКА Павел Софронов Василий Лелецкий в годы учёбы в Липецкой спецшколе ВВС ʣʗʢʳʮʟʯʡʟ ʙ ʦʥʚʥʤʗʬ ʟʞ Сʦʜʭʯʡʥʢʲ ʙʙС НА РУСИ УЖЕ В ДВА ГОДА РЕБЁНКА САЖАЛИ НА КОНЯ: УДЕРЖИТСЯ ВЕРХОМ — БУДЕТ СЛАВНЫМ ВОИНОМ, СМОЖЕТ ЗАЩИЩАТЬ СВОЙ КРАЙ. ТРАДИ̖ИИ ДЕТСКОГО ВОИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МАСШТАБЕ ЗАЛОЖИЛ ПЁТР , ОСНОВАВ ГАРНИЗОННЫЕ ШКОЛЫ И КАДЕТСКИЙ КОРПУС. ʙ СССР ПЕРВЫЕ ВОЕННЫЕ СПЕ̖ШКОЛЫ ОТКРЫЛИ В 1 9 3 7 ГОДУ. ʘЫЛА ТАКАЯ И В ЛИПЕ̖КЕ. Эмма Меньшикова Липецкую областную общественную организацию Василий Лелецкий после увольнения в запас возглавлял ветеранов войны и военной службы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz