Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)
ʭ˓˟˛˙ˍ˙ː ˙ˌˤː˜˝ˍ˙ 9 ǾЛИПЕʭКАЯ ГАЗЕТАǿ 1͡Ȁ͜2 Ȁ 23 ИНТЕРНЕТ НЕ ТОЛЬКО КОЛОССАЛЬНЫЙ РЕСУРС, НО И ИСТОЧНИК ОПАСНОСТИ. РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА НАВЫКАМ ЗАЩИТЫ ОТ КИБЕРУГРОЗ Юлия Маслова КАК ОБЕЗОПАСИТʳ СЕБЯ В СЕТИ 1 Всегда придумывайте длинные пароли при реги- страции на сайтах. Желатель- но, чтобы в каждом было не менее 15 символов, причём не только буквенных. Нужны цифры, символы и знаки. Не берите цифры, связанные с датой рождения. Не исполь- зуйте одинаковые пароли для всех соцсетей и ресурсов. Что- бы не забыть, записывайте в обычный бумажный блокнот, который также не стоит хра- нить на видном месте. 2 Не переходите по ссыл- кам из сообщений. Даже если они пришли от ваших друзей, перечитайте написан- ное ещё раз, чтобы понять, что их автор — действитель- но ваш знакомый. Особенно если речь об одиночном со- общении. Если вы, не думая, спонтанно открыли такую ссылку, выключите Интер- нет, чтобы заложенные в ней вредоносные программы не смогли загрузиться. 3 Не сообщайте конфиден- циальную информацию о себе в Сети. Не передавайте никому личные данные, даже если вам пишут об этом с ак- каунтов близких или знают, как выглядят члены вашей семьи (снимков в соцсетях достаточно для этого). Детям стоит уяснить: свои пробле- мы взрослые решают без их участия. Поэтому если по телефону или в Сети «брат отца» или «коллега матери» срочно просит ребёнка при- слать скан документа его родителя, это явный сигнал опасной ситуации. 4 Нужно запомнить, что лучший выход при стран- ной переписке или подозри- тельном телефонном звон- ке — прекратить общение сразу же. Пока вы ведёте бесе- ду, вы на крючке у того, с кем говорите. Знайте: по ту сто- рону телефонной трубки не какой-то глупый мошенник, а человек, уже обманувший десятки людей, хороший пси- холог, у которого есть чёткий план разговора вне зависимо- сти от ваших ответов. 5 Родителям стоит быть бо- лее внимательным к де- тям. Мы зависим от Интерне- та, параллельно ведём жизнь и в виртуальной реальности. Не поленитесь посмотреть, в каких группах состоит ваш ребёнок, о чём там пишут, какие фотографии и записи выкладывают. Если замети- ли что-то деструктивное или опасное, ни в коем случае не кричите и не проявляйте агрессию, чтобы сохранить доверительные отношения. Научите ребёнка правильно реагировать на сетевые угро- зы, всегда приглашать к раз- решению опасных ситуаций взрослых. ЛlsЧʯАЯ ЗАЩИТА ȅ ǾКИБЕРЗОНТǿ В инженерно- технологической школе № 2 7 Липецка реализован проект «Киберзонт». Его главная задача — научить детей и родителей безопасному обращению с сетью Интернет, умению защитить себя в случае киберугрозы. Олеся Скворцова И нициатива возникла на стыке профессиональ- ных интересов руково- дителя продюсерского центра, преподавателя дисциплин, свя- занных с информационными технологиями, Липецкого ме- таллургического колледжаЮлии Масловой и желания студентов проявить себя в волонтёрской деятельности. Баˌуˣк˓ м˦ˣек не ˌо˪т˜˪ Первой ласточкой стал проект «IT-пионеры», кото- рый высоко оценил губернатор Липецкой области Игорь Ар- тамонов. Юноши и девушки поставили перед собой задачу познакомить с азами компью- терной грамотности своих ба- бушек и дедушек. Разработали программу, организовали заня- тия. Изучив теорию, пенсионе- ры переходили к практическим заданиям. Каждого «IT-пио- нера» сопровождал наставник, чтобы в случае необходимости подсказать, что делать дальше. Участники проекта научи- лись искать информацию в Ин- тернете (от рецептов блюд до песен Марка Бернеса), платить коммуналку по QR-кодам, за- ходить на сайт Госуслуг и ори- ентироваться в социальных сетях. К слову, когда в группе проекта «ВКонтакте» решили поощрить сотого подписчика, им неожиданно оказалась одна «IT-пионерка». Практическое знакомство с ресурсами Сети открыло ей новые возможности для общения, которого порой не хватает пожилым людям. Не обошли стороной и во- просы кибербезопасности. Во- лонтёры обратили внимание на то, что чаще всего именно пожи- лые люди попадаются на уловки сетевых мошенников. Ещё од- ной незащищённой категорией являются дети. Именно для них и запустили «Киберзонт». Не ˚о˚а˜т˧˜˪ на кр˩чок — Интернет — это большие возможности, но не всегда они используются во благо, — го- ворит автор и руководитель проекта «Киберзонт» Юлия Маслова. — Как-то моя дочь откликнулась на сообщение с аккаунта знакомого по общей компании. Тот начал разговор с привычного молодёжи «При- вет, как дела?», а после попро- сил на пару часов переслать ему небольшую сумму денег, со- славшись на то, что мама пока не берёт трубку и не может ему помочь. В итоге оказалось, что страницу знакомого взломали и от его имени действовал мошен- ник. Такие ситуации, к сожале- нию, нередкость. Дети просто не умеют противостоять такому напору. «Киберзонт» призван сформировать такой навык, что- бы не быть застигнутым врас- плох. Главной площадкой для его реализации стала липецкаяшко- ла №27, которая расположена недалеко от металлургического колледжа. Волонтёры проводили занятия не только для ребят, под- ключили и родителей, которых призывали внимательнее быть к виртуальным интересам детей. Ориентировались, в том чис- ле, на возрастную психологию. Ребятам предлагали разобрать стандартные сит уации по разным направлениям кибер- угроз, но при этом спрашива- ли, не как они поступят сами в таком случае, а как бы пореко- мендовали выйти из ситуации товарищу. Ведь главная задача — не напугать, а, напротив, воору- жить знаниями. Информиро- ван — значит защищён. Среди обсуждаемых тем — унижение людей, поводом к ко- торому становятся снимки и по- сты в соцсетях (кибербуллинг), размещение на интернет-ресур- сах видеозаписей издевательств над человеком (хэппислепинг), выуживание интимных снимков и последующий шантаж (кибер- груминг), выманивание денег (кибермошенничество) и игро- вая зависимость. Погружение в тему, как надеются создатели проекта, поможет ребятам раз- глядеть первые сигналы опасно- сти, заметить, что их пытаются поймать на крючок. Тогда дей- ствия будут не спонтанными, а осознанными, и выйти из ситуа- ций будет проще. В˜ем м˓ром ˚рот˓ˍ угро˒ — Мы очень рады нести полезные знания другим, — говорит волонтёр Валентина Фокина. — Я ещё размышляю о выборе профессии и благода- ря проекту понимаю, что могу найти себя в работе с детьми. Её однокурсница Валерия Мязина планирует попробовать себя в блогерстве. Волонтёрская работа позволяет лучше освоить интернет-пространство, завя- зать новые контакты, научиться правильно вести группы в соцсе- тях. Не меньше плюсов находят в такой общественной работе Александр Ворников и Богдан Фурсов — ещё два активиста «Киберзонта». Знания, опыт и ресурсы на- ставников и партнёров проек- та — только на пользу всем участникам: от школьников и их родителей до волонтёров. Так, в команде, помимо Юлии, ди- ректор областной общественной организации «Поиск пропавших детей» Вячеслав Телин, вице- президент фонда «Соратники» Инна Сеуткина, руководитель благотворительного фонда помощи семьям с детьми, на- ходящимся в трудной жизнен- ной ситуации, «Важен каждый» Елена Глебова, педагог-психо- лог, лидер Школы осознанно- го родительства Мария Царёва. Видеоролики волонтёры гото- вили на оборудовании липец- кого продюсерского центра INSIGHT PEOPLE. К слову, через эту площадку к участию привлекали и известных блоге- ров, которые несли идеи «Ки- берзонта» своей многотысячной аудитории. В Центре развития и поддержки технологических инициатив «ПарНик» помогли разработать узнаваемый логотип для «Киберзонта». Радиожурна- листка Алёна Мещерякова гра- мотно сформулировала вопросы экспертам на вебинарах для ро- дителей. А фонд «Милосердие» поддержал проект по грантовой программе «Стальное дерево». На днях курс обучающих за- нятий завершается. Но «Кибер- зонт» рано складывать и класть на полку. Разработка уже за- интересовала московских пе- дагогов и школьников, и они с удовольствием готовы вне- дрять этот опыт. Есть задумка сделать открытым прежде до- ступный только для участни- ков проекта информационный ресурс сайта, чтобы с разбором ситуаций мог познакомиться любой желающий. Созданная командой «Киберзонта» пло- щадка может стать базой для любой инициативы по кибер- безопасности. ФотоОльги Беляковой Валерию Мязину, Юлию Маслову и Валентину Фокину объединяет желание поделиться знаниями
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz