Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2023 г. (г. Липецк)

ʦере˕˖˩ˢˋя ˕ˋнˋ˖˦ 20 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА № 2 ( 26 5 9 8 ) Исаак Розенфельд, обозреватель «Липецкой газеты» М ногие, дескать, напрас- но увидели в нём чуть ли ни эталон русского интеллигента. Да и на положи- тельного персонажа он еле тянет. АндрейМягков сыграл типично- го «маленького человека», живу- щего мелкой частной жизнью. Он не способен брать на себя ответственность, он безвольно плывёт по течению. Его пере- мещение в алкогольном беспа- мятстве из Москвы в Ленинград весьма символично. Нет, не на таких людях держалась и дер- жится Россия, особенно в труд- ные времена. У меня суровый приговор умнейшего Армена Сумбатови- ча вызвал желание вступиться за бедного Женю. В который уж раз в эти месяцы вспомнились стихи о маленьком солдате Ве- ликой Отечественной. Тихому бойцу выдали маленькую ши- нель, маленький автомат. А он пал смертью храбрых, и на всём белом свете не найти столько мрамора или гранита, чтобы по- ставить ему памятник в полный его рост. Почему-то я не сомневаюсь: деликатный, невоинственный доктор Лукашин точно так же не уклонился бы от мобилиза- ции, не сбежал, не предал бы, а исполнил что должно до послед- него вздоха. Генерал˧с˕ие поˎон˦ дл˪ солда˝а Герой всё-таки не профес- сия, господа. В свободное от ге- роизма время люди просто жи- вут. Дружат, спешат на свидания, смотрят сериалы, жарят шашлы- ки на даче и, конечно, работают. Заметьте: большинство честно и увлечённо. В популярной советской пес- не звучал призыв: готовься к ве- ликой цели, а слава тебя найдёт. Я плохо понимаю, как надо го- товиться к великой цели и что это за цель, если ты, к примеру, слесарь-сантехник, дальнобой- щик, тракторист или продавец холодильников. Любопытно, та же идея пере- кочевала из советского времени в постсоветское. В учебнике для пятиклассников есть упражне- ние: ну-ка, ребятки, ответьте на вопрос: какой след на земле вы мечтаете оставить? Перечис- лите ваши грядущие подвиги, в крайнем случае, выдающиеся открытия. А учительница оценит, чья мечта заслуживает пятёрки, а чья — от силы троечки. О чём-то подобном читал я в полузабытой старой книжке. В ней иронизировали: допустим, плох солдат, который не хочет стать генералом. Но взбредёт ли ему в голову выйти перед строем и объявить: намерен дослужить- ся до генеральских погон? Зачем ставить ребёнка в по- ложение придурковатого солда- та, требуя от него, в сущности, прилюдной исповеди. Это же профанация, имитация воспи- тания гражданственности, при- общения, как теперь выража- ются, к высшим смыслам. Вы находите, что я преувеличиваю значение проходного, невин- ного учебного упражнения? Но настолько ли оно невинно? Одиннадцатилетние мальчики и девочки наверняка легко со- образили: никто не рассчиты- вает на их искренность. Нужно всего лишь написать что-нибудь красиво и правильно не только касательно грамотно расстав- ленных запятых. Кто сам не догадался, тому мамы и папы подсказали. И новое поколение получило стартовый урок при- способленчества. Одобренные сверху раз- говоры о важном, о том же ге- роизме, патриотизме, не тер- пят фальши. Тут тональность порою дороже слов. Да, когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой. Но, может, главное — не приказ страны, не военкоматовская по- вестка, а голос совести? Врачи в «красной зоне» круглые сут- ки вытаскивали умирающих с того света не по распоряжению начальства. На Донбассе шах- тёры, учителя, строители, даже артисты местной филармонии взялись за оружие не по чьей-то команде — они защищают свой язык, свой дом, поскольку иначе нельзя. Однажды я встретился с сельской медсестрой — мамой двоих детей. Она вынесла из пы- лающей избы чужого ребёнка. «А если бы ваши малыши оси- ротели?» — спросил я. Она от- ветила: «Какой же нормальный человек бросил бы на погибель эту девочку? В таких случаях ни у кого выбора нет». Простые истины. Но всё важное в жизни вообще-то про- сто. Очевидно с первого взгляда. Лишь бы глаза не были замыле- ны, а душа не привыкала к слад- кой полудрёме. Прежде всего в детстве и отрочестве. Дела˔, ч˝о долˑно Худо, что и в головах у мно- гих взрослых всё спутано, зыбко, неопределённо. Над этим не год и не два славно потрудились те, кто сегодня наблюдает за проис- ходящим на Украине и в России из не столь уж прекрасного, но безопасного далёка. Они рабо- тали упорно, на каждом шагу обнаруживая и в настоящем, и в минувшем пропагандистские мифы и фейки. Чего нам так уж сильно воз- мущаться уничтожению памят- ников Екатерине Великой, Су- ворову, Пушкину, Александру Матросову в Киеве, Одессе или Львове? У нас же либеральный историк не постеснялся назвать святого Александра Невского коллаборационистом, продав- шимся Орде за ярлык на княже- нье. Ему бы лучше задружиться с немецкими псами-рыцарями. Они бы нас немножко за- воевали и худо-бедно европе- изировали. О чём буквально за полгода до спецоперации на це- лую страницу поместила статью газета, редактор которой удосто- ился Нобелевской премии мира. Заголовок дали размашисто и лихо: «Зарубил окно в Европу». В том же номере разоблача- лись генерал-полковник Андрей Картаполов и «бесогон» Никита Михалков. За что? Всё за то же. Они посмели с уважением гово- рить и об Александре Невском, и о Петре Первом. А генерал к тому же рекомендовал показы- вать солдатам фильмы о Куту- зове, Ушакове, Нахимове. Это ужасно. Это насаждение импер- ского духа. Это прославление армейских подвигов вместо осу- ждения милитаризма и противо- поставления ему пацифистских взглядов. Защита Родины? Право Рос- сии жить по собственным зако- нам и заветам предков? Да нет у русских такого права. Умирать за Родину, что упорно не идёт на выучку к западным демократи- ям, глупо. А солдатам лучше не «Офицеров», «Добровольцев» и «Повесть о настоящем человеке» смотреть, а посетить «Ельцин- центр». И заодно усвоить, что гене- рал Власов куда больший патри- от, чем Жуков, Рокоссовский, Конев. Надеяться, что эта «ельцин- центровская» идеология хотя бы краем не коснулась детей, наив- но. Даже если они не проявляли большого интереса к истории. Но вот наступило время, когда понятие мобилизации имеет не только армейское значение. Как задолго до СВО писал проницательный политолог Сергей Кургинян: «Мы хотим «русского чуда», понимая, что оно само со- бой не произойдёт? Что за него придётся доро- го заплатить и так да- лее? Мы его хотим, потому что без него дело швах. А раз без него дело швах, то либо мы сумеем сотворить мобилизацию (то есть осуществить «русское чудо»), либо наступит этот самый швах (то бишь «русская смерть»)». При этом раскладе грош цена вопросам типа «какой след оставлю я на земле?». Есть во- прос не сравнимый сошкольны- ми упражнениями: что сделаю я, хватит ли у меня сил и мужества сохранить родную землю? Ина- че негде будет прокладывать ни- чьи следы. Они будут следами на песке и исчезнут после первого же дождя или снегопада. Герой делает то, что можно сделать. Другие этого не делают. Ромен Роллан Неукротимо темпераментны̉ историк и ̆урналист Армен Гаспар̟н в одном из новогодних стримов на канале ǼСоловьёв ĎěĊǽ нӗданноǦнегаданно напустилс̟ на ʝеню Лукашина из ǼИронии судьбыǽ. МЫ ХОТИМ «РУССКОГО ЧУДА», ПОТОМУ ЧТО БЕЗ НЕГО ДЕЛО ШВАХ. А РАЗ БЕЗ НЕГО ДЕЛО ШВАХ, ТО ЛИБО МЫ СУМЕЕМ СОТВОРИТЬ МОБИЛИЗАЦИЮ ( ТО ЕСТЬ ОСУЩЕСТВИТЬ «РУССКОЕ ЧУДО»), ЛИБО НАСТУПИТ ЭТОТ САМЫЙ ШВАХ (ТО БИШЬ «РУССКАЯ СМЕРТЬ») Сергей Кургинян ʬудо, ̗то в головах у многих взрослых всё спутано, зыбко, неопределённо. Над этим не год и не два славно потрудились те, кто сегодн̟ наблюдает за происход̟̙им на Украине и в России из не столь ў прекрасного, но безопасного далёка. Они работали упорно, на кӑдом шагу обнарўива̟ и в насто̟̙ем и в минувшем пропагандистские ми̔ы и ̔е̉ки. На Донбассе шахтёры, у̗ител̟, строители, дӑе артисты местно̉ ̔илармонии вз̟лись за орўие не по ̗ье̉Ǧто команде — они за̙и̙ают сво̉ ̟зык, сво̉ дом, поскольку ина̗е нельз̟. СЛЕД НА ЗЕʣЛЕ И СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ Ромен Роллан французский писатель (1866 — 1944)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz