Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
К ак тонко подметил кто- то, «Туполев»—это стро- гость во всем, включая эргономику и дизайн. «Илью- шин» —мягкость, грациозность. «Яковлев» — стремительность, а «Антонов» — основательность и практичность. Они были пе˛выми Уже в начале 20–30-х годов советские авиаконструкторы де- лали всё, чтобы подвинуть в небе иномарки—«Юнкерсы» и «Фок- керы». Первый советский пасса- жирский четырёхместный АК-1 был сконструирован в ЦАГИ в конце 1923 года. Он развивал ско- рость до 146 км/ч и имел потолок 2200 м. Правда, на 1000 метров забирался... 16 минут. АНТ-2 — первый наш цель- нометаллический самолёт. Пла- нер и гофрированная обшивка были сделаны из кольчугалю- миния — первого отечествен- ного сплава для авиастроения. Прежде был только дорогой не- мецкий дюраль. Импортозаме- щение в действии! С 1925 года страна стала постепенно отказы- ваться от иностранных машин. Самол˱тǦ невидимка По-2, впервые взлетевший 7 января 1928 года, стал самым массовым в мире бипланом. Всего построили около 40 тысяч машин. Это легендарный самолет Ве- ликой Отечественной. Но По-2 успел повоевать и вКорее в 1950-х годах, уже в эпоху реактивной авиации. Американские лётчики называли его неуловимым. Он летел слишком низко и слишком медленно для реактивных машин, а материалы, из которых был изготовлен (фанера и ткань), де- лали его незаметнымдля радаров. Т˛аˎеди˪ «Максима Го˛ькоˎо» АНТ-20 «Максим Горький» стал самымбольшимвмире само- лётомс сухопутнымшасси. Пока- зательный факт: его принимала комиссия в составе 200 человек. В июне 1934 года машину впер- вые поднял в воздух легендарный лётчикМихаилГромов. Его слова: «Изумительный самолёт». Крылатая махина брала во- семь членов экипажа и 72 пасса- жира. Но особенность в том, что это был агитсамолет. На борту «ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА» 15 /02 / 23 Советский авиапром выпускал всё, что могло летать, Ȅ от гигантски̕ транспортников и широко̔юзеляжны̕ лайнеров до автожиров и беспилотников. И машины ведущи̕ авиационны̕ Кʘ отличались даже внешне. ʵб˓˖ей 21 Наталия Ячменникова ͱͰͰ ЛЕТ. ПОЛʽТ НОРМАЛЬНЫʠ Страница подготовлена в рамках совместного проекта «Российской газеты» и «Липецкой газеты» Игорь Сикорский с императором Николаем II на борту «Русского витязя» — четырёхмоторного самолёта, давшего начало тяжёлой авиации. Фото Wikipedia Серийный сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. 1972 год. Фото из книги А.Н. Туполева «Грани дерзновенного творчества» электростанция, кинопроектор, библиотека, типография... В са- лоне ковры на полу, спальные каюты. Буфет. Трагедия случилась 18 мая 1935 года. Во время полёта, ор- ганизованного для семей авиа- строителей, по просьбе ки- ношников истребитель И-5 попытался сделать мёртвуюпетлю вокруг «Максима Горького». Но врезался в мотор АНТ-20. Ката- строфа унесла десятки жизней и уничтожила уникальный самолёт. Влетел в Книˎу ˛еко˛дов Ан-2—самый большой одно- моторныйбиплан вмире.Первый полёт совершил 31 августа 1947 года. В Книгу рекордов Гиннес- са Ан-2 попал как единственный самолёт в мире, который выпус- кают уже более 70 лет. Его произ- водство продолжается в Китае. — В Ханты-Мансийске в 70-е годы я пять лет работал на Ан-2, налеталнанёмтритысячичасов,— рассказалжурналистам экс-пилот «Боинга-777» Виктор Трошин. — Самолёт настоящий солдат — летит куда угодно. На лыжах, на колёсах, на поплавках. Коман- дир мог сам сверху присмот- реть площадку, сесть и взлететь. С˛авнили с НЛО В 1956 году первый совет- ский реактивный пассажирский Ту-104 приземлился в Лондоне. Запад был шокирован не только ство во главе с лидером страны решается на межконтиненталь- ный перелёт на борту не завер- шившей испытания машины. «Толстоˎо» не бо˪тьс˪Ǩ Ан-22 «Антей» — самый большой в мире турбовинто- вой самолёт и первый в мире широкофюзеляжный самолёт. Первый полёт — в феврале 1965 года. Мог поднимать 60 тонн груза при максимальной взлет- ной массе 225 тонн. При своих огромных размерах «Антей» мог эксплуатироваться даже с грун- товых аэродромов. «Созданием этого самолёта, — подчеркивал конструктор Олег Антонов, — был преодолён психологический барьер, связанный с боязнью очень «толстого» фюзеляжа». ʘыст˛ее звука Первый в истории сверх- звуковой пассажирский Ту-144 взлетел 31 декабря 1968 года. На два месяца раньше конкурента — англо-французского «Кон- корда». Советский лайнер летал выше «европейца»: 20 км про- тив 18 км у «Конкорда». Быстрее: 2500 км/ч против 2300 км/ч. Был мощнее: поднимал 16 тонн про- тив 13-ти. Но движки Ту-144 оказались слишком прожорливыми. Так, долететь до Хабаровска или Вла- дивостока, как задумывалось, суперлайнер не смог. Он про- писался только на маршруте из Москвы в Алма-Ату. Билет сто- ил 83 рубля 70 копеек. Обычный тариф был 62 рубля. С «ʘу˛аном» на спине Ан-225 «Мрия» стал самым огромными тяжелымсамолётомв мире. Размах крыла с футбольное поле, шесть мощных турбореак- тивных двигателей. Максималь- ная взлётная масса — 640 тонн. Для сравнения: у Boeing-747 — 442 тонн, у Airbus-380—560 тонн. Советский гигант родился в рамках космического проек- та «Энергия-Буран». В мае 1989 года Ан-225 доставил космиче- ский корабль «Буран» на авиа- салон в Париже и произвёл там настоящийфурор. На счету само- лёта 240 мировых рекордов, в том числе перевозка самого тяжёлого груза (253 тонны), самого тяжёло- го монолитного груза (188 тонн) и самого длинного груза. Дл˪ местных линий Як-40 — первый в мире трёх- двигательный турбореактив- ный пассажирский самолёт для местных авиалиний. Разработан в 1960-е годы. В 1970 году за его создание ОКБ Яковлева была присуждена Ленинская премия. На середину 1972 года самолёты Як-40налетали уже более 150мил- лионов километров и перевезли около 7 миллионов пассажиров. ʘо˛т ͚ͱ Ил-96-300 — первый со- ветский дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт. Смотришь на него, и создается ощущение мощи. Лайнер входит в десятку самых безопасных в мире. Специальный вариант разработан дляперевозкиПрезидентаРоссии. А первым советским реак- тивным межконтинентальным пассажирским самолётом стал Ил-62. В нём была реализована масса смелых конструкторских решений. Самолет мог безопас- но завершить взлёт при отказе одного двигателя, а крейсерский полёт и заход на посадку — даже при отказе двух. Ил-62 служил «бортом №1» для первых лиц от Брежнева до Ельцина. В 1995 году ему на смену пришел Ил-96. Первый в мире пассажирский самолёт был спроектирован именно в России. В ͱͱͳ году в небо поднялся биплан «Илья Муромец». Инженеры РусскоǦʘалтийского вагонного завода под руководством Игоря Сикорского заложили в его конструкцию новинкиǣ впервые разделили салон и кабину пилота. На борту появились туалет и ванная, спальные комнаты. тем, что Советский Союз смог построить такой сложный само- лёт, но и уровнем его интерье- ра. Британская пресса сравнила произведённый эффект с при- землением НЛО. Когда на следующий день прилетел второй Ту-104, с дру- гим номером, она написала: рус- ские «перекрашивают номера на своей опытной машине». И тогда Андрей Туполев приказал прислать в Лондон сразу три Ту-104! В декоре салона использовали полированную латунь и красное дерево. Американский пианист Ван Клиберн вспоминал Ту-104 как одно из чудес, поразивших его в СССР. Наряду с Красной площадью и московским метро. ʬ˛уˤ˱в на ТуǦͱͱʹ Первый советский двухпа- лубный Ту-114 взлетел в ноябре 1957 года. Тогда это был круп- нейший пассажирский самолёт в мире. Когда летом 1959 года Ту-114 впервые прибыл в Соеди- ненные Штаты, там 40 минут не могли найти подходящий трап. Пришлось подогнать самый вы- сокий из имеющихся и на него поставить стремянку. А в сентяб- ре того же года тем же бортом в США прилетел Никита Хрущёв. На тот момент Ту-114 ещё не завершил эксплуатационные ис- пытания. Этопервыйипоследний случайвистории, когдаправитель-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz