Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Мастера чаще всего делают фигур- ки людей, животных и птичек. Раньше то, что керамист видел вокруг себя, то и лепил, отражая свой мир в игрушке. К примеру, баба, как и в других видах народной игрушки, — символ плодоро- дия и плодовитости, образ значимый для крестьянина. Одна из отличительных осо- бенностей добровской игрушки в том, что в её основе — рюмка. Мастер создаёт сосуд, переворачивает его, а сверху уже выстраивает нужный образ. Из куска глины участники мастер- класса скатали два шарика, а затем од- ному из них с помощью пальцев прида- ли форму рюмки. В работе нам активно помогал Глеб Пастухов — сын Светланы Юрьевны. Он вместе с братом Ильёй всё детство провёл в мастерской матери, поэтому керамика стала и его любимым увлечением. — Свойства глины и её качества, ра- зумеется, напрямую влияют на форму изделия, его декор. Я стараюсь подби- рать такой природный материал, чтобы он позволял создать игрушку в традициях добровских мастеров, — объясняет Па- стухова. Своими знаниями и опытомСветлана Юрьевна делится не только с сыновьями и студентами. Она проводит мастер-клас- сы по всей России. Для неё очень важно сохранять и развивать добровский народ- ный промысел, и она верит, что сыновья продолжат её дело. М астер-класс состоялся в фи- лиале Липецкого областного краеведческого музея на улице Студёновской, 39б. В этом здании рас- полагалась мастерская народного худож- ника РСФСР скульптора Юрия Гришко, ушедшего из жизни в 2018 году. Теперь здесь проводят авторские ма- стер-классы и уроки керамики, лепки из глины, гончарного ремесла, вызы- вающие особый интерес у студентов и школьников. Вот и в тот день в мастер- скую пришли учащиеся медицинско- го колледжа, которым мы составили компанию. В˜еро˜˜˓˔˜кое ˚р˓˒нан˓е В музее участники мастер-класса получили возможность познакомиться с авторскими работами Юрия Гришко и студентов Института культуры и ис- кусства ЛГПУ. Заодно мы послушали увлекательную лекцию о творческом пути и личности бывшего владельца ма- стерской. Тем временем в соседней комна- те — керамической мастерской — для участников практического занятия под- готовили всё необходимое для лепки игрушки: глину, воду, кисти, деревянные палочки. Художественный руководитель проекта, керамист и преподаватель ЛГПУ Светлана Пастухова более 30 лет занимается изучением и лепкой тради- ционной добровской игрушки. Мастер делает всё, чтобы народный промысел не ушёл в прошлое. Совместная рабо- та Светланы Пастуховой и Областного центра культуры, народного творчества и — Важно впитать мастерство, про- пустить его через руки и сердце, а по- том передать ученикам! — говорит пе- дагог. Дет˜ка˪ радо˜т˧ За работой время летит быстро, и мы даже не заметили, как вылепили пти- чек-свистулек. Не стоит переживать, если с первого раза идеальное творение не получилось. Куда важнее пережить детскую радость при виде собственно- ручно вылепленной игрушки! А уж если она сразу же и засвистит — то восторг полный! Больше всего участникам мастер- класса понравилось прокалывать дыроч- ки в игрушке. Очень важно сделать это правильно, ведь от их расположения за- висит, засвистит ли птичка. Участница мастер-класса будущий медик Полина Подтележникова выросла в селе Доброе, правда, раньше народной игрушкой мало интересовалась. Но ре- зультатом своего труда осталась доволь- на. Говорит, что создать собственными руками такую замечательную вещь — на- стоящее чудо. Её подруга Ксения Перова тоже не скрывала своих эмоций. — Раньше я уже участвовала в ма- стер-классах по лепке глиняной игруш- ки. Это настоящий релакс! Хотя сейчас у меня и не сразу получилась птичка, но результат понравился, — поделилась Ксения. Мы оставили свои работы подсыхать в «КерамоКластере». Светлана Пастухова пообещала, что подкорректирует каждую игрушку, и после обжига все получат в руки настоящую свистульку. Фото Ольги Беляковой В Липецке для всех ̆елаю̙их проводятся мастерǦклассы по лепке из глины и гончарному ремеслу. ʝурналисты «Липецкой газеты» то̆е ре̘или побывать на занятиях у народного мастера России Светланы Пастуховой и слепить глиняную птичкуǦ свистульку в традициях добровской игру̘ки. ЧЕРЕЗ РlsКИ И СЕРДʭЕ Марина Полякова № 14 (26610) М˓˛ ˞ˍ˖ːˢː˘˓˔ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 24 МЫ ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХЖЕЛАЮЩИХ НА МАСТЕР-КЛАССЫИ УРОКИ КЕРАМИКИ, ЛЕПКИ ИЗ ГЛИНЫ, ГОНЧАРНОГО РЕМЕСЛА В «КЕРАМОКЛАСТЕР НА СТУДЁНОВСКОЙ» (6+). РАСПИСАНИЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ НА НАШЕМСАЙТЕ MUSEUMS-48.RU. ТАКЖЕ В ПЛАНАХ МАСТЕР-КЛАССЫ ПОЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ, ПО СКУЛЬПТУРЕ. БУДЕМСТАРАТЬСЯ ВОПЛОТИТЬ ВЖИЗНЬ ВСЕ ЗАДУМКИ Куратор проекта Алёна Хакимова Мастер-класс от Светланы Пастуховой Полина Подтележникова и Ксения Перова с добровской свистулькой кино получила федеральное признание. В 2021 году добровскую глиняную игруш- ку внесли в Реестр объектов нематериаль- ного культурного наследия России. —Я начала изучать добровскую глиня- ную игрушку в студенческие годы и была очарована её скромной красотой. Мне посчастливилось учиться у потомствен- ных гончаров Пустоваловых — Ивана Константиновича и Василия Констан- тиновича. У них было немало учеников, но со временем многие из них выбрали собственный путь, так что долгое время я занималась добровской керамикой прак- тически в одиночку. Зато теперь у меня по- явились единомышленники, ученики — и это прекрасно! — рассказала Светлана Юрьевна. Р˩мка ˜таноˍ˓т˜˪ ˌаˌо˔ На практическом занятии нам пред- стояло сделать птичку-свистульку, ко- торая в своё время была популярна у добровских мастеров. Пока мы со студен- тами готовились к занятию, разминали глину, Светлана Юрьевна рассказывала, чем добровская игрушка отличается от других. —Это промысел, который можно на- звать локальным. Он распространён не так широко, как романовская игрушка. Сейчас, благодаря федеральному при- знанию, о нём узнали во многих регио- нах, — отметила мастер. — Добровская керамика — в первую очередь, гончарное ремесло, которое уходит в глубь веков. Оно развивалось благодаря хорошей глине, которую мест- ные мастера добывали в Екатериновском овраге. В настоящее время это месторож- дение, к сожалению, заросло. В старо- давние времена игрушка шла только как дополнение к нужным в быту изделиям, но с XIX века стала набирать популяр- ность, — рассказала СветланаЮрьевна. Добровская игрушка сохранила лако- ничную форму, простые традиционные сюжеты, скупой архаичный декор. В ней, в отличие от романовской, очень мало декоративных налепных деталей. Эти черты роднят её с искусством минима- лизма. В ͲͰͲ1 году народную добровскую игру̘ку внесли в Федеральный реестр об̚ектов нематериального культурного наследия России.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz