Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

͚ 2 ȋ2ͥͤ͢͡Ȍ ʥʘЩЕСТВЕННʥǧПʥЛИТИʮЕСКАЯ ГАЗЕТА 24 ʩˍ˙˛ˢː˜˝ˍ˙ Т огда, в начале 70-х прош- лого века, новый театр ещё только делал первые шаги, чтобы завоевать сердца и сим- патии зрителей. Он не имел ни своего здания, ни сложившейся труппы. Мечта о сˡе˘е Но приехавший из Крыма в Липецк молодой режиссёр Ва- дим Жуков не отчаивался. Ку- кольников, составивших костяк коллектива, он привёз с собой. И в городе металлургов старался привлечь к театральному искус- ству увлечённую, талантливую молодёжь. Воспользовавшись его приглашением, пришла в театр и Нина — выпускница 15-й сред- ней школы, грезившая о сцене. —Быть драматической актри- сой мечтала с детства. Занималась сначала в школьном театральном кружке, а в старших классах — в Доме офицеров. У нас была замечательная учительница рус- ского языка и литературы, наш классный руководитель Неонил- ла СергеевнаШинковская. Свою любовь к театру она передала и нам. Мы часто бывали на спек- таклях в Липецком драмтеатре, обсуждалиих,писалирецензии,— вспоминает Нина Павловна. На занятиях в театральной студии при Доме офицеров она познакомилась со многими ак- трисами театра кукол. Случай свёл её и с режиссёром Вадимом Жуковым. Завораˑивало действие —Труппа Липецкого куколь- ного театра была не укомплекто- вана. Но приглашать выпускни- ков учебных заведений и артистов из других городов было некуда: жильё не давали. Вадим Василье- вич пробовал тогда в работе всех, кто проявлял интерес к театру. В их числе оказалась и я. После школы планировала поступать в театральный вуз. Знала, что туда большой конкурс, поэто- му решила год посвятить подго- товке к экзаменам и поработать немного в театре, чтобы узнать его изнутри. Когда же окуну- лась в атмосферу творчества, то забыла о своих прежних мечтах стать драматической актрисой, — продолжает собеседница. Она влюбилась в этот осо- бенный театр, где главной была кукла, которую оживлял актёр, находящийся за ширмой. — Это меня нисколько не смутило. Завораживало само действие. Наша задача — пе- редать все эмоции кукольного героя, его переживания, образ мыслей, чтобы зритель понял характер куклы, проникся логи- кой её поступков, — объясняет актриса, в репертуаре которой десятки ролей. На первых порах вчерашней школьнице было трудно. Очень помогли тогда молодые куколь- ники, выпускники горьковско- го и саратовского театральных училищ, пытавшие счастье в Липецке. Они охотно делились своими умениями с симпатич- ной пытливой девушкой, для которой театральные подмостки стали школой жизни. Работая во вспомогательном составе, она по крупицам перенимала мастерство от каждого коллеги. Вскоре поя- вились и первые небольшие роли. Идея с поступлением в те- атральный вуз постепенно по- теряла всякий смысл, но обра- зование, если не по профилю, то близкое к искусству, было нужно. Выбор пал на Задонское культпросветучилище, где Нина получила диплом режиссёра мас- совых мероприятий. Он, кстати, впоследствии очень пригодился, потому что достаточно долго актриса работала помощником режиссёра. ʥсобе˘˘а˪ про˟есси˪ —У нас особенная актёрская профессия. Допустим, музыкант научился играть на скрипке, и на протяжении всей жизни он совершенствует своё мастерство. Для нас инструмент — кукла. И всякий раз в новой постанов- ке приходится изучать новый «инструмент». Мы узнаём его возможности, чтобы понять, как лучше передать характер персо- нажа и донести его до зрителя. Важно, чтобы публика верила в происходящее на сцене и смотре- ла не на актёра, а на куклу. Это тем более важно теперь, когда в репертуаре появились не только ширмовые куклы, — размышляет Нина Павловна. Выходя вместе с куклой на сцену, актёры ориентируются на партнёра, работают на него с полной самоотдачей. — Без партнёрства в театре вообще никак. Оно достигается большим трудом на репетициях, где отрабатываются все нюан- сы. Наш легендарный Вадим Васильевич Жуков был просто влюблён в куклу. И эта любовь, оказавшись «заразной», переда- лась тем, кто пришёл в его труппу. Зарплата была копеечная, но мы работали не за деньги, —призна- ётся актриса. Нова˪ ˨поˠа С приходом в Липецкий кукольный театр заслуженно- го артиста России, режиссёра Олега Пономарёва началась другая эпоха. Вместе с Вади- мом Васильевичем он восста- новил множество спектаклей из прежнего репертуара и начал экспериментировать, создавая постановки для семейного про- смотра. Новый режиссёр занялся и решением кадровой проблемы. На его просьбу откликнулись в Липецком областном колледже искусств имени К.Н. Игумно- ва, где по договору с областным управлением культуры и туризма выпустили два курса актёров- кукольников, которые пополни- ли труппу театра. — Олег Витальевич — пред- ставитель другого поколения. Он открыл для себя театр кукол, имея приличный опыт работы на сце- не, влюбился в него и остался на- долго. К счастью, Вадим Василь- евич успел поделиться с ним сво- ими знаниями и опытом. Мир кукольного театра — это синтез разных искусств. Здесь можно поставить не только обычный спектакль, но и оперу, балет. С самого начала, погрузившись в мир кукол, Олег Витальевич вытягивал из нас актёрское мастерство. Для нас поначалу это было сложно. Но теперь в нашем репертуаре появились спектакли, где на первый план с куклами выходят и актёры, — делится Нина Павловна. Надо сказать, что ветераны сцены охотно включились в экс- перименты Олега Пономарёва. —Мы очень благодарны ново- му режиссёру за то, что он активно вовлекает нас в творческий про- цесс. И молодёжь театру нужна. Вспоминаю, как я в своё время наблюдала за работой опытных актёров с куклой, ловила букваль- но каждое движение. Владимир Васильевич Тепляков, Виктор Митрофанович Проскуряков были для нас живым примером. Иногда Владимир Васильевич де- лал замечания очень жёстко. Они, может быть, казались обидными, но были полезными. А сегодня молодые учатся у нас. Ребята при- ходят с определённой базой, и мы готовы делиться с ними своими наработками. Преемственность поколений важна в театральном коллективе, как ни в каком дру- гом, — заключает актриса. Фото Сергея Кожевникова В трудовой книжке заслуженной артистки ʧоссии Нины Мирошниченко лишь одна запись. Сделана она полвека назад в отделе кадров Липецкого государственного театра кукол. Ольга Шкатова ʥЖИВʯИЕ КУКЛʲ 50 лет назад Нина Мирошниченко влюбилась в особенный театр, где главный герой — кукла, которую оживляет актёр На репетиции спектакля про Слономуха в постановке Валентины Бабкиной У НАС ОСОБЕННАЯ АКТЁРСКАЯ ПРОФЕССИЯ. МЫ КАК МУЗЫКАНТЫ. НО ДЛЯ НАС ИНСТРУМЕНТ — ЭТО КУКЛА. И ВСЯКИЙ РАЗ В НОВОМ СПЕКТАКЛЕ ПРИХОДИТСЯ ОСВАИВАТЬ НОВЫЙ «ИНСТРУМЕНТ» Нина Мирошниченко В свой ͣ0Ǧй день рождения на сцене Липецкого театра кукол Нина Мирошниченко представила маму главного героя в спектакле «Женитьба ʘальзаминова» по пьесе Александра ʥстровского в постановке ʥлега Пономар̦ва.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz