Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
невмоготу дожидаться естествен- ной смерти? Так вам пособят — усыпят бесплатно и не больно. Вообще, у цивилизованных народов жизнь человеческая ло- маного гроша не стоит. Киевские «эуропейцы» даже дошколят учат, что «русню», орков, «свино- собак» следует уничтожать. Они не люди. А где-то мусульманам отказывают в праве оставаться мусульманами. Публично разо- драть и сжечь Коран—поступок невинный, ненаказуемый. Граж- данин может как угодно проде- монстрировать свои убеждения, свою ненависть к другим, непо- хожим, неправильным. Дикость реабилитируется. Коран — в огонь. Евангелие со всеми Христовыми заповедями на свалку, после чего можно при- сягнуть сатане. А лишних людей, так или иначе, —на утилизацию. Человечество сползает, да чего там, стремительно скаты- вается к безумию вплоть до кан- нибализма. Потому и рождается под пером поэта строчка о Боге, уставшем без хороших людей. Нетрудно уловить перекличку нашего современника с тем же Николаем Фёдоровым. Для них настоящий хороший человек тот, кто любит за всех и прини- мает боль всех на себя. Три с лишним десятилетия в России не хотели или плохо умели объяснить это детям, а то и внушали им совсем другие принципы. Потому сегодня так тяжело даётся нам в час реаль- ной опасности мобилизация духа. Но мобилизация всё-таки началась. Она идёт, потому что надо побеждать, как побежда- ли когда-то защитники Москвы и Сталинграда, освободители Крыма, Киева, Варшавы, Праги, Вены. Иного ведь не дано. Рисунок Виктории Лобановой Реаˌ˓˖˓таˡ˓˪ ˖˩доед˜тˍа А вдруг православный фи- лософ Фёдоров прав? А вдруг и «совковая» мораль не так уж архаична и нелепа? А вдруг Ми- хаил Задорнов не зря издевался над американцами, озабочен- ными преимущественно нужда- ми «туловища»? Человек, если он человек, не вписывается в параметры индексов счастья. Зато вписавшиеся запросто рас- человечиваются и доходят до выводов, недавно ещё призна- вавшихся мало сказать безнрав- ственными — чудовищными, отвратительными. Допустим, решают: того, кто не в силах более илименее удовле- творить потребности своего «ту- ловища», не грех и вычеркнуть из жизни. Пенять не на кого, сам виноват. Нашишоковые терапев- ты непублично признавали: да, к рынку не всякий приспособится, особенноиз пожилых. Что делать? Ну, вымрет несколькомиллионов. Зато приспособившиеся начнут процветать. У них тьма единомышленни- ков по всему свету. В Канаде гу- манная власть не против, чтобы старики и больные, которым не на что жить и лечиться, соглаша- лись на эвтаназию. Вам, милые, Измеряется уровень счастья массой критериев: благосостоя- ние, стабильность, гарантия, что завтра ты будешь жить-поживать не хуже, чем сегодня, комфорт, качество медицины и т.д. Надо же, сообразил я, ведь эти изме- рители, если ощипать оперение учёной терминологии, сводят- ся к одной знакомой народной мудрости: лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и боль- ным. И где-то в подтексте не менее знакомое: не обращайте внимания, кто там копается в выброшенных из супермаркетов и ресторанов объедках, просро- ченных продуктах. Не стоит пор- тить себе настроение и аппетит. Вероятно, счастливчики в Дании и Люксембурге полага- ют: они приличные, достойные, хорошие люди. Им, конечно, не доводилось читать русско- го философа-космиста Нико- лая Фёдорова. А он советовал не путать счастье с богатством и утверждал, что счастье в оди- ночку не достижимо. Оно будет фальшивым. Человеку нельзя оставаться безоблачно спокой- ным и довольным, пока вокруг царят эгоизм, конкуренция, не- братские отношения. Даже пра- ведники в раю не блаженству- ют, а скорбят, зная о мучениях других людей и в земном аду, и в потустороннем, дантовом. Опять утопия, пустая и на- ивная? Да катитесь вы с вашим Фёдоровым, не мешайте при- личной публике получать свою порцию счастья. Но тут обна- руживается досадная подроб- ность. Эксперты «Агоры» честно проинформировали: в запре- дельно благополучных стра- нах почему-то высок процент самоубийств. С чего бы супер- и гиперсчастливчикам кончать с собой? бочем пареньке, то ли токаре, то ли слесаре, назывался гордо и задорно: «Я отвечаю за всё!». Наивно? Предположим. Но в ту пору было нормальным задумываться о своём предна- значении, долге, месте в общем строю. В перестройку «совко- вую» привычку сначала испод- тишка высмеивали, потом от- правили на помойку. Кто там ещё талдычит о ка- ком-то «новом человеке»? «Но- вого человека» не было, нет и не будет. Любому в любые времена охота сладко есть, пить и ни в чём себе не отказывать. Каким быть — не вопрос. Каким угод- но, лишь бы успешным и бога- тым. Публицисты не стеснялись учить: идеалы побоку, всюду и всегда бал правят интересы су- губо материальные. Беседовал я однажды со столичным докто- ром философии, кстати, очень верующим — в середине 90-х это и у либералов считалось хо- рошим тоном. Говорили о ель- цинских младореформаторах. Я рассказал об интеллигентной пенсионерке, что стеснительно пыталась отыскать что-нибудь полезное в мусорном контей- нере, и спросил, допустимо ли платить за эксперименты Гайдара и Чубайса обнищани- ем стариков. Ответ образцово- показательного православного профессора поразил: «А о ста- рушке Господь позаботится». И он начал делиться впечатле- ниями об Англии, где ему дове- лось читать студентам лекции по библеистике. Вид у него был победительный: какое счастье, что рухнул «совок», и он теперь свободен делать то, о чём прежде и не мечтал. Идеа˖˓˜т˦ ˓ реа˖˓˜т˦ Эти воспоминания посетили меня, когда на канале «Культу- ра» в передаче из цикла «Агора» уважаемый ведущий программы господин Швыдкой в компании социолога, физиолога, психоло- га растолковывал зрителям, что такое счастье. В поэме Некрасова мужики собрались и заспорили, кому живётся весело, вольготно на Руси. А учёные мужи в телесту- дии сообщали, в каких государ- ствах население признаёт себя самым счастливым и почему. индекс счастья зашкаливает в Швейцарии, Дании, Люксем- бурге. Ни США, ни Британия, ни Франция, ни Германия, ни Китай до них не дотягивают. БОГ lsСТАЛ БЕЗ ʬОРОʯИʬ ЛʵДЕʠ В мае 45-го казалось, оно до- бито, уничтожено. Но чу- довище отлежалось в под- полье, зализало раны, накопило энергию ненависти и выползло на свет. Так случается не впервые. Сто с лишним лет назад, накану- не Первой мировой другой вели- кий поэт почувствовал, предви- дел: «Над всей Европою дракон, разинув пасть, томится жаждой… Кто нанесёт ему удар?» И вот всё повторяется. И хо- рошие люди вновь должны оста- навливать катастрофу. Вообще-то «хороший че- ловек» расплывчатое, неопре- делённое выражение. Как там с лёгкой иронией писал Василий Аксёнов в «Затоваренной боч- котаре»? Идёт по траве хороший человек. Чем он хорош, неиз- вестно. Хороший, и всё тут. А в популярной советской пьесе, поставленной чуть ли ни во всех театрах страны, ге- рой провозглашал: «Хороший человек — не профессия». Но ему на разные голоса возражали в других спектаклях, фильмах, романах: главное —не кем быть, а каким быть. И прилагательное «хороший» наполнялось смыс- лом, конкретизировалось. Слово «карьера» звучало неодобритель- но. Зато журнальный очерк о ра- СЧАСТЬЕ В ОДИНОЧКУ НЕ ДОСТИЖИМО. ОНО БУДЕТ ФАЛЬШИВЫМ. ЧЕЛОВЕКУ НЕЛЬЗЯ ОСТАВАТЬСЯ БЕЗОБЛАЧНО СПОКОЙНЫМ И ДОВОЛЬНЫМ, ПОКА ВОКРУГ ЦАРЯТ ЭГОИЗМ, КОНКУРЕНЦИЯ, НЕБРАТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Николай Фёдоров Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» № ͱͷ ( 2 6 6 13 ) Пː˛ː˕˖˩ˢˋ˪ ˕ˋ˘ˋ˖˦ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 20 Положенные на музыку эти шероховатые, угловатые строки стали не просто песней, а одним из символов противостояния Русского мира, русской правды и веры вселенскому злу. Мы живём, побеждая вопреки всем и всему. Мы любим за всех — нам за всех и болит. Не сдать, не отдать эту боль никому. Бог устал без хороших людей. Владимир Скобцов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz