Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

О льга Анатольевна отда- ла любимой профессии без малого 40 лет. За это время сотни мальчишек и дев- чонок назвали её первым своим учителем, который помог не только познать азы науки, но и наладить отношения со сверст- никами, настроиться на новый, школьный лад. Бː˒ ˋ˖˧˝ː˛˘ˋ˝˓ˍ˦ У самой Ольги Анатольев- ны, кажется, таких проблем не было, потому что в её семье, где переплелись две учительские династии Мозгуновых и Овчин- никовых, всё вертелось вокруг школы. Её мама Татьяна Васильевна Мозгунова (в девичестве Овчин- никова) почти полвека препода- вала историю. Только Хрущёв- ской школе отдала более 30 лет. Дедушка Ольги Анатольевны, Зот Митрофанович Мозгунов, почти два десятка лет работал учителем русского языка и ли- тературы в школе Сухой Лубны. Он по крупицам собрал много- численные факты и описал исто- рию этого села. А для любимой внучки Оленьки сочинял заме- чательные сказки. Дядя Ольги Анатольевны по папиной линии, Александр Зотович Мозгунов, более 50 лет преподавал биологию, был ди- ректором Лубновской средней школы. Тётя и дядя по маминой ли- нии, Валентина Васильевна и Виктор Васильевич Овчинни- ковы, тоже были учителями. Лю- бопытно, что почти все предста- вители этой трудовой династии начинали свой путь в профес- сию в Лебедянском педагогиче- ском училище. Ольга Анатольев- на тоже пошла по их стопам. — Выбирать профессию долго не пришлось. Помню, что я часто ходила в школу к маме. В семье шутили, что я научилась давать уроки раньше, чем раз- говаривать. Мама считала, что педучилище позволит мне луч- ше овладеть профессией, и в 15 лет отпустила меня в Лебедянь. Я жила в общежитии и проходи- ла свои «первые университеты». На выходные приезжала домой. Студентами мы часто выходи- ли на трассу и добирались до места на попутных машинах. Учиться довелось ещё в старом здании. А новое мы помогали строить, выполняя подсобные работы, — рассказывает Ольга Анатольевна. Жизнь студентов была насы- щенной: они давали открытые уроки, писали конспекты заня- тий, выглядевшие, как исписан- ная ученическая тетрадь. Ольга Анатольевна запомнила, как преподаватель по методике вна- чале отругал её за то, что пришла на урок математики, имея лишь общий план, а затем похвалил за хорошо проведённое занятие. С отличием окончив педучи- лище, она в 1988 году поступила на заочное отделение Елецкого пединститута. К тому времени уже появилась семья, родился старший сын. В вуз на отделение начальной школы отличницу взяли по результатам собеседо- вания. Переносясь мыслями в те далёкие годы, Ольга Анатольев- на становится задумчивой, как будто решает, какую страницу своей биографии открыть, а ка- кую спрятать от посторонних как самое дорогое. — Главным примером для меня была и остаётся мама, — продолжает моя собеседница. — В старших классах она вела у нас историю и очень строго спрашивала с меня, чем заслу- жила большое уважение моих од- ноклассников. После этого уже никто не думал, что я отличница потому, что мама—учительница. С большой теплотой вспоминаю и о дедушке, и о дяде Саше. На них я равняюсь всю жизнь. Нː˗ˡ˦ ˚˛˓ː˒ˑˋ˖˓ ˒ˋ ˙˚˦˝˙˗ Конечно, известный ли- пецкий педагог Александр Мозгунов выбрал профессию по примеру отца, пройдя путь от учителя до директора школы. Примечательно, что при нём в Сухой Лубне построили новое её здание, которое наполнилось детскими голосами 1 сентября 1973 года. Биолог по образованию, Александр Зотович много сил положил на то, чтобы пришколь- гая территория, занимавшая 4,5 гектара, стала самым зелёным уголком в селе. Дети и учителя вместе трудились: заложили сад, аллею выпускников, разбили цветники, посадили дендрарий, насчитывавший более 80 видов деревьев и кустарников, встре- чающихся в наших краях. Со временем организовали работу на учебно-опытном и коллекционном участках, по- строили теплицу для рассады. Затем появились и подвалы для хранения выращенных ребятами овощей. Из них потом готовили обеды в школьной столовой. Так закладывались основы трудового воспитания детей. Вскоре в школе создали учени- ческую производственную бри- гаду, благодаря которой дети ста- ли работать и на полях совхоза «Дмитровский». Ежегодно они обрабатывали сахарную свеклу и проводили видовую прополку зерновых культур. Жизнь кипела и в школьных гаражах, и в ангаре для сельско- хозяйственной техники, и в ма- стерских. Трудовое воспитание дополняла профориентационная работа. Юноши получали пра- ва трактористов третьего клас- са, девушки работали на фермах операторами машинного дое- ния. Обучение проводилось и в школьных мастерских, и в ма- стерских совхоза «Дмитровский». Опыт работыпедагогического коллектива Лубновской средней школы по трудовому обучению и воспитаниюшкольников получил известность далеко за пределами Липецкойобласти. Онёмнаписа- ли в журнале «Народное образо- вание», его изучали в Академии педагогических наук СССР. За опытомк учителямвСухуюЛубну приезжали коллеги из ГДР. Сегодня об этих достижениях рассказывает школьный стенд, посвящённый заслуженному учителю России Александру Мозгунову, а учебное заведение с гордостью носит его имя. П˙˕˖˙˘ ˞ˢ˓˝ː˖˩ Славный трудовой путь Алек- сандра Зотовича, который очень ценил человеческие взаимоотно- шения, навсегда вписан в исто- рию нашего края. Память о нём бережно хранят в семье, продол- жателем традиций которой по праву является Ольга Хомутин- никова. Она начинала работать в роднойХрущёвскойшколе, где её встретили очень хорошо. Там всё было знакомо с детства: и стены, и люди. Ольга Хомутинникова получила первый класс, куда привели своих детей две учи- тельницы, у которых она прежде училась. Оказанное ей доверие дорогого стоило. — Мне было всего восем- надцать, когда я начинала ра- ботать, — рассказывает педа- гог. — Помню, шла по селу и какая-то бабушка не просто по- здоровалась со мной, она мне поклонилась: так почётен был труд учителя. Для меня это было потрясением. Да, сейчас многое поменя- лось. Дети приходят в первый класс со знаниями. Они умеют читать, считать. Важно орга- низовать их работу, направить в нужное русло, научить сосре- доточиться, слушать и слышать учителя. — В Сырскую школу я пришла в тот год, когда сюда в первый класс пошёл учиться старший сын. И она тоже ста- ла мне родной, — продолжа- ет Ольга Анатольевна. — Мне очень нравится моя профессия. Заряжаешься от детей жизне- любием, вместе с ними каждый день открываешь что-то новое. Поддерживают коллеги, с кото- рыми за много лет сроднились. Уже не представляю жизнь без них. Мы стараемся сохранять в коллективе дружеские, тёплые отношения. Но всё-таки самое главное для педагога — дети, их интерес к учёбе, их доверие к учителю. Ради этого Ольга Хомутиннико- ва живёт и работает. Фото Геннадия Логунова В ПЕДАГОГИКЕ ЕСТЬ ТАКОЕ ПОНЯТИЕ «УЧИТЬ УЧИТЬСЯ». ЭТО И ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ Ольга Хомутинникова Фото из семейного архива. Нижний ряд: дедушка Ольги Хомутинниковой — Мозгунов Зот Митрофанович, её папа — Анатолий Зотович, бабушка — Феодосия Андрияновна. Второй ряд: её дядя (папин брат) Александр Зотович, его жена — Галина Фёдоровна, на руках их старший сын Владимир Александрович. ʥʛʤʗ ʤʗ ʙʨʜʬ ʦРʥlzʜʨʨʟʶ О̙́̈̉ ̒̐̓̄̎̂̎̉ ̑̒̀̆ ̑̅̌̅̉̍̎̉ ̄̈̍̀̑̒̈̈ ̗̟̓̈̒̅̋ ̛̗̜̍̀̀̋̍̕ ̊̋̀̑̑̎̂ ̛̘̊̎̋ ̑̅̋̀ С̛̐̑̊̎̅ О̜̋̃̈ ʬ̎̌̓̒̈̍̍̈̊̎̂̎̉ ̛̘̏̐̅̂̀̅̒ ͟͜͜ ̋̅̒Ǥ А ̟̈̌ ̦̅ ̟̄̄̈ А̋̅̊̑̀̍̄̐̀ ʣ̎̇̃̓̍̎̂̀ ̍̎̑̈̒ ̘̊̎̋̀ ̂ ̑̅̋̅ С̟̓̀̕ Л̓́̍̀Ǥ Ольга Шкатова Вместе с детьми Ольга Хомутинникова каждый день открывает что-то новое ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ʤа˜˝авники 24 № 1 45 ( 2 6 7 41)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz