Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

№ 1 4 ȋ͞661͜Ȍ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 26 ʙː˛ˋ Н а литургии вспомина- ется вся земная жизнь Спасителя. Самая её важ- ная часть начинается со слов: «Станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире при- носити». И хор поёт: «Милость мира, жертву хваления». С этого момента начинается евхаристия (благодарение) — самая важ- ная часть литургии, когда хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы. И мы, вкушая их, полностью освящаемся и преображаемся. На какие же особенности ли- тургии стоит обратить внимание? Побеседуем об этом с председа- телем миссионерской комиссии Елецкой епархии, руководителем православного молодёжного клу- ба «Благовест», иереем Евгением Малых. —Отец Евгений, что означает литургия для христианина? Как она может помочь ему духовно преобразиться? — В Символе веры мы испо- ведуем не только, что веруем в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, но также и нашу веру во единую, святую, соборную и апо- стольскуюЦерковь. Веруем, что все мы— часть Тела Христова, и, чтобы сохранить это единство с Господом и друг с другом, нам нужно вместе собираться на бо- гослужение. Церковь — это и есть собрание, а главное из богослу- жений—Божественная литургия. Сам Спаситель указывает нам: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Могут ли эти трое или двое собираться, например, в поле или в какой-то комнате? Ответ очевиден: нет. Только в храме Божием созданы все условия для молитвы, чтобы не было рассеянности, чтобы глаза наши взирали на святые иконы, чтобы запах ладана помогал мо- литься с усердием. Храм — это то место, где благодать Божия подаётся верующему сполна. Да, Господь присутствует везде, но и вода, например, содер- жится в воздухе. Но если чело- век жаждет, ему недостаточно просто дышать, он обязательно отыщет источник чистой воды и напьётся вволю. Вот так же и наши души ищут источник бла- годати Божией и могут найти его только в храме. В наше непростое время участие в литургии выходит на первый план. Войны, эпидемии и другие трудности побуждают нас к молитве, ведь Сам Господь говорит в Евангелие: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16:23). Сейчас главные молитвы церкви — об Отечестве нашем и его защитни- ках, чтобы Господь послал всем нам мудрость и силы и привёл ко спасению. —Почему так важно не пропу- скать литургию? Ведь люди рабо- тают, устают за неделю... — У нас есть четвёртая за- поведь, где сказано: шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему. Это ми- нимум, который обозначил нам Господь. В одном из посланий апостола Павла читаем: «Всегда радуйтесь. Непрестанно моли- тесь. За все благодарите: ибо та- кова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс. 5:16-18). Важно выполнять это правило, потому что если мы любим Бога, то бу- дем и заповеди Его соблюдать. Поэтому мы должны посвя- щать Господу хотя бы седьмую часть своего времени. Молитва в храме и молитва домашняя должны стать неотъемлемой ча- стью нашей жизни. Совет здесь только один: трудитесь, братья и сестры, превозмогая свою не- мощь и лень. Жертвуйте время для Бога, потому что любовь измеряется жертвенностью. Как сказано в Евангелие: «Царствие Небесное силою берется, и упо- требляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). —Обязательно ли причащать- ся на литургии или можно просто помолиться? — Снова обратимся к Еван- гелию: «Если не будете есть Пло- ти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Далее Господь говорит, что Он есть путь, и истина, и жизнь. То есть без причастия мы не сможем соединиться со Христом и теряем Божию благодать. Но как часто надо участвовать в таинстве? Это стоит обсудить со священником. Кому-то полезно причащаться каждую неделю или несколько раз в неделю, а кто-то начинает привыкать и теряет благогове- ние, и тогда лучше причащаться пореже, например раз в месяц. Минимум, который устоялся со времён преподобного Серафима Саровского, — четыре раза в год. Причастие для нас как лекар- ство, и если употреблять его не- правильно, мы не выздоровеем. Поэтому молиться в храме без причастия можно лишь иногда, по весомым обстоятельствам, и если мы регулярно приступаем к Таинству. — Можно ли утром в воскре- сенье причащаться, если не был на вечерней службе? — Если болезнь или обязан- ности по работе не препятству- ют посещению храма накануне литургии, то нужно обязательно быть на вечерней службе. Про- пуск из-за лени или надуманных причин показывает наше небла- гоговение к Таинству Причаще- ния. Священник в таком случае может даже не благословить причащаться с утра. Готовиться к Причастию надо усердно, со- знавая своё недостоинство. Если мы готовимся с нерадением, то такое причащение может быть нам в осуждение. Апостол Павел говорит о таких случаях: «Оттого многие из вас немощны и боль- ны и немало умирает» (1Кор. 11:30). Поэтому-то необходимо посещать вечернее богослуже- ние и усердно, со смирением и благоговением готовиться к службе. Это прописано в уставе и является нормой для христиа- нина. — Нужно ли делать земные поклоны во время литургии? — Земные поклоны — это духовные упражнения, помо- гающие в стяжании смирения и в молитвенном делании. В некоторых случаях их соверше- ние предписано уставом, напри- мер перед причащением, когда священник выносит Чашу со Святыми Дарами. Они уместны во время великопостных служб, во время чтения молитвы пре- подобного Ефрема Сирина. Но иногда устав предписывает, на- оборот, не совершать земных поклонов. Не стоит их делать в воскресные дни, от праздника Пасхи до Пятидесятницы, в ве- ликие двунадесятые праздники, в Святки. Нередко люди всё же совершают земные поклоны по велению сердца, но тогда нужно встать в укромном месте храма, чтобы не мешать другим прихожанам и не уподобляться фарисеям, которые молились напоказ. Иногда такие поклоны совершаются по благословению духовника как епитимья, и они помогают сделать нашу молитву к Богу более усердной. — Каков духовный плод посе- щения литургии? Как понять, что всё сделано правильно? — Главный плод принятия святых Христовых Таин— стяжа- ние благодати Святого Духа. Это не просто некая сила, но Сам Бог, обитающий в нас, как в храме. Действие благодати описывает апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготер- пение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Именно такое состояние души характеризует предвкушение Рая. Часто благо- дать, полученная христианином, изливается и вовне, на наших родных и близких. И все вокруг становятся радостными, счастли- выми. Так происходит в резуль- тате благоговейного, усердного причащения Христовых Таин. Когда же люди, не ходящие в храм, говорят, что Бог у них в душе, то можно задать вопрос: имеют ли они плоды пребыва- ния Господа в душе человека, о которых писал апостол Павел? И если в человеке мы видим признаки злости, нетерпения, раздражения, сквернословия, зависти, гордости, то это плоды опустошённости и даже духовной смерти. Таким людям и требуется помощь Божия, чтобы выбраться из этого пагубного состояния. —Какова статистика? Сколько христиан в нашей стране регулярно посещают литургию и причаща- ются? —В некоторых регионах Рос- сии число крещённых людей доходит до 80 процентов. А вот прихожан, регулярно посещаю- щих богослужения, значительно меньше — 25 процентов. Но ко- личество воцерковленных — тех, кто изучает, понимает и приме- няет в жизни учение Христово, причащается, молится и соблю- дает посты, а не только по случаю заходит в храм, ставит свечи и освящает куличи, — ещё меньше, примерно два процента. Именно таковых Господь называет солью земли и светом мира и говорит им: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Давайте же всегда помнить это и стараться жить по Евангелию. Фото из архива редакции МОМЕНТ ВЕЧНОСТИ НА ЗЕМЛЕ Митрополит Антоний Суро̆ский писал, что литургия Ȅ момент вечности на земле. Мы мо̆ем вкусить частичку ʭарствия Небесного ўе здесь, в земной ̆изни. ʴто чудо регулярно происходит в храмах. Поэтому так вӑно внимательно, в благоговейном молчании слу̘ать, что поют и читают во время литургии. Наталья Сизова ЕСЛИ СОБРАТЬ ДРАГОЦЕННОСТИ ВСЕГО МИРА И ПОЛОЖИТЬ НА ОДНУ ЧАШУ ВЕСОВ, А НА ДРУГУЮ — БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ, ТО ЧАША БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ ПЕРЕВЕСИТ Святой праведный Иоанн Кронштадтский

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz